Исламская культура

Азбука понятий

20 Ноябрь , 2020
469 просмотров


Самая большая часть терминов об исламе пришла в русский язык из арабского языка, но не только. Часть - из фарси или тюрки. Говоря со школьниками, мы должны сами чётко разбираться в этимологии понятий, в их оттенках. И правильно их применять на практике.

Эту рубрику - о главных понятиях коротко и ясно! - ведёт кандидат философских наук Назим Зейналов.

=====

 

В любой монотеистической религии есть Аллах

Многие в наше время не знают о происхождении и значении слова «Аллах» (الله). Мы часто слышим от людей: «У нас, в христианстве, — Бог, а у вас, в исламе, — Аллах».

Разграничение этих слов во многом ошибочно. Здесь важно обратить внимание на лингвистическую сторону вопроса. Слово «Аллах» образовано путём присоединения определённого артикля «алиф-лям» (ال) к слову «илях[ун]» (إلَاهٌ / إلَهٌ) в неопределённом состоянии. Слово «илях» без определённого артикля с арабского языка будет переводиться на русский как «божество, бог». А артикль указывает на его определённость, конкретность и единство. То есть: إلَهٌ + ال = الله. В русском языке артиклей нет. Исходя из этого, при переводе данной конструкции мы получаем следующее: «бог» + определённый артикль = «Бог».

В действительности, произнося «Аллах», вы лишь говорите «Бог» на иностранном языке — на арабском.

 

=====

 

Значение слова «ислам»

Слово «ислам» с арабского языка переводится как «предание себя Богу», «покорность». Последователи же этой мировой религии называют себя «муслимами», в русской традиции — мусульманами. Важно обратить внимание на то, что корнем слова «муслим» в арабском языке является «салам» - это переводится как «мир, безопасность, благополучие». Недаром верующие во время приветствия желают друг другу мира, говоря: «Ас-саламу алейкум!» - буквально — «мир тебе!».

Все эти слова происходят от одного корня и, как мы видим, не несут в себе никакой негативной окраски. Напротив, мусульманин — это, в первую очередь, человек, несущий в себе целостность, свет, а также — гармонию как с самим собой, так и с окружающим миром.

Для того, чтобы люди пришли к свету и пониманию всего мироздания, им были направлены посланники и пророки, которым было предначертано донести послания Бога. Ведь человечеству необходимо руководство, в котором воплощался бы смысл создания человека. Так, в Священном Коране написано:

   «Мы отправили посланников, которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никаких доводов против Аллаха. И Аллах Могущественный, Мудрый».    Коран, 4:165

Особое место в религиозной традиции занимают пять пророков, к которым относятся Нух (в русском тексте Библии Ной), Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Иса (Иисус) и пророк ислама — Мухаммад. С помощью этих посланников Всевышний давал людям шанс исправить своё положение в ближнем, земном мире и избавиться от невежества и предрассудков.

Подлинный ислам учит своих последователей тому, что лишь распространение света и добродетели способно изменить сердца людей. Только добром можно показать то, как по-настоящему открыты сердца верующих. Ведь в Священном Коране написано:

   «Аллах не запрещает вам являть дружелюбие и справедливость к тем, кто не сражался с вами из-за веры и не изгонял вас из ваших жилищ, — ведь Аллах любит справедливых».    Коран, 60:8

Не только мусульмане, но и представители других религиозных течений в мире должны понимать, что добиться понимания можно лишь искренней добротой и усердием. Так, в одном из хадисов от Имама Казима говорится о том, что «проявление любви к людям — половина ума» (Аль-Кафи, хадис 1014

 

=====


Предписания в шариате: халяль и харам

Каждый день мусульмане сталкиваются с явлениями и предметами повседневной жизни, а также с трудностями определения их дозволенности и запретности и, как следствие, с проблемами в планировании своих дальнейших действий.

Однажды у имама Саджада спросили, с чего для него, сына Посланника Аллаха, начинается утро каждого нового дня. Имам ответил так: «Каждое утро начинается для меня с восьми обязательств: Всевышний требует от меня выполнять обязательные предписания ислама, Пророк требует придерживаться Сунны, семья требует еды, душа требует удовлетворения плотских желаний, Сатана требует от меня греха, два ангела-хранителя требуют от меня праведности в делах, ангел смерти ищет мой дух, могила — моё тело. Вот так я и живу, между этими требованиями» (Бихар аль-анвар, т. 76, стр. 15).

Однако помимо борьбы с нашим собственным нафсом (плотскими желаниями) мы периодически сталкиваемся с тем, что не знаем определённых правил шариата, касающихся предписаний дозволенности.

Предписания подразделяются на 5 видов:

   ваджиб/фард (فرض/ واجب) (по арабски «обязательное, необходимое») — обязательные действия, которые должен совершать каждый мусульманин. Пример: пост в священный месяц Рамадан, намаз и т. д.

   мубах (مباح) (ар. «дозволенное») — нейтральные действия. Пример: сон, еда, питье и т. д.

   мустахабб/сунна (سنة / مستحَبّ) (ар. «желательное, рекомендуемое») — богоугодные действия, не обязательные, но желательные для исполнения. Наказаний за неисполнение таких действий нет, но исполняющий их получает награду от Аллаха (саваб). Мустахабб бывает двух видов: му’аккад (مؤكد) (сильно рекомендованное) и гейр му’аккад (غير مؤكد) (просто рекомендованное действие). Пример: желательные ежедневные намазы, соблюдение желательного поста в определённые дни и т. д.

   макрух (مكروه) (ар. «порицаемое», «неодобряемое») — нежелательные действия. Наказаний за исполнение таких действий нет. От подобных действий лучше воздерживаться. При этом действия-макрух подразделяются на два вида: кираха шадида (كراهة شديدة), т. е. крайне нежелательные и порицаемые, и гейр шадида (غير شديدة) — просто нежелательные. Считается, что совершение деяния-макрух уменьшает благо от Аллаха, а избежание его, наоборот, увеличит благо. Пример: дуть на пищу, есть горячую еду и т. д.

   харам (حرام) (ар. «запретное») — запретные действия, грехи. Пример: намеренный пропуск намаза или поста.

   Вот почему, размышляя на эти темы, мусульманин вздыхает с молитвой: «Да отдалит Всевышний нас от совершения запретного и ниспошлёт нам Свои блага!».

 

=====

Опубликовано в журнале "Исламская культура" № 1 - 2014 года, стр. 50-52

НА ФОТО - надпись "Аллах" на арабском языке