Исламская культура

Ахмад Шаабан: Фетва Аль-Азхара о допустимости скульптуры в Исламе

20 Июнь , 2021
276 просмотров


Ахмад Шаабан

Фетва Аль-Азхара о допустимости скульптуры в Исламе

 

Аль-Азхар считает, что причина запрета скульптурных изображений исчезла, и разрешил их для туризма и увековечения памяти павших бойцов

 

 

Академия исламских исследований под руководством шейха аль-Азхара доктора Ахмада ат-Тайеба издала фетву о том, что создание скульптур для туристической рекламы и привлечения туристов, а также в целях демонстрации культур и истории народов и увековечения памяти бойцов и великих людей разных наций является законным действием в силу слов Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: «Дела оцениваются по намерениям». Фетва поясняет, что создание изображений было запрещено в силу того, что тогда ещё мало времени прошло с тех пор, как люди создавали идолов и поклонялись им, а если же цель туристическая, а не поклонение и почитание, то исчезает причина, из-за которой был установлен запрет. Эта фетва вызвала споры между знатоками религии о времени её издания и причинах, по которым аль-Азхар стал её обсуждать. 

 

Запрещённые в прошлом:

 

Член Академии исламских исследований доктор Абд аль-Мути аль-Байюми пояснил, что несколько лет назад написал исследование на тему создания скульптурных изображений, в котором упомянул, что скульптуры были в прошлом запрещены потому, что им поклонялись вместо Аллаха, и Посланник, да благословит его Аллах и да приветствует, с благородными сподвижниками разрушил их, потому что они служили той же цели. Они решили их разрушить, так как они не приносят ни пользы, ни вреда. Он сказал, что во многих частях мира исчезло поклонение изваяниям, вследствие чего они были упразднены и стали использоваться для других, нерелигиозных целей, а потому их запрет и разрешение утратили религиозное значение. Он аргументировал это тем, что мекканские сподвижники, придя в Египет, не разрушили ни одного изваяния, поскольку жители Египта в то время уже не поклонялись изваяниям. 

Он заявил, что обратился к словарям арабского языка и обнаружил, что арабские словари определяют идола как изваяние, которому поклоняются, и так как сейчас изваяниям не поклоняются, то они являются просто скульптурами, а не идолами, а Священный Коран ругал только идолов, когда Всевышний сказал: И он сказал: «Вы взяли себе помимо Аллаха идолов из любви между собой («Паук», 25). Когда же скульптуры создаются для увековечения памяти бойцов и великих представителей разных наций, много сделавших для своих стран и отдавших за них жизнь, это не противоречит исламскому закону. 

 

Религиозный запрет:

 

Профессор сравнительного фикха университета аль-Азхар доктор Саад ад-дин Хиляли согласился с этим мнением и сказал, что эта фетва согласуется с духом и целями исламского законодательства, так как некоторые вещи закон запретил не как таковые, а по причине пагубных последствий, к которым они приводят. Это относится к случаям, когда смысл их запрета известен. Если же смысл их запрета неизвестен, то это то, что факихи называют «вечным запретом»: вещь становится запретной сама по себе в любое время и в любом месте, например, запрет есть свинину и пить алкоголь – этот запрет не обоснован причинами, хотя людям они отчасти и известны. Что же касается запрета создавать скульптурные изображения, то его целью было противодействие порочному человеческому мышлению, которое создавало изваяния персон, а затем люди воображали, будто они приближают их к Аллаху. 

Когда же Аллах открыл человечеству ислам и осветил его умы, показав различие между рукотворными изделиями и Творцом, славен Он и возвышен, все утвердились в мысли, что изваяния суть создание человеческих рук и выражают предшествующую цивилизацию или историю предшествующих народов, а также являются зримым воплощением выдающихся учёных и политиков. Тогда все поняли, что им не следует поклоняться и они не являются священными, а потому нет причины в настоящее время запрещать их в нашей просвещённой стране, так как действие этой юридической нормы зависит от наличия или отсутствия вызвавшей его причины, и если кто-то в будущем снова станет поклоняться скульптурам, то на них вновь распространится правило о запрете и будет охватывать собой как поклонение идолам, так и их изготовление ввиду того, что это способствует многобожию, и таким образом, вернутся из небытия правила насчёт того, каким должно быть праведное и правильное отношение людей к изготовленным скульптурам. 

 

Временный запрет:

 

И также он добавил: «Примером временного запрета, обусловленного причиной, является запрет сосудов для вина при жизни Посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, в начальный период законодательства, по причине запретности алкоголя. Когда же запрет питья утвердился, им было разрешено пользоваться винными сосудами. Также Посланник, да благословит его Аллах и да приветствует, запретил запасаться мясом жертвенных животных в год засухи, но на следующий год он разрешил им запасаться им, так как исчезла причина запрета. Также Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, запретил мусульманам посещение кладбищ, когда заметил, что они неправильно к ним относятся; когда же они их оставили, он разрешил им их посещать.

Так Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, учит нас обхождению с запретами, имеющими обоснование, от наличия либо отсутствия которого зависит действие нормы. Поэтому Академия исламских исследований разъяснила мусульманам неясное для многих людей различие между тем, что запретно само по себе, и тем, что запретно по причине чего-то другого». 

 

Произведение искусства:

 

Доктор Мухаммад ад-Дасуки, профессор фикха факультета «Дар аль-улюм» Каирского университета, сказал: «Создание скульптурных изображений само по себе является произведением искусства, а его связь с разрешённостью, запретностью или поклонением имелась в эпоху джахилийи, когда они использовались в качестве средства поклонения, и это древнее преступление. Сейчас же есть изображения людей, которым некоторые люди поклоняются и обожествляют их, оказывая им почёт».

Он пояснил, что на каирских площадях есть много памятников деятелям науки, политики и искусства, таким как Абд аль-Муним Райяд, Мухаммад Абд аль-Ваххаб и ар-Рифаа ат-Тахтави, и никто не считает, что эти сооружения служат предметом поклонения.

Доктор ад-Дасуки удивился изданию этой фетвы Академией исламских исследований, при её авторитете и известности, и задался вопросом: «В ней есть ограничения и оговорки, или нет? Каковы виды и формы этих скульптур, и где они находятся?». Он добавил: «Я не понимаю, как памятники будут привлекать туристов – а мы являемся нацией со своей культурой и неповторимыми чертами, - если мы, к сожалению, не будем выражаем эти черты». 

Он подверг сомнению оправданность фетвы о разрешении создавать скульптуры для привлечения иностранных туристов и туристической рекламы и считает, что открытие дверей настежь в этом вопросе непозволительно, ибо является своего рода растратой усилий и денег, которая не обернётся пользой и выгодой для исламской уммы, в то время как исламское право оберегает затрачиваемые деньги и усилия людей, а также работу над тем, что помогает умме хорошо осваивать землю. Всевышний сказал: «Он взрастил вас из земли и поселил вас на ней» («Худ», 61). 

 

Здравость аргументации:

 

Профессор основ фикха университета аль-Азхар доктор Ахмад Махмуд Карима сказал: «Закон устанавливает, что исходной для вещи является её дозволенность, за исключением того, на запретность чего указывают слова Всевышнего. Он тот, кто сотворил для вас всё на земле, затем обратился к небу и устроил его семью небесами. Он о всякой вещи знающ («Корова», 29).

Один из признанных научных принципов гласит: «Отвергают не то, что вызывает разногласия, а то, о запретности чего имеется единодушное мнение». Что же касается детального рассмотрения вопроса об изображениях живых существ, известных как скульптуры, с точки зрения обязывающего правила, то если эти скульптуры – существа, которым поклоняются вместо Аллаха, велик Он и славен, это запрещено, ибо то, что ведёт к запретному, также запретно; а если это относится к области обогащения души и изящных искусств, то если оно согласуется с общим юридическим этикетом, то оно разрешено. Исходным правилом здесь является то, что постановлено до нас. Всевышний, излагая историю о Сулеймане, сказал: Они делают ему всё, что он пожелает: алтари, изваяния, чаши, миски, подобные цистернам, и прочно стоящие котлы. Воздайте, о род Дауда, благодарность! Но не многие из Моих рабов благодарны («Саба», 13). 

Что касается слова «изображение», встречающегося в некоторых достоверных хадисах Пророка, то его следует понимать как изваяния, почитаемые вместо Аллаха, велик Он и славен. «Если взглянуть на историю религии в исламе, - пояснил он, - то в начальном периоде ислама можно обнаружить изображения живых существ, отчеканенные на неарабских динарах и дирхемах – на них изображались византийские и персидские цари. И когда сподвижники завоевали Ирак, Сирию и Египет, они обнаружили памятники древних цивилизаций Ассирии и фараонского Египта, они не стали уничтожать изваяния и места поклонения, так как знали, что они являются частью культуры и наследием народов и государств и изящными искусствами, а сохранили их, что свидетельствует об их основательном знании и правильном понимании ислама.

Что касается других толкований некоторых учёных в некоторых течениях об абсолютном запрете либо разрешении скульптурных изображений, то это не имеет ничего общего с основательной научной работой. Обязывающая норма смотрит на то, является ли данная вещь обязательной, запретной, нежелательной или разрешённой, а не на её выгоды. Это означает, что создание скульптур, если их называют «богами» и почитают вместо Аллаха, недопустимо ни при каких обстоятельствах и не может объясняться тем, что они служат туристическим или каким-то иным целям, потому что Всевышний сказал: «А если кто почитает обряды Аллаха, то это – от богобоязненности сердец» («Хадж», 32). 

«Если же они не относятся к вышеупомянутому, - добавил он, - то решение зависит от соответствия юридическому этикету, и в этом вопросе необходимо смотреть на здравость аргументации в плане юридического текста, доказательств и целей. Эти скульптуры не являются ни сунной, которой нужно следовать, ни нововведением, которого нужно сторониться. Допустим, что в начальный период ислама они были запрещены категорически и полностью, но на то были известные причины, а именно - близость эпохи, когда люди поклонялись идолам. Принцип же фикха гласит: «Не возбраняется изменчивость правил в зависимости от времени».

 

Источник – перевод с арабского ИД «Медина», Москва, 2016 г.

 

НА ФОТО - Памятник великому русскому писателю Антону Чехову в Российском центре науки и культуры в Каире (Египет).