Исламская культура

Наира Мкртчян – Интервью с Сергеем Маркусом для армянского агентства Армедиа

20 Декабрь , 2006
456 просмотров


"Гневу всегда хочется обрядиться в какую-нибудь религиозную мантию. Без неё он - голый король!"

 

 

 

 

- Г-н Маркус, расскажите, пожалуйста, об исламе в России (сколько мусульман, сколько мечетей и т.п).
- Ваш вопрос – о большом, сложном и активно развивающемся явлении. Численность мусульман в РФ варьирует от 15 до 25 миллионов человек при общем населении в 144 миллиона. Значит, это уже сообщество в одну седьмую или одну пятую от всего населения РФ. Демографически мусульмане лидируют, особенно на фоне депопуляции тех групп населения, которые подверглись атеизации, потери своего национального лица и традиций. Пока демографическая динамика такова, что к 2050 году ожидается, что число этнических выходцев из исламских семей в российской армии подойдет, а затем и превысит 50 процентов.
При этом умма (сообщество мусульман) в России не едина и не однородна. Как минимум, значимы две группы – тюркская (в Поволжье, где лидируют татары) и северокавказская (с ее многообразием народов и традиций). Также важно учитывать реалии СНГ (н-р, большинство населения в Казахстане и Кыргызстане) и наличие огромной массы гастарбайтеров из Таджикистана и Узбекистана. А недавно умма России пополнилась еще 300 тысячами крымских татар. Вот почему президент Путин квалифицирует наше государство так: "Россия - это и христианская, и мусульманская страна". РФ входит на правах наблюдателя в ОИС (Организацию Исламского Сотрудничества) - аналог ООН, и, кстати, второй после него международный союз по числу государств-участников.
Для понимания стратегии государственной политики РФ относительно ислама важна речь Путина в Уфе от 22 октября 2013 года, так называемые "уфимские тезисы". В них он указывает на необходимость новой социализации ислама, создания собственной богословской школы и работы в культурных центрах.
Общее число мечетей в России - где-то уже более 10 тысяч, во многих местах идет реконструкция или новое строительство. При этом в ряде городов по разным причинам есть трудности – это, к примеру, Москва, Петербург, Калининград, Сочи.

- Есть ли у Вас статистика о том, сколько русских приняли ислам?
- Такой статистики нет. Но следует сразу уточнить: не все этнические русские -христиане. Большинство из них до сих пор атеисты или верующие иных традиций. Однако появилось явление "русских мусульман" - в него приходят как бывшие неверующие, так и в меньшей степени практикующие христиане. Говорят, что общее число по России насчитывает около 10 тысяч человек. Особая категория – женщины, вышедшие замуж за мусульман, живущие кто в России, в государствах СНГ, а кто и за границей.

- Известно, что мусульманское население увеличивается и в Европе. И это не только за счет мигрантов, а также – коренных европейцев. Чем ислам их, по-Вашему, привлекает, что даже определенная часть этих европейцев воюет в качестве наемников в арабских странах?
- Чем привлекает ислам людей европейских культур? Точный ответ могут дать только они сами. Кто-то ищет на Востоке альтернативу обществу потребления и распаду морали, постмодернизму. Если еще Шпенглер диагностировал "Закат Европы", то стремление к фундаментальной религии вполне естественно там, где фундаменты подмыты или уже уничтожены. Ведь Европу сегодня даже Папы Римские, начиная с Иоанна Павла Второго, оценивают как постхристианское общество.
Одновременно с этим какая-то часть европейцев поддается псевдо-романтике антибуржуазной борьбы – кто в "красных бригадах", в радикал-национализме, в движениях типа хиппи, а кто и в "воинственно понятом исламе". Сегодня именно эти маргиналы в центре медиа-пропаганды в Европе. Почему?
Потому что трудно и неудобно рассказывать широким массам про людей типа Рене Генона и целую плеяду интеллектуалов-европейцев, углубившихся в исламские мистические и художественные традиции - и тем более о тех, кто переживает Единство человечества и его религиозных традиций.
Важнее сейчас – вслед за пропагандистами из США – направить общественное сознание на "образ врага". Эту роль долгое время успешно выполняли мусульмане вообще, а теперь с подачи Обамы говорят о новой "угрозе человечеству" в тройном виде: это эпидемия Эболы, исламский экстремизм и Россия с Путиным. Интеллектуально убогий уровень таких комбинаций налицо – но когда их тиражируют самые богатые масс-медиа мира, миллионы мозгов оказываются безнадежно "промыты".

- В Коране есть сура, в которой говорится о борьбе с неверными, и многие войны велись под этой эгидой. Прокомментируйте это, пожалуйста.
- В каждом Священном Писании каждого народа есть концепция "священной войны", яркие призывы к борьбе. И в каждой религиозной традиции есть опыт и правила их интерпретации.
К примеру, где верно следовать за Иисусом: когда он говорит "не мир, но меч я принес на землю", или когда призывает подставить одну щеку, когда тебя бьют по другой? Кто правильно следовал Евангелию: крестоносцы, по пути в Иерусалим разгромившие Константинополь… или Франциск Ассизский, который сквозь кордоны крестоносцев дошел до египетского султана, говорил с ним о вере и получил от него Охранную грамоту?
Я бы сравнил многообразие призывов (к миру, к войне, к ярости, к любви…) в Священных Писаниях с огнем или с ядерной энергией. И то, и другое при разном пользовании может приносить и неслыханный вред, и огромную пользу. Драма человека – в обучении: как же совладать с этими энергиями?

- Если ислам – мирная религия, то тогда чем объясните многие террористические действия, которые совершаются сегодня во имя Аллаха?
- А я и не давал такого поверхностного определения, как "мирная религия". Это штамп постхристианского европейского сознания. Все веры дают вариативно множественные сценарии поведения. Искусство быть верующим – в способности чувствовать перемены и определять каждый раз заново и конкретно, как следует вести себя в данной ситуации.
Давайте тот же вопрос поставим перед враждующими группировками в Северной Ирландии – там христиане, на Украине – там православные, и даже перед буддистами, которые также наивно европейцами долгое время воспринимались как пацифисты – в Мьянме.
Увы, трагедия человечества – от того, что регулярно под прикрытием религиозных тезисов внедряются силы вполне прагматического типа – от расовой ненависти, борьбы за ресурсы до протеста против нищеты и бесправия. Гневу (справедливому или несправедливому) всегда хочется обрядиться в какую-нибудь религиозную мантию. Без них он – голый король!

- Как относится ислам к другим верам, религиям, в частности, к христианству?
- Ислам как, говоря компьютерным сленгом, "последняя версия Единобожия, согласно Аврааму", ко всем верованиям до Единобожия относится как к преодоленному этапу в развитии человечества. По-русски говорят – это "язычество", по-арабски – "джахилийа", эпоха невежества.
Причем в разных странах миллиардного исламского мира на нашей планете по-разному сосуществуют эти два явления, подчас в синтезе, в смешении, в синкретизме - подчас в жестком разделении. Впрочем, так ведь и в христианстве.
А к христианам и иудеям мусульманин обязан относиться как к "людям Писания", "ахль аль-китаб", в соответствии с правилами общежития, данными в Коране и сунне, в традиции.
Повторю: глобализация вызвала много новых процессов, в частности, неслыханную по размаху миграцию и смешение народов. Когда мусульмане живут в не-исламском обществе, они обязаны – как в России, например – следовать четко разработанному фикху меньшинства, отношениям с людьми иной веры на основе договора, в нашем случае, Конституции РФ.

- А не кажется ли Вам, что есть какая-то сила, которая хочет поссорить исламский мир с христианским?
- Конечно, есть такая сила. Она всегда стремилась разделить семейство "детей авраамовых". И веками – время от времени, с переменным успехом - ей это удавалось осуществлять.
Когда верующие в Единого Бога начинали оскорблять друг друга, потом притеснять, творить насилие и даже геноцид – что это, как не реализация воли анти-Бога, противника Единого, анти-Создателя? И кому, как не вашему славному и великому армянскому народу, известны эти трагедии?
То, что происходит сегодня в мире вокруг религий – вовсе не какая-то новость, "особенности 20 или 21 века". Нет. Такая борьба, в том числе обольщение верующих псевдо-религиозными призывами – часть драмы, которую должен пережить каждый в своей жизни. И разве не об этом говорят нам и Тора, и Евангелие, и Коран?..


Беседовала Наира Мкртчян
04.12.2014 

 

Источник - http://armedia.am/?action=Interview&what=show&id=1225428063&lang=rus

Читайте перевод интервью на армянском языке - http://armedia.am/?action=Interview&what=show&id=1225428063&lang=arm