Исламская культура

Центры начального образования в исламском обществе

20 Ноябрь , 2010
739 просмотров


В течение многих веков обучение в исламских сообществах происходило в различных местах, порой совсем непригодных для этого.
Но с приходом просвещения были созданы учреждения, предназначенные специально для учёбы. Таким образом, места, где происходило обучение, можно разделить на две группы:

1. Созданные специально для учебных целей; 2. Неспециализированные.

Одновременно такие учреждения подразделяются на учреждения начального образования и учреждения высшего образования. Сегодня мы рассмотрим учреждения начального образования в исламском обществе.

Центры начального образования


Под «центрами начального образования» имеют в виду места обучения детей грамоте. Детей начинали учить с шести-семи лет. Обучение происходило в специально отведённых для этого местах. Учитывая детскую психику и особенности процесса обучения детей, центры размещались отдельно от мест обучения
взрослых. В Исламе соблюдался такой же порядок. Обучение детей в мусульманских сообществах в основном проходило дома и в школе.

 

1. Домашнее образование

Дом считается первоначальным местом обучения детей. Основы запоминания и воспитания ребёнок получает дома, пока не достигнет школьного возраста. В некоторых семьях существовала традиция обучать детей после достижения ими соответствующего возраста на дому. Для этого нанимали учителей.
Домашнее обучение было распространено в определённых слоях населения — вв царской и княжеской семьях, у вельмож
и знати. Эти люди воздерживались от того, чтобы направлять в школу своих детей. Условия обучения и воспитания в начальных школах (мактабах) не соответствовали общественному положению таких семей и уровню воспитания их детей. Поэтому они предпочитали, чтобы дети обучались в домашних условиях,
под их непосредственным наблюдением, с привлечением самых лучших учителей. Педагоги, которые отбирались для этого, были хорошо образованными и, действительно, лучшими. Например,  для воспитания детей халифов или князей их выбирали из числа видных учёных города. Домашнее образование было лучше обычного школьного и не ограничивалось только чтением, письмом и основами других дисциплин. Наряду с обычными уроками, в обязанности
домашних преподавателей также входило духовное и нравственное воспитание. Ещё одна группа населения обучала своих детей дома.
Обычно это были учёные или люди, причастные к науке и способные сами обучать своих детей.

2. Школьное обучение

Начальная школа — «мактаб» — являлась важнейшим учреждением детского образования. В некоторых источниках такая школа— называется «китаб» («книга»). Некоторые учёные
считают, что это два разных понятия. Другие, наоборот, убеждены в том, что два слова в данном случае означают одно и то же.


Якобы сначала школа была местом, где детей обучали только чтению и письму.
После того как дети проходили мактаб, их направляли в другое место, где они заучивали наизусть Коран
и постигали основы религии. Всё это стало основанием, чтобы второе место обучения детей также называть «мактабом». С тех пор любое место, где обучали чтению и письму, Корану или иным дисциплинам, называли «мактабом» (школой) (2)
Некоторые специалисты полагают, что первым человеком, создавшим «мактаб» (школу) в Исламе, был ближайший
сподвижник Пророка (С) Салман Фарси, который в детстве обучался в начальной иранской школе (3)
В любом случае, имеются свидетельства, что уже к середине первого века хиджры в исламских городах появились школы. Во втором столетии и в последующие годы количество мактабов и школьных учителей значительно увеличилось. В каждом городе и поселении имелась одна, а иногда и несколько мактабов (школ) (4) Школы отличались друг от друга по качеству, так как это зависело от социально-экономического положения населённого пункта, в котором они были расположены.
Количество школ увеличивалось по ряду причин. Во-первых, мечети являлись местом духовного образования, научных бесед и диспутов по различным религиозным вопросам.

 

Присутствие в мечетях студентов и преподавателей делало невозможным обучение там детей, поскольку процесс обучения детей имеет специфические особенности.

Во-вторых, мечеть являлась священным местом, предназначенным для поклонения Богу, где не подобало собираться детям, которые в силу возраста не могли соблюдать подобающую мечети чистоту. Именно поэтому было решено перенести обучение детей за пределы мечети. Аль-Хатиб аль-Багдади называет значительное число школ, бывших тогда в Багдаде (5). Ибн Хаукаль говорит, что на Сицилии было 300 школьных учителей(6). По данным источников, в четвёртом веке хиджры в Кордове, которая была центром Андалузии, имелось семьдесят школ(7). Учителям предоставлялось жильё и необходимые предметы домашнего обихода. Одновременно они считались и смотрителями школ. Единой, централизованной структуры школы не имели. Обычно школы открывались частными лицами, и поэтому отсутствовали единые нормы и правила для их содержания — они устанавливались произвольно, по усмотрению устроителя школы и её смотрителя.

Расходы на содержание школ и финансирование прочих вопросов обеспечивались родителями учащихся. Государство к ним причастности не имело. Вместе с тем, иногда случалось, что некоторые из государственных деятелей, заинтересованные
в распространении знаний и культуры, принимали меры по строительству школ. Так, например, утверждалось, что правитель Андалузии Хаким аль-Мустансир (умер в 366 г. хиджры) построил несколько школ в Кордове.(8) Обучение неофициально
было поделено между школой и мечетью. По мере развития высшего образования, постепенно увеличивалось и количество
школ. Фактически школы давали подготовительное образование, после чего учащиеся могли поступать в учреждения высшего образования. Школы-мактабы ещё несколько десятилетий назад существовали в различных исламских странах, в том числе в Иране, пока постепенно их место не заняли начальные школы
и образовательные учреждения нового типа.


(1) Ахмад М. Нехад-е амузеш дар эслам. С. 58; Ибн Мансур, Лисан аль-араб.Тадж-аль-
арус.
(2) Ахмад М. Нехад-е амузеш дар эслам. С. 44.
(3) Ахмад М. Нехад-е амузеш дар эслам. С. 59.
(4) Доррани К. Тарих-е амузеш ва парвареш дар Иран. С. 69.89
(5) Аль-Багдади Х. Тарих Багдад. Т. 1. С. 114; Т. 9. С. 245; Т. 12. С. 413.
(6) Ибн Хаукаль, Сурат аль-ард. С. 126.
(7) Але Али Н. Эслам дар гарб. С. 86.
(8) Ибн ‘Изари, Аль-байан аль-магриб. С. 240.90