Исламская культура

Доброе отношение к родителям (материал для проведения урока)

20 Декабрь , 2021
382 просмотров


Айрат Баешев

Доброе отношение к родителям

(материал для проведения урока)

 

     Аллах при сотворении человека заложил в него чувство любви, уважения и почитания своих родителей. Для того, чтобы человек с почтением относился к своим отцу и матери этих чувств достаточно. Однако, исламская религия не позволяет себе молчание даже в тех положениях, очевидность соблюдения которых проистекает из человеческого ума и мира его внутренних чувств. Одним из подобных положений является доброе отношение к родителям. Предписания Ислама подчеркивают важность почтительного и уважительного отношения человека к родителям, подтверждая этим всё, к чему призывает человека его внутренняя природа.

 

Единобожие и доброе отношение к родителям

 

     Значение, которое придаётся Исламом отношению человека к родителям столь велико, что в четырёх сурах Корана предписание о почтении к родителям упомянуто сразу же после самого основного повеления небесной религии – после Единобожия. Разве одно это не указывает на то, сколь важно творить благо по отношению к родителям?!

 

  1. «Вот мы заключили завет с сынами Израиля, что вы не будете поклоняться никому, кроме Аллаха и будете делать добро родителям» (Сура «Корова», аят 83).
  2. «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей и делайте добро родителям» (Сура «Женщины», аят 36).
  3. «Никого не приобщайте к Нему в сотоварищи и делайте добро родителям» (Сура «Скот», аят 151).
  4. «Господь твой предписал, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, и делали добро родителям» (Сура «Перенес ночью», аят 23).

 

     Как прекрасна религия, которая предписывает последователям не забывать о родителях и о добром отношении к ним, даже если они не принимают данную религию! Аяты Корана и многочисленные хадисы от Посланника Аллаха призывают почитать отца и мать, не являющихся мусульманами. В суре «Лукман» сказано: «А если они (родители) будут бороться с тобой, чтобы ты приобщил ко Мне сотоварищей, о чём нет у тебя знаний, то не повинуйся им. Но в этом мире относись к ним с добром» (Сура «Лукман», аят 15).

 

     Случается, что родители не разделяют с детьми верных религиозных убеждений. Случается, что такие родители велят детям сделать нечто, противоречащее предписаниям Ислама. Предельно ясно, что в подобных случаях не нужно повиноваться им. Но, несмотря на это, дети обязаны чтить родителей, не повышать на них голоса, обращаться с ними вежливо и с уважением. В таких случаях дети должны постараться наилучшим образом выполнить свою обязанность по призыву к благому и удержанию от дурного. И, быть может, родители будут наставлены на истинный путь.

 

Благодарность к родителям

 

     Благодарность человека по отношению к родителям стоит в одном ряду с его благодарностью к Всевышнему за многочисленные блага и милости, о чём свидетельствует Небесное Писание: «Благодари Меня и своих родителей» (Сура «Лукман», аят 14). Блага и милости, которыми одаривает нас Творец, превыше того, чтобы сосчитать их. Отсюда становится понятным, как высоко положение родителей, если Коран предписывает верующим благодарить - и Творца и своих родителей.

     От Имама Риды (да будет мир с ним) передаётся: «Воистину, Аллах повелел благодарить Его и родителей. Тот, кто не благодарит родителей, не благодарит Аллаха» (Аль-хисал).

     Человеку следует благодарить и почитать отца и мать, но ему ни в коем случае нельзя проявлять к ним даже малейших признаков неуважения. Коран учит: «Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Уф!» – не кричи на них и обращайся к ним почтительно» (Сура «Перенес ночью», аят 23).

    

Превыше борьбы на пути Аллаха

 

     Борьба на пути Аллаха с врагами Ислама под знамёнами справедливого предводителя является важнейшей из программ исламской религии. Вооружённая борьба на пути Аллаха бывает двух видов:

  1. Когда на борьбу обязаны подняться все без исключения мусульмане (джихад эйни).
  2. Когда на борьбу должна подняться лишь часть мусульман, и если некоторые из них сделают это, то на других не будет обязанности браться за оружие (джихад кифаи).

 

     Если мусульмане находятся с неприятелем в состоянии второго вида вооружённой борьбы, то в некоторых случаях для некоторых мусульман будет намного лучше, если вместо того, чтобы отправиться на войну, они останутся с родителями и будут заботиться о них. А порой имеющиеся условия обязывают их остаться с родителями. Имам Садык (да будет мир с ним) рассказывает, что однажды один из мусульман подошёл к Посланнику Аллаха (да благословит Аллах его и его род) и сказал ему: «О Посланник Аллаха, я молод и силён, и я жажду принять участие в битве на пути Аллаха, но моя мать испытывает беспокойство по этому поводу». Пророк ответил ему: «Вернись к матери и будь рядом с ней. Клянусь Аллахом, который ниспослал меня с истиной, если ты пробудешь с матерью в течение одной ночи, то это лучше, чем год вооружённой борьбы на пути Аллаха» (Джами ас-саадат).

 

     Сколь высоко положение родителей, если в ряде случаев нахождение рядом с ними - превыше такого важного деяния, как борьба с врагами религии!? Но нужно помнить, что данный хадис относится к тем случаям, когда вооружённая борьба на пути Аллаха не является всеобщей, а относится ко второму виду борьбы, о которой было сказано ранее. Если же джихад будет объявлен всеобщим, и основам исламской религии будет угрожать серьёзная опасность, то на всех мусульманах лежит обязанность оказать вооружённое сопротивление врагу. В такой ситуации неприемлемы никакие отговорки, даже несогласие отца и матери.    

 

Лишённый почувствовать запах Рая

 

     Посланник Аллаха многократно повторял мусульманам: «Остерегайтесь навлечь на себя гнев и обиду родителей. Воистину, благоухание Рая чувствуется на расстоянии в тысячу лет. Но тот, кто навлечёт на себя гнев и обиду родителей, даже не почувствует его запаха» (Джами ас-саадат). Из этих слов Посланника Аллаха становится ясно, что люди, причиняющие родителям мучения и страдания, не только не смогут пребывать в Райских садах, но будут находиться от Рая на далёком расстоянии и будут лишены возможности приблизиться к нему.

 

     В одном из хадисов повествуется о том, что некий человек совершал таваф вокруг Каабы, усадив на себя пожилую мать. Увидев Пророка, он спросил: «Компенсировал ли я этим (то есть помощью в совершении тавафа) все заботы моей матери?» Пророк ответил ему: «Нет, ты не компенсировал даже одного из её стонов во время родов» (Фи зылялиль-куран). Действительно, если мы учтём все тяготы, которые испытывает мать, нося в утробе дитя, если примем во внимание все трудности, выпадающие на неё во время родов, а затем бессонные ночи, в которые она находится возле дитя, если мы не будем забывать о нелёгком бремени, связанном с кормлением ребёнка, с его воспитанием и о многом, многом другом - то мы непременно осознаем слова Пророка Ислама, говорившего, что как бы человек ни старался, он никогда не сможет возместить то, что сделала для него мать. Ему остаётся лишь почитать и уважать её, прося помощи у Всевышнего для наилучшей заботы о родителях.

 

Благочестивый человек, почитающий отца

 

     Во второй суре Корана приводится история о корове и сынах Израиля. Один из людей был убит при неизвестных обстоятельствах, и никто не знал, кто же является его убийцей. Аллах ниспослал Пророку Мусе (да будет мир с ним) откровение, в котором повелел, чтобы сыны Израиля закололи корову, а затем прикоснулись одной из её частей к убитому, чтобы тот ожил и указал на убийцу. Муса передал им данное повеление Аллаха, но, вместо того чтобы заколоть любую корову, они стали расспрашивать о её особенностях и приметах, сужая таким образом круг коров, которых можно было заколоть. Муса в очередной раз описал её особенности, и сыны Израиля приступили к поискам коровы, которая полностью соответствовала бы описанным приметам. Говорят, что такая корова была лишь одна и принадлежала благочестивому человеку, который очень сильно почитал отца, оказывая ему наилучшие знаки внимания. Однажды этому человеку выпала возможность совершить удачную сделку. Но для того, чтобы совершить её, ему нужно было разбудить спящего отца и взять у него ключи от сундука. Не желая беспокоить спящего, он решил не будить его, в результате чего сделка не состоялась.

     Однако Всевышний, видя, насколько сын почитает отца, устроил всё так, что сыны Израиля пришли к этому благочестивому человеку и купили его корову по высокой цене. Таким образом Аллах компенсировал ему несостоявшуюся сделку. По этому поводу Посланник Аллаха говорил: «Посмотрите, как благочестие помогает тем, кто придерживается его» (Нур ас-сакалейн).  

 

     Имам Казим (да будет мир с ним) передает слова Пророка о правах отца к сыну: «Сын не должен обращаться к отцу по имени, а должен говорить ему «отец». Он не должен шагать впереди отца и садиться прежде, чем сядет он. И он не должен совершать деяния, совершение которых станет причиной того, что люди плохо отзовутся о его отце, например, скажут: «Да поразит Аллах отца, который породил такого сына» (Нур ас-сакалейн).

 

Отец или мать?

 

     Однажды некий мусульманин спросил Пророка Ислама:

    – О Посланник Аллаха, по отношению к кому мне нужно больше всего вершить добро?

    – По отношению к матери, – ответил ему Пророк.

    – А затем? – вновь спросил мусульманин.

    – По отношению к матери, – снова ответил Пророк.

    – А затем?

    – По отношению к матери.

    – А затем?

    – А затем по отношению к отцу. (Васаиль аш-шиа)

 

Рай под ногами матерей

 

    В известнейшем хадисе рассказывается о юноше, который прибыл к Посланнику Аллаха для того, чтобы принять участие в одной из битв мусульман против неприятеля. Пророк спросил его:

    – Жива ли твоя мать?

    – Да, – ответил юноша.

    – Тогда вернись и заботься о ней. Воистину, Рай находится под ногами матерей. (Джами ас-саадат)

 

Великая награда матери

 

   Однажды Умм Салама сказала своему мужу – Посланнику Аллаха: «Всеми почестями обладают только мужчины, есть ли они у женщин?»

   Пророк ответил: «Конечно же есть. Когда женщина забеременеет, то в течение всей беременности она подобна человеку, постящемуся днём и молящемуся по ночам. Она подобна воину, сражающемуся на пути Аллаха своей жизнью и имуществом. Когда женщина рожает, даруемая ей награда столь велика, что никто не в состоянии объять её. Когда женщина кормит младенца грудью, то за каждый глоток молока, сделанный младенцем, Аллах дарует ей вознаграждение, равное награде за освобождение раба из потомков Исмаила. А когда младенец подрастает и заканчивается период кормления грудью, благородный ангел садится рядом с ней и говорит: «Возобнови совершение благих деяний с самого начала, ибо Аллах простил все твои грехи и твоя книга деяний чиста». (Васаиль аш-шиа)  

Период тягот для матери

 

   Коран взывает к мусульманам, дабы они задумались над тем, с какими трудностями сталкиваются матери, когда носят детей в утробах, чтобы через подобное размышление пробудить непрекращающееся чувство благодарности к той женщине, которая даровала ему жизнь. Коран говорит: «Мы заповедали человеку хорошо относиться к родителям. Мать с тяготами носит его в утробе и с тяготами рожает, а от начала беременности до отлучения его от груди проходит тридцать месяцев» (Сура «Пески», аят 15).

   С полным правом матери могут заявить, что в течение этих тридцати месяцев они проявляют величайшее самопожертвование по отношению к детям. Уже с первых дней беременности состояние будущей матери начинает претерпевать физические и психологические изменения, уже с этих дней трудности начинают следовать за трудностями. Последующий рост ребёнка в утробе продолжает прибавлять забот. Чем дальше он развивается, тем больше сил вынуждена отдавать мать для поддержания его развития. Порой будущее дитя лишает мать спокойного сна, отдыха, любимой еды, а на последней стадии беременности отнимает у неё возможность удобно сидеть, ходить и лежать. Но, несмотря на все эти трудности, мать со счастливой улыбкой и бесконечной любовью к будущему дитя ждёт его появления на свет.

 

    И вот настаёт время появления ребёнка на свет. Эти мгновения бесспорно можно назвать самыми важными, самыми тяжёлыми, но вместе с этим самыми счастливыми в жизни матери. Но после родов трудности не заканчиваются, на самом деле они лишь вступают в новую стадию. После родов мать, практически не смыкая глаз, окружает новорожденного заботой, круглые сутки она не отходит от него и готова удовлетворить любую его нужду. Однако, узнать о его нужде нелегко, ведь он ещё не умеет говорить. Если у него что-то болит, то он не может показать - что именно. Если он испытывает неудобство из-за голода, жажды, холода или жары, то он не может объяснить это. Вместо этого он прибегает к плачу. И мать в этом случае, проявляя великое терпение и особую любовь, должна отыскать причину его неудобства. И ни в коем случае не нужно забывать о поддержании ребёнка в чистоте, о его кормлении, о его защите от всевозможных болезней. И всё это в первую очередь выполняет его мать.  

 

Молитва матери

 

     Однажды во время тайных бесед с Господом Пророк Муса попросил показать человека, который заслуживает называться его спутником в Райских садах и который имеет высокую степень перед Аллахом. Всевышний ответил, что его спутником в Раю будет юноша, проживающий в такой-то местности. Пророк Муса пожелал увидеть его и направился в ту местность, где тот проживал. Прибыв в город, он нашёл нужного ему юношу, который, как оказалось, работал в лавке самым обычным продавцом. Целый день Муса издали наблюдал за молодым человеком, надеясь увидеть его за совершением тех великих деяний, которые введут его в Райские сады и сделают спутником одного из Божьих посланников.

     Но сколько Муса ни смотрел, он не увидел ничего удивительного. Юноша продавал товар, разговаривал с покупателями, шутил с друзьями. Так прошёл день. Наступил вечер, и юноша направился домой. Муса подошёл к нему, поздоровался и, не сказав, кем он является на самом деле, попросился на ночлег, в надежде, что юноша совершает великие деяния дома. Молодой человек согласился, и они вместе вошли в дом. Войдя в дом, первым делом юноша поздоровался с пожилой женщиной, расспросил её о делах и нуждах, затем приготовил ужин, которым заботливо накормил её а ноги её были парализованы. Терпеливо, ложка за ложкой, он помог старой женщине съесть ужин, потом, убрав посуду, поменял одежду и помог в выполнении всех её потребностей. После этого он сменил постель и уложил женщину спать. Муса наблюдал за юношей. Юноша накормил Мусу, приготовил ему место для отдыха, совершил, как и все остальные верующие, обычную молитву и лёг спать. И всё.

     Вопреки ожиданиям, Муса не увидел никаких сверхъестественных деяний, ни продолжительной молитвы в полночь, ни задушевной беседы с Господом до рассвета, ничего другого.

     Наступило утро следующего дня. Перед тем как покинуть дом, Муса увидел, что юноша вновь накормил старую парализованную женщину, ласково и внимательно помог ей выполнить все дела, и только после этого отправился в лавку. Уже на улице, перед тем как попрощаться, Муса спросил юношу:

     – Кто была эта пожилая женщина, которая, после того как ты накормил её и заботливо помог в делах, подняла глаза к небу и прошептала какие-то слова? И что за слова она произнесла?

     – Эта женщина - моя мама, – ответил молодой человек, – Всякий раз, когда я накормлю её, она поднимает глаза к небу и шепчет молитву Аллаху, чтобы Он даровал её сыну огромную награду и сделал его спутником Пророка Мусы в Райских садах.

     Когда Муса услышал эти слова, он встрепенулся, слезы скатились с его глаз. Тогда он сообщил юноше радостную весть о Рае, сказал, кем он является на самом деле, а затем поведал ему всю историю с самого начала.

 

     Завершим наш рассказ словами Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род), сказавшего: «Будьте добры и учтивы к родителям, и ваши дети отплатят вам тем же» (Бихар аль-анвар).