Исламская культура

Семья

00 0, 0000
93 просмотров


Доброе обращение с семьёй

 

Семья является самым первым очагом развития человека и его спокойствия[1], а забота о ней считается тяжёлой ответственностью и служит причиной для спасения от мук и страданий в этом мире и следующем[2]. Коран и предания отводят семье особое значение и содержат в себе множество заповедей и правил, касающихся её развития и процветания[3], помимо соблюдения которых ради благополучия, спокойствия, её развития и возвышения, следует также просить у Аллаха о её спасении и спокойствии.

Когда Достопочтенный Ибрахим (‘а) привёз по велению Аллаха свою супругу и ребёнка в Мекку, он обратился к Нему с мольбой: «Господь наш! Я поселил часть моего потомства в долине, где нет злаков, у Твоего Заповедного дома. Господь наш! Пусть они совершают молитву. Наполни сердца некоторых людей любовью к ним и надели их плодами, — быть может, они будут благодарны»[4]. Точно так же Достопочтенный Лут (‘а), который после стольких усилий так и не смог спасти свой народ от гибели, произнёс следующую мольбу о спасении своей верующей семьи:«Господи! Спаси меня и мою семью от того, что они совершают»[5].

Достопочтенный Йа‘куб (‘а) отправил своих сыновей ради обеспечения нужд семьи ко двору правителя Египта, чтобы они могли получить нужное количество пшеницы и пережить голодный год. Во второй раз он даже отправил вместе с братьями своего любимого сына Бунйамина[6].

Посланник Аллаха (с) сказал: «Любое благодеяние считается милостыней, а всё, что правоверный тратит на себя, свою семью и свою супругу, а также всё то, благодаря чему он сохраняет свою честь, будет записано ему как милостыня»[7]. Он также сказал: «Лучшие из вас — это те, которые являются лучшими для своих семей, а я являюсь лучшим из вас для своей семьи»[8]. Он также сказал: «Кто идёт на рынок и покупает там подарок, чтобы отнести его семье, подобен тому, кто несёт милостыню нуждающимся»[9].

Имам ар-Рида (‘а) сказал: «Кто добывает пропитание дозволенным путём и тратит его на себя и свою семью, подобен совершающему джихад на пути Аллаха». В продолжение данного хадиса Имам (‘а) сказал: «Если человека постигнет бедность, то пусть он возьмёт в долг в количестве, достаточном для обеспечения своей семьи едой, взяв в поручатели Аллаха и Его Посланника (с), а если он умрёт до уплаты долга, то его выплата ложится на плечи предводителя мусульман»[10].

Имам ас-Садык (‘а) сказал: «Когда кто-либо из вас оказывается в стесненном положении, пусть путешествует и ищет милости Аллаха, не расстраивая себя и свою семью»[11].

Благодеяние и доброе обращение с семьёй должны соответствовать возможностям человека. Именно поэтому Имам ар-Рида (‘а) сказал: «Тот, кому Аллах оказал милость, должен улучшать положение своей семьи»[12].

 

Совместная трапеза с членами семьи

 

Верующий должен разделять со своей семьёй все удовольствия и радости, находясь вместе с ними даже во время еды. В Коране говорится:

 «Аллах возвысил одних из вас над другими посредством богатства и удела. Но те, которым дарован больший удел, не хотят отдавать его своим рабам, чтобы они не уравнялись с ними»[13].

Имам ас-Садык (‘а) сказал в толковании к данному аяту: «Не пристало кому бы то ни было кушать что-либо отдельно от своей семьи»[14].

Посланник Аллаха (с) считает совместную трапезу с членами своей семьи одним из признаков скромности и говорит: «Не поведать ли мне вам о пяти вещах, наличие которых у человека означает, что в нём нет высокомерия? Пастьба и привязывание овец, ношение шерстяной одежды, общение с бедняками, езда верхом на муле (подразумевается дешёвое средство передвижения), а также совместная трапеза мужчины вместе с членами своей семьи»[15].

 

Преимущество семьи перед другими

 

В исламской культуре преимущество и приоритет семьи считается важным принципом, на что указывают многие предания.

Посланник Аллаха (с) сказал: «Когда Аллах наделяет кого-либо из вас благом, сперва пользуйтесь им сами и делите его со своей семьей»[16]. Он также сказал: «Начинайте со своей семьи и отдавайте преимущество тем, кто к вам ближе»[17].

Имам ас-Саджад (‘а) сказал: «Прийти на рынок с деньгами, чтобы купить своей семье мяса, в котором они нуждаются, для меня лучше, чем освободить раба»[18].

 

Внимательное отношение к семье по пятницам

 

Хотя желательно всегда быть добрым со своей семьёй, пятница имеет особое значение для того, чтобы творить добро своим близким. Поэтому Посланник Аллаха (с) сказал: «Кормите свою семью по пятницам фруктами или мясом, чтобы они радовались наступлению пятницы»[19].

 

Награда за доброе обращение с семьёй

Посланник Аллаха (с) сказал Повелителю Правоверных (‘а): «Служение своей семье служит искуплению великих грехов и ведёт к смягчению гнева Аллаха, является свадебным вознаграждением для райских гурий и способствует увеличению хороших качеств и повышению [духовной] степени. О ‘Али! Своей семье служит никто иной, как правдивый или мученик или же человек, которому Аллах желает блага в этой жизни и следующей»[20].

От Посланника Аллаха (с) приводится предание о том, что ближе всего к нему по своей степени будут те из людей, кто является лучшим по своему нраву и самым полезным для своей семьи[21].

Доброе обращение с семьёй не только будет вознаграждено в посмертной жизни, но и влечёт за собой хорошие последствия и в этой жизни. Посланник Аллаха (с) сказал: «Когда ты приходишь домой, приветствуй (домочадцев), и Аллах увеличит твою благодать»[22].

Имам ас-Саджад (‘а) сказал о важности доброго обращения с семьёй: «Наиболее угодным из вас Аллаху является тот, кто приносит наибольшую пользу своей семье»[23]. Имам ас-Садык (‘а) также сказал: «Кто добродетелен по отношению к своей семье, тому Аллах продлит жизнь»[24]. Имам аль-Казим (‘а) сказал: «Кто добродетелен со своими братьями и своей семьей, тот будет жить дольше»[25].

 

Награда за переживания из-за своей семьи

 

Повелитель Правоверных (‘а) сказал: «Однажды я пришёл к Посланнику Аллаха (с), и он сказал: “О ‘Али! Как ты встретил сегодняшнее утро?”Я ответил: “В руках у меня не было ничего, кроме воды, и я переживаю из-за Хасана и Хусейна”. Пророк сказал: “О ‘Али! Переживание за свою семью служит преградой для адского пламени”»[26].

 

Наказание за доведение семьи до гибели

 

Посланник Аллаха (с) сказал: «Проклят, проклят тот, кто погубит свою семью»[27]. Он также запрещал кому-либо самому есть досыта, а свою семью держать голодной и говорил: “Чтобы погубить себя, мужчине достаточно загубить свою семью”»[28].

 

Наказание за дурное обращение со своей семьёй

 

Когда Пророк (с) вернулся с людьми после похорон Са‘да б. Му‘аза, его спросили: «О Посланник Аллаха! Ты поступил с Са‘дом так, как не поступал больше ни с кем. Ты совершил в его честь заупокойную молитву без накидки и обуви?» Он ответил: «Ангелы присутствовали во время его захоронения без накидок и обуви, а я последовал за ними». Они сказали: «Один раз ты взял носилки с правой стороны, а в другой раз — с левой!» Он ответил: «Мои руки были на руках Джабраила, и я брался каждый раз за то место, за которое брался он». Они сказали: «Ты повелел омыть его тело, но сам возглавил заупокойную молитву и предал его земле. Затем ты изволил сказать, что Са‘да постигли могильные муки». Он ответил: «Да. Он вёл себя слишком сурово с семьёй»[29].

Порицая суровое обращение со своей семьёй, Посланник Аллаха (с) говорит в одном предании: «Худшим из людей является суровый со своей семьёй»[30]. Один человек спросил: «О Посланник Аллаха! Что ты подразумеваешь под суровым обращением со своей семьёй?» Он ответил: «Если каждый раз, когда мужчина приходит домой, его супруга боится, ребёнок пугается и убегает, а всякий раз, когда он уходит из дома, его супруга смеётся»[31].

 

[1] «Среди Его знамений — то, что Он сотворил из вас самих жён для вас, чтобы вы находили в них успокоение» (Коран, 30 : 21). «Он [Господь] создал из него[ребра] супругу, чтобы он [Адам] нашёл в ней покой» (Коран, 7 : 189).

[2]  «О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня» (Коран, 7 : 6).

[3] Имеются в виду айаты, посвящённые браку, разводу, содержанию семьи, наследству и т.п.

[4] Коран, 14 : 37.

[5] Коран, 26 : 169.

[6] Коран, 12 : 58-68.

[7] Мухаддис Нури. Мустадрак аль-васаиль. Т. 7. С. 239.

[8] Шейх Садук. Аль-Факих. Т. 3. С. 555.

[9] Шейх Садук. Аль-Амали. С. 577.

[10] Кулайни. Аль-Кафи. Т. 5. С. 93.

[11] Ибн Аби Джумхур. ‘Авали аль-лайали. Т. 3. С. 193.

[12] Кулайни. Аль-Кафи. Т. 2. С. 11.

[13] Коран, 16 : 71.

[14]‘Али б. Ибрахим б. Хашим аль-Кумми. Тафсир аль-Кумми / под ред. Ас-Саййида Таййиба аль-Мусави аль-Джазаири. Т. 1. Кум: Дар аль-китаб, 1367 (1988). С. 387.

[15] Мухаддис Нури. Мустадрак аль-васаиль. Т. 3. С. 254-255.

[16] Суюти. Ад-джами‘ ас-сагир. Т. 1. С. 73.

[17] Кулайни. Аль-Кафи. Т. 5. С. 67.

[18] Там же. Т. 4. С. 12.

[19] Кулайни. Аль-Кафи. Т. 6. С. 299.

[20] Ша‘ири. Джами‘ аль-ахбар. С. 103.

[21] Шейх Садук. ‘Уйун ахбар ар-Рида. Т. 2. С. 38.

[22] ‘Аллама Маджлиси. Бихар аль-анвар. Т. 66. С. 396.

[23] Кулайни. Аль-Кафи. Т. 8. С. 69.

[24] Там же. С. 219.

[25] Ибн Ша‘ба аль-Харрани. Тухаф аль-‘укуль. С. 388.

[26] Ша‘ири. Джами‘ аль-ахбар. С. 91.

[27] Кулайни. Аль-Кафи. Т. 4. С. 12.

[28] Кади Ну‘ман. Да‘аим аль-ислам. Т. 2. С. 193.

[29] Шейх Садук. ‘Иляль аш-шара‘и. С. 310.

[30] Суюти. Ад-джами‘ ас-сагир.Т. 2. С. 77.

[31] ‘Али б. Аби Бакр аль-Хайсами аш-Шафи‘и. Маджма‘ аз-заваид ва манба‘ аль-фаваид. Т. 8. Бейрут: Дар аль-кутуб аль-‘ильмиййа, 1408 л.х. (1988). С. 25.