Исламская культура

Труд и усердие с точки зрения исламской религии

20 Октябрь , 2026
279 просмотров


Труд и усердие с точки зрения исламской религии.

 

Важность труда и усердия

Ислам подчёркивает, что Всевышний гарантирует своим рабам пропитание,
но завещает усердствовать и стараться. В Коране Аллах говорит: «Не принад-
лежит человеку ничего, кроме результатов его старания».(1)

Во многих преданиях труд и старание ради получения дозволенного пропитания описываются как высшее поклонение.(2)
Повелитель Правоверных (‘а) считал его чем-то не меньшим, чем вставание ранним утром для сражения на пути Аллаха.(3)
Имам ар-Рида (‘а)тоже считал, что награда за это превосходит награду за джихад на пути Аллаха.(4),а в хадисе-кудси усердие и труд называются
девятью десятыми поклонения.(5)

В преданиях также говорится, что недостаточное усердие мешает развитию человека, лень ведёт к унижению, а нахлебничество признаётся недостойным
занятием. Однако в то же самое время другие предания предостерегают от изнурительного труда и постоянной работы днём и ночью, из-за которой человек
пренебрегает правами членов своего тела, и считают это запретным (хотя имущество, заработанное таким трудом, не является запретным).(6)

Посланник Аллаха (с) говорит: «Если человек взвалит на плечи вязанку дров и удовлетворит с их помощью свои нужды, а также отдаст в качестве мило-
стыни излишек — это лучше, чем просить у другого, потому что дающая рука лучше берущей».(7)

Посланник Аллаха (с) сказал: «Кто заснёт от усталости после усердного труда, получит прощение Аллаха».(8)

Он также сказал: «Кто отправится в путешествие ради заработка пропитания для себя и своей семьи, будет в Судный день пребывать в тени Трона Аллаха».(9)

Повелитель Правоверных (‘а) сказал: «Если вы стремитесь к спасению, придерживайтесь усердия и старания».(10)


Труд в жизни пророков и Имамов (‘а)


Аллах говорит в Коране о пророке Давуде (‘а): «Мы научили его (Давуда) изготовлять для вас кольчуги, чтобы они предохраняли вас от причиняемого вами
вреда. Но разве вы благодарны?»(11)

Пророк (с) сказал: «Никто ещё не ел лучше еды, чем та еда, которую он заработал своим трудом, а пророк Давуд (‘а) питался плодами своего труда»(12)

Повелитель Правоверных (‘а) сказал: «Аллах внушил Давуду (‘а), что он будет хорошим рабом при условии, что будет питаться не из общественной казны, а за счёт собственноручного труда. Давуд (‘а) плакал сорок дней. Тогда Аллах внушил железу, чтобы оно размягчилось для Его раба Давуда (‘а). Железо под-
чинилось повелению Аллаха и размягчилось для него. Каждый день Давуд (‘а) изготовлял кольчугу и продавал её за тысячу дирхамов, так что больше не нуждался в общественной казне»(13)

Один человек обратился к Имаму ас-Садыку (‘а): «Я не могу работать своими руками, но и не умею хорошо торговать, а потому остался обездоленным и нуждающимся». Его Светлость сказал ему: «Занимайся трудом и носи груз насвоей голове, дабы не нуждаться в помощи других людей. Посланник Аллаха
(с) также однажды перетаскивал камень на своих плечах и использовал его для постройки одной из стен ограды своего сада. Тот камень до сих пор находится там»(14)

Имам ас-Садык (‘а) сказал: «Повелитель Правоверных (‘а) собирал хворост и поднимал воду из колодца, пахал землю и на заработанные своим трудом
средства освободил тысячу рабов, подметал пыль в своём доме, а Фатима (‘а) своими собственными силами перемалывала пшеницу в муку, месила тесто и пекла из него хлеб»(15)

Передатчик хадиса говорит: «Когда Повелитель Правоверных (‘а) был свободен от джихада, он занимался обучением людей и судил между ними, а когда был свободен и от этих занятий, он занимался трудом в своём саду. Несмотря на всё это, он всегда был занят поминанием Аллаха»(16)

Хасан б. ‘Али б. Аби Хамза приводит со слов своего отца: «Я видел Имама Мусу аль-Казима (‘а), когда он работал на своей земле, а его ноги были покрыты
потом». Я сказал ему: «Да буду я жертвой за тебя! Где ваши слуги?» Он сказал: «О ‘Али! На земле трудились своими руками и те, кто лучше меня и моего
отца». Я сказал: «Кто же это такие?» Он сказал: «Посланник Аллаха (с) и Повелитель Правоверных (‘а), а также все мои предки трудились своими руками. Таков путь пророков, посланников и праведников»(17)

Абу Амр аш-Шайбани сказал: «Я видел Имама ас-Садыка (‘а) с лопатой в руках и в накидке из грубой ткани, когда он работал у себя в саду, так что с его
тела стекал пот. Я сказал ему: “Да буду я жертвой за Вас! Дайте мне лопату, чтобы я поработал вместо Вас”. Он ответил: “Я люблю, когда человек трудится
ради обеспечения своей жизни под палящими лучами солнца”»(18)


Избегание лени и нерадивости


Повелитель Правоверных (‘а) сказал: «Если труд тяжёл и изнурителен, то
постоянное безделье порочно»(19)

Имам аль-Бакир (‘а) также сказал: «Лень вредна для религии и мирской
жизни»(20)

Имам ас-Садык (‘а) сказал нескольким своим детям: «Воздерживайся от двух
качеств — лени и раздражения, ибо оба они мешают извлекать благо из этой
жизни и следующей»(21)

Он также сказал: «Не будь слабым, чтобы тебя не унижали те, кто тебя знает»(22)
Он также сказал: «Не будьте обузой для людей»(23)

В другом месте он говорит: «Самыми ненавистными из людей перед Аллахом являются те, кто проводит в праздности дни и ночи»(24)

Имам аль-Казим (‘а) сказал: «Аллах не любит того раба, который много спит и не работает»(25)

Ибн Аббас рассказывает: «Всякий раз, когда Посланник Аллаха (с) видел кого-либо, и тот ему нравился, он спрашивал: «Владеет ли он каким-либо ремеслом?» Если ему отвечали: «Нет», он говорил: «Он упал в моих глазах». Когдаего спрашивали: «Почему, о Посланник Аллаха?», он отвечал: «Потому что когда верующий не владеет ремеслом, он вынужден использовать свою религию для обеспечения своей жизни [продавать свою религию]»(26).

 


Раннее начало дня и работа


Посланник Аллаха (с) говорил: «В раннем начале дня имеется благодать, и оно увеличивает все блага, особенно, пропитание»(27)

Его Светлость также говорил: «Идите по своим делам рано утром, потому что они будут вам даваться легче»(28)

Повелитель Правоверных (с) сказал: «Поиск пропитания ранним утром увеличивает его»(29)

Он также сказал: «Кто желает бессмертия, а бессмертия не существует, пусть рано начинает свой день»(30)

Он также сказал: «Из всех, кто рано начинает свой день ради Аллаха, никто не стоит выше того, кто встаёт рано утром, чтобы прокормить свою семью»(31)

Имам ас-Садык (‘а) сказал: «Усердствуйте и старайтесь! Когда вы совершили утреннюю молитву, отправляйтесь рано утром на поиски пропитания и до-
бывайте его дозволенным способом, потому что Аллах даст вам пропитание и поможет вам»(32)

Его Светлость также сказал: «Однажды, когда Имам ас-Саджад (‘а) вышел из дома рано утром, отправляясь на поиски пропитания, его спросили: “О сын Посланника Аллаха! Куда ты идёшь?” Он ответил: “Я иду принимать милостыню для моей семьи”. Его спросили: “Разве ты принимаешь милостыню для твоей семьи?” Он ответил: “Каждый, кто зарабатывает дозволенным способом пропитание, принимает от Аллаха милостыню и приносит её своей семье”»(33).

 

Распоряжение своим трудом


Имам ас-Садык (‘а) сказал: «Мусульманам не нужно исправлять ничего, кроме трёх вещей: познания своей религии, терпения в трудностях и хорошего распоряжения своей жизнью»(34)

Он также сказал: «Большие и важные дела делай сам, а мелкие дела поручай другим»(35)

Он также сказал: «Степень твоего усердия ради пропитания должна быть больше, чем у тех, кто проводит время впустую, и меньше, чем у тех жадных
людей, которые довольны своей мирской жизнью. Так направь свои усилия по пути честных и добродетельных людей, дабы стоять выше слабых и немощных
людей и заработать то, что причитается верующему (в то же самое время, наде-йся на милость Аллаха), потому что те, кому дают имущество, но они не благо-
дарны, (на самом деле) не имеют имущества»(36)


Автор: Аятолло Джавади-Амоли, из книги "Ключи к жизни", стр.48-52.

 

Источники:

(1) Коран, 53 : 39.
(2) «У поклонения семьдесят частей, самая достойная из которых – это поискдозволенного [пропитания]» (Кулайни. Аль-Кафи. Т. 5. С. 78).
(3) «Когда кто-либо из вас выходит рано утром из дома, чтобы отправиться на войну ради Аллаха — это не лучше, чем выходить рано утром из дома, чтобы прокормить своих детей и жену» (Кади Ну‘ман. Да‘аим аль-ислам. Т. 2. С. 15).
(4) Кулайни. Аль-Кафи. Т. 5. С. 88.
(5) Дайлами. Иршад аль-кулюб. С. 206.
(6) «Если кто-то работает всю ночь до утра, не отдавая должного своим глазам, лишая ихсна, то такая работа является запретной» (Кулайни. Аль-Кафи. Т. 5. С. 127).
(7) Варрам б. Аби Фурас аль-Малики аль-Аштари. Танбих аль-хаватир ва нузхат ан-
навазир (маджму‘ат аль-Варрам) / под ред. ‘Алиасгара Хамеда. Т. 2. Кум: Мактабат аль-
Факих, б.д. С. 229.
(8) Шейх Садук. Аль-Амали / пер. аятоллы Камареи. Тегеран: Кетабхане-йе эсламийе,
1362 с.х. (1983). С. 289
(9) Кади Ну‘ман. Да‘аим аль-ислам. Т. 2. С. 15.
(10)‘Абд аль-Вахид. Гурар аль-хикам. С. 266
(11) Коран, 21 : 80
(12) Муттаки Хинди. Канз аль-‘уммаль. Т. 4. С. 8.
(13) Кулайни. Аль-Кафи. Т. 5. С. 74.
(14) Там же. С. 76-77.
(15)Кулайни. Аль-Кафи. Т. 5. С. 74. Шейх Садук. Аль-Факих. Т. 3. С. 169
(16) Ибн Фахд аль-Хилли. ‘Уддат ад-да‘и. С. 111.
(17)Шейх Садук. Аль-Факих. Т. 3. С. 162.
(18)Кулайни. Аль-Кафи. Т. 5. С. 76.
(19)Шейх аль-Муфид. Иршад фи ма‘рифати худжадж Аллах ‘аля-ль-‘ибад / под ред.
Института Ал аль-Бейт. Т. 1.Кум: Конгре-йе Шейх Мофид, 1413 л.х. (1992 / 1993). С. 298.
(20) Ибн Ша‘ба аль-Харрани. Тухаф аль-‘укуль. С. 300.
(21) Кулайни. Аль-Кафи. Т. 5. С. 72.
(22) Ибн Ша‘ба аль-Харрани. Тухаф аль-‘укуль. С. 304.
(23) Кулайни. Аль-Кафи. Т. 5. С. 72.
(24)Аллама Маджлиси. Бихар аль-анвар. Т. 84. С. 158.
(25) Кулайни. Аль-Кафи. Т. 5. С. 84
(26) Мухаммад б. Хайдар аш-Ша‘ири. Джами‘ аль-ахбар. Кум: Шариф ар-Ради, 1363
(1984). С. 139; Мухаддис Нури. Мустадрак аль-васаиль. Т. 13. С. 11
(27) Аль-Хваджа Насир ад-дин Мухаммад б. Мухаммад ат-Туси. Адаб аль-мута‘аллимин /
под ред. Сайида Мухаммад-Риды аль-Хусайни аль-Джалали. Шираз: Кетабхане-йе
мадрасе-йе эльмийе-йе Эмам Мехди-йе Шираз, 1416 л.х. (1995 / 1996). С. 144; ‘Аллама
Маджлиси. Бихар аль-анвар. Т. 73. С. 318.
(28) Шейх ас-Садук. Аль-Хисаль. С. 394.
(29) Шейх Хурр ‘Амили. Васаиль аш-ши‘а. Т. 15. С. 348.
(30)Шейх Садук. ‘Уйун ахбар ар-Рида / под ред. Сееда Мехди Хосейни Ладжеварди. Т. 2.
Тегеран: Джахан, 1378 (1999). С. 38.
(31)Кади Ну‘ман. Да‘аим аль-ислам. Т. 2. С. 15.
(32)Кулайни. Аль-Кафи. Т. 5. С. 79.
(33)Кулайни. Аль-Кафи. Т. 4. С. 12.
(34)Кулайни. Аль-Кафи. Т. 5. С. 87.
(35) Шейх Садук. Аль-Факих. Т. 3. С. 169.
(36) Шейх ат-Тайфа. Тахзиб аль-ахкам / под ред. Сеед Хасана Мусави-Хорасана. Тегеран:
Дар аль-кутуб аль-исламиййа, 1365 (1986). Т. 6. С. 322.