Исламская культура

Живём на одной земле… и под одним небом.

20 Ноябрь , 2022
88 просмотров


Интервью с главным редактором журнала "Основы православной культуры в школе" Арсением Замостьяновым.

 

 

- Вы издаёте журнал для педагогов средних школ государственной системы образования России "Основы православной культуры в школе". Как возник журнал и кто его издатели, авторы и читатели?

- Журнал возник в православном просветительском сообществе «Переправа». Нам удалось сплотить интересных авторов, десятки педагогов из разных городов России и бывшего СССР. Такой журнал необходим педагогам и как трибуна, и как методическая поддержка. Среди читателей - педагоги, исследователи, студенты.

Важная часть нашей работы - публикации на портале и в сообществах «Переправы» в соцсетях. Недавно мы опубликовали перевод на современный русский язык Лицевого летописного свода Ивана Грозного. Пока не в полном объёме, конечно. Этот важный проект удаётся реализовать при поддержке фонда «Основание» и лично Артёма Суетина.

- Мы благодарны Вам за инициативу издавать аналогичный журнал по тематике "Исламская культура". В чём Вы видели смысл, делая такое предложение и оказывая нам поддержку?

- Трудно представить себе пространство нашей страны - а я её всё ещё воспринимаю в границах СССР - без исламской культуры. Но меня пугает нарастание разобщения и даже взаимной агрессии. Она растёт от невежества, он того, что мы замыкаемся, не знаем культуры друг друга. Печально, что с возрождением Ислама многие народы отдаляются от русской культуры, хотя живут на большой Родине. Не менее прискорбно, когда в отношении православных к мусульманам проявляется снобизм, презрение. Нужно искать пути к сотрудничеству. Не к толерантности - это для нашей культуры мёртвое слово. А к дружбе народов, к радостному общежитию. Дружба народов - великое дело. И она невозможна без уважения к религиям, к великим религиям человечества. Считаю, что в России мало знают историю Магомета, историю Персии и халифата. А ведь она добра и мудра, хотя в западной Европе её демонизируют. Для нас это - пути к сотрудничеству, ко взаимному интересу. Мне бы хотелось, чтобы и в Иране, в арабских странах, в Средней Азии интересовались Пушкиным, Толстым, Эйзенштейном, знали о Гагарине и Королёве...

- Какова ситуация с преподаванием курса ОРКСЭ в целом? С преподаванием православной культуры? К примеру, в Татарстане и Башкортостане вообще нет учеников, выбравших православие или ислам.

- Действительно, мы видим настороженное отношение к религии в школе. Удивительно: в пропаганде мы иногда перегибаем палку с политизацией религии, а в школе боимся даже робких шагов. Я могу понять скептиков: они боятся напористой пропаганды. Боятся, что религия будет противоречить науке, светским установкам. Значит, курс должен быть продуманным, тактичным. Нельзя идти на конфликт с наукой. Конфликтные вопросы можно вообще оставить за пределами курса и знакомиться с глубинами культуры, с глубинами религиозного мышления. С прозрениями. При этом педагог должен дать больше, чем показано в учебнике - для чего и нужны наши журналы.

Почему-то и родители, и учителя боятся служителей церкви в школьных стенах, хотя агрессивными бывают, как правило, не пастыри, а политизированные неофиты. Это нужно разъяснять. У нас говорят: воспитывать человека можно, пока он лежит поперёк кровати. Постараемся не упустить детей. Но приходить в школу можно и нужно только с добром. Агрессию оставим за скобками. И да будет так!

- В чём Вам видится польза для России в преподавании детям в раннем возрасте в наших светских школах - основ религиозных культур? В частности - исламской?

- А когда же начинать, если не в младших классах? После 14-ти лет все мы хуже расположены к новым наукам, к новому методу мышления. А изучение религиозных культур всё-таки специфично и требует навыка, который нарабатывается в детстве, в младших классах.

Открою вам секрет: школьники почти не обращают внимания на дисциплины, которые начинаются с нуля в старших классах, да ещё и занимают один-два урока в неделю. Школьники с уважением относятся к тем наукам, которыми занимаются систематически, а не от случая к случаю. Я уверен, что в младших классах нужно изучать и религиозную культуру, и историю Отечества. А у нас и история Отечества начинается поздновато. С этим нельзя смиряться.

К тому же и православная, и исламская культура дают возможность для занимательного и красочного разговора с детьми. Есть немало популярных и талантливых детских книг на эту тему, немало методик, которые проверены не только в школах, но и в детских садах. Ведь это - как сказка, и в то же время больше, чем сказка.

Загадочный и многоцветный мир. Нужно раскрывать его ребёнку без диктата, без напора. Раскрывать, а не навязывать. У нас всё есть для этого, нужно только работать прилежнее.

Москва – ноябрь 2014 года

От Редакции - в мае 2014 года Арсений Замостьянов опубликовал интервью с главным редактором журнала "Исламская культура" Сергеем Маркусом на сайте православного сообщества "Переправа" - его мы также опубликовали на нашем сайте в рубрике "Колонка главного редактора" - "Ислам в России: разговор по существу".