Исламская культура

Джабир ибн Абдуллах Ансари(р) - особенный сподвижник пророка Мухаммада(с)

20 Октябрь , 2028
873 просмотров


ДЖАБИР ИБН АБДУЛЛАХ АНСАРИ
جابر بن عبدالله انصارى

 

Джабир ибн Абдуллах Ансари (р) - сподвижник пророка Мухаммада (мир ему), мухаддис, любящий Ахлуль – Байт,   и один из основоположников традиции Арбаин. История хранит страницы биографии Джабира ибн Абдуллаха Ансари (р), великого ученого, занимающегося наукой о хадисах, передающего и комментирующего их смысл.


Джабир ибн Абдуллах ибн Амр ибн Харам аль-Ансари (р) родился в 607 году в Медине, в бедной семье.
Его отец Абдуллах аль-Ансари (р) был из племени хазрадж (хазраджиты - одно из арабских племен в Медине). Женат отец был на своей кузине по отцовской линии - Насибе бинт Укба ибн Удди. В семье было 8 детей: семь сестер и один брат по имени Джабир.
Абдуллах аль-Ансари (р) принял ислам, участвовал в мусульманском движении и был убит в сражении при Ухуде.
Битва у горы Ухуд, находящейся в северо-западной части Аравийского полуострова, состоялась 25 марта 625 года.
Силы мусульманской уммы Медины во главе с пророком Мухаммадом сражались с силами курайшитов, которые возглавлял Абу Суфианом из Мекки. В этой битве погиб не только отец Джабира, но шурин - Амро бин Ямоохом. Оба мусульманина на момент битвы достигли почти 100-летнего возраста.
Со смертью отца его мать и семь сестёр остались на попечении семнадцатилетнего Джабира (р).
Джабир ибн Абдуллах аль - Ансари (р) твёрдо следовал по стопам своего отца, активно соучаствуя в создании молодого исламского государства.
При жизни пророка Мухаммада (Мир Ему) он принял участие в 19 сражениях.
В юном возрасте Джабир (р) воевал в первой гражданской войне, и в возрасте 23 лет завоевывал Мекку.
В Халифате Джабир (р) был на стороне Праведного Халифа Али ибн Абу Талиба, двоюродного  брата  и зятя  Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).


Джабир ибн Абдуллах аль - Ансари (р) оставался верен семейству Пророка (мир ему) и под командованием Али ибн Аби Талиба (р) сражался в битвах при Басре, Сифине у ан- Нахравана.


В 680 году при Кербеле произошла битва между отрядом внука  пророка Мухамада Хусейна ибн Али (р) и силами халифа Язида ибн Муавии(л).
К этому времени Джабиру ибн Абдуллах аль – Ансари (р) исполнилось 73 года.
И он уже не мог принять участие в сражении, в Кербеле где были убиты 72 человека, из
членов семьи Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
События битвы при Кербеле поминаются во время мусульманского траура Ашура.
Первый Арбаин (поминки на сороковой день Ашуры ) был проведён по разным данным в 61-м или 62-м году после хиджры.
Когда весть о шахадате  Хусейна достигла Медины, среди народа начались сильные волнения, во время которых слепой Джабир ибн Абдулла (р) совершил   зиярат  из Медины в Карбалу с целью посетить могилы шахидов.

Джабир посетил могилу Имама Хусейна ибн Али (р) в Кербеле. Его сопровождал ученый хадисовед Аттии ибн Саада ибн Юнадах.
Джабир ибн Абдулла (р) рассказывал о зиярате, который с того времени и по сегодняшний день известен как зиярат – e - арбаин.
В день Арбаин возле могилы внука пророка имама Хусейна (р) ежегодно собирается до двадцати миллионов мусульман со всего мира.
Джабир (р) был ученым хадисоведом и преподавал в мечети Пророка ( мир ему) во времена когда народ нуждался в знаниях и когда среди сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) могли читать и писать всего не более 17 человек.

Также Джабир (р) является одним из самых известных передатчиков хадисов (рави). К нему восходят  около 1540 хадисов. Сподвижник Пророка (Мир Ему) оставался верен его семье. Мусульмане, сунниты и шииты, в большом количестве рассказывают хадисы от Джабира ибн Абдуллах аль – Ансари (р).


Приведём несколько хадисов, источником которых является Пророк Мухаммад (мир ему).


* * *
Бухари передает от Джабира ибн Абдуллаха (р): « Люди чувствовали жажду в день Худайбийского перемирия. Перед Пророком (Мир Его) стоял сосуд с водой, который он использовал для омовения (вуду). Люди подошли к нему, и он спросил их «Что случилось?» Они ответили: «О Посланник Аллаха, у нас совсем нет воды для омовения и для питья, кроме той, что у тебя в сосуде». Услышав это, Пророк  (Мир Его) опустил руки в сосуд, и вода забила между его пальцами как из источника. Так что, как говорит Джабир (р), мы напились и совершили омовение. Я (передатчик от Джабира, человек по имени Салим ибн Аби аль-Джад) спросил у Джабира (р): «Сколько вас было в тот день?» И тот ответил: «Даже если бы нас была сотня тысяч, ее было бы достаточно. Нас было полторы тысячи человек» ( «Сахих» аль-Бухари, 5/122).


* * *
Джабир ибн Абдулла Ансари (р) говорил: «Я выполнял полуденную молитву вместе с Посланником Аллаха (Мир Ему). Из-за сильной жары я взял в ладонь горсть мелких камней, затем переложил их в другую ладонь, чтобы они немного остыли. Потом я положил их перед собой на землю, чтобы совершить земной поклон» (Муснад, Ахмад Ханбал, т.3 стр.327).


* * *
Термези от Джабира ибн Абдуллаха (р) передаёт: “В прощальном хадже, в день Арафат, я видел Посланника Аллаха (Мир Ему) он сидел верхом на верблюде и читал проповедь. Я слышал, как Пророк сказал: “Я среди вас оставляю две вещи, если будете держаться их, никогда не заблудитесь, это — Коран и мой род“. [“Сахих“ Термези, том 5, стр. 621.] (“Аль джам’у байна сахихейн“ Хамиди).


* * *
Передают со слов Джабира (р), да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ключи от рая – намаз, ключи намаза - очищение» [Тирмизи (4), Ахмад].


* * *
Джабир ибн ‘Абдулла (р) передал: “Что бы и когда бы ни попросили у Пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), он никогда не говорил “нет”. (Муслим, См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 8, с. 78, хадис № 56-(2311).


* * *
Джабир ибн Абдулла Ансари (р) говорит: "Я был рядом с пророком (мир ему). Когда появился Али (р), посланник Аллаха изволил сказать: "Клянусь тем, в чьих руках моя душа, этот человек и его шииты, лучшие творения Аллаха и они будут из числа спасенных в день страшного Суда". Эти слова пророка распространились среди его сподвижников. Каждый раз, увидев Али (р), они говорили: "Это лучшее творение Аллаха".(Джаладдин Суюти, Дуррул мансур, толкование суры Ясные знамения (аль-Беййина), аят 6).


* * *
Джабир ибн Абдалла Ансари (р) рассказывает другое предание, согласно которому он и Пророк (мир ему) сидели в Храме Каабы, когда к ним подошел Али (р). Увидев его, Пророк (мир ему) произнес: “К тебе идет мой брат”, а затем, обратившись к Каабе, сказал: “Клянусь Повелителем этого дома! Воистину, этот человек и его последователи возрадуются в Судный день”. После этого он, обратился к вошедшим, и добавил: “Клянусь Аллахом! Воистину, он первым из вас уверовал в Аллаха, правильнее всех вас поклоняется Аллаху, прилежнее всех следует заповедям Аллаха, тверже всех в исполнении повелений Аллаха, лучше всех умеет разделить общественную казну, самый справедливый по отношению к соплеменникам, а по отношению к Аллаху занимает самое почетное место”.
По словам Джабира (р), именно тогда и ниспослал Аллах аят, гласящий: “Воистину, те, которые уверовали и вершили добрые деяния, они – наилучшие из созданий”. С тех самых пор везде, где бы ни появлялся Али (р), сподвижники Пророка говорили: “Вот пришел наилучший среди всех созданий, после Посланника Аллаха (мир ему) ”.(Шавахид ат-танзил, т. 2, стр. 362, предание 1139).


* * *
В Священном Коране говорится: «Воистину, вашим покровителем является лишь Аллах, а также Посланник Его и верующие, которые выстаивают молитву, и при поясном поклоне [во время молитвы] вносят закят» . Сура «Аль Моида» (Трапеза) -5:55.
В связи с обстоятельствами ниспослания этого айата рассказывают, что однажды в мечеть Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) зашел нищий и стал просить милостыню. Но никто не подал ему. Тогда Али ибн Аби Талиб (р), совершающий в это время поясной поклон, указал на нищего пальцем и отдал ему свое кольцо. В честь этого подаяния и был ниспослан этот айат.
Это событие было описано десятью сподвижниками Пророка (да благословит Аллах его и род его!) и среди них Джабир ибн ‘Абдалла (р), Ибн ‘Аббас (р), ‘Аммар (р), Абу Зарр (р), Анас ибн Малик (р), Биляль (р) и другие. Кроме того, обстоятельства ниспослания этого айата подтверждаются многими суннитскими богословами: (Тафсил»Аль Кашшаф» Замахшари, т.1,стр.649: Тафсири «Табари»,т.6,стр.288;Тафсир «Аль Куртуби»,т.6,стр.219; Тафсир «Аль Кабир» Фахри Рази,т.12стр.26;Тафсир «Ибн Касир»,т.2.стр71:Тафсир «Дурр аль Мансур» Суюти,т.2,стр293 и др.источники).

 

ДАТА СМЕРТИ

 

Джабир (р) прожил долгую жизнь. Он умер в возрасте 95 лет в городе Медине. По некоторым мнениям он был последним умершим сподвижников Пророка ( Мир Его ) в Медине.
Джабир искренне ждал, что увидит пятого Имама. Он каждый день выезжал из дома, садился у обочины дороги и ждал звука шагов, чтобы признать пятого Имама.
В один прекрасный день, когда Джабир (р) ждал на одной из улиц в Медине, он услышал звук шагов кого-то идущего к нему. Звук этих шагов напомнил Джабиру (р) походку Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
Джабир встал, остановил человека и спросил имя.
Тот ответил: "Мухаммад".
Джабир спросил его: “Чей ты сын?”
Тот ответил: "Али ибн Хуссейна".
Старый сподвижник Пророка Мухаммад (Мир ему ) Джабир (р) тут же признал в человеке, с которым он говорил, 5-ым Имамом.
Джабир ибн Абдуллах (р) поцеловал руки имама.
При встрече с имамом вся сущность Джабера (р) была охвачена неописуемым волнением. Хотя тело его обессилило, в глазах искрилась радость. Увидев имама, он произнес: "Благодарю Всевышнего, что предоставил мне возможность встретиться с Вами и передать Вам привет Посланника Божьего. Однажды Пророк (мир ему) сказал мне: "О, Джабер, ты доживешь до того времени, когда исламской уммой будет руководить один из рода моего - потомок Хусейна (р). Его будут звать Мухаммад. Он - просветитель религиозных знаний, который получит прозвище Бакыр. Когда встретишься с ним, передай ему привет от меня".
Бытует мнение, что причиной смерти Джабира ибн Абдуллаха (р) стало отравление. Народная молва оставила нам версию, что ученый хадисовед был отравлен из-за своей привязанности Ахлуль - Байт.
Такова история жизни одного из сподвижников Пророка (мир ему), Джабира ибн Абдуллаха (р) - с детства и до конца своей жизни искренне служившего исламу и мусульманам.

Автор статьи: Хайриддин Абдулло


Список использованной литературы:

 

Исламский энциклопедический словарь. — М.: Ансар, 2007.
Аз-Зирикли, «Аль-Алям» (2002), 2/104).
«Сахих» аль-Бухари, 5/122.
Муснад, Ахмад Ханбал, т.3 стр.327.
Сахих Термези, том 5, стр. 621.]
“Аль джам’у байна сахихейн“ Хамиди.

Шавахид ат-танзил, т. 2, стр. 362, предание 1139.
Джаладдин Суюти, Дуррул мансур, толкование Сура аль-Беййина (Ясное Знамение), аят 6.