Исламская культура

Лилия Абубакирова: Проблемы и перспективы развития мусульманских детских лагерей (на примере Оренбуржья).

20 Июнь , 2021
213 просмотров


Лилия Абубакирова

Проблемы и перспективы развития мусульманских детских лагерей (на примере Оренбуржья).

 

Мировые религии, как известно, предписывают человеку бережно относиться к жизни и здоровью. Четырнадцать столетий назад, в Коране были ниспосланы знания об основных аспектах жизни человека, конкретные предписания здорового образа жизни, при необходимости лечение, а также правовые основы по отношению к детям.

 

В наше время, в XX-ХXI вв. право на отдых и оздоровление в различных формах детям регулируется, в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. (ст. 23, 24, 29, 31), Конституцией Российской Федерации (ст. 37, 38, 41), а также Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ст. 5, 12) [studopedia.org].

 

Как мы знаем, история возникновения российских лагерей для детского отдыха официально начинается с 1925 г., когда в Артеке был организован лагерь - санаторий. Детские воспитательно-оздоровительные лагеря были созданы, прежде всего, с целью организации отдыха детей, а также для образовательных и социальных задач. Организация жизни детей в оздоровитель­ном лагере также регламентируются в «Конвенции о правах ребенка» и во «Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1990 г.). Идеи выживания, укрепления здоровья, образования детей рассматриваются в единстве и составляют основу концепции летнего отдыха детей и подростков.

 

Главными особенностями воспитания личности в детском лагере являются: возможность постоянного общения с природой (для загородного лагеря); обучение детей нормам социальной жизни в атмосфере совместного проживания в группе сверстников, культу­ре взаимоотношений, проявлению инициативы и развитию самостоятельности.

 

Известно, что детские учреждения отдыха классифицируются по нескольким показателям:

 

  1. По времени деятельности (круглогодичные, сезонные и выходного дня).

 

 

  1. По месту проведения (стационарные, палаточные, выездные).

 

 

  1. По типу организации (круглосуточные, дневные, с размещением в семье местных жителей).

 

 

  1. По содержанию программы пребывания (спортивные, лингвистические, экологические, лечебно – санаторные, художественные, трудовые, патриотические, развивающие и религиозные).

 

 

Некоторые педагоги отмечают, что в видовом многообразии учреждений отдыха и оздоровления детей - кроется одна серьезная опасность, так как небрежность в употреблении специалистами терминов в нормативных документах - приводит к ошибкам при принятии управленческих решений в организации воспитательной деятельности. Прежде всего, важно помнить, что любое оздоровительно-образовательное учреждение должно решать задачи по формированию здорового образа жизни у детей, то есть оздоровить их телесно, умственно и духовно.

 

Стоит отметить, что в последнее время, помимо традиционных направлений, появились и новые тенденции в организации летнего отдыха детей. По нашему мнению, мусульманские детские лагеря или центры с этнокомпонентом – одна из новых форм отдыха, образования и воспитания личности ребенка, задача которых - приобщение к духовности и национальному самосознанию. Без сомнений можно утверждать, что отдых и обучение в мусульманском детском лагере играет важную роль для детей, их родителей и общества.

 

Практика показывает, что сегодня существует множество проблем в вопросах организации и проведения подобных лагерей в регионах.

 

Проведя опрос в мусульманской среде оренбургских преподавателей, воспитателей, мугаллима и родителей, проанализировав эти данные, выявили основные проблемы развития мусульманских детских лагерей:

 

  1. Отсутствие нормативных документов, регламентирующих деятельность лагеря, воспитанников и преподавателей.

 

 

  1. Отсутствие единой программы для одного региона и тематического плана мероприятий, отвечающие современным требованиям (Как правило, каждая мечеть сама составляет программу лагеря, выдумывая что - то интересное, но часто не соответствующая педагогическим основам и возрастной психологии).

 

 

  1. Отсутствие методики преподавания исламских дисциплин в рамках детского лагеря - в соответствии с возрастными особенностями детей, а также их уровнем знаний (Отсутствие единой системы тестирования детей перед приемом в смену).

 

 

  1. Отсутствие профессиональных кадров (Поскольку, часто занятия ведут учащиеся или выпускники медресе, хуже – если просто инициативные прихожане мечетей, волонтеры). В случае профессиональных педагогов и воспитателей – отсутствие достойной оплаты труда.

 

 

  1. Отсутствие или плохая материальная база лагерей, в частности: наглядных пособий, детских красочных изданий, схем и таблиц, мусульманских игр и т.п.

 

 

  1. Увеличение количества частных организаций, организующие детские мусульманские лагеря. С одной стороны, это положительный момент в плане качества бытовых услуг, питания, развлечения детей, но с другой – это минус, поскольку сомнительно каким образом и чему будут обучены дети (акида, фикх).

 

 

  1. Слабый контакт общеобразовательной школы в мусульманских местностях с имамами мечетей, в общих вопросах организации и проведения лагеря.

 

 

  1. Слабая мотивация посещения таких лагерей, а также привлечение в них детей и их родителей.

 

 

  1. Финансирования мусульманских детских лагерей, в основном, лежит на плечах меценатах.

 

 

Отметим, что отсутствие финансирования детских оздоровительных учреждений отдыха происходит из-за отсутствия законодательной базы. В 1998 г. был принят закон "О внесении дополнений и изме­нений в Закон Российской Фе­дерации об основных гаранти­ях прав ребенка". Поправки предусматривали государ­ственную защиту детских оздо­ровительных учреждений, фи­нансирование из федерально­го бюджета и ряд других по­ложений. Сегодня ежегодно выделяемые из бюджета сред­ства приходится «выбивать». Ситуация изменилась бы с принятием соответствующего закона [bibliofond.ru].

 

  1. Отмечается сложность проведения лагеря в многонациональной среде детей, поскольку происходят разногласия в силу разности адабов и уровня имана.

 

 

  1. Проблема гиперактивных и избалованных детей, мешающих общей дисциплине в смене и педагогическому процессу.

 

 

Некоторые педагоги считают, что в больших группах таким детям стоит обучаться индивидуально. Но на наш взгляд, подобное суждение может поспорить с одним из принципов детского лагеря: «обучение детей нормам социальной жизни в атмосфере совместного проживания в группе сверстников».

 

Социологический опрос также показал, что родители ожидают от мусульманского лагеря:

 

  1. приобретения знаний по Исламу и умений (омовение, молитва, чтение Корана);

 

 

  1. умения общаться со сверстниками;

 

 

  1. формирования нужных черт характера (отдельно для мальчиков и девочек): самоуважение, уверенность в своих силах, умение подобающе вести себя в обществе, быть выносливым; быть доброй, мягкой, послушной и пр.

 

 

  1. благоприятной окружающей среды далекой от напряжения и ритма городской жизни.

 

 

  1. чтобы лагерь понравился детям, они снова захотели приезжать в него.

 

 

  1. Приобрели друзей единоверцев.

 

 

Министерство образования Оренбургской области особо обращает внимание руководителей органов образования, начальников оздоровительных лагерей на совершенствования содержательной стороны детского отдыха [docviewer.yandex.ru]. Это положение важно учесть и при организации мусульманского лагеря.

 

Отрадно отметить, что некоторые российские регионы существенно продвинулись в вопросе проведения отдыха детей в рамках Ислама, в частности, в местах, где преобладает мусульманское население или проживает большинство этнических мусульман.

 

Так, например, в мае этого года Институтом международных отношений, истории и востоковедения Казанского федерального университета при содействии Духовного управления мусульман РТ и Российского исламского университета были проведены курсы повышения квалификации для мусульманских религиозных деятелей «Организация мусульманских детских лагерей».

 

Курсы вызвали особый интерес среди представителей республиканских мухтасибатов. В связи с актуальностью и востребованностью подобных курсов, рассматривается возможность реализации дистанционного обучения с использованием видео- и презентационных материалов проведенных курсов, с более развернутым представлением блока о правовой базе при организации детских исламских лагерей [kpfu.ru]. 

 

Проведя опрос среди оренбургских преподавателей, воспитателей и мугаллима, проанализировав их ответы и литературу по исследуемой теме мы пришли к выводу, что в развитии мусульманских детских лагерей намечено немало и положительных тенденций:

 

  1. Познавательно-образовательные функции в рамках Ислама: изучение основ Единобожия, прав и обязанностей человека перед своим Господом, семьей, обществом.

 

 

  1. Духовно-нравственное воспитание (Обучение детей в игровой форме добру, милосердию, уважительному отношению к старшим, заботе о больных, помощь нуждающимся, мир с соседями и т.п.)

 

 

  1. Смена привычной обстановки и отказ от единообразия.

 

 

  1. Привычка к здоровому образу жизни (гигиена омовения, режим дня, питания, сна и т.п.).

 

 

  1. Пропаганда семейных ценностей, стимулирование общественной активности детей и подростков в условиях временного детского коллектива. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства (Приказ Мин.Образования и науки РФ) [rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok].

 

 

  1. Гражданское и патриотическое воспитание детей (Данный аспект является основополагающим в летней смене оренбургских мусульманских детских лагерей на 2016 г.).

 

 

  1. Создание благополучных условий для нравственного и эстетического воспитания, всестороннего развития и творческих способностей.

 

 

  1. Здоровое и дозволенное – халяль питание.

 

 

Стоит отметить, что научное и общественное мнение о возможности воспитательной деятельности в детском оздоровительном лагере формировалось на протяжении многих лет. Анализа воспитательной деятельности в мусульманском детском лагере, его значимости и положительном воздействии на ребенка, его семью и общество пока не проводилось и ждет своих исследователей.

 

Организация мусульманского детского лагеря ставит перед собой высокие цели и большие задачи. Каждая мечеть, махалля пытается самостоятельно решать все сложности данного процесса. Мы считаем, что для успешного проведения детских познавательных, образовательных и духовно обогащенных проектов важна консолидация сил мусульманской общественности России, которая может выразиться в создании и внедрении общей образовательной программы организации и проведения детского мусульманского лагеря с учетом региональных потребностей.

 

Лилия Абубакирова - педагог, рекреолог, радиожурналист, многодетная мама, Оренбург. Лето 2016 года.

(Первый программный редактор мусульманского интернет-радио, автор-ведущий радиопрограммы для родителей «Дочки-сыночки» на «МИРадио», Москва).