Исламская культура

Что такое закят?

20 Ноябрь , 2020
720 просмотров


Марат Хайретдинов

- руководитель Отдела науки в Духовном управлении мусульман Европейской части России

 

ЧТО ТАКОЕ ЗАКЯТ?

 

Вышла новая книга «Китаб аз-Закят», то есть, с арабского «Книга о закяте» 2014 года, 166 стр. Данное издание является продолжением серии учебных пособий «Ханафитское наследие», которую в последние годы выпускает издательский дом «Медина», Москва – для духовных заведений мусульман, читающих по-русски как в России, так и в СНГ.

Для первого знакомства с этой серией и этой темой – предлагаем вам два вступительных текста, предваряющие подробный разбор автором этого специфического явления на стыке религии, экономики, социологии и этики. А также разбор термина – в главе «Общие представления о закяте».

 

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

 

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, его потомкам и сподвижникам!

 

Мир вам, милость Аллаха и Его благословения!

 

Уважаемые братья и сёстры! С большим удовольствием представляю вам новую книгу о закяте – одном из столпов исламского вероучения. Примечательно, что закят является не просто одним из столпов Ислама, но и находится на третьем после «свидетельства» и «молитвы» месте, опережая таким образом даже «соблюдение поста». Это лишний раз доказывает важность закята – пожертвований в пользу нуждающихся, и показывает, насколько в Исламе ценится забота о тех, кто в силу каких-то обстоятельств попадает в затруднительное положение.

Одним из положительных моментов нового издания является его структуризация – главы подразделяются на разделы, разделы – на пункты; при этом каждые из них имеют свои названия, что облегчает чтение и восприятие текста. Эта с виду не такая уж необходимая деталь привносит в изучение материала комфорт и удобство как обычным читателям, так и тем, кто обучается в мусульманских учебных заведениях.

Нельзя не отметить и такой примечательный факт как приведение «далилей», то есть доказательств из Корана, Сунны и богословских работ известных и авторитетных мусульманских учёных. Подобный подход, несомненно, делает данный труд более ценным, ибо только такой путь способен «навести мосты» между классическим мусульманским богословием и современными реалиями жизни.

Автор книги, возможно, не столь известен широкому кругу российских мусульман, однако, те, кто знаком с его трудами, уже сумели по достоинству их оценить. Его публикации в газетах, журналах и альманахах часто затрагивают важные и актуальные темы. А книга «Ислам и современный джихад», являющаяся улучшенной версией изданной ещё в 2005 г. брошюры, настолько нетривиально осмысливает столь непростую тему, что фактически выводит её на новый уровень. Нельзя не отметить и то, что, будучи руководителем Отдела науки в Духовном управлении мусульман Европейской части России, автор книги является и одним из преподавателей в Московском исламском университете.

Новая книга о закяте во многом следует ханафитской правовой школе, и это выглядит вполне обоснованным, ибо большинство русскоязычных мусульман придерживаются именно этого мазхаба. При этом до недавнего времени в России практически вообще не было никаких книг про основателя мазхаба Абу Ханифу и его ближайших учеников. А ведь их мысли и методика с точки зрения шариата также правомочны, как и методы других учёных. И особенно актуальны они в современных условиях.

Одной из причин этого является тот факт, что при решении новых, спорных или не совсем ясных вопросов Абу Ханифа и его последователи старались не просто буквально понимать первоисточники (аяты или хадисы), но рационально осмысливать их, естественно, не выходя за рамки исламских принципов. Стараясь выстраивать свои доводы в пользу общественного блага, они фактически довели до совершенства методику самостоятельного и рационального суждения (рай), которую применяли еще сподвижники Пророка.

При этом Абу Ханифа не только прекрасно владел арабским языком, получив блестящее богословское (и не только) образование, но и общался с последними сахабами, то есть сподвижниками Пророка. В итоге, Абу Ханифа стал одним из самых авторитетных факихов исламского мира, и, фактически, его можно назвать одним из первых богословов, разработавших систему мусульманского права (фикх), которое, основываясь на законах Корана и Сунны, отвечало бы требованиям повседневной жизни.

Поэтому отнюдь не случайно, что другой великий учёный Аш-Шафии призывал верующих тщательно и внимательно изучать и применять в жизни правовое наследие Абу Ханифы, которому (по словам Аш-Шафии) «сама наука фикх обязана своим появлением».

И всё же нельзя не отметить, что хотя данный труд и отражает точку зрения ханафитской традиции, очевидно, что и последователи других мазхабов смогут изучать эту тему без особого ущерба для той или иной религиозно-правовой школы. И это действительно так, ибо различия между мазхабами отражают разнообразие мнений среди учёных лишь во второстепенных вопросах, тогда как в основных постулатах различных областей фикха они едины и не противоречат друг другу.

Хвала Аллаху – Господу миров, Который даровал нам возможность трудиться во благо Ислама, и да пребудет мир над Его пророком и посланником, открывшим для нас мудрость того прямого пути, который ведёт к довольству нашего Создателя.

 

Муфтий шейх Равиль Гайнутдин,

председатель Совета муфтиев России,

председатель Духовного управления мусульман

Европейской части России

 

ОТ ИЗДАТЕЛЯ

 

Мир вам, милость Всевышнего Аллаха и Его благословения!

 

Уважаемые читатели! Издательский дом «Медина» рад представить вам новую книгу «Китаб аз-Закят». Данное издание является продолжением нашей деятельности по развитию «Ханафитского наследия». «Книга о закяте» удачно вписывается в эту серию книг, ибо не только отражает позицию классиков ханафитского мазхаба, но и вносит в их наследие своего рода «живую струю».

Как известно, одним из самых важных видов деятельности в Исламе считается просветительство. Именно благодаря мирной проповеди, мусульманское вероучение было воспринято разными народами России. И если раньше для этого было необходимо отправляться в длительные поездки, то теперь, в эпоху нового витка развития человеческой цивилизации, крайне необходимым стало уметь пользоваться её благами. В связи с этим одним из важных направлений просветительской деятельности является развитие книгоиздательства.

Тема закята рассматривалась уже не раз, в том числе, и с современных позиций. И новая книга о закяте развивает этот подход, ибо только таким способом сегодня можно донести до читателей то богословское наследие, которое оставили нам великие мусульманские учёные.

Исследование разных аспектов закята, проведённое в ходе работы над книгой, где-то помогает приподнять часть завес над сутью данного предписания, ниспосланного для верующих Всевышним и сделанного Им одним из столпов Ислама. И такая методика крайне актуальна, поскольку современное общество, как никогда прежде, нуждается в раскрытии смысла религиозных установлений.

Также следует подчеркнуть, что новый труд не ограничивается только темой закята, помимо него в книге рассматриваются и вопросы, связанные с другими видами пожертвований. В частности, исследованы вопросы, связанные и с «садакой разговения», и с обычными пожертвованиями.

В ходе работы над книгой были использованы некоторые труды по теме закята, в частности, труд Мадины Калимуллиной и Рената Беккина «Закят. Практическое руководство», за что им хочется сказать большое спасибо. Огромную благодарность автор и редколлегия ИД «Медина» выражают и известному переводчику Абдулле Нирше, чьи труды оказались крайне полезны, и кто любезно предоставил разрешение на использование своих материалов.

Не может не радовать и тот факт, что необходимая поддержка была оказана Фондом поддержки исламской культуры, науки и образования, за что мы также выражаем его руководству и сотрудникам огромную признательность и благодарность.

Работа над серией «Ханафитское наследие» продолжается – в разработке находятся отдельные, ещё более тщательно проработанные труды известного мусульманского учёного Абд аль-Хамида Махмуда Тахмаза (да помилует его Аллах!). Эти издания уже завоевали признание во всём русскоязычном пространстве, став самыми настоящими учебными пособиями для мусульманских учебных заведений. При этом как сами учебные заведения, так и мечети и общины обеспечиваются данными книгами совершенно бесплатно, доходя как до самых отдалённых российских регионов, так и до стран СНГ. И за это ещё раз следует поблагодарить наших спонсоров и меценатов.

Хотелось бы надеяться, что и эту новую книгу о закяте сумеют прочитать и российские мусульмане, и наши единоверцы на всём Евразийском пространстве. И возможно, данный труд подвигнет всех верующих на более тщательное отношение к третьему столпу Ислама, а также даст импульс к новым исследованиям как в этой сфере, так и в других областях научных знаний.

 

Дамир Мухетдинов,

главный редактор ИД «Медина»,

главный редактор серии «Ханафитское наследие»

 

Общие представления о закяте

 

1.1. Закят как один из столпов ислама

 

Закят является третьим из числа столпов ислама, упомянутых в хадисе, где сообщается, что Пророк сказал: «Ислам основывается на пяти столпах…» (Аль-Бухари). Обязательность выплаты закята подтверждается многими указаниями Корана и Сунны. Так, Всевышний Аллах сказал: «Совершайте молитву, раздавайте закят и повинуйтесь Посланнику – быть может, вы будете помилованы» (сура «Ан-Нур», аят 56). А Посланник Аллаха брал с мусульман клятву в том, что они будут выплачивать закят. Известно, что Пророк говорил: «Поистине, чистота души и имущества зависит от выполнения должного, что же касается имущества, то здесь должным является выплата закята».

 

На начальных этапах исламской истории обязанность раздачи закята носила условный, рекомендательный характер. Не были определены и многие его аспекты: вид имущества, с которого следует выплачивать закят; размер; нисаб как установленный минимум, с которого необходимо осуществлять выплату закята; и т.д. Все это оставалось на усмотрение самих мусульман и определялось степенью их щедрости: «Веруйте в Аллаха и Его Посланника и расходуйте из того, что Он даровал вам в распоряжение…» (сура «Аль-Хадид», аят 7); «Пожертвования следует брать с богатых и отдавать бедным» (Аль-Бухари).

 

Через некоторое время выплачивать определенную часть своего имущества стало неукоснительно обязательным (фард), при этом были оговорены и категории тех, кому должны были быть предназначены пожертвования: «Пожертвования предназначены для нищих; бедных; для тех, кто занимается сбором и распределением пожертвований; для тех, чьи «сердца приводимы к согласию»; для выкупа тех, кто находится в неволе; для должников; для дел «на пути Аллаха»; для путников. Таково предписание (фарида, т.е. фард) Аллаха, ведь Аллах – Знающий, Мудрый» (сура «Ат-Таубя», аят 60). Впоследствии, исходя из Корана и Сунны, сложились основные правила и установления, касающиеся закята.

 

Следует также отметить, что поначалу термины «закят» и «садака» являлись почти одинаковыми, однако затем «закят» стал подразумевать именно систему «обязательных пожертвований», в то время как понятие «садака» стало обозначать исключительно «добровольные пожертвования», не ограниченные строго по времени и распределению.

 

Закят является одним из видов по​клонения (ибадат) и потому, по единодушному мнению ученых, человек, отказывающийся от раздачи закята, совершает великий грех. Раздавать закят было предписано даже раньше, чем соблюдать пост (саум). Таким образом, двух мнений относительно обязательности закята быть не может, а тот, кто отрицает это, оказывается на грани неверия.

 

Согласно сборнику хадисов аль-Бухари Посланник Аллаха сказал: «В День воскрешения имущество, дарованное Аллахом тому, кто не выплачивал с него закят, предстанет перед ним в образе плешивого ядовитого змея с двумя черными пятнами на глазах, который обовьется вокруг него, вопьется ему в щеки и скажет: “Это — твое богатство, это — твое сокровище”», и потом Пророк прочитал: «И пусть не думают те, которые скупятся расходовать то, что Аллах даровал им по Своей милости, что поступать таким образом лучше для них. Напротив, это хуже для них. В День воскрешения их шеи будут закованы в то, чем они скупились, ведь Аллаху принадлежит наследие небес и земли, и Аллах ведает о том, что вы совершаете» (сура «Семейство Имрана», аят 180).

 

1.2. Духовная и социальная значимость закята

 

Как уже упоминалось, арабское слово «закят» имеет несколько значений, и одним из них является «очищение». Всевышний Аллах показывает в Священном Коране, что «те, кто раздают свое имущество на пути Аллаха, таким образом очищаются» (92:18), а «тот, кто очищается, очищается во благо себе» (35:18). Очищение, прежде всего, происходит не на материальном, а на духовном уровне, и, очищаясь таким образом, раздающий пожертвования приближается к Всевышнему Аллаху: «Воистину, они (т.е. пожертвования) являются средством приближения для раздающих; Аллах введет их в свою милость, ведь, поистине, Аллах – Прощающий, Милосердный» (сура «Ат-Таубя», аят 99).

 

Закят можно считать своего рода «налогом на роскошь», однако если обычные налоги несут в себе лишь экономическую составляющую, закят является таким видом пожертвований, который заключает в себе и духовное благо. Другим отличием закята от обычного налога является его четкая направленность на первостепенные нужды общества.

 

Польза для тех, кто раздаёт закят

 

Закят, который раздаётся мусульманами, выполняющими Божье предписание и стремящимися снискать Его благоволение и милость, является средством очищения и от скверны грехов, в целом, и от скверны дурных черт характера, таких как скупость, алчность, чёрствость, зависть и ненависть по отношению друг к другу. Посланник Аллаха предостерег свою общину от проявления скупости и скаредности: «Ни в коем случае не проявляйте скупость, ибо, поистине, она погубила живших до вас: она повелевала им проявлять жадность, и они скупились; она повелевала им порывать родственные связи, и они порывали их; она повелевала совершать им грехи, и они совершали их» (Абу Дауд). Таким образом, закят очищает того, кто его раздает, от скверны губительной скупости, а степень его очищения определяется степенью его щедрости и тем, в какой мере его радует то, что он раздает этот закят, расходуя свои средства ради Аллаха Всевышнего.

 

Закят не только очищает душу, но и способствует её освобождению от унижения привязанности к богатству и подчинения его власти, а также от бедствия рабской зависимости от денег. Ислам стремится к тому, чтобы мусульмане подчинялись велениям одного только Бога Единого, и освободились от подчинения всему иному. Не случайно Пророк сказал: «Да окажется в бедственном положении раб динара, раб дирхема и раб хамисы1» (Аль-Бухари). Какое бедствие может сравниться с тем, что стяжание богатства становится целью человека, самой большой его заботой, пределом его знания и стержнем его жизни, тогда как создан он для осуществления величайшей миссии и достижения высшей цели! Ибо, поистине, Аллах сделал человека Своим наместником на земле.

 

Закят не только очищает душу от скупости, но и приучает ее к проявлению таких качеств как щедрость и готовность расходовать и дарить. Учёные, специализирующиеся в области педагогики и нравственности, едины во мнении о том, что привычки оказывают глубокое воздействие на характер, поведение и ориентацию человека. Так, у мусульман, которые привыкают к расходованию своих средств, привычка дарить и расходовать становится одним из укоренившихся свойств и черт характера. А привыкший расходовать то, что ему принадлежит, и жертвовать часть своего достояния ради блага своих братьев и участия в том, что приносит пользу его обществу, более чем кто бы то ни было далёк от грабежа или воровства. Ибо отдающему что-либо из своего имущества в стремлении снискать благоволение Божье уже трудно брать то, что ему не принадлежит, навлекая тем самым на себя гнев Аллаха.

 

Закят пробуждает в душе и чувство благодарности по отношению к Аллаху Всевышнему, а также свидетельствует о признании Его милостей и благодеяний. Известный мусульманский ученый аль-Газали (ум. в 1111 г.) отмечая, что Аллах Всевышний оказывает Своим созданиям благодеяния, которые касаются как их самих, так и их имущество, сказал:

 

«Те виды поклонения, которые осуществляются посредством тела, являются выражением благодарности за милости, оказанные телу; поклонение же, имеющее отношение к имуществу, является выражением благодарности за дарованное имущество. Сколь же низок тот, кто видит бедняка, испытывающего недостаток в средствах и нуждающегося в них, но душа его не позволяет ему расстаться с частью достатка, чтобы выразить тем самым благодарность Аллаху Всевышнему за то, что Он избавил его от необходимости обращаться с просьбами и сделал так, что в нём нуждаются другие».

 

Закят также указывает сердцу на его обязанности по отношению к его Господу и к миру вечному и является средством лечения сердца от чрезмерной любви к миру этому и его богатствам. Еще один мусульманский ученый ар-Рази (ум. в 1209 г.), говоря о том, что чрезмерная любовь к миру ближнему (дунья) заставляет душу забывать о любви к Аллаху и необходимости готовиться к встрече с миром вечным (ахырат), отмечает:

 

«Ввиду этого шариат по мудрости своей обязывает владельца имущества отдавать часть того, что ему принадлежит, чтобы удержать его от излишней тяги к богатству, помешать душе полностью отдаться ему и указать ей на то, что человека делают счастливым не поиски богатства, а расходование богатств в стремлении снискать благоволение Аллаха Всевышнего. Таким образом, вменение в обязанность закята является подходящим средством лечения, предназначенным для удаления из сердца любви к миру этому».

 

Аллах позволил мусульманам накапливать блага этого мира, как позволил и пользоваться ими, однако это не означает, что Ему было угодно сделать это основной задачей и целью жизни, поскольку человек был создан для высшей цели и для вечной обители. Мир этот создан для человека, а сам человек создан для мира вечного и поклонения Аллаху. Таким образом, этот мир представляет собой только путь к миру вечному, и нет ничего дурного в том, чтобы человек украшал и готовил этот путь.

 

Поистине, Аллах дарует богатство и тем, кого Он любит, и тем, кого Он не любит, и верующим, и неверующим, и благочестивым, и грешникам, ведь Аллах Всевышний сказал, что «Он всех наделяет благами из Своих даров, и дары Его не являются запретными» (сура «Ночной перенос», аят 20). Поэтому, если человек обладает богатством, это ещё не может слу​жить указанием на его достоинство и благо, поскольку достоинство и благо в том, чтобы щедро расходовать средства ради Аллаха, на пути Аллаха и в стремлении снискать Его милость и благоволение. Автор известного тафсира к Корану Абдулла Юсуф Али (ум. в 1953 г.) говорит по этому поводу:

 

«В духовном мире серебру, золоту, украшениям или мирскому положению придается так мало значения, что они легко могут передаваться в распоряжение любого, в т.ч. и того, кто отрицает Всевышнего Аллаха. Если бы было по-другому, то существовало бы слишком сильное искушение для созданий Божьих, которые стремились бы обменять свою духовную жизнь на богатства. Аллах не позволяет слишком большому искушению становиться на пути созданий, распределяя эти вещи дифференцированно, некоторые – несправедливым, некоторые – справедливым, в разной степени таким образом, чтобы владение ими не служило тестом на справедливую или несправедливую жизнь».

 

С точки зрения ислама богатство есть благо, однако оно же (как и наличие зла) является и средством испытания, ведь Аллах Всевышний сказал, что «Он испытывает нас злом и благом, сделанными в качестве искушения» (сура «Аль-Анбия», аят 35).

 

Раздача закята вызывает любовь к раздающему и свя​зывает его с обществом прочными узами, в основе которых ле​жат братство и взаимопомощь. Вполне естественно, что, когда люди узнают о том, что человек желает принести им пользу, ста​рается привести их к благу и отвести от них вред, они начинают любить его, а их души неизбежно склоняются к нему, поскольку сердца людей устроены так, что они любят тех, кто делает им добро, и ненавидят делающих им зло. И когда бедные знают о том, что кто-то расходует на них часть своего богатст​ва, и что расходует он тем больше, чем больше достаётся ему са​мому, они поддерживают его, обращаясь к Аллаху с горячими мольбами за него. И эти мольбы становятся причиной того, что этот человек продолжает жить в благоденствии, сохраняя и быть может даже приумножая своё имущество.

 

Закят способствует очищению не только души, но и имущества, поскольку может статься, что случайно или по забывчивости в имущество закрадываются т.н. «нечистые» деньги или товары. Посланник Аллаха сказал: «Если ты выплатил закят со своего имущества, это означает, что ты удалил от себя его зло» (Аль-Хаким).

 

Помимо этого закят способствует увеличению богатства и тому, что оно становится благословенным. Это может показаться странным, поскольку внешне раздача закята, представляющая собой выделение части имущества, выглядит как его уменьшение. Однако знающим людям известно, что эта убыль является только внешней, а на самом деле она приводит к увеличению имущества, ввиду того, что та малая часть, которая раздается, возвращается многократно возросшей за счёт известных и неизвестных источников: «И чтобы вы ни отдали в качестве закята, стремясь к Лику Аллаха, - таким приумножится» (сура «Ар-Рум», аят 39). Если дать этому духовную оценку, то выглядит это приблизительно таким образом: одна монета того, кто раздал закят, кого любят сердца других людей, за кого возносятся мольбы, обладает большей силой и эффективностью, чем средства, принадлежащие кому-нибудь другому. С экономической же точки зрения – таких людей не только любят, но и оберегают, а также доверяют, что способствует увеличению торговых сделок или каких-либо иных видов деятельности. И все это, если пожелает того Аллах, будет улучшаться, ведь Всевышний Аллах объясняет в Священном Коране: «И что бы вы ни потратили, Он возместит вам, ведь Он - Наилучший из дарующих удел» (сура «Саба», аят 39). Пророк же, в свою очередь, говорил: «Пожертвование никогда не уменьшит богатства» (Ат-Табарани).

 

Польза для тех, кто получает закят

 

Вся указанная ранее польза относилась к тем, кто раздает закят, но еще больше блага и пользы закят приносит тем, кому он раздается. Далее в одной из глав будет подробно рассказано о тех, кому предназначен закят. Однако, очевидно, что в первую очередь его адресатами являются беднейшие, нуждающиеся слои населения. А это означает, что закят и здесь приносит не только материальную, но и духовную пользу, т.к. система раздачи пожертвований становится средством избавления от того, что унижает достоинство, а также средством оказания практической и психологической поддержки в борьбе с превратностями жизни.

 

Ислам не предписывает стремиться к бедности, напротив, согласно Сунне Пророка «дающая рука лучше берущей» (Аль-Бухари). Посланник Аллаха также говорил: «Любому из вас пойти и нарубить дров, принести их на спине и продать, после чего сделать пожертвования и избавиться от необходимости обращаться к людям – лучше, чем просить того или иного человека, который может дать, а может и отказать» (Муслим). А согласно другому хадису Пророк сказал: «Никто не ел ничего лучше той еды, которую он заработал собственным трудом, и, поистине, пророк Аллаха Дауд питался тем, на что он зарабатывал своим трудом» (Аль-Бухари). Даже в случае, когда кто-либо является всего лишь доверительным лицом, отвечающим за имущество, ему следует стремиться к тому, чтобы оно не исчезло с течением времени. Об этом наглядно свидетельствуют слова Посланника Аллаха, сказавшего: «Если кто-нибудь опекает сироту, у которого есть состояние, пусть вложит его в торговлю, а не дожидается, пока его «съедят» пожертвования» (Ат-Тирмизи).

 

Как это будет показано далее, с точки зрения ислама прожиточный минимум не ограничивается лишь средствами на питание, жилье и одежду - в это понятие фактически входят и средства для создания семьи; средства передвижения; и даже средства для приобретения знаний. Посредством всего этого люди получают возможность жить полноценной жизнью и исполнять свои обязанности перед Всевышним Аллахом. Пророк Мухаммад не случайно говорил: «Опережайте делами… бедность, вынуждающую забывать обо всем» (Ат-Тирмизи).

 

Получая помощь, люди начинают ощущать себя активными членами общества, а не потерянной вещью, на которую никто не обращает внимания. Приходит понимание того, что люди живут в достойном обществе, которое не забывает о них, проявляет заботу и протягивает руку помощи, никого не попрекая и не обижая. И люди, принимая эту помощь, не чувствуют себя униженными; они держат свои головы высоко поднятыми, не теряя чувства собственного достоинства, так как получают то, что предписано им непосредственно Всевышним Аллахом.

 

Помимо этого закят, для тех, кто его получает, является и средством избавления от зависти и неприязни. Ибо, если кто-либо, задавленный бедностью и нуждой, видит вокруг себя наслаждающихся благосостоянием и живущих в полном достатке, но не протягивающих ему руку помощи, оставляя его один на один с бедностью, сердце его не сможет остаться свободным от ненависти и злобы по отношению к тем, кто бросил его на произвол судьбы, ведь скупость и эгоизм часто порождают по отношению к себе ненависть и зависть. Ислам стремится к построению таких взаимоотношений, которые строились бы на основе объединяющего их братства, и это братство, в свою очередь, основывается на том, что все они перед Всевышним Аллахом равны. Посланник Аллаха говорил: «О, люди, послушайте меня всем сердцем! Ваш Бог – Один. Также как и отец у вас – один, ведь все люди произошли от Адама, а Адам – из земли. Араб не имеет превосходства над неарабом, также и неараб не имеет превосходства над арабом. Белый не имеет превосходства над черным, также и черный не имеет превосходства над белым. Превосходство лишь в благочестии и добрых поступках».

 

Однако подобное братство никогда не сможет ни возникнуть, ни упрочиться, если кто-то останется голодным, а другой будет сытым, и, видя это, ничем не поможет им. Подобное отношение приводит к разрыву связей и разжиганию пламени неприязни, и бедные начинают испытывать зависть и ненависть по отношению к богатым. Очевидно, что подобные чувства оказывают вредное воздействие и на экономическое положение общества, и на его морально-психологическое состояние. Не случайно Пророк сказал: «Может подкрасться к вам болезнь других общин, существовавших до вас – это зависть и ненависть. И подобны они бритве, и я не говорю, что она сбривает волосы, ибо бритва эта искореняет религию» (Ат-Тирмизи). Всему этому и стремится противодействовать исламское вероучение, в котором раздача пожертвований не просто поощряется, а узаконена.

 

Если подвести краткий итог сказанному, то можно придти к выводу о том, что наличие закята как системы обязательных пожертвований на социально-общественные нужды общества:

 

- с одной стороны приводит к увеличению среднего класса, что в свою очередь вносит в общество стабильность, снижая риск социальных потрясений;

 

- с другой стороны это повышает моральные устои, внедряет понятие социальной ответственности, мобилизуя и стимулируя общество к прогрессу, чего так не хватает многим современным государствам;

 

- также нельзя не отметить, что наличие закята повышает духовность общества, поскольку развивает в нем самые лучшие черты и качества.

 

1.3. Необходимые условия обязательности раздачи закята

 

Раздавать закят должен (фард) каждый:

 

- мусульманин;

 

- совершеннолетний;2

 

- находящийся в здравом уме;3

 

- знающий о необходимости выполнения этой обязанности;4

 

- владеющий «излишком», т.е. таким имуществом, которое достигло своего «установленного минимума» (нисаб);

 

- владеющий нисабом в начале и конце целого года (по лунному календарю).

 

Что касается мусульманок, то обязательность закята будет распространяться на них в случае, когда они:

 

- сами являются главой семьи (например, незамужние или имеющие мужа-инвалида);

 

- имеют свое собственное независимое от других членов семьи имущество.5

 

При раздаче закята обязательно (ваджиб) придерживаться и соответствующего искреннего намерения (ният), поскольку Посланник Аллаха сказал: «Поистине, дела оцениваются по намерению и, поистине, каждому достанется лишь то, что он намеревался обрести…» (Аль-Бухари). Однако следует понимать, что намерение не обязательно произносится вслух или про себя, и поэтому не произнесение каких-либо мольб (дуа) или слов при раздаче закята не делает его недействительным. Обязательность придерживаться намерения указывает скорее на то, что закят необходимо раздавать искренне, а не напоказ и не под принуждением, не желая этого. Такие неискренние пожертвования все равно могут принести пользу обществу, однако их может не принять Всевышний Аллах, и тогда их раздача не будет зачтена для Последующей жизни.

 

Как было указано, условием обязательности раздачи закята является обладание таким имуществом, которое не используется в собственных (в т.ч. семейных) нуждах, и которое условно можно назвать словом «излишек». Всевышний Аллах сказал в Священном Коране: «И спрашивают тебя, что нужно расходовать. Скажи: «Излишек» (сура «Аль-Бакара», аят 219). С точки зрения шариата «излишком» является «все, что сверх необходимого». Нисаб же определяет границы «излишков» таким образом, что преодоление этих границ делает владельца имущества богатым (ганий).6 При этом, для разных видов имущества нисаб может быть разным, и об этом будет подробно рассказано в соответствующих разделах.

 

Также, как было отмечено, одним из условий при раздаче закята является срок владения имуществом. В большинстве случаев это один календарный (по лунному календарю) год, поскольку Пророк сказал: «Закят с имущества не обязательно выплачивать до истечения года» (Абу Дауд).7 И если на срок раздачи закята имеется в наличии нисаб, т.е. определенный минимум тех или иных видов имущества (в т.ч. домашнего скота и продуктов земледелия), то в качестве закята с них необходимо раздать соответствующую долю. И даже если в течение года происходила какая-либо убыль, но на дату срока раздачи имущество достигает нисаба, необходимость раздачи закята не снимается, поскольку устанавливать полноту нисаба в течение всего периода времени является затруднительным.

 

При этом, раздавать закят заранее можно, на что указывают некоторые хадисы (например, в сборнике Ат-Тирмизи), согласно которым Пророк разрешал раздавать закят до наступления срока8. Однако, известно, что лучше заранее закят не выплачивать.

 

1.4. Случаи, когда в раздаче закята нет необходимости

 

От раздачи закята освобождаются нуждающиеся; малолетние дети; те, кто живут на иждивении; должники 9; и другие подобные категории граждан.

 

Кроме того, следует помнить, что закят как обязательное пожертвование выплачивается лишь с излишков, о чем уже приводился соответствующий аят (2:219). Посланник Аллаха также сказал: «О, сын Адама! Поистине, отдавать излишек является для тебя благом, удерживать же его – злом; и не подвергнешься ты порицанию за то, что необходимо для жизни» (Муслим). Слово, использованное Пророком для обозначения «того, что необходимо», звучит по-арабски как «кяфаф». Интересно, что одним из его значений является такое понятие как «прожиточный минимум». Следовательно, выплачивать закят с имущества, которое необходимо для удовлетворения своих насущных потребностей, не обязательно. Имеется в виду:

 

- пища;

 

- жилье;

 

- собственная земля;

 

- одежда;

 

- рабочий скот;

 

- орудия труда;

 

- домашняя обстановка;

 

- средства для приобретения знаний;

 

- средства передвижения;

 

- прочие необходимые для жизни вещи;

 

- денежные средства, отложенные или предусмотренные на что-либо из перечисленного;

 

- средства, необходимые для выплаты долга.

 

Все эти виды имущества не учитываются при подсчете общей стоимости имущества в конце отчетного периода времени. Но и без их учета, если общая стоимость имущества не достигает нисаба, выплачивать закят с него не является обязанностью. Это объясняется тем, что денежные средства (или какие-либо другие виды имущества), не достигшие нисаба, считаются своего рода страховкой от возможных невзгод и, фактически, также входят в понятие «кяфаф», т.е. «прожиточный минимум».

 

Нет необходимости в раздаче закята и с того, что находится между нисабами – например, если то, чем владеют, достигло первого нисаба, но не достигло следующего, с него обязательно выплачивать закят лишь один раз.10

 

Обязанность выплаты закята снимается в случае утраты имущества или его снижения меньше нисаба по истечении срока раздачи закята независимо от того, мог или не мог человек его выплатить.

 

Однако, если кто-либо пожелает раздать часть своего имущества в качестве закята даже без учета некоторых условий (например, достижения нисаба), это разрешается и поощряется. Так, первый праведный халиф Абу Бакр, разъясняя необходимые установления, касающиеся закята, отмечал, что в случае, когда имущество не достигает нисаба, «закят с него выплачивать не обязательно, если только этого не пожелает тот, кому оно принадлежит» (Аль­Бухари).

 

1.5. Недействительность закята

 

Запрещается расходовать в качестве пожертвования ту часть имущества, которая является плохой или имеющей дефект. Аллах Всевышний сказал в Коране, чтобы «уверовавшие… не стремились расходовать дурное – чего бы они и сами не взяли, если только не зажмурили бы глаза» (сура «Аль-Бакара», аят 267). Но и сборщикам закята категорически запрещается брать в качестве закята лучшее, поскольку Пророк говорил: «Ни в коем случае не забирай из имущества того, что дорого людям, и бойся проклятия притесняемого, ибо, поистине, нет между ним и Аллахом преграды» (Муслим).

 

Выделение средств на раздачу закята еще не означает, что мусульманин выполнил свою обязанность - она считается выполненной только после вручения выделенных средств тем, кто имеет право на их получение (в т.ч. и их сборщикам)11. Но если тот, кому поручено раздать закят, выплатит его собственными средствами, и возьмет выделенные средства позднее, то это разрешается.

 <