Исламская культура

Теймур Атаев: Качественное образование – залог продвижения уммы к прогрессу

20 Апрель , 2010
184 просмотров


Теймур Атаев

Качественное образование – залог продвижения уммы к прогрессу

 

 

Образование... Наверное, все мы знаем, что включает в себя это определение. И, по всей видимости, согласимся, что именно образованию по силам продвинуть общество вперед. Также, как его отсутствию - поспособствовать отбрасыванию социума на века назад. К нашему величайшему сожалению, на сегодняшний день ситуация вокруг этого вопроса в умме совершенно не соответствует духу времени. Мы, за редчайшим исключением, уже как несколько столетий отстаем от широкого поступательного шага мирового сообщества в данном направлении.

 

Безусловно, достижения мусульман в аспекте научных открытий человечеству - неоспоримы, и они, будем откровенны, реально признаются практическими всеми, вне зависимости от национальной или конфессиональной принадлежности. Другое дело, давайте взглянем объективно, а на какой период падает тот самый "Золотой век ислама", вложивший тонны знаний в общемировую цивилизацию? Правильно, на эпоху от примерно середины VIII по середину XIII века, когда в рамках Арабского халифата сложилось общемусульманское культурное пространство, продолжавшее функционировать и после его распада. В те столетия мусульманские ученые, мыслители, деятели искусства внесли значительный вклад в развитие мировой науки и культуры.

 

Ну сколько еще веков приверженцам Ислама можно продолжать находиться на сухом пайке в данном векторе, нередко чувствуя реальнейшую стагнацию? Парадокс тут еще и в том, что непосредственно ислам еще XIV(!) веков назад позволил планете по-новому взглянуть на свободу личности, права человека и плюрализм.

 

В целом, эта тема, в той или иной форме, обсуждается аналитиками различных мастей. Но практически во всех случаях первейшей причиной происшедшей метаморфозы (метаморфозы ли?) высвечивается образование. Вернее, его уровень. Сия картина несет далеко не голословный формат, в качестве подтверждения чего можно сослаться на один исторический прецедент.

 

 

Вокруг университета Аль-Карауин

 

Прежде всего, напомним, что этот ВУЗ - University of Karueein (Qarawiyyin, Quaraouiyine) - будучи старейшим из существующих, постоянно действующих университетов в мире (город Фес, Марокко) (1), был известен с середины IX в. как центр обучения и образования (хотя первоначально тут функционировала только мечеть). Здесь изучалась арабская грамматика, математика, астрономия, химия. Значительное место уделялось естественным наукам. Параллельно шло обучение исламскому законодательству, музыке, искусству ведения политических дебатов и т. д. (2).

 

Однако, как бы это парадоксально и не звучало, именно на примере ситуации вокруг (или внутри?) университета (пунктирная линия от Средневековья к последней четверти XIX в.), просматриваются истоки происходящего на сегодня в аспекте образования мусульман. Проследить эту тенденцию можно посредством обращения к воспоминаниям русского писателя, путешественника и журналиста XIX - нач. ХХ вв. Василия Немировича-Данченко (родной брат знаменитого театрального деятеля Владимира Немировича-Данченко).

 

Называя Фес (в его произношении - Фец) африканскими Афинами, в различных уголках которого "хранятся великие предания прошлого", он описывает университет Аль-Карауин. По его словам, процессом обучения 3-5 тысяч слушателей "руководили старики, если не по годам, то по страшному фанатизму, полагавшему пределы науки за последним листом Корана. Несколько священных книг и летописей, кой-какие знания по арифметике и вся казуистика ислама. Они великолепно разбирались в загадках и легендах, а от сегодняшнего дня с его новыми, выдвинутыми и перед страною золотого заката требованиями отступали с ненавистью и с отвращением". "Ни одной из точных наук, - продолжает писатель, - здесь не преподается, и сами светильники мудрости с такими науками вовсе не знакомы. Они мало читают, если что-нибудь читают вообще: «Зачем знать чужие мысли, когда у каждого должны быть свои»". «Мне хотелось узнать, - делится воспоминаниями В. Немирович-Данченко, - преподается ли здесь землеведение. Но я тщетно добивался заставить понять, что мне надо, и только вечере у одного из здешних ученых мужей мне ответили: «Что пользы знать землю, когда помыслы человека должны быть направлены к небу!"» (3).

 

Вот спрашивается, нужны ли тут дополнительные комментарии? Возможно, в свете сказанного, нелишним будет привести мнение современного турецкого писателя и журналиста Мустафы Акйола. Как он отмечает, тысячу лет назад мусульманские общества "были открытыми и любознательными, тогда как христианская Европа самоизолировалась из фанатичного страха" перед «святотатством». Аристотеля переводили и изучали в Багдаде и Кордове, а в Париже и Риме его сочинения были запрещены. Неудивительно, что в тот период в мусульманском мире делались великие открытия в естественных науках, медицине, математике, теологии. "Величие Ислама стало возможным благодаря его открытости чужим культурам и идеям", застой же и упадок мусульманского мира фиксируются после XIII века, когда он "отгородился стенами догматизма", а в Европе "началась эпоха процветания, поскольку европейцы стали мыслить более открыто" (4).

 

Самое печальное, что данный фон характерен и для нынешней структуры момента. Да и вообще, складывается какая-то патовая ситуация: большинство серьезных современных мусульманских мыслителей, пытающихся не только разобраться в происходящем, но и предложить какой-то выход, получали дополнительное образование на Западе.

 

 

Мусульманские авторитеты и западные университеты

 

В числе этих лиц находится не нуждающийся в особом представлении Хасан ат-Тураби - уроженец Хартума (Судан), выпускник юридического факультета Хартумского университета, где также изучал шариат. Степень магистра права он получил в университете Оксфорда (Англия), а доктора наук (конституционное право) - в Сорбонне, в Париже. Х. ат-Тураби обращал внимание на значительную продуктивность мусульманских ученых раннеисламского «в плане новых идей», благодаря чему они оставили потомкам «богатое интеллектуальное наследие». Но на протяжении тысячелетий «большинство мусульман идентифицируют себя в качестве суннитов или шиитов». На вопрос об их принадлежности к той или иной школе, они "не задумываясь отвечают: к маликитам или ханафитам и т. п.". Однако, при этом не осознают "сути вещей", избегая включать "свой разум и сердце". Как следствие, "мусульманский мир стал деградировать по сравнению с Западом". Призывая к освобождению приверженцев Ислама "от столетий декадентской истории", ат-Тураби актуализирует развитие мусульман, должных вновь стать "оригинально мыслящими людьми" и не быть "статичными". Это позволит не оказаться "заложниками истории не только в этой жизни, но даже и в будущей" (5).

 

Один из выдающихся мусульманских мыслителей современности, главный редактор «The American Journal of Islamic Social Sciences» при Международном институте исламской мысли и Ассоциации мусульманских ученых-обществоведов Абд уль-Хамид А. Абу Сулейман - уроженец Мекки (Саудовская Аравия), получил степень бакалавра и магистра в Каирском университете (Египет), а докторскую степень в области международных отношений - в Университете штата Пенсильвания (США) (6). По его убеждению, вызов мусульманскому миру со стороны Запада затрагивает в первую очередь "сферу науки и технологий, в то время как умма претендует на превосходство над Западом в духовном, моральном и социальном плане". Правда, Запад "не имеет достоверного, надежного источника знаний о том, где следует провести границы свободы человека и увязать ее с интересами общества". Данный "источник – Божественное откровение – есть только в Исламе", не препятствующим "развитию науки и техники". Мусульмане "вполне могут добиться экономического роста", сделав свою промышленность конкурентоспособной. Проблема же "заключается в подходе, препятствующем мусульманам приобретать научные знания и быть психологически подготовленными к прогрессу". Происходит это вследствие исчезновения из памяти того факта, что "стремление к знаниям – религиозная обязанность". Следовательно, решение проблемы - "в области образования", являющимся "средством формирования психологии детей – будущих членов мусульманского общества". Чем больше внимания на данном этапе будет уделено образованию, "направленному на формирование здорового исламского менталитета и психологии", тем большие возможности откроются перед ними в остальных областях. Необходимо переформатировать психологию «в сторону творческой и продуктивной работы на благо общества. Новая культура должна быть выдержана в духе времен Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), когда любовь и забота были нормой отношений между людьми». Только таким образом можно "добиться возрождения общественной жизни уммы, исламизации знаний и самих мусульман, т.е. их сознания" (7).

 

Обратим внимание на фразу "исламизация знаний"...

 

Один из читаемых мусульманских авторов по всему миру - Тарик Рамадан - имеет степень магистра философии и французской литературы, докторскую степень - в области арабского языка и исламских исследований Университете Женевы (Швейцария). Также изучал исламскую юриспруденцию в знаменитом университете Аль-Азхар в Каире (Египет). Можно отметить, что он читал курс «Введение в исламоведение» во Фрибурском университете (Швейцария), является профессором современного исламоведения на факультете востоковедения Оксфордского университета (Восточный институт, Колледж Святого Антония).

 

В одной из своих лекций для молодежи Т. Рамадан высказался следующим образом: "Нужно больше знаний, вы должны приехать домой, взять книги и начать работать". Должно быть "чувство потребности в новых знаниях", что приведет к попыткам составлять собственное мнение. С учетом коранического призыва читать "во имя Господа твоего", мы обязаны ознакомиться с массой литературы, но "этого не делаем". Посему, "если ты хочешь изменить мир, измени свой разум, создай свой разум, свой интеллект" (8).

 

По словам Т. Рамадана, "существует ошибочное представление о том, что означает скромность и попытки оградить себя от запретного, как для мужчин, так и для женщин. Есть восприятие, что для женщин это означает не появляться на публике и не находиться в обществе мужчин, не бывать в общественных местах и сидеть дома, что совершенно противоречит даже действиям самого Пророка (мир и благословения ему), который разрешал женщинам находиться в мечетях, в социальной и экономической сфере. Мы должны изменить понимание, основанное на буквалистском понимании и культурных обычаях стран происхождения, чтобы осознать: можно одновременно и выполнять религиозные обязанности, такие как нормы одежды и скромности, и учиться, поскольку это тоже обязанность.

 

Известно изречение Пророка о том, что стремление к знаниям является обязанностью как для мужчин-мусульман, так и для женщин" (9).

 

Позицию проживающих на Западе мусульман Т. Рамадан видит в следующем ключе: "Я живу здесь, я – европеец, но это не значит, что я такой же как все остальные. К пониманию общечеловеческих ценностей я иду своим путем, и я привношу в жизнь общества что-то свое". При таком подходе "наше присутствие будет заметно в общем течении жизни, а не в каких-то чрезвычайных ситуациях, в результате которых ислам срастается в общественном сознании с экстремизмом и терроризмом". В этом свете он призывает не бояться диалогов с немусульманами, ведь приверженцы Ислама пытаются наладить диалог не для отказа "от своей идентичности", а для отстаивания своей правоты в аспекте "нашего понимания ценностей". Мы "не боимся слушать других, мы берем все хорошее и оставляем все плохое", ибо "мы должны быть открытыми, как учит нас Коран" (10).

 

Бассам Тиби, уроженец Дамаска (Сирия) учился во Франкфурте-на-Майне под руководством Макса Хоркхаймера (Max Horkheimer), получив степень доктора философии. "При помощи институциональной современности (науки и технологии, а также их достижений), - говорит он, - западная цивилизация через европейскую экспансию сумела прийти на смену господству исламской цивилизации. Ей удалось одержать победу во всем мире и таким образом привести в движение всеобъемлющие процессы глобализации, которыми охвачен и мир ислама". "В современном исламской ортодоксии и исламизме, - продолжает он, - мы постоянно наталкиваемся на культурную установку, заключающуюся в представлении о себе как о жертве, которая служит оправданием для антизападного неоабсолютизма". Как отмечает Б. Тиби, "политизация религии разжигает мировоззренческий конфликт", предотвращая "ценностный консенсус как основу для мирного сосуществования". Поддержать плюрализм "в осложнившихся условиях" возможно исключительно путем "настоящего диалога".

 

"Мировоззренческие различия между цивилизациями - явление нормальное. Это правильно, если они признают и уважают друг друга. Демократический мир возможен при плюрализме цивилизаций. Но это не работает, когда в действие вступает политизация религии", приводящая к "цивилизационным конфликтам", могущим принять военный характер (11).

 

Интеллектуал д-р Фатхи Усман, уроженец Египта, получил степень бакалавра по истории в Каирском университете, степень по праву - в Александрийском университете, а докторскую степень по ближневосточным исследованиям - в Принстонском университете (США). Переехав в 1987 г. в Лос-Анджелес, основал там Институт изучения Ислама в современном мире при Фонде Омара ибн Хаттаба; также занимал должность старшего исследователя Центра мусульманско-еврейского взаимодействия Университета Южной Калифорнии.

 

Одним из его наиболее выдающихся произведений стало уникальное издание на английском языке - "Концепты Корана" (1996). Как отмечается, эти англоязычные комментарии к Священной Книге мусульман были организованы по принципу от таухида к ибаадаату и к шариату. Из-под его пера вышли в свет книги по шариату, правам человека и демократии в частности, "Ислам и свобода выражения мнения". По мнению Фатхи Усмана, развитие понимания прав человека являются неотъемлемым компонентом исламских законов (шариата) (12).

 

Интересную характеристику предоставили ему западные СМИ. В статье его памяти в британской The Telegraph говорилось, что Ф. Усман «разъяснял суть Ислама, разряжая его агрессивное восприятие на Западе. Параллельно, обращаясь к своим мусульманским братьям, он высказывался в том духе, что реформация может происходить без наслоений в Ислам и вне искажений переданного Всевышним пророку Мухаммеду, да благословит его Аллах и приветствует» (13). В издании Los Angeles Times подчеркивался "мощный голос" Ф. Османа в деле модернизации подхода к восприятию Ислама, а также обращалось внимание на его высказывания о роли женщин (14).

 

К слову, дочь ученого - Гада Осман - профессор арабистики Государственного университета Сан-Диего (США).

 

В своем произведении "Бог - это Всемирный призыв человечества к миру", Ф. Осман, со ссылкой на коранические аяты, писал: "Человеческое разнообразие не может игнорироваться, провоцировать враждебность и препятствовать разумной связи между людьми. Напротив, этот фон обогащает человеческий опыт, позволяя дополнять различные взгляды и усилия. Поэтому разнообразие людей - одно из Божественных чудес, позволяющее индивидуумам сотрудничать благодаря интеллектуально-практическому взаимодействию". "Не может быть насильственного навязывания веры (путем применения силы), т. к. такой подход не имеет смысла, противореча психологическим и религиозным принципам".

 

В аспекте Джихада мыслитель констатировал, что "во времена посланника война была лишь ответом на нападение, единственной целью которого была самооборона". В более поздний период, «когда власть в мусульманском государстве была достигнута силой, а не путем свободного общественного выбора, как раньше, произошло установление наследственной династии, результатом чего стало жестокое правление. Действуя как деспоты, правители пытались отвлечь внимание своих угнетаемых подданных внешними войнами и победоносной экспансией».

 

"Коран и сунну, - резюмировал ученый, - нужно рассматривать через призму развития и в комплексе" (15).

 

Наверное, с примерами можно остановиться. Но, спрашивается, неужели для формирования в умме «свободолюбивых» настроений необходимо дополнять «родное» образование западным? Однако, не средневековое ли исламское общество формировало независимость мышление и свободу дискуссий? Так что произошло? Автор ранее затрагивал данную проблематику (16), в связи с чем не заостряет внимания на этом. Другое дело, факт остается фактом - на сегодня и сейчас все мы нуждаемся в формировании в умме творческой атмосферы, позволяющей мыслить не шаблонно. Однако, чтобы подойти к этому, прежде всего, необходимо ставить на ускоренные рельсы аспект образования мусульман. Поголовного, если можно так выразиться. Иначе нам останется лишь стагнировать, молчаливо наблюдая за происходящими в мире переменами. Но разве мусульманам предписано на празднике жизни следовать в последних рядах?

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1.Oldest university

 

http://www.guinnessworldrecords.com/world-records/oldest-university

 

2.Larbi Arbaoui. Al Karaouin of Fez: The Oldest University in the World

 

http://www.moroccoworldnews.com/2012/10/59056/al-karaouin-of-fez-the-oldest-university-in-the-world/

 

3.Из воспоминаний В. И. Немировича-Данченко от посещения им Марокко

 

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Afrika/XVIII/1760-1780/Ross_morocco/text7.htm

 

4.Мустафа Акйол. Как мусульманские правительства насаждают невежество

 

http://islam.com.ua/mnenie/20403-kak-musulmanskiye-pravitelstva-nasazhdayut-nevezhestvo

 

5.Интервью Хасана ат-Тураби

 

http://www.idmedina.ru/medina/?575

 

6.AbdulHamid Abu Sulayman

 

http://www.globalmbwatch.com/wiki/abdulhamid-abu-sulayman/

 

7.Абд уль-Хамид А. Абу Сулейман. От исламизации знаний – к исламизации образования и личности

 

http://deyerler.org/ru/texts/news/interview-comments/print:page,1,97-ot-islamizacii-znanijj-k-islamizacii-obrazovanija.html

 

8.Тарик Рамадан о стремлении к знаниям

 

http://islamua.net/etika/829-tarik-ramadan-o-stremlenii-k-znaniyam

 

9.Д-р Тарик Рамадан об исламском феминизме

 

http://www.ansar.ru/analytics/d-r-tarik-ramadan-ob-islamskom-feminizme

 

10.Тарик Рамадан: Самый лучший способ представить ислам –делать это через Пророка Мухаммада и его жизнь

 

http://www.posledniyprorok.info/samyi-luchshii-sposob-predstavit-islam-delat-eto-cherez-proroka-muhammada-i-ego-jizn

 

11.Бассам Тиби. Является ли ислам политической религией?

 

Возможность межрелигиозного плюрализма в условиях цивилизационного конфликта

 

http://magazines.russ.ru/nz/2002/6/tib1.html

 

12.В США скончался мусульманский интеллектуал Фатхи Усман

 

http://teraze.org.ua/page.php?id=8&article=1409

 

13.Fathi Osman

 

http://www.telegraph.co.uk/news/obituaries/8127235/Fathi-Osman.html

 

14.Elaine Woo. Fathi Osman dies at 82; voice for modernism in Islam

 

http://articles.latimes.com/2010/sep/15/local/la-me-fathi-osman-20100915

 

15.Dr. Fathi Osman. God is the All-Peace, the All-Merciful

 

http://www.usc.edu/org/cmje/articles/beyond-violence.php

 

16.Теймур Атаев. Предписания Корана, Шариата и свобода личности

 

http://www.idmedina.ru/books/history_culture/ramazan/4/tataev.htm

 

Автор - Теймур Атаев, политолог, Баку, Азербайджан

Март 2016 года