Исламская культура

Палестинская вышивка - средство самовыражения

20 Март , 2029
298 просмотров


Палестинская вышивка - средство самовыражения

 

На протяжении всей истории человечества женщины стремились сохранить свою культуру посредством художественного самовыражения. Одним из таких средств сохранения культурного наследия выступает искусство вышивания – умение украшать и расшивать вручную куски материи с помощью иглы и нити. Более всех мастерством создавать изысканные вышитые вещи, отражающие местные культурные и художественные традиции, славятся женщины из Африки, Армении, Китая, Индии, Пакистана, России, Италии и Палестины.

Искусство вышивания в каждом регионе отличается своей уникальной красотой и стилем, и на протяжении вот уже 3000 лет палестинские женщины тщательно оберегают свои узоры и техники, передавая их по наследству от матери к дочери. Для каждой палестинской деревни характерны свои неповторимые, богатые традиционные костюмы – платье или камиз (одеяние, напоминающее свободную рубаху или тунику с длинными рукавами, длиной до щиколоток); каждая деревня отличается своими стежками, цветами и орнаментами, характерными только для неё.

Поначалу эти узоры были настолько уникальными, что по вышивке на одежде женщины можно было определить, из какой деревни она родом. Позже распространение смешанных браков между деревнями и племенами привело и к смешению стилей в вышивке. Вдохновлённые окружающей природой и религией, палестинские женщины использовали самые различные орнаменты в украшении своей одежды: пальмы и кипарисы и исламские мотивы, заимствованные из декора мечетей. Дизайны рисунков тоже подвергались влиянию извне, например, со стороны европейцев, которые ввели цветочные мотивы в 1930-е годы.

В XIX и начале XX века бабушки начинали обучать своих внучек техникам вышивания, когда те были в возрасте от семи до десяти лет. К 14 годам девочки обладали уже достаточно хорошими навыками, чтобы расшить себе на свадьбу приданое, состоявшее из коллекции изысканных нарядов для ношения во время и после празднеств; эти наряды традиционно включали в себя также нижнюю одежду, кафтаны (абаи), платки, воротники и головные уборы.

Согласно палестинской традиции, невеста в качестве свадебного подарка от своей семьи и семьи жениха получала серебряные и золотые османские монеты. Все эти монеты пришивались непосредственно на головной убор невесты. Большое количество монет свидетельствовало о богатстве и социальном положении девушки в общине. Иногда свадебный головной убор становился настолько тяжёлым из-за веса нашитых монет, что невеста испытывала головную боль при его ношении.

Согласно культурным традициям, семьи жениха и невесты занимались обеспечением тканей для свадебного приданого; пошив и декорирование нарядов из них было длительным и трудоёмким процессом. Как правило, на изготовление лишь одного платья уходило от 8 до 12 месяцев при четырёхчасовой ежедневной работе над ним. Зачастую шитье и расшивание праздничных одеяний становилось общесемейным делом, при котором все женщины со стороны невесты трудились над различными составляющими приданого.

Материал платья и характер вышивки на нём свидетельствовали о социальном статусе невесты в общине. Импортные ткани имели более высокую стоимость по сравнению с местными; атласные и шёлковые ткани привозились из Ливана, а бархат и парча – из Европы. При окрашивании этих тканей использовались натуральные красители: красный цвет из граната и сумаха, жёлтый из шафрана и синий цвет индиго. Ткани более тёмных и насыщенных оттенков требовали нескольких окрашиваний, поэтому стоили дороже.

Для повседневной одежды вышивка и цвет также играли большую роль. Молодые женщины обычно выбирали яркие цвета, как, например, красный, так как они олицетворяли молодость и жизненную силу. Чем старше становились женщины, тем более тёмные цвета они выбирали, что считалось более приемлемым в обществе, вдовы же всегда носили чёрный цвет. Многие платья были искусно расшиты стежком «фалахи» (вышивка крестом) и декоративным стежком (так называемой «выкладной нитью»), особенно популярными в районе Вифлеема.

В 30-е годы XX века значительное количество урбанизированных палестинских женщин переняли западный стиль в одежде; несмотря на это, женщины в деревнях продолжали сохранять свои традиции декорирования одежды причудливой ручной вышивкой.

В наше время палестинская вышивка вновь возрождается и получает широкое распространение далеко за пределами местных деревень. Сейчас она настолько популярна, что палестинские женщины трудятся над созданием современных модных версий их традиционных расшитых одеяний.

Современные платья, как правило, не имеют рукавов; они были реконструированы так, чтобы женщины могли чувствовать себя в них более свободно. В выборе цветов тоже стало больше свободы. Социальные стандарты уже не могут диктовать, что предпочтительно носить женщинам в том или ином возрасте или семейном положении, палитра возможных цветов стала более богатой и разнообразной.

Современная вышивка используется также в декоре сумок, очешников, наволочек, скатертей и многого другого. Вне сомнения, оригинальные узоры и техники вышивания будут сохраняться и оставаться богатым культурным наследием, способным вдохновлять будущие поколения.

Девушки с прекрасными навыками вышивания высоко востребованы и пользуются большим спросом; такие мастерицы продолжают заниматься рукоделием до тех пор, пока позволяет их зрение и здоровье. Палестинские женщины, живущие в лагерях беженцев в различных странах и областях арабского мира, таких, как Ливан, Сирия, Иордания, сектор Газа и Западный берег реки Иордан, стремятся возродить старые узоры и техники. Они проводят бесчисленные часы, изготавливая одежду, сумки и предметы домашнего обихода, украшенные традиционными палестинскими орнаментами. Создавая эти потрясающие вещи, они получают возможность прокормить себя и свои семьи.

Благодаря своим изысканным вышитым узорам палестинские женщины транслировали свою культуру и национальную идентичность другим людям на протяжении многих веков. И по настоящий день искусство вышивки остаётся мощным средством самовыражения.

Источник - http://www.islam.ru/content/kultura/46596