Исламская культура

Ислам в России: разговор по существу

20 Ноябрь , 2021
490 просмотров


Беседа с главным редактором журнала «Исламская культура» Сергеем Маркусом. Май 2014 года.

Сайт Культурно-просветительского сообщества «Переправа», Москва – беседовал Арсений Замостьянов - опубликовано 6 мая 2014 года - http://pereprava.org/privacy/2832-islam-v-rossii-razgovor-po-suschestvu.html

 

В начале 2014 года Роспечать зарегистрировала новый журнал «Исламская культура», первый выпуск которого намечен на июнь, а подписка начинается сейчас. Прежде позвольте задать несколько волнующих, наверно, любого россиянина, глобальных вопросов общего характера. Каково место Ислама в исторических судьбах России?

- Действительно, это глобальный вопрос. И волнующий всех нас. Ведь в какой исторический момент мы стали, как бы вдруг и массово, обсуждать совсем недавно еще «дремавший Восток»? С одной стороны, свобода совести пришла к поколению, воспитанному в системе госатеизма, когда знания обо всех религиях были ужаты до предела – отсюда наше массовое невежество о религиях вообще и о конкретных в частности. Даже среди тех, кто отождествляет свой этнос, семью, свой народ со «своей религией».

Второе: этим невежеством не преминули воспользоваться откровенные противники нашей государственности и нашего типа культуры. Одни через масс-медиа раздували и раздувают исламофобию, идеи непримиримости и неизбежной враждебности Запада и Востока, христианства и ислама, наук и демократии - и ислама и т.п. Так стравливают наших людей, исповедующих разные традиции. Можно назвать это «балканизацией», когда удается сначала стравить массы, а затем реально разломать страну.

Другие же подпитывают бандформирования, готовые одеться в исламские одежды. Так удалось в 1990-ые годы сепаратистские настроения в ряде мест перенаправить (или усилить) введением «исламской харизмы». Яркий пример – эволюция экс-советского офицера-лётчика Джохара Дудаева сначала в безрелигиозный сепаратизм, далее в сторону «халифата». В качестве объектов для «промывки мозгов» ныне выступают не такие боссы, как Дудаев, а молодежь без образования, без профессиональной и социальной перспективы.

И все эти негативные процессы шли в то сложное время, когда мало кто у нас серьезно думал и обсуждал поставленный Вами, Арсений, вопрос. Пришла пора на него отвечать всем. И руководителям государства, и медиа-сообществу и гражданскому обществу, и всем конфессиям. Государство ясно сформулировало: есть Конституция, определяющая право каждого на выбор религии; ислам – традиционная для нашей страны религия не приезжих мигрантов (как в США или Европе), а автохтонного населения примерно в два десятка миллиона человек, смешанные семьи у нас вековая реальность. Опыт добрососедства и взаимопомощи между гражданами, исповедующими разные веры в России, был веками – причем и до нашей эпохи с ее конституционной нормой свободой совести. О чем это говорит?

Наверно, очевиден такой ответ. Место ислама в исторических судьбах России – с точки зрения истории - очень древнее, исконное, не импортное. Патриарх Кирилл заявил 21 февраля на встрече с президентом Дагестана Рамазаном Абдулатиповым, что рад идее восстановить открытый археологами христианский храм 4 века (!) в Дербенте, 2000-летний юбилей которого будем скоро отмечать. А в том же городе – могилы сахабов, учеников пророка Мухаммада 8 (!) века. Не в каждой стране мира есть такие памятники – а тут у нас наглядно обе религии! Или ещё символ – Бухарская мечеть близ Петропавловской крепости на берегу Невы – это уже века 18-ый и начало 20-ого.

Если смотреть с позиций истории религии – то ислам это третья ветвь Единобожия, монотеизма, который возник на Аравийском полуострове со времён «отца верующих Авраама (по-арабски Ибрагима)», вслед за иудаизмом и христианством. Значит, религиозная жизнь наших предков разных национальностей, ныне ставших государствообразующими для единого Отечества, веками находилась по сути в одном духовном поле – имя ему «авраамический монотеизм».

В советский период проводился эксперимент по упразднению всех национальных и всех религиозных традиций. В наш переходный период много смут именно в этой сфере: мы как бы вышли в чистое поле без компаса, вошли в оскверненные храмы… Что делать? А вокруг еще новая реальность глобализации. Что делать?

Думается, есть два пути для будущего ислама в России. Первый: исчезнуть вместе с Россией в нивелирующей глобализации с ее постмодернизмом и безверием, господством транснациональных финансовых, промышленных корпораций и практикой содомизма, насаждаемого с миссионерским упорством.

Второй: возродить изнутри собственные, присущие только исламу, особенности – ради возрождения каждой верующей по исламу личности и далее (как результат) всей страны, на основах добрососедства и взаимопомощи, которыми всегда была крепка евразийская цивилизация и государственность России. Такие ресурсы есть – но скорее потенциально, а не актуально. Их можно забыть, но можно и развивать.

И в этом одна из ключевых задач – работа мусульман как патриотов своего земного Отечества и как государственников по типу мышления, возрождение старых и развитие новых форм дружбы народов. Сознательно не употребляю термин «толерантность», как чуждый авраамизму. Это термин «как терпеть иного, сжав зубы». А во всех учениях «детей Авраамовых» прописаны – как раз наоборот! - нормы гостеприимства («гость в доме – от Бога!»). В исламе подробно даны еще и правовые детали обхождения с гостями, путниками, соседями и иноверцами – свой «домострой».

Короче говоря: идет процесс переформатирования нашей древней и поликонфессиональной по истокам евразийской цивилизации, заново объединяющейся в форматах СНГ, ТС, ОДКБ, ЕврАзэс и даже ШОС. Значимость ислама – как не тотального фактора, но как одного из факторов этого будущего – трудно преуменьшить.

От нас с вами, от нашего поколения (включая учеников в школах!) зависит: «цветущая сложность цивилизации» (по определению Константина Леонтьева) сама с собою не справится и рассыплется в хаосе… Или же обретет новое дыхание и… даст пример миру, где идут войны «под предлогом религии», «борьбы наций», будто бы неизбежного «столкновения цивилизаций»?

Как относятся к нашей стране, к нашей - в основном православной - культуре в соседних исламских странах?

- В каждой стране – свой уровень знаний и свои стереотипы о России и православии. Если говорить о соседях в экс-СССР, то в целом хорошо знают Россию как часть СССР, но без понятий о религии. Тут невежество продолжается, усиливаясь в новых условиях.

И всё же удивляет: большая часть трудовых мигрантов из Киргизии, Узбекистана, Азербайджана и даже Таджикистана устремляются отнюдь не в «земли единоверцев», а… к нам. Таджики в таких же отношениях с иранцами, как украинцы с русскими (единые по корням народы) – но вот не тянет их в Иран! А в Туркмении вообще введён запрет на временный выезд заграницу всей семьёй – если выезжают, то всех лишают гражданства. Также и с отдельными узбеками. Искусственное удержание населения. А к нам тянет основа нашей цивилизации – русский язык! И определяемая языком «картина мира». Это великое достояние!

Если же говорить о мировом исламском сообществе – то придется долго перечислять особенности каждой страны. Скажу схематично: в большинстве стран много симпатизирующих России, но крайне мало знающих русскую культуру и ее религию. Тут во многом и наша вина. Государство и общество недостаточно работают для диалога с миром ислама.

Но есть и позитив. Насколько стал удачен пример недавно созданной государственной телекомпании на арабском языке «Русия аль-Яум (Россия сегодня)» говорит тот факт, что она всего за пару лет стала не менее популярной во всем арабском мире и диаспоре, чем базирующаяся в Катаре и оснащенная техникой и кадрами из Англии «Аль Джазира»! А теперь Путин подписал указ о реорганизации ряда ведущих СМИ в агентство «Россия сегодня».

Но там нет ещё подобных по размаху служб на фарси, на иных языках… К примеру, Индонезия ныне самая крупная по населению страна мусульманского круга – но наших СМИ там не слышно.

Второй позитив, и тоже пока единичный. Более 15 лет идет богословский диалог между шиитами Ирана и Патриархией, начало которому положил патриарх Кирилл, будучи ещё митрополитом. Там узкий круг специалистов ведёт взаимообогащающий диалог – но это академический проект, немассовый.

Потому закончу афористически: исламскому миру только ещё предстоит открыть для себя и Россию как уникальную «цветущую сложность» и сокровищницу её православных традиций. И опять: от нашего поколения зависит, состоится ли это?

Расскажите о культурном наследии Ислама - о нём так мало известно массовому читателю...

- Сначала самый короткий ответ: подписывайтесь на наш журнал, следите за его электронными приложениями, которыми планируем дополнить печатное издание. Хотим оснастить и любопытствующего читателя, и педагога в школе наглядным материалом (от мультиков до архитектурных чертежей и аудио-видео).

Вкратце о культуре не говорят, ибо сам латинский корень CULTIVARE говорит о «вспахивании, регулярном разрыхлении, культивировании почвы». Над своим культурным полем каждый призван трудиться много и неустанно. Иначе – прорастают сорняки и… подчас всё губят!

И всё же отмечу моменты, о которых у нас забывают. Обычно говорят о материальных памятниках культуры, но для ислама крайне важны как раз нематериальные формы. Что это? Напомню, что ЮНЕСКО сформулировало и стало защищать ряд мировых «памятников нематериального культурного наследия».

Для ислама здесь на первом месте – воспитание в себе и поддержание в обществе АХЛЯК КЕРИМ, по-арабски «доброго нрава, великого характера, нравственности». Это целостная система прописанных и частью непрописанных, но незыблемых правил поведения, особенностей реагирования на события в обществе. Реализация в мелких деталях и умение конкретно реагировать на изменяющиеся ситуации в жизни – и есть проявление, выявление культуры мусульманина (или – напротив – бескультурья, при внешней «маске»). Задача учителей ислама с древности – не просто передача суммы знаний, но воспитание АХЛЯК КЕРИМ.

Второй пример – ТАДЖУИД, устная речитация Корана. Считается искомой целью для всех мусульман – научиться правильно читать нараспев Коран. Вы входите в мечеть вне общей молитвы и видите массу людей, кто сам бормочет, кто учится у других распевному чтению. И лишь у немногих (это сотни тысяч в масштабах мира) получается, во-первых, знать весь текст Священной Книги наизусть (таких знатоков называют ХАФИЗ), во-вторых, не все умеют красивым голосом читать вслух.

А замысел таков – из поколения в поколение должен передаваться не столько текст Писания в буквах, сколько в устной традиции, где важны звук, искренность от сердца – плюс владение теми музыкальными интонациями, которые традиция считает идущими от самого Пророка, с «его голоса». Только в наше время научились звукозаписи – а ранее это наследие передавалось веками из уст в уста. Как тут не вспомнить пифагорейское учение о божественных космических звуках и вибрациях, которые одухотворяют и возвышают человека? Вспоминаю это не просто так: есть исследования цифровых соотношений в Коране, ибо каждая буква арабского языка одновременно является цифрой. Таджуид раскрывает звуковое, вибрационное измерение букво-цифро-звуков уникальной Книги.

В каких регионах - основные читатели и авторы Вашего журнала?

- Пока журнал не появился, что сказать о читателях! Скорее, мы ожидаем, что большинство будет из тех областей и республик, где из века в век проживали мусульманские народы. Это, конечно же, Татарстан и Башкортостан, а также татарские селения в Поволжье, Сибири, Пензенской области. Это и республики Северного Кавказа. Но не только на них мы нацелены – ведь об исламе и его истории говорят на уроках по литературе и истории, по географии, иногда и там, где изучают историю науки. К примеру, ну как не рассказать о столь ярких личностях, как Омар Хайям (поэт и выдающийся астроном!) или Ибн Сина (философ и врач!), или же Ибн Халдун, основатель науки, ныне именуемой социологией! А как со школьниками… без Ходжи Насретдина? Как объяснить, что самый читаемый ныне поэт в США – это Джелаладдин Руми?..

Знания по исламской культуре нужны не только наследникам мусульман, этнически связанным с предками – но и их соседям, всем нам с вами. А как вести курс «Основы мировых религий» без этого компонента, без показа, как идут волны взаимодействия между религиями и народами? Наконец, в курсе «Основ светской этики» отчего бы не показать, насколько многие понятия деловой и торговой этики современности были на заре ислама тщательно проработаны его основателем? Ведь Мухаммад – сам из купеческой среды, в юности сопровождал караваны и уделял урегулированию всех сфер рыночных отношений огромное внимание. Здесь очень интересная тема для изучения корней бизнес-этики нашего времени – в сравнении и в противоречиях, конечно.

Итак, в связи с тем, что курс ОРКСЭ введен государством и во имя интересов государства, ради гармонизации отношений между всеми гражданами – мы будем нацеливаться в своей работе по возможности на всех. Да, на всех, кто ходит в школы Российской Федерации, учится там и работает. Повторю уже не раз сказанное по этому поводу: задача цикла не конфессиональная, но общегосударственная.

Более того – в ближайшие годы намечено максимально расширить число учеников, проходящих такое обучение. Вот недавно, 19 февраля 2014 года в Министерстве образования и науки России прошли заседание Межведомственного совета по обеспечению координации и контроля реализации плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», утверждённого распоряжением Правительства РФ от 28 января 2012 г. № 84-р. В работе приняли участие первый замминистра образования и науки РФ Наталья Третьяк, зампредседателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации игумен Митрофан (Шкурин), председатель отдела религиозного образования и катехизации Московской городской епархии иеромонах Онисим (Бамблевский), руководители департаментов и ответственные сотрудники Минобрнауки России, Синодального отдела религиозного образования и катехизации, представители традиционных религиозных организаций России, включая ислам.

Игумен Митрофан, среди прочего, отметил, что на базе Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования подготовлена Концепция курса ОРКСЭ, рассчитанного на его реализацию, начиная уже со 2-го по 10-й класс — то есть на всех ступенях средней школы. Данная программа была подготовлена в рамках государственного Плана мероприятий по введению ОРКСЭ в 2012 году.

«Мы полагаем, что можно приступить к реализации этой концепции. И для начала с представителями Министерства, специалистами от конфессий мы должны подготовить ориентировочную «дорожную карту». Определить основные мероприятия, которые потребуются для этого на ближайшие несколько лет. Мы отдаем отчёт в том, что это длительная трудная работа, не на один год. Но полагаем, что можно начать этим заниматься».

Так что – наши начинания имеют очень большую перспективу и предстоит огромная работа. Среди будущих читателей видим педагогов практически всех классов и большинства предметов средней школы, а также занятых воспитательной работой, факультативами. Неравнодушных родителей. Всех, кому дорого будущее страны и понимает, что оно формируется в школах.

Теперь что касается авторов. Мы пригласили к сотрудничеству в первую очередь тех, кто вовлечен в педагогический процесс в школе. Второе – востоковедов и исламоведов из научных институтов. Третье, в качестве консультантов – представителей учебных заведений исламских организаций России. Не секрет, что по всем трем позициям у нас в стране – немало трудностей. Педагоги только-только приступили к этому предмету. Востоковедные школы испытывают свои трудности и действуют лишь в старейших научных центрах Москвы, Казани и Петербурга. В процессе становления система исламского образования конфессионального типа. Недаром президент России В.В.Путин на встрече с муфтиями в Уфе в конце 2013 года говорил о необходимости и новой социализации ислама, и создания собственной богословской школы, и о важности культурных центров именно в целях «новой социализации ислама».

Работа нашего журнала, надеюсь, станет частью этого глобального запроса. Тут важно видеть, что и государство, и гражданское общество, и сами мусульмане в своей массе и в своих официальных структурах – все крайне заинтересованы в новом цивилизационном прорыве.

Как понять, что такое «новая социализация»? Думаю, это – одновременно критическое и почтительное к прошлому переосмысление традиций. Для какой цели? Ради эффективного действия в условиях современности с его новыми технологиями и изменениями.

=====

Беседу для «Переправы» провёл Арсений Замостьянов - http://pereprava.org/privacy/2832-islam-v-rossii-razgovor-po-suschestvu.html