Исламская культура

Сафие Эминова (Крым): Возрождение народа – через искусство и память!

20 Ноябрь , 2029
227 просмотров


В разные времена люди по-разному собирали свою народную память и передавали потомству. В 21 веке музеи стали такими очагами, значение которых не переоценить. Об этом мы беседуем с Сафие Люмановной Эминовой – директором Крымскотатарского музея искусств в Симферополе.

=====

- Сафие ханум, Вы сейчас возглавляете уникальный, чуть ли не единственный в мире музей, посвящённый культуре вашего народа. Задача любого музея, как известно, не только в собирании и хранении сокровищ прошлого, но в развитии, в обогащении будущего наших детей и внуков. Ведь недаром же в этимологии слова «музей – музейон по-гречески» содержится указание на древнегреческих муз. Музей – это объединение играющих и творящих новое муз! Что делается для того, чтобы крымскотатарское наследие не осталось лишь «экспонатом прошлого»?

- Наш музей был создан в 1992 году, в процессе возвращения крымскотатарского народа из депортации на историческую родину. А инициаторами выступили наши художники – в марте 1990 года успешно прошла первая всесоюзная выставка, она имела широкий резонанс и возникла идея собирать коллекцию – так сначала родилась Крымскотатарская национальная художественная галерея.

В 1995 году она стала отделом Крымскотатарской библиотеки им. И. Гаспринского, а в 1999 г. уже госучреждением, с республиканским статусом. Появились специальные отделы: по изобразительному, декоративно-прикладному искусству, отдел истории театра, музыки, танца и кино. Также в структуру был включён на правах отдела музей Аметхана Султана (1920-1971 гг.) в Алупке — это прославленный военный лётчик, подполковник, заслуженный лётчик-испытатель СССР, дважды Герой Советского Союза.

Так музей начал свою деятельность. И конечно, на первом месте, как у всех музеев, стоит собирание предметов музейного значения, экспонатов, произведений искусства, и их изучение. Представители нашего народа проявляют огромный энтузиазм, по сей день приносят в дар музею чудом уцелевшие семейные реликвии, многие из которых имеют культурно-историческую ценность.

Затем, что также чрезвычайно важно, их публичное представление, популяризация. За этот период прошло огромное количество выставок, открылась постоянно-действующая экспозиция музея Аметхана Султана – с целью донести, проинформировать, передать будущему и увлечь нашим наследием следующие поколения. Наша молодёжь начинает познавать, а затем и развивать национальные традиции.

Позднее к нам стали поступать книги и предметы религиозного назначения и даже создавался отдел исламского искусства, чтобы изучать историю ислама, мусульманских памятников в Крыму, в культуре крымских татар. Но пока мы демонстрируем нашу культуру в целостности. Важно показать наш традиционный ислам, чтобы его возрождать. Ведь в последние годы было немало чуждых влияний и течений – тем важнее привлечь молодёжь к изучению и освоению своих истоков, настоящих традиций ислама в Крыму.

Как раз к нынешнему юбилею, к 700-летию мечети хана Узбека был замысел открыть специальную экспозицию – но пока это по разным причинам не удалось. Однако, в рамках научной конференции, которая пройдёт в городах Старый Крым и Симферополь в середине октября в честь этого юбилея, мы покажем фотовыставку старинных мечетей Крыма.

Исламскую тематику также поддержит и продолжит выставка художников из Казани «Единение. Мир каллиграфии», предложенная Фондом поддержки исламской культуры, науки и образования. К работам казанцев Наджипа Наккаша, Владимира Попова, Гульназ Исмагиловой и Газинура Рахматуллина мы предложим – как диалог двух культур двух тюркских народов – свои каллиграфические работы. Это будут экспонаты из фондов: вышивки, амулетницы, копии писем крымских ханов, репродукции каллиграфических произведений крымских мастеров 19-20 вв. Мехмеда Назифа и Халима Озьязыджы, а также работы современных крымских художников Гульнары Османовой, Лили Абибулаевой и Абдюля Сеит-Аметова.

Всего же в фондах уже собрано более 10 тысяч предметов. Это в первую очередь, живописные и графические работы крымскотатарских художников 20 века, медночеканные изделия, керамика, вышивка и ткачество, а также ювелирное искусство 19 – 20 веков, которое, как известно историкам, было высоко развито у крымских татар.

Прискорбно, что значительная часть нашего наследия потеряна в результате трагедий 20 века – но собрать уцелевшее удалось уже многое. И это прекрасный фундамент для возрождения.

- А какая работа ведётся с творческой молодёжью?

- В Симферополе действует Инженерно-педагогический университет, где открыт факультет искусств. Мы взаимодействуем с ним постоянно: это и выставки, и мастер-классы, и совместные мероприятия. Но работаем не только со студентами, но с учащимися начальной и средней школы. Они – наши постоянные гости и участники различных акций и мероприятий.

К примеру, в прошлом году успешно прошли мастер-классы когда-то популярного в Крыму искусства ЭБРУ (Ebru) – рисование на воде специальными красками, характерное для стран Востока, особенно для Турции и Крыма. Рисунок, созданный на воде, аккуратно переносится на бумагу. Слово «abrî» на персидском языке означает «похожий на облака». Персы называли искусство эбру – abrû-bâd – ветер и облака, арабы –varaku’l-mücezza- чудесная бумага, европейцы – мраморная или Турецкая бумага (marbling paper). Посетители не только узнали, чем занимались их предки. После наших классов многие сами увлеклись и продолжают ныне такое редкое по технике рисование. Значит, это искусство не угасло у крымских татар – оно возрождается и оно живо. Успешен проект, когда есть и выставка и её продолжение в жизни!

Наши молодёжные организации – это наши партнёры, мы предоставляем им площадки, чтобы они не замыкались в своём узком кругу, а имели возможность обмениваться идеями, мнениями в процессе живого общения в музейной атмосфере, показывали жителям и гостям города свои интересные проекты. В итоге, ныне в музее постоянно проводятся уроки вышивки (по традиционной крымскотатарской технике «мыкълама» -шитьё в прикреп) и рисования на воде (Эбру). Ещё планируем организовать студии гончарную и ковроткачества.

- А не кажется ли, что помещение здесь слишком тесное – для той энергии, которую здесь уже наработали? И для тех задач, которые призван решать музей в обществе?

- Да, конечно. И это главная проблема, не решаемая на протяжении многих лет. Нам давно выделили здание, и уже нашлись инвесторы, готовые предоставить средства для строительства, но в прошлом году Министерство культуры Украины признало его официально памятником истории и архитектуры – и строительные работы, намеченные для музея, так и не начались. В результате проблема здания нашего музея оказалась опять не решённой и мы «зависли в воздухе».

- Но, по-моему, и таких площадей крайне мало. Где же разместить не только достойные экспозиции, фонды, реставраторов, но то, что принято в современном музее: залы для работы с детьми и юношеством, видео и библиотеку, магазин книг и сувениров..? Мне, как гостю Крыма, хочется увидеть вашу культуру во всём разнообразии и полноте. В современной подаче. Возможно, с этно-парком.

- Вы знаете, это наша основная проблема.

Нынешнее здание на улице Чехова, 17 предоставлено нам временно, к сожалению, оно не позволяет нам разместить постоянно растущие фонды и достойно представить новые экспозиции. Есть, конечно, в центре города здания и участки, которые после серьёзного ремонта, переоборудования и обустройства, могли бы подойти под названные Вами функции. Тем более, что в планах музея сделать историческую реконструкцию крымскотатарских ремесленных мастерских, элементов традиционного жилища, обрядности, быта, кофейни, где все без исключения будут иметь возможность соприкоснуться и узнать поближе богатую культуру крымскотатарского народа.

- А что же для этого нужно?

- Обсуждение в кругу профессионалов, инвестиции. И главное - добрая воля руководства республики Крым.

- Мне остаётся лишь поблагодарить Вас за беседу, Сафие ханум, и пожелать и Вам и всем нам – достойного воплощения идеи о Крымскотатарском музее искусства. Ведь во многих городах, республиках нашей многонациональной России уже не первый год успешно действуют и выполняют свою социально-культурную миссию музеи и заповедники, этно-парки и национальные деревни, раскрывающие и поддерживающие национальные традиции.

Как хочется и при посещении Крыма показать своим детям исконное крымскотатарское прошлое. Ради общего творческого будущего!

=====

Текст и фото - Джаннат Сергей Маркус.

Подробнее о музее и его новых проектах смотрите на сайте - http://krtmuseum.com.ua/