Исламская культура

БАХЧИСАРАЙ - Секреты древнего города. Художники, запечатлевшие историю.

20 Декабрь , 2015
511 просмотров


БАХЧИСАРАЙ - Секреты древнего города. Художники, запечатлевшие историю.

Уже достаточно давно исследователи используют в своих трудах произведения изобразительного искусства, а именно графические работы как источник изучения этнографии региона. Это интереснейший материал, такие работы отражают неповторимый колорит Бахчисарая, уголки старого, уходящего города.

Многие из этих рисунков могут стать подготовительным материалом к целой серии исследований. На них запечатлены разрушенные, не сохранившиеся до наших дней культовые сооружения: мечети, медресе, мусульманские кладбища с надгробными камнями и дюрбе. Также и малые архитектурные формы: фонтаны, оконная решётка, портал, ажурные карнизы - ведь нередко «через малое сказать о многом» пытались художники в своих произведениях.

Авторы серьёзно интересовались богатой историей Крыма, крымских татар, считая, что нельзя писать местность, не зная её истории.

Отправной точкой для такого рода исследований служит, конечно, огромное количество акварелей и графики, хранящееся в фондах БИКЗ – Бахчисарайского историко-культурного заповедника. Это работы П. Шиллинговского, К.Ф.Богаевского, А. Чернышёва, В.К. Яновского и многих других. Например, работы К.Ф. Богаевского в фондах Заповедника из довоенных поступлений. На многих отражены надгробные плиты и мавзолеи на Азизе, изображены давно несохранившиеся кожевенные заводы с открытыми балконами для просушки кожи или же средневековый фонтан на одной из улиц Бахчисарая, с черепичной крышей и плитами с арабской вязью.

Очень интересны рисунки с изображениями старых улочек, таких, как «Кады маале», «Улица Ак Каш», «Текие маале». Извилистые улочки, по обеим сторонам которых тянутся двухэтажные домики с черепичными крышами, пирамидальными дымоходами, между которыми просматривается большое количество минаретов. Решётчатые окна, открытые веранды, глухие заборы с деревянными калитками.

Произведения А. Чернышёва с видами «Центрального двора Ханского дворца», «Железной двери» в Посольском дворике, на переднем плане которого изображена девушка в покрывале — феридже, «Бассейного дворика», справа от которого идёт девочка с кувшином для воды. Художник так мастерски прописал каждую деталь, что можно до мельчайших подробностей разглядеть особенности одежды – платьев, фесок, элементы украшений.

Этюд П. Шиллинговского «Кофейня в Бахчисарае», на котором изображён интерьер с низкими диванчиками, cтоликами, очагом в стене и рядом стоящим самоваром с вытяжной трубой, до блеска начищенной посудой, устроенной на стенных полочках – рафах. Сидящий за колонной старик в невысокой чалме и потягивающий ароматный кофе в маленькой чашке – фильджан.

Всё это погружает в атмосферу Бахчисарая начала XX века.

Замечательные образцы изобразительного искусства  из собрания Бахчисарайского заповедника должны стать источником ко многим этнографическим исследованиям.

Гульнара Зайидова - научный сотрудник Художественного музея КРУ «БИКЗ»

 

НА ФОТО:

 

Шиллинговский Павел Александрович (1881 Кишинёв – 1942 Ленинград) Мастер графики. Учился в Одесском художественном училище, а затем в Императорской Академии Художеств у В.В. Матэ. Много работал в Бахчисарае. В фондах Бахчисарайского историко – культурного заповедника хранится много его и живописных и графических работ. Рисунок – этюд «Кофейня в Бахчисарае» одно из этих произведений.

П. Шиллинговский - Этюд «Кофейня в Бахчисарае» 1920-ых годов.