Исламская культура

Молитва в исламе

20 Ноябрь , 2020
1180 просмотров


Захра Керимова

МОЛИТВА В ИСЛАМЕ

Что такое мольба?

В исламской традиции покорность Богу и смирение проявляются в человеке в совершении поклонения, о ценности которого многократно говорил пророк Мухаммад. Человек находит себя и полностью осознаёт своё место и положение, общаясь с Богом.

Важно отметить, что мольба (молитва, моление) является одним из самых важных и неотъемлемых видов поклонения. Это – глубокое явление, представляющее собой не просто набор слов, а живое и искреннее обращение к Богу. Сам Всевышний призывает человека обращаться к Нему с молитвой. В 40-м аяте[1] суры[2] «Гафир» («Прощающий») Священного Корана Аллах говорит: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам!».

Что же такое моление? «Я молю Тебя» - синонимично выражению «я прошу Тебя». Молитва – это обращение человека к Богу, дыхание его жизни, которое находится в гармонии со всем естеством человека. Молитва – это школа духовной жизни, в которой человек учится общаться с Богом.

Составляющие молитвы

В книге исламского богослова Мухаммада Махди аль-Асифи[3], посвящённой особой значимости мольбы, говорится о том, что молитвы имеют четыре основных составляющих:

  1. Того, к Кому взывают. Это – Бог, обладающий абсолютной самодостаточностью. Священная Книга мусульман описывает Бога как Властителя неба и земли, Которого ничто не может ослабить.
  2. Взывающего. Это – человек, который обращается ко Всевышнему и который зависит от Него, нуждается в Нём.
  3. Молитва. Это – обращение человека к Богу. Самой высокой степенью богобоязненности человека является его добровольное понимание своей зависимости и необходимости регулярно устанавливать связь с Богом.
  4. Нужда, которая побуждает верующего обратиться к Богу с молитвой. Это все просьбы и обращения верующего, которые он адресует к Нему вне зависимости от их важности или же, наоборот, незначительности - поскольку ни большие просьбы, ни маленькие не должны быть препятствием для сближения с Богом. В исламских преданиях говорится о том, что человек может попросить у Бога помощи даже в починке обуви, в получении травы для скота или же соли для теста.

Роль молитвы

Молитвы в сочетании с искренней верой укрепляют силы человека. Вопреки широко распространённому мнению, по большей части, мольбы играют роль не столько «утешителей» людей, и не столько роль «дарителей» возможности попросить о чём-либо у Господа, сколько помогают людям поблагодарить Всевышнего и очиститься. В исламских преданиях говорится также о том, что иногда Аллах не дарует человеку благо в этом мире (или задерживает его), чтобы принять от верующего больше молитв[4]. Когда Бог откладывает ответ на молитвы верующего, Он таким образом укрепляет его набожность, покорность и продлевает связь с Собой, поскольку Создатель любит видеть покорность Своего создания и ждёт от него молитвы и обращения.

Это не означает, что мусульмане должны ограничиваться только лишь молитвами и проявлять пассивность в обыденной жизни. Для того, чтобы Бог помог изменить какую-либо неблагоприятную ситуацию, человеку необходимо со своей стороны предпринимать различные меры. Понимание данной концепции лежит в основе исламской традиции. В быту часто в качестве примера приводят карикатурную историю о том, что некий бедняк безвылазно обитал в хижине и постоянно молился Богу, изливая Ему свою боль и нужду в деньгах. При этом, сам он не выходил из дома и ничего не делал для того, чтобы его финансовое состояние улучшилось. Тогда Бог сказал: «Так сделай что-нибудь, чтобы Я мог помочь тебе!». Нужно действовать и прилагать усилия для того, чтобы Бог улучшил положение нуждающегося.

В одной мусульманской поговорке говорится: «Молящийся человек без действия - подобен луку без тетивы». Молитвы человека, который не предпринимает никаких усилий, не принимаются и остаются без ответа точно также, как не принимаются мольбы о выздоровлении больного человека, который не посещает врача и не пьёт лекарств. Просьба и моления исполняются только тогда, когда молящийся человек сам действует и предпринимает различные меры.

Рассмотрим по порядку роль молитв.

  • Мольбы и обращения к Богу помогают изменить судьбу человека. Согласно исламу, суть Божественного предопределения состоит в том, что человек в состоянии (по Божьей воле) изменить предначертанное. Но при этом сам Всевышний знает об этих изменениях заведомо.
  • Молитвы помогают сблизиться с Богом. Чем больше верующий поминает Бога, тем ближе он становится к Нему.
  • Молитвы дают возможность душевно очиститься и вымолить прощение у Господа.
  • Молитвы способствуют ускорению ниспослания благ Всевышнего.
  • Молитвами можно спасти души в земном и загробном мирах.
  • С помощью молений верующий также прибегает к Аллаху, дабы избавиться от наущений нечестивой силы, которая есть внутри человека и вокруг него. Мольбами человек притягивает к себе добро и отталкивает зло.

Мусульмане в молитвах не жалуются на Бога и не сетуют на жизнь - иначе тем самым верующий проявляет сомнение в решении и планах Всевышнего. Правоверный уповает на Господа и действует согласно нормам исламского шариата[5].

В исламе под словом «молитва» обычно подразумевают как ежедневную пятикратную молитву (по-арабски салят, по-персидски намаз), так и произвольную молитву (дуа), которую ещё называют мольбой.

Молитвенная практика мусульман

Намаз

Намаз – это ежедневная ритуальная молитва, включающая в себя совершение телодвижений в строго определённом порядке, прочтение кратких молитвенных фраз и чтение аятов из Корана. Правильному совершению намаза и произнесению определённых молитв людей учил сам пророк Мухаммад. Согласному одному из преданий, он говорил последователям: «Молитесь так же, как вы видите, молюсь я». При этом намаз не должен представлять только лишь какие-то физические действия - человеку следует стремиться к состоянию ощущения абсолютного благоговения, страха и одновременно любви ко Всевышнему.

Сутью намаза является мысленная концентрация на тексте молитвы, а также ощущение того, что молящийся «говорит» с Богом и выражает Ему свою покорность. Перед намазом верующему необходимо совершить омовение для того, чтобы быть в состоянии ритуальной чистоты (по-арабски тахарат). Только после этого мусульманин приступает к совершению молитвы. В некоторых исламских преданиях также говорится о том, что нанесение различных благовоний перед намазом увеличивает Божье воздаяние в 70 раз. Физическая (внешняя) и душевная (внутренняя) чистота человека тесно связаны между собой – желательно, чтобы мусульманин находился как в состоянии душевной чистоты, так и ритуальной. Таким образом, дух и плоть человека пребывают в абсолютной гармонии и совпадают в стремлении добиться близости с Богом.

Намаз женщин ничем не отличается от намаза мужчин, однако, существуют определённые тонкости в совершении коллективного и индивидуального намаза. Оба вида намаза совершаются в мечетях или любых других помещениях. Важно заметить, что в исламе, в отличие от христианства, нет института церкви, и верующий волен обращаться к Богу везде - вне зависимости от своего местоположения, поскольку Бог есть везде. Соответственно, с Ним можно говорить из любой точки Земли: Он услышит повсюду. Однако, совершение молитвы в мечети, «доме Аллаха», имеет особую святость, важность и возвышенность.

Особую значимость для мусульман представляет благословенная пятница, когда все верующие собираются в мечети и совершают намаз за руководителем молитвы (имамом). Коллективные намазы являются желательными для всех, но при этом женщинам необходимо молиться либо за мужчинами, либо рядом, но за полотном. Это делается для соблюдения исламских правил половой сегрегации. Женщин, по отношению к которым выказывается глубокое почтение и уважение, в таком случае ничто не сковывает в действиях и не смущает.

К намазам необходимо приступать с раннего возраста: для мальчиков этот возраст составляет 15 лет по лунному календарю (примерно 14 лет 7 месяцев по григорианскому календарю), для девочек – 9 лет (примерно 8 лет 9 месяцев по григорианскому календарю). Однако, желательно приучать детей к совершению намаза с 7 лет. В каждой семье есть своя собственная методика обучения намаза. Некоторые родители постепенно помогают детям учить необходимые суры Корана, рассказывают о том, что нужно делать при намазе, берут с собой на коллективные молитвы, собственным примером показывают, как нужно молиться. К каждому ребёнку нужен индивидуальный подход, и лучше родителей никто не знает, как именно привести своё дитя к совершению этого важного и религиозно значимого шага. Но все родители в своих действиях обязаны использовать лишь доброжелательные меры по обучению намазу. Насилие в исламе не приветствуется, а наоборот – строго осуждается. Если ребёнок физически или же душевно не готов совершать молитву, то принуждать его ни в коем случае нельзя – можно лишь помочь понять суть молитвы и своим примером показывать, как важно общаться с Богом, выполняя свой религиозный долг.

Слепые, глухие и немые люди также пользуются имеющимися возможностями для того, чтобы научиться делать намаз и читать его правильно на арабском языке. Для этого им помогают братья и сёстры по вере, а также различные обучающие пособия. Их молитвы ничем не отличаются от молитв других мусульман. Инвалидам и людям, которые не способны нагибаться и совершать коленопреклонения, разрешается молиться сидя или лёжа. Однако, всем людям, имеющим какие-либо физические недостатки, необходимо прикладывать усилия для того, чтобы совершать намазы максимально близко к его обычному виду.

В некоторых христианских течениях дозволены изображения Бога и иконы: люди встают перед иконами и молятся. В исламе такого не существует – мусульмане во время молитвы молятся лишь по направлению Мекки (кибла). Мекка – это священный город на Аравийском полуострове (ныне в государстве Королевство Саудовская Аравия), в Запретной мечети которого находится одна из важнейших исламских святынь – Кааба. Именно в её сторону молятся верующие. Однако Мухаммад с самого начала пророческого служения и на протяжении 13 лет жизни в Мекке, а затем ещё в течение нескольких месяцев в Медине  (610 - 623 гг. н.э.) молился в сторону мечети аль-Акса, расположенной в Иерусалиме. По утверждению иудеев, сам факт принятия мусульманами иудейской киблы – Иерусалима - доказывал «истинность иудейской религии и несостоятельность мусульманской, которая не имела даже своей собственной киблы». Мусульмане вынуждены были проявлять терпение в этом вопросе. Тем не менее, со временем издевательства иудеев становились невыносимыми. Поэтому пророк Мухаммад по ночам обращался лицом к небу в ожидании Божьей помощи. Через некоторое время Аллах повелел пророку изменить киблу – то есть, направление при молитве. Произошло это в мечети Бани Салим, когда пророк, совершая дневную молитву, успел сделать только два раката[6] в сторону Иерусалима. В это время посланный Аллахом ангел Джибрил (Гавриил) взял пророка за руку и повернул его лицом в сторону Каабы[7].

Музыка, как известно, запретна в исламе, поэтому ни во время молитв, ни при чтении Корана не дозволяется использование никаких музыкальных инструментов. В исламе молитву в тишине читает один человек, которому в голос могут вторить люди, знающие озвучиваемую молитву. Но прямых рекомендаций читать молитву хором не имеется.

Дело в том, что музыка, тесно связанная с повседневной жизнью людей, была распространена во времена язычества как в Европе, так и на территории Ближнего Востока. Новые монотеистические религии отрицали языческие традиции, в том числе и музыкальные. Языческая музыка ассоциировалась с богомерзкими развлечениями, а истинный христианин или мусульманин никоим образом не должен был заниматься тем, что не одобрялось религией. В христианстве строгое отношение к музыке, в зависимости от течений, конфессий, стало меняться, однако в исламе строгий запрет до сих пор присутствует.

Тем не менее, в мусульманской среде есть иной жанр «пения», связанный с чтением аятов Корана нараспев – так называемые нашиды. Слушая нашиды, мусульманин совершает богослужение, как и при чтении аятов.

Дуа

Помимо намаза, верующие используют в практике так называемые дуа. Само слово переводится с арабского как «мольба, призыв» – это произвольная молитва, не имеющая строго установленного времени для чтения и не требующая соблюдения строгих условий (таких, как состояние ритуальной чистоты и т.д). Верующие часто читают дуа в разных жизненных ситуациях. Например, когда человек болен, находится в путешествии, посещает святые места (зийараты) или испытывает какие-либо трудности и желает благотворного вмешательства Всевышнего. Также существуют рекомендованные молитвы и зикры (поминания Аллаха), которые читают до и после намазов, в определённые дни и месяцы года. Эти молитвы помогают усилить свою веру и заручиться поддержкой и защитой Всевышнего. Молитвы дают человеку уверенность, ведь дуа – это общение с Творцом. Человек доверяет Ему все тайны сердца, совершенно забывает о себе и «блаженно растворяется», когда исходят искренние слова из глубин его души. Этим, как и во многих других религиях, определяется настоящая молитва.

Руки во время молитвы мусульмане возносят к небу ладонями кверху. Однажды у двоюродного брата посланника Аллаха, Али ибн Абу Талиба, спросили о том, почему во время молитвы нужно поднимать ладони к небу. Он ответил, что на самом деле ладони поднимаются к небу не потому, что именно там находится Господь - ведь Он Вездесущий и существует как на земле, так и на небе. Али процитировал аят из Корана, сказав: «Руки желательно возносить к небу потому, что на небесах ваш удел и то, что вам обещано»[8].

Намаз обязательно должен читаться на арабском языке, а дуа можно читать и на любом другом. В Коране говорится: «И поистине, это [Коран] - послание Господа миров. Снизошёл с ним дух верный на твоё сердце, чтобы оказаться тебе из числа увещающих, на ясном арабском языке»[9]. Каждому правоверному желательно научиться читать Коран по-арабски. От этого увеличивается воздаяние Всевышнего. Пророк Мухаммад сказал: «Когда человек из моей общины, не являющийся арабом, прочтёт Коран не по-арабски (то есть с ошибками), ангелы поднимут его на правильном арабском языке»[10]. Роль и значимость арабского языка выражается в том, что именно на нём был ниспослан Коран. Арабский язык позволяет убедительно и доходчиво увещевать и пробуждать народы. Арабский язык в своей структуре и логике – совершенен. На его основе создана великая и многожанровая культура. Здесь важно заметить, что слово «арабский», помимо названия языка, подразумевает ещё «красноречие» и «ораторское искусство».

Тексты молитв. Коран и хадисы

Главным элементами в молитве, как ежедневной, так и произвольной, являются слова, произносимые с искренней верой. Тексты молитв берутся из аятов Корана и различных сборников исламских преданий (хадисов). Здесь важно заметить, что само по себе чтение Корана в исламе является богослужением. Иначе говоря, чтение сур приравнивается к чтению молитв. Текст Священного Писания обладает сакральностью, и мусульмане обязаны относиться к нему с почтением и уважением - поэтому при прикосновении к аятам, к страницам Книги обязательно находиться в состоянии ритуальной чистоты. В Коране говорится: «Прикасаются к нему (Корану) только очищенные»[11]. Коран желательно читать с текста, а не рассказывать на память. Хотя есть многочисленные предания, в которых говорится о том, что выученные аяты и суры из Корана могут стать спасением человека после смерти. С помощью них человек, согласно исламской традиции, (при соблюдении прочих условий) может попасть в Рай.

Среди особо известных сборников молитв, где изложены различные тексты молитв, можно назвать такие как: «Крепость мусульманина» («Хисн аль-муслим»), «Молитвы из Корана и сунны» Саида аль-Кахтани, «Ключи от рая» («Мафатих аль-джинан»), Книга Саджада («Сахифа саджадиййа»). У каждой из записанных молитв и хадисов есть своя история. Во времена пророка записей как таковых не существовало, даже Коран поначалу заучивался наизусть[12]. Лишь впоследствии различные предания от пророка и его семейства, а также аяты Корана стали записываться на папирусных листах, плоских камнях, листьях пальмы, лопатках животных и кожаных и деревянных платах. Текст Корана переписывался и дошёл до нас в неизменённом виде, поскольку его текст, согласно аятам, охраняется самим Всевышним. Все древнейшие экземпляры Корана, дошедшие до наших дней и находящиеся в различных местах исламского мира, абсолютно идентичны. То же самое касается и текстов, которые сохранились в Европе. Отдельные их фрагменты имеются в Национальной библиотеке Парижа, они датируются 8-9 веком н.э. А древнейшая сохранившаяся до наших дней рукопись Корана, обагрённая, как полагают, кровью третьего халифа — Османа,  хранится в Музее истории народов Узбекистана в Ташкенте. Ранее эта рукопись находилась в Публичной библиотеке Санкт-Петербурга.

Мусульмане читают аяты Корана медленно, постигают их смысл, поступают в соответствии с его заповедями, надеются на исполнение того, что в нём обещано, испытывают страх перед его угрозами, извлекают уроки из его историй, повинуются его предписаниям, избегают того, что он запрещает. И это ни в коем случае не подразумевает обязательного запоминания наизусть его аятов, изучения каждой его буквы и заучивания его десятой или пятой части. Люди обычно запоминают слова, не обращая внимания на их значение. Мусульманам более важно размышлять над смыслом аятов и поступать так, как они велят. Всевышний сказал: «[Коран этот —] Писание благословенное, ниспослали Мы его тебе, чтобы размышляли [люди] над аятами его...»[13].

Молитва - слияние с Богом

Особое значение имеют молитвы, совершаемые поздно ночью. Считается, что редко, когда человек в другие времена может найти то, что он находит в себе в поздние часы ночи. Ночь словно забирает человека из дневных рабочих и мирских дел и направляет к Аллаху. Ночное уединение даёт человеку возможность искренне обратиться к Богу, оторвавшись ото всяких дел и забот. Ведь повседневная работа отвлекает зрение и слух, но как только наступает ночь, люди отходят от мирских дел – и зрение и слух обретают концентрацию… и переходят из внешнего к внутреннему созерцанию, от дневных мирских тягот - в нутро сердца, к источнику проницательности и света в жизни человека[14].

Таким образом, в исламе молитва – это: нужда в Боге; осознание этой нужды; демонстрация нужды перед Богом. Молитвы принимаются только тогда, когда все эти три качества присутствуют в человеке. При этом нужда в Боге не должна выявляться только при появлении какой-то разовой необходимости в Нём (как, например, здание, которое периодически нуждается в инженере и архитекторе). Человек должен испытывать нужду в Нём беспрестанно и повседневно – это можно сравнить с необходимостью электронных аппаратов получать постоянно электрическую энергию. Лампа может освещать помещение, пока она подключена к электричеству. При отключении электричества – моментально отключится и сама лампа.

Нужда человека в Боге должна непрерывно крепнуть изо дня в день. Так, в Коране сказано: «О люди! Вы нуждаетесь в Аллахе, а Аллах Ненуждающийся, Преславный»[15].

Молитвы имеют глубокое и важное значение в любой религии – и ислам здесь не является исключением. Более того, в исламском вероучении существуют различные нюансы и правила, согласно которым правоверному необходимо жить и действовать. В случае их нарушения, человек сам лишает себя возможности максимально сблизиться со Всевышним. Молитва — это поминание Аллаха, служащее источником душевного покоя. Коран гласит: « …твори молитву во имя Моё»[16]. Молитвы и мольбы являются средством сближения с Господом. С помощью молений ниспосылается Божественная благодать и даруется духовная гармония, к которым стремится каждый верующий на Земле.

 

[1] Аят – самая малая структурная единица Корана, подобно стиху в тексте Библии. Из аятов состоят суры.

[2] Сура – глава Корана. Состоит из аятов.

[3] Аль-Асифи М. М. Молитва. Университет «Аль-Мустафа» – Кум, 2008. С.10.

[4] Аль-Асифи М. М. Молитва. Университет «Аль-Мустафа» – Кум, 2008. С. 56.

[5] Шариат - свод исламских законов, который объемлет все стороны жизни человека.

[6] Ракат - полный цикл словесных формул и движений, из которого состоит намаз.

[7] Камал Факих Имани. Свет Священного Корана: Разъяснения и толкования. Том I. — СПб.: Фонд исследований исламской культуры. — 2008. С. 203-204.

[8] Коран, сура «Рассеивающие», аят 22.

[9] Коран, сура «аш-Шу ̒ара» (Поэты), 192-195 аяты.

[10] Аль-кафи. Книга достоинств Корана, хадис 879.

[11] Коран, сура «Событие», 77-79 аяты.

[12]Людей, которые знают Коран наизусть, называют хафизами (от арабского глагола «хранить», «запоминать»).

[13] Коран, сура «Сад», аят 29.

[14] Аль-Асифи М. М. Молитва. Университет «Аль-Мустафа» – Кум, 2008. С. 143.

[15] Коран, сура «Фатир» (Творец), аят 15.

[16] Коран, сура «Та Ха», аят 14.

 

=====

Опубликовано в журнале "Исламская культура" № 1 - 2014 года, стр. 80-88