Исламская культура

УНИКАЛЬНЫЙ ОПЫТ - Формирование духовно-нравственного имиджа учащихся в частной школе с использованием потенциала Ислама

20 Ноябрь , 2029
597 просмотров


Магомед Багаудинович Рамазанов – профессор Дагестанского Государственного Университета, доктор педагогических наук, живёт и работает в Махачкале. Он член Редколлегии нашего журнала. Предлагаем Вашему вниманию его статью с сайта РИА Дагестан.

=====

В частной школе «Земфира», инициатором, учредителем и руководителем которой является автор этой публикации, стараются в полной   мере дать своим ученикам светское образование, а в воспитании школьников используются лучшие традиции и ценности Ислама. И это делается   с целью воспитания   гармоничной, всесторонне развитой личности, для того, чтобы уберечь   неокрепшие умы и сердца   наших детей от пагубного влияния на них в дальнейшем различных вредных идеологий, прикрывающихся исламскими лозунгами.

 

Опыт работы коллектива частной   школы «Земфира», который даже для Республики Дагестан, в которой исламскому образованию в медресе и специальных школах уделяется большое внимание, является уникальным. Чем же отличается школа с одной стороны   от медресе и исламских школ и с другой - от обычной светской школы? Хотя бы тем, что сама избранная   концепция   сочетания светского и религиозного воспитания   определяет необычный статус и режим школы. Частная школа «Земфира» – это не медресе, не исламская школа,   и в то же время это не традиционная светская школа.

 

Частная (негосударственная) школа « Зефира» имеет государственную лицензию на образовательную деятельность. Ученики занимаются по программам общеобразовательной средней школы, принятым в Российской Федерации. То есть они получают весь объем положенных знаний по всем   предметам, как и их сверстники   из любой другой российской школы. В учебном процессе используются передовые   образовательные технологии - классы оснащены компьютерами, видеопроекторами и другой необходимой техникой. В школе дети изучают родные языки и два иностранных (английский и арабский) уже с первого класса. Небольшое число учеников в классах дает возможность индивидуально планировать учебную программу в зависимости от способностей и возможностей каждого ребенка.

 

Дети имеют сбалансированный режим дня за счет чередования учебной нагрузки, физической культуры, спорта и активного отдыха. При школе для этого созданы   все условия.   Дети с помощью педагогов выполняют домашние задания, отдыхают и занимаются в   различных кружках. В здании имеется большой плавательный бассейн, музыкальный класс, помещения для шахматного, художественного, хореографического   и других кружков.

 

При приеме в школу   не учитывается национальность, внешний вид, одежда (мусульманская или светская) и даже конфессиональная   принадлежность. Если   у нас захотят учиться дети - христиане или иудеи, им будет предоставлена такая же возможность. У нас вместе учатся и сидят   за одной партой   дети из религиозных семей, одетые в мусульманскую одежду, которую мы не запрещаем, и дети, которые о нормах Ислама и самой вере впервые узнают в школе. Мы никого не принуждаем одеваться, как подобает мусульманам, считаем, что этот выбор для себя дети   должны сделать сами.   К примеру, в нашей школе учатся 49 мальчиков и 71 девочка. Все они мусульмане, а по национальности - аварцы,   даргинцы, кумыки, лезгины, табасаранцы, русские, лакцы и др. Но лишь небольшая часть школьниц носит полностью закрытую одежду, не соответствующую национальным традициям местных народов. Половина учащихся носит одежду с учётом национальных традиций. А более   трети школьниц одеваются как обычно, без учёта исламских и национальных традиций. Среди мальчиков только двое носят головные уборы (шапочки-тюбетейки) остальные ходят обыкновенно, с непокрытой головой.

 

Наши наблюдения показывают, что внешний вид, одежда детей вовсе не говорит о внутреннем мире, сущности, содержания мировоззрения, нравственности и морали детей, поведения их в повседневной жизни. Для воспитания нравственных качеств, принятых в обществе, необходимо осуществление постоянного процесса приобщения детей к духовно-нравственным нормам поведения. В этом плане мы работаем и с родителями   своих учеников, внушая им, что ношение хиджаба для школьниц, особенно для малолеток, шариатских обоснований под собой не имеет, ибо мусульманское одеяние носят совершеннолетние девушки и замужние женщины, советуем верующим родителям   не быть столь фанатичными в этом вопросе. И в то же время   в школе покрытая голова девочки (хиджаб) не является вызывающей деталью одежды. Вызывающим является, может быть, хождение школьниц на занятия в джинсах и т.д.

 

Небольшой, по времени, опыт работы   школы, показывает, что сочетать светское образование и исламские культурные традиции совершенно нетрудно. Хотя порой с некоторыми невежественными родителями, не знающими исламские нормы в полной мере,   приходится много работать в этом плане. Например, убеждать их, что быть мусульманином - это не означает замкнуться на молитве и выполнении   главных столпов Ислама, не развиваясь далее. Быть мусульманином – это означает быть знающей,   полезной обществу и окружающим   людям личностью.

 

Целью педагогов школы, как и нормой Ислама, является полноценное и всестороннее развитие личности, ее способностей, талантов и дарований, приобщение детей к здоровому образу жизни. Приходится убеждать некоторых родителей, что в Исламе не запрещен тот или иной вид спорта, более того, занятия спортом и физкультурой приветствуется. Что кроме молитв, к которым они приобщают детей, существует еще и исламское искусство, духовная литература и т.д. с которыми дети также должны быть ознакомлены. Что дети должны расти толерантными, должны дружить с иноверцами и мирно сосуществовать с атеистами, понимая, что нет принуждения в вере. Они должны знать культуру, а значит и религию представителей других конфессий и т.д.

 

В школе   отмечаются как светские,   так и основные религиозные праздники. Мы торжественно отмечаем и День знаний, и День учителя, и Международный женский день и День победы и День конституции и многие другие знаменательные даты, которые никак не противоречат исламским и общечеловеческим нормам. Дети знают в этой связи благородные хадисы Пророка о том, что «стремление к знаниям   есть обязанность каждого   мусульманина», «рай находится под ногами матерей», а «любовь к родине есть часть нашей веры» и т.д.   Знают о том, какие существуют адабы (этические правила) по отношению к учителю, о том, что в Исламе, как и в Конституции четко определены права каждого человека в его внутрисемейных   и   внешних отношениях.

 

У нас нет запрета   на новогодние ёлки, как в некоторых исламских учебных заведениях. Радуясь и празднуя в светлый   и любимый     новый год, дети   не думают и не должны думать об истории, истоках этого дня. Они не отмечают его как языческую или православную традицию, они просто дети, и мы не лишаем их очередной радости и любимого праздника. Также не игнорируем мы и празднование Международного   женского дня, не вникая в историю и истоки праздника, мы используем любую возможность возвеличить женщину и мать, у которой в Исламе особое   высокое место и особая миссия.

 

В духовно – нравственном воспитании   мы используем   потенциал и ценности Ислама, в     полезности которых   не сомневаются сейчас даже представители других конфессий. Наши дети получают традиционное духовно-нравственное воспитание, приобщаются к нормам Ислама, изучают мусульманскую этику, некоторые учатся чтению Корана, узнают об истории пророков (мир им), благородных хадисов, исламской культуры и искусства.

 

Учитывая, что   многие дети нашей школы   осуществляют молитвы в семьях, мы, соответственно, создаем для них все необходимые условия, соблюдается распорядок своевременного выполнения намазов, организовано халяль – питание.

 

Составленное расписание уроков и сам распорядок дня школы способствует реализации намеченных учебно-воспитательных задач. После первого урока - завтрак. Предусмотрен обеденный часовой перерыв, где дети могут пообедать, совершить обеденный намаз, прослушать беседы на духовно-нравственные темы. Прогулки перед обедом и после уроков дают возможность чередовать умственный труд и отдых.

 

В каждом классе школы не более 18 человек. Это предусмотрено нами  для того, чтобы учитель имел возможность индивидуально, с учетом способностей каждого   работать с подопечными, чтобы   на уроке успевал опросить и поговорить с каждым учеником.

 

Правительство России утвердило план мероприятий по введению с 2012/2013 учебного года курса "Основы религиозных культур и светской этики” в общеобразовательных учреждениях на территории всей страны.

С самых первых уроков нового предмета учителя дагестанских школ столкнулись с некоторыми проблемами   в преподавании этого курса. Они почувствовали   острую необходимость и дефицит дополнительных материалов для проведения занятий.   Для эффективного   приобщения детей к религиозным культурам и, в первую очередь к Исламу, а также духовно-нравственного воспитания школьников нужны были грамотные и доступные для понимания детьми школьного возраста материалы по основам Ислама.

 

На базе частной школы «Земфира» в Махачкале с сентября 2013 года   начался выпуск полноцветного детско-юношеского духовно-просветительского журнала «АМИНА», который стал весьма популярным среди юных читателей и их родителей, хотя в свет вышли только четыре номера издания. Нам приятно и то, что   к нам   за помощью (возможностью использовать материалы журнала «Амина») обратились и издатели журнала «Исламская культура», предназначенного для российских педагогов.

 

Автор статьи, как учредитель   журнала « Амина»,   очень надеется, что добрые, светлые, разумные зерна исламских ценностей и праведного исламского образа жизни, своевременно посеянные   взрослыми с любовью в детских душах, станут   в дальнейшем гарантом духовного   здоровья наших детей и молодёжи, нежелания   их   свернуть с правильного пути.

  

Дети, своевременно   получившие необходимую информацию об Исламе и полноценное духовно-нравственное воспитание,   в дальнейшем   приобретают иммунитет и стойкое отвращение к порокам, а также экстремистским течениям и взглядам. У них   формируются   стойкие идейно-нравственные убеждения и умение отстаивать их, а также распространять ценности нашей веры.

 

«Амина» - не религиозный, а культурно-просветительский журнал, в котором   реализуются многочисленные педагогические цели – воспитательные, познавательные   и развивающие. Авторы журнала стараются уйти от политики. Публикации воспитывают в читателях патриотизм, гордость за   родину, свой народ и его традиции.

 

Рубрики издания красноречиво говорят о его содержании: «Первые уроки веры», «Жизнь Пророка – вечный пример», «Любовь к Родине – часть нашей веры», «Дети – против террора», «Мусульманин – значит толерантный», «Этика маленького мусульманина», «Стремление к знаниям – обязанность мусульманина», «Рассказы о милосердии» и т.д.

Есть в журнале странички, которые посвящаются известным людям республики и страны, внесшим свой значительный вклад в историю и область своей деятельности.   Авторы и издатели   знакомят читателей с классиками мировой и отечественной литературы, а также с поэтами и прозаиками родного Дагестана. Журнал   пропагандирует в молодежной среде идеи гармоничного слияния науки и религии, органичного сосуществования разных конфессий в рамках единого светского государства, идеи облагораживающего влияния религии на нравственность молодых людей, на сочетание светского и духовного образа жизни. Много внимания в журнале уделяется и внеклассной учебной работе, есть рубрики « Учение с увлечением», « Нескучные уроки» и т.д.

 

Создатели журнала «Амина» уверены, что издание окажет неоценимую помощь дагестанским учителям и воспитателям образовательных учреждений в деле приобщения молодёжи к основам исламской культуры и светской этики. И материалы журнала могут быть активно использованы в учебной и внеклассной деятельности не только учителями   Дагестана, но и педагогами других регионов, где дети изучают основы Ислама. По большому счету в России   нет серьезного     исламского издания для детей, которое имеет основной целью не развлекательную, а   просветительскую работу, и « Амина» - одна из первых « ласточек»   в этом направлении.

 

Сейчас уже никто не спорит с истиной, что воспитание детей в Исламе, на лучших ценностях   нашей веры, на примере жизни Пророка -   это лучший оберег и спасение для наших детей.   О раннем приобщении детей к Исламу с целью не потерять их души   и не дать им возможности увлечься экстремистскими   настроениями говорят на всех уровнях. А   известный хадис гласит: « Дети – это аманат Аллаха».     И   мы уверены, что взрослые   – родители, воспитатели, учителя, меценаты, все те, кто может   влиять на детей и их неокрепшие души, кто может разными путями помогать им встать на правильный путь -   в ответе за этот аманат, доверенный нам Аллахом   на бережное и ответственное   хранение.

 

Наша цель как педагогов   школы нового образца, сочетающей в себе светскую и исламскую составляющие   воспитания, в том, чтобы помочь детям сделать правильный   выбор в жизни, подвести их, не принуждая, к правильным выводам. Это касается формирования позитивного отношения к государству, религии, семье, осознания своего места в жизни, культуре и истории своего народа, манере одеваться и т.д. Наши дети в результате   работы с ними должны усвоить истину: исламские нормы жизни и морали ничем не отличаются от общечеловеческих заповедей добра. Мусульманин честен, добр и справедлив со всеми, надежен в деле и в своей семье. Он с уважением и любовью относится к родным, коллегам, соседям, всем окружающим его людям. И никогда не сделает того, что запрещено Всевышним. Истинно верующий человек всегда имеет четкий ориентир между добром и злом, дозволенным и запретным. Ибо у истинного мусульманина в соответствии с силой и искренностью его веры будут исполняться все желания и мечты.

 

Вся учебно-воспитательная деятельность, осуществляемая в частной школе «Земфира» способствует формированию духовно-нравственного имиджа учащихся.

=====

Источник - http://www.riadagestan.ru/news/education/formirovanie_dukhovno_nravstvennogo_imidzha_uchashchikhsya_v_chastnoy_shkole_s_ispolzovaniem_potentsiala_islama/