Исламская культура

Впервые опубликована Концепция подготовки специалистов с углублённым знанием истории и культуры ислама.

20 Январь , 2006
282 просмотров


Впервые опубликована Концепция подготовки специалистов с углублённым знанием истории и культуры ислама.

Журнал «Ислам в современном мире» опубликовал Концепцию подготовки специалистов с углублённым знанием истории и культуры ислама.

Четвертый, завершающий номер журнала «Ислам в современном мире» вышел в свет в декабре 2015 года – в юбилейном для журнала году, который издается с 2005 года. Во многом – это знаковый выпуск. Прежде всего потому, что с 1 декабря 2015 г. журнал вошел в официальный Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук. Поэтому статьи, вошедшие в декабрьский номер журнала, имеют особый «ваковский» статус, что отразилось в их тематике и высоком уровне содержания.

В статье Председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ), Председателя Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина рассматриваются актуальные проблемы современного мусульманского образования. Автор выдвигает тезис, что в основе системы образования должен лежать коранический гуманизм, т.е. представление о разумном и творческом подходе к миру. Этот тезис восходит к идеям джадидов об исламе как о «научной религии», т.е. религии, интегрирующей в себе и Откровение, и научное знание. Автор полагает, что обновление системы религиозного образования должно происходить с учётом трёх традиций, которые способны объединить только российские мусульмане: традиции классического исламского образования, традиции отечественной богословской школы и традиции европейской науки.

В статье первого заместителя председателя ДУМ РФ, старшего научного сотрудника кафедры арабской филологии Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова Д.В. Мухетдинова на примере российского мусульманства как особой социокультурной реальности рассматривается релевантность вопроса о специфике татарской социокультурной практики ислама. Выделяются такие типичные черты татарской исламской практики, как тяготение к умеренности, высокий социальный статус женщины, стремление к всеобщей грамотности, демократизм, толерантность и др. Делается вывод, что перед российскими мусульманами стоит масштабная интеллектуальная и духовная задача осмысления собственного бытия, собственного места в контексте мусульманских культур.

Целый ряд статей журнала посвящен вопросам развития отечественного мусульманского образования. Так, руководитель Департамента образования, науки и культуры ДУМ РФ Ш.Р. Кашаф рассматривает задачу укрепления системы отечественного исламского образования как фактора формирования общероссийской идентичности. Автор утверждает, что обусловленная конституционными нормами необходимость создания отвечающей современным вызовам России эффективной системы подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама сегодня все активнее реализуется в отечественном образовательном пространстве. Существующая в Российской Федерации степень религиозной свободы благотворно сказывается на ее формировании, в том числе с учетом интересов приверженцев российской традиции ислама. Эта система, будучи нацеленной на подготовку квалифицированных кадров для мусульманских религиозных организаций, исламских учебных заведений, светских вузов, органов государственной власти РФ, получает все большее свое развитие.

Стратегическим направлениям развития мусульманского образования в России посвящена статья председателя Совета по исламскому образованию, ректора Российского исламского института Р.М. Мухаметшина. Об актуализации опыта традиционных основ преподавания исламских дисциплин, а также инновациях преподавания в духовных образовательных учреждениях рассуждает в своей статье руководитель группы развития исламского образования Департамента образования и науки ДУМ РФ, декан очного отделения Московского исламского института Г.Ю. Хабибуллина.

Статья заведующего кафедрой востоковедения и исламоведения Института международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) федерального университета А.Ю. Хабутдинова посвящена анализу политического и правового развития Республики Татарстан и роли религиозного фактора в его политике в конце 2014 – 2015 г. Автор отмечает, что важнейшими факторами подтверждения легитимности властей региона стало сохранение упоминания в Конституции Республики Татарстан ограниченного суверенитета Татарстана, поста президента Республики, а также восстановление всенародных выборов президента Татарстана.

Состоянию и перспективам развития психологии религии в исламской парадигме посвящена статья доцента кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования Московского городского психолого-педагогического университета О.С. Павловой. Рассматривая состояние психологии религии в различных христианских конфессиях, особое внимание автор уделяет состоянию психологии ислама в России и за рубежом; описываются история и перспективы развития науки, основные области исследовательской и практической деятельности. Подчёркивается, что развитие психологии ислама должно происходить в тесном сотрудничестве специалистов в области психологии и исламской теологии. Развитие же исламской психологии должно стать основой для понимания религиозных убеждений мусульман.

Знаковым этот номер журнала является также и потому, что в нем впервые опубликована Концепция подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама.

Публикация этого документа будет безусловно полезна всем заинтересованным в этом лицам: представителям духовных и светских образовательных учреждений, ученым, студентами и преподавателям. В опубликованной Концепции раскрывается современное состояние и основные проблемы, цели и приоритетные задачи развития системы подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в Российской Федерации; рассматриваются учебно-методические аспекты программ подготовки и механизмы реализации Концепции.

«Окончательное утверждение Концепции подготовки специалистов с углублённым знанием истории и культуры ислама, состоявшееся в ноябре 2015 г. в Минобрнауки России, несомненно, стало важным событием для светских университетов и исламских вузов, участвующих в реализации комплексной программы формирования квалифицированных кадров для системы исламского образования», – утверждается в статье Ш.Р. Кашафа.

На всех этапах выполнения поручения по разработке проекта Концепции, продолжает автор, которое находилось на контроле у заместителя председателя правительства – руководителя аппарата правительства С.Э. Приходько, деятельность экспертной группы с участием представителей ведущих университетов, а также специалистов исламских вузов и духовных управлений мусульман была под постоянным контролем со стороны руководства Министерства образования и науки Российской Федерации.

Учёные и администрация СПбГУ (М.Ю. Лаврикова, А.А. Родионов, О.И. Редькин, О.А. Берникова и др.) смогли привлечь к эффективному сотрудничеству коллег из различных научных центров, академических институтов и других образовательных организаций. Наиболее значимым явился вклад представителей Института востоковедения РАН (В.В. Наумкин, А.К. Аликберов и др.), КФУ (Р.Р. Хайрутдинов, А.Ю. Хабутдинов, Л.И. Алмазова и др.), ИСАА МГУ (И.И. Абылгазиев, М.С. Мейер, Д.В. Фролов и др.), Московского исламского института (Д.З. Хайретдинов, Г.Ю. Хабибуллина и др.), Российского исламского института (Р.М. Мухаметшин и др.), Дагестанского гуманитарного института (М.Ю. Магомедов, Д.Р. Тумалаев и др.), Российского исламского университета им. Кунта-Хаджи (А.А. Мутушев и др.), Северо-Кавказского исламского университета им. имама Абу Ханифы (Ш.Ю. Чочаев и др.), Духовного управления мусульман Российской Федерации (Д.В. Мухетдинов, И.А. Нуриманов и др.), Духовного управления мусульман Чеченской Республики (С.Х. Курбанов и др.) и т.д.

В результате умножения совместных усилий был достигнут синергетический эффект, выразившийся в завершении важного этапа в реализации Программы содействия развитию религиозного (мусульманского) образования в период 2005–2015 гг., принятой Минобрнауки России 15 ноября 2005 г., – создании и принятии Концепции подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама как важной основы всей будущей работы по развитию исламского образования в России и интеграции в российское образовательное пространство.

Ее востребованность обусловлена проблемами сложившейся к началу XXI в. всей системы мусульманского просвещения в России (не меньший кризис исламского образования наблюдается и в странах, где мусульмане как меньшинство проживают в плюральном окружении – и при теократических, и при светских системах власти и организации системы образования). Однако можно надеяться, цитирует далее Шамиль Кашаф слова Рамиля Хайрутдинова, директора Института международных отношений, истории и востоковедения Казанского федерального университета, что «в скором времени совершим прорыв в создании трехуровневой системы образования, которая будет соответствовать всем необходимым требованиям».

Публикации Концепции подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама автором предпослано выражение благодарности от имени редакции журнала «Ислам в современном мире» директору Департамента культуры Правительства Российской Федерации П.П. Скороспелову, заместителю директора Департамента культуры Правительства Российской Федерации О.С. Королевой и заместителю Министра образования и науки Российской Федерации В.Ш. Каганову за разрешение опубликовать Концепцию на страницах издания, выходящего под эгидой ДУМ РФ.

Опубликование полного текста документа, считает редакция научного издания, представляется важным как с точки зрения введения в научный оборот нового источника, что является первостепенной задачей любого исследователя, так и целесообразным с точки зрения создания оперативной возможности ознакомления с ним всех заинтересованных читателей, которые смогут самостоятельно оценить актуальность и необходимость Концепции в свете нарастающих вызовов и угроз религиозной и национальной безопасности России, а также стратегической задачи развития исламского образования в нашей стране.

Текст Концепции и содержание 4-го номера журнала "Ислам в современном мире" находится в открытом доступе на сайте издания по ссылке: http://islamjournal.idmedina.ru

Источник - Г.Ш. Адиатулина - http://www.dumrf.ru/common/event/10198