Исламская культура

Вспомним и о мусульманах, которые спасали евреев от Холокоста.

20 Февраль , 2022
431 просмотров


Вспомним и о мусульманах, которые спасали евреев от Холокоста.

Предлагаем вашему вниманию только что появившуюся по-английски на сайте Jewish Currents bit.ly/24ag3MI статью "Вспомним и о мусульманах, которые спасали евреев от Холокоста". Автор: Аллан Браунфельд (ALLAN C. BROWNFELD). Хотелось бы подчеркнуть, что Аллан не сионист и даже скорее антисионист, но он считает себя правоверным иудеем и даже работает в антисионистском Американском Совете по Иудаизму -http://www.acjna.org/acjna/default.aspx. Этот материал и перевод на русский язык нам любезно предоставил профессор В.Г.Краснов.

Вспомним и о мусульманах, которые спасали евреев от Холокоста 

Аллан Браунфельд (ALLAN C. BROWNFELD) 

Оригинал на сайте http://jewishcurrents.org/remembering-muslims-who-saved-jews-in-the-holocaust-40781

 

Не пора ли вспомнить о замолчанной истории мужественного сопротивления мусульман против нацистской оккупации стран Северной Африки - Ливии, Туниса, Алжира и Марокко – как и о многочисленных героических эпизодах, когда они рисковали жизнью, чтобы спасти евреев в годы Холокоста в Европе?

 

3 февраля 2016 английская газета The Independent («Независимая») сообщила о группе под названием «Я твой протектор" (IAYP=I Am Your Protector). Члены её называют себя «общиной людей, готовых помочь друг другу вне зависимости от религии, расы, пола и вероисповедания». В этот раз, группа «Я твой протектор» направила свой прожектор на историю усилий мусульман помочь евреям в период нацизма.

 

Назван, например, исламский дипломат Абдол Хоссейн Сардар, получивший название «иранский Шиндлер». Он спас тысячи евреев из нацистских лап, запутав фашиствующих молодчиков в их собственной пропаганде. Когда нацисты приступили к реализации антиеврейских законов в оккупированной Франции, г-н Сардари, глава иранского консульства в Париже убедил их, что иранские евреи были арийцами.

 

Так, «г-н Сардари помог 2000 евреям в оккупации избежать ареста, выдав им иранские паспорта, без согласия своего начальства. Г-н Сардари - лишь один из многих мусульман, которые рисковали своей жизнью, чтобы спасти евреев во время Холокоста».

 

В перечень IAYP входит также Селхаттин Улькумен ( Selhattin ULKUMEN), турецкий дипломат в Греции, организовавшего лодочный перевоз евреев к безопасности в Турции во время нацистской оккупации Греции. Си Али Саккат (Si Аli Sakkat), бывший мэр в Тунисе и потомок пророка Мухаммеда, скрыл в своем имении 60 еврейских беглецов из лагеря. Халед Абдул Вахаб (Khaled Abdul Wahab ) обеспечил безопасность еврейских семей, укрыв их в конюшни на своей ферме близ Махдия, Тунис.

 

Особый интерес представляет деятельность Большой Мечети Парижа во время нацистской оккупации. Ее настоятелем был Си Каддур Бенгабрит (Si Каddour Benghabrit), родом из Алжира, который имел отличные связи не только с духовенством, но и с политиками. Мечеть стала убежищем и святилищем для евреев, а также других бойцов антифашистского сопротивления, скрывшихся от правительства Виши и от нацистских войск.

 

Альберт Ассулин (Albert Assouline), еврей из Северной Африки, избежал немецкой лагеря, укрывшись в этой мечети. В 1983 году в журнале французских ветеранов «Almanach du Combattant» он писал, что, «Не менее 1732 бойцов сопротивления нашли убежище в подземных пещерах (мечети). Среди укрывшихся были не только мусульмане, но и христиане и иудеи. Последние были, безусловно, наиболее многочисленны».

 

В 1991 вышел французский документальный фильм о роли Парижской мечети в Сопротивлении. Название фильма красноречиво: “Une Resistance Oubliee: La Мosque de Paris”, то есть Забытое Сопротивление Парижской Мечети. Режиссёром был Дерри Беркани (Derri Berkani), по происхождению алжирский бербер. После показа фильма по французскому национальному телевидению он стал широко известным.

 

«На каждом этапе преследования евреев нацистами, правительством Виши и фашистами повсеместно в арабских странах арабы помогали евреям», пишет в своей знаменательной книге о «праведниках» ( "Among The Righteous" ) Роберт Сатлофф (Robert Satloff), исполнительный директор Вашингтонского института ближневосточной политики (The Washington Institute for Near East Policy).

 

Сатлофф объясняет: «Некоторые арабы выступали против преследования евреев и выражали солидарность с ними. Другие арабы отказывались подливать масло в колёса антиеврейской кампании. Некоторые арабы разделили судьбу евреев и тем самым создали уникальные узы товарищества. Но бывали случаи, когда некоторые арабы делали больше, чем просто выражали моральную поддержку евреям. Они смело спасали жизни евреев, порой рискуя собственной в этом процессе. Эти арабы были настоящими героями».

 

В Алжире, в соответствии с законодательством Виши и нацистской оккупации, владельцы еврейской собственности должны были передать свои основные фонды попечителям как бы в доверительное управление бизнесом. Разумеется, это была редкая возможность для таких попечителей быстро нажиться. Отдавая должное чести арабов, Роберт Сатлофф отмечает, что, «ни один араб в Алжире не откликнулся на предложение Виши».

 

Более того, «однажды в пятницу в 1941 году религиозные лидеры мусульман по всему городу наставляли праведных мусульман отказаться от всех французских предложений по управлению еврейской недвижимостью. Мусульманам было даже запрещено покупать с аукциона еврейские товары по ценам ниже рыночных. Несмотря на экономические трудности, с которыми сталкивались все арабы во время войны, они не воспользовались еврейской бедой в целях личного обогащения. Внимая зову своих имамов, ни один араб не воспользовался возможностью быстрого получения финансовой выгоды в качестве доверенного лица или для приобретения еврейской собственности по бросовым ценам, санкционированными Виши».

 

В послевоенном интервью, Хосе Абулькер (Jose Aboulker), герой Сопротивления в Алжире, которое было в основном еврейским, так писал о роли арабского населения города: «Арабы не участвуют (в борьбе с Виши) Это не их война. Но, что касается нас евреев, они вели себя идеально. Как чиновники правительства Виши, так и немецкие агенты пытаются подтолкнуть их к демонстрациям и погромам. Всё напрасно. Когда еврейские товары были выставлены на открытом аукционе, мечети не замедлили с призывом: Наши братья в беде. Не покупайте их товары по бросовым ценам. Ни один араб не стал администратором имущества евреев. Вы знаете другие примеры такого похвального коллективного достоинства?»

 

Расхожий стереотип, что якобы нынешняя вражда между иудеями и мусульманами восходит к древним корням не находит никакого подтверждения в историографии. В книге «Орнамент мира» (“The Ornament of the World”) профессор Мария Роза Менокал (Maria Rosa Menocal) из Йельского университета исследует историю евреев под властью мусульман в средневековой Испании и приходит к выводу: «На самой процветающей части (Пиренейского) полуострова арабский язык преобладал над языками двух других конфессий». Новое исламское государство не только давало как иудеям, так и христианам выжить, но, следуя велениям Корана, по большому счету защищало их. Через сравнительно короткий период после прибытия Абд аль-Рахмана в Кордову, как еврейская, так и христианская общины в Аль-Андалус были в значительной степени арабизированы.

 

«…В принципе, все исламские правительства подчинялись заветам Корана относиться к христианам и иудеям, живущим под их покровительством, с терпимостью», пишет профессор Менокал. «Более того, Аль-Андалус стал перекрёстком очень тесных и памятных межконфессиональных отношений. Из руин жалкого выживания под властью визиготов, еврейская община поднялась на такую высоту, что эмир, который провозгласил себя халифом в 10 веке, назначил еврея министром иностранных дел».

 

Когда католические монархи Фердинанд и Изабелла изгнали евреев из Испании в 1492 году, они получили убежище в Исламской Османской империи. Джейн С. Гербер (Jane S. Gerber) в книге «Евреи Испании» отмечает, что «в 15-м и 16-м веках ... единственным местом, где их усталые ноги могли найти покой, была Османская империя, находившая тогда в зените своей славы».

 

Турецкие султаны --- Баязет II, Мехмет II, Сулейман Великолепный - были динамичными, дальнозоркими правителями, которые были рады получить из Европы талантливых, квалифицированных еврейских изгнанников ...

 

Сообщается, что султан Баязет II, отвечая на изгнание евреев из Испании, воскликнул: «Вы называете Фердинанда мудрым правителем, но он обедняет свою страну и обогащает нашу». Султан не только приветствовал изгнанников сефардов, но и приказал местным властям открыть им границы. Беженцы нашли в Османской империи мощного, щедрого и терпимого покровителя.

 

Во время моего недавнего визита в Андалусии ---- в Кордове, Севилье и Гранаде, среди других мест --- мне довелось увидеть следы, оставшиеся от этого золотого века мусульманского и еврейского сотрудничества и дружбы. По контрасту, они иллюстрируют отсутствие исторического понимания у тех, кто ныне создаёт тупик в решении израильско-палестинского конфликта, называя его продолжением якобы вековой вражды.

 

На самом же деле, изучение средневековой истории может вселить новую надежду. А если вспомнить о многих мусульманах, которые спасали евреев во время Холокоста, то и это тоже важная составная часть предистории нынешнего конфликта. Именно эта история должна служить подлинной дорожной картой в лучшее будущее.

 

25-27 января 2016 около 300 муфтиев, богословов и мусульманских учёных встретились в Марракеше в Марокко, чтобы подписать Марракешскую декларацию, в которой призывают правительства мусульманских стран защищать религиозные меньшинства.1 При этом они сослались на Мединскую хартию (the Medina Charter), которая, как сказал шейх Абдаллаы бен Байя (Abdallah bin Bayyah), профессор исламоведения в Саудовской Аравии, «установила идею единой гражданственности, независимо от вероисповедания. Достаточно кровопролития. Мы идем к уничтожению. Пора начать сотрудничать». Мединская Хартия была провозглашена Пророком Мухаммедом ещё в седьмом веке после того как он бежал из Мекки в Медину.

 

Такие экстремисты, как главари ИСИЛ, проповедуя религиозную ненависть, по существу отвергают вековую традицию религиозной толерантности в исламском мире. Экстремисты в каждой группе могут отрицать это, но евреи, христиане и мусульмане поклоняются одному Богу. Память о мусульманах, которые спасали евреев от Холокоста, должна помочь сосредоточить внимание на этом историческом факте, о котором забывают демагоги, сеющие сектантскую ненависть.

 

Аллан Браунфельд - известный американский журналист и редактор издания Американского совета по иудаизму (American Council for Judaism), основанного в 1942 году. 

Переводчик д-р Владислав Краснов руководит Ассоциацией американцев за дружбу с Россией www.raga.org. Он автор книги Новая Россия: от коммунизма к национальному возрождению.                                         

 

1 - Эта международная конференция освещалась и в Российских СМИ: https://mospat.ru/ru/2016/01/30/news127485/