Исламская культура

Журнал «Мусульманка» - в помощь российским учителям!

20 Ноябрь , 2019
499 просмотров


Журнал «Мусульманка» - в помощь российским учителям!

Главный редактор журнала "Мусульманка" (Москва) Гюльнар Джемаль – читателям журнала «Исламская культура»

Несмотря на доступность информации, в массовом российском сознании всё ещё бытует крайне смутное и превратное представление об исламской религии. Казалось бы, ну чего проще: набери в поисковике Яндекса самые простые вопросы, и за несколько минут пройдёшь минимальный ликбез! Но для этого надо, чтобы появился интерес к данной теме, а обычному человеку хватает устоявшихся стереотипов, навязанных клише. Исламский мир, при всей внешней открытости, остаётся для большинства россиян «тайной за семью печатями», и они, благодаря усилиям антиисламской пропаганды, не стремятся эту тайну приоткрывать.

Журнал «Мусульманка», которому в этом году исполняется 5 лет, видит одной из своих главных задач формирование адекватного представления об исламе как среди мусульман, в том числе так называемых «этнических», так и среди россиян в целом.

Одна журналистка недавно сравнила наше издание с гламурными женскими журналами в стиле lifestyle. Действительно, мы делаем большой акцент на позитивный пример, наши героини – это чаще всего состоявшиеся личности с удавшейся карьерой. Разрушая сложившиеся стереотипы, согласно которым соблюдающие мусульманки – это забитые, бесправные и отсталые существа, мы рассказываем о просвещённом исламе, который существует не только за границей, но и у нас в России.

Журнал «Мусульманка» интересен самому широкому кругу читателей. Его даже нельзя считать чисто женским, ведь наряду с рассуждениями на темы стиля и дизайна, кулинарии и косметологии здесь в разделе «Мировоззрение» можно познакомиться с весьма серьёзными текстами, посвящёнными актуальным проблемам исламского общества, а также размышлениям на философские, культурологические и религиоведческие темы.

Как пример разбора одной из самых наболевших проблем, мы предлагаем читателю сокращённый вариант статьи Анастасии Фатимы Ежовой «Адат и Шариат», опубликованной в № 10 нашего журнала.

=====

АДАТ И ШАРИАТ

Термины «адат» и «Шариат» часто встречаются в статьях о роли религии в мусульманских регионах мира. Увы, в головах читателей или даже аналитиков возникает своего рода путаница, когда эти понятия начинают отождествляться чуть ли не как синонимы. Они знают, конечно, что адат — это, в общем смысле слова, народные обычаи, а Шариат — нормы Ислама.

Однако, в конечном итоге, для стороннего наблюдателя и адат, и Шариат — это набор устоявшихся норм, источником которых является многовековой уклад жизни народов, исторически исповедующих Ислам. Применительно к Шариату такое понимание его сущности в корне неправильно...

Мусульманские просветительские организации стараются развенчать мифы об униженном положении женщины в Исламе. Однако многие из этих усилий обречены на неудачу до тех пор, пока не будет разъяснена терминологическая разница между понятиями «адат» и «Шариат».

Мусульмане выпускают книги и читают лекции о высоком положении женщины согласно Корану и Сунне.

Тем временем, антиисламская пропаганда жонглирует устрашающими историями о том, как в разных уголках исламского мира женщинам отрезают носы, как их обливают кислотой, выдают замуж насильно, унижают их достоинство, избивают.

Да, в ряде ближневосточных стран — вопреки установлениям Шариата — дочерям не оставляют наследства. Их сватают против их воли, а отцы забирают положенный им брачный дар — махр — себе, по сути, продавая их в богатые семьи.

Да, иные мужья поколачивают жён и присваивают заработанные ими деньги (если жена работает), а детей в школе учителя бьют палкой за нерадивость в учёбе.

Да, в определённых исламских регионах (например, среди афганских пуштунов) женское население тотально безграмотно, а умение читать и писать считается «неприличным» для девочек.

Да, некоторые невежественные мужчины-мусульмане убеждены, что единственная миссия женщины в этом мире, помимо рождения детей и удовлетворения потребностей мужа, — до блеска начищать ванну и драить полы с утра до вечера.

Только к Исламу и Шариату всё перечисленное не имеет ни малейшего отношения.

Это — адаты: дремучие, тёмные, мракобесные, уходящие корнями в самое дикое язычество, во времена которого новорожденных девочек закапывали в землю живьём. Эти архаичные обычаи сохранили свою силу, несмотря на прошествие веков и исламизацию.

Что касается предписаний Шариата, то они целиком и полностью отличаются от перечисленных установлений адата.

Право дочерей на наследство гарантировано в Священном Коране; брак по принуждению, согласно Шариату, считается недействительным, махр является неотъемлемой собственностью невесты, а не её родителей, избиение жены запрещено, на детей не позволяется даже повышать голос.

По Шариату девочки обладают точно таким же правом на образование, как и мальчики, поскольку хадис Пророка Мухаммада гласит: «Приобретение знаний — обязанность каждого мусульманина и мусульманки».

Согласно исламским законам, работа по дому и вовсе не входит в обязанности жены, и она даже может потребовать у мужа её дополнительной оплаты.

Мусульманка имеет право работать с разрешения своего супруга, и даже может предварительно оговорить это в брачном контракте, чтобы в будущем избежать неприятных эксцессов и запрета на деятельность вне дома.

В таком случае супруг не вправе распоряжаться её зарплатой, но всё равно обязан обеспечивать её едой, жильём и одеждой не ниже того уровня, на каком её содержали родители.

Обоснование для каждого из этих законов можно найти в Коране и Сунне, а также в трудах авторитетных мусульманских правоведов, приводящих весомые доводы в пользу данных установлений.

При этом Ислам не стремится уничтожить локальные национальные культуры и смешать все этносы в едином плавильном котле, рассматривая многообразие народов и языков как знамение Всевышнего:

«Из Его знамений — разнообразие ваших языков и цветов [кожи]. Воистину, в этом — знамения для тех, кто обладает знанием» (Коран, Сура 30 ар-Рум «Румы», аят 22).

Целью Ислама является ликвидация вредных, противоречащих Шариату, адатов и верная расстановка приоритетов в случае с приемлемыми обычаями, в коем случае адат всё равно вторичен по отношению к Шариату.

Дело в том, что у адата и Шариата принципиально разные источники легитимности. Критерий истины с точки зрения Шариата — это Божественное Откровение, тексты Корана и Сунны, а вовсе не обычаи и привычки большинства членов общества.

Источник легитимности для адата — традиции предков и общественное мнение, возведённое в ранг священного и непререкаемого авторитета.

Его вердикту следуют, не задумываясь, потому, что «так принято» или поскольку «так делали отцы» — при том, что содержание этих адатов может быть совершенно абсурдным и не иметь под собой никакого внятного разумного обоснования.

Важно помнить, что не только далёкие от исламской традиции люди не улавливают разницы между адатом и Шариатом.

К сожалению, даже некоторые практикующие мусульмане порой искренне принимают установления адата за требования Шариата.

И только по мере устранения этих предрассудков исламская умма способна обрести былое величие, которое она к настоящему моменту, увы, частично утратила.

ОТ РЕДАКЦИИ ИК – многие материалы журнала «Мусульманка» могут быть полезны для работы в школе, смотрите подробнее его официальный сайт - http://musulmanka.ru/