Исламская культура

Прерывание связи с родителями

00 0, 0000
81 просмотров


Аллах порицает прерывание связи с родителями и предостерегает об этом. Тех, кто оскорбляет и унижает своих родителей, ждёт скорбный удел.

В Священном Коране говорится: «А есть такой, который говорит своим родителям: “Тьфу вам!...” Сбылось Слово относительно них и живших до них народов из числа джиннов и людей. Воистину, они были потерпевшими убыток»[1].

Этот аят касается не только тех детей, которые пребывают в неверии, его основной смысл заключается в порицании оскорбления и унижения своих родителей. Также Аллах порицает это в другом аяте: «…не говори им: “Тьфу!”— не кричи на них…»[2]

Посланник Аллаха (с) сказал: «Остерегайтесь быть несправедливыми со своими родителями, потому что запах рая слышится на расстоянии в тысячу лет, но его не почувствует тот, кто непочтителен со своими родителями»[3].

Имам ас-Садык (‘а) сказал: «Низшей ступенью непочтительности по отношению к своим родителям является грубое общение с ними, и если бы Аллах знал о чём-либо меньшем, то Он запретил бы и это»[4]. Он также сказал: «Аллах не принимает молитвы каждого, кто гневно посмотрит на своих родителей, когда они поступили с ним несправедливо»[5].

Самой крайней степенью в непочтительности к родителям является их убийство. Пророк (с) сказал: «Выше всякого другого непочтительности к родителям стоит такая несправедливость, когда кто-либо убивает одного из своих родителей, и в этом случае нет более страшной непочтительности»[6]. Под непочтительностью к родителям подразумевается несправедливость по отношению к родителям и нанесение им обиды, что ведёт к разрыву родственных уз с ними[7].

 

Некоторые последствия дурного обращения с родителями

 

Дурное обращение с родителями[8] не только влечёт за собой возмездие в следующей жизни, но и расплату в этом мире. Согласно хадису Кудси[9], Аллах сказал: «Клянусь своим могуществом, величием и возвышенностью своего положения! Даже если непочтительный со своими родителями совершит поклонение всех пророков (‘а), Я не приму это от него»[10].

Имам аль-Хади (‘а) сказал: «Непочтительность по отношению к родителям ведёт к (смерти членов семьи), а также унижению в этом мире»[11]. Имам ас-Садык (‘а) назвал в числе мирских последствий несправедливого обращения с родителями непринятие молитвы от этого человека, что омрачает его духовную атмосферу[12].

 

Молитва за родителей

 

Верующим следует не только быть добрыми со своими родителями, но и произносить за них молитву Имама Саджада (‘а), испрашивая у Всевышнего учтивости, почтения и доброты по отношению к ним. Эта молитва звучит следующим образом:

(1)

О Аллах! Благослови своего раба и посланника Мухаммада, Пречистых Обитателей Его Дома, и особо выдели их самым лучшим своим благословением, милостью, благодатью и миром.

  1.  

О Аллах! Выдели особо моих родителей, оказав им честь (пребывания) у Тебя и благословив их, о Милостивейший из Милостивейших!

  1.  

О Аллах! Благослови Мухаммада и его род! Внуши мне знание о моих обязанностях по отношению к ним и сделай это знание совершенным, дай мне применить то, что Ты внушил мне, и выполнять то, чему Ты меня научил, так чтобы ничего из того, что я знаю, не осталось без исполнения, а члены не были отягчены при исполнении того, что Ты мне внушил.

  1.  

О Аллах! Благослови Мухаммада и его род, как Ты облагодетельствовал нас посредством него, и благослови Мухаммада и его род, как Ты сделал обязательным наше право на творение.

  1.  

О Аллах! Сделай так, чтобы я робел перед своими родителями, как перед деспотичным правителем, но вёл себя с ними подобно доброй матери. О Аллах! Сделай для меня послушание родителям и доброе обращение с ними приятнее, чем сон для уставшего и вода для жаждущего, так чтобы я ставил их прихоти выше своих собственных прихотей, предпочитал их довольство своему довольству, считал их добро по отношению ко мне большим, пусть даже оно и будет мало, а своё добро по отношению к ним малым, пусть даже оно и будет велико.

  1.  

О Аллах! Сделай мой голос тихим в их присутствии, а мою речь приятной для них, смягчи для них мой нрав, склони моё сердце к ним, сделай меня добрым и сострадательным с ними.

  1.  

О Аллах! Возблагодари их за моё воспитание и вознагради за их уважение ко мне, защити их от того, от чего они защищали меня в детстве.

  1.  

О Аллах! Если я чем-то обидел их или сделал им что-то неприятное или же нарушил какое-то их право, то сделай это причиной для рассеивания их грехов, возвышения их степени в следующем мире и увеличения их хороших дел, о Тот, кто сменяет плохие дала многократно большим количеством благих дел.

  1.  

О Аллах! Как не обижали бы они меня резкими словами и неприятными поступками, нарушали мои права или не выполняли своих обязанностей по отношению ко мне, я простил их и прошу Тебя избавить их от тяжких последствий, ибо я считал их поведение по отношению ко мне добродетельным, я не вижу недостатков в их благодеянии по отношению ко мне и не питаю отвращения к тому, что они делали для меня.

  1.  

Их права по отношению ко мне слишком обязательны, их благодеяния по отношению ко мне слишком долги, а их милость ко мне слишком велика, чтобы я мог требовать от них справедливости или же отплатить им тем же самым. О Аллах! Сколько много времени они провели, занимаясь моим воспитанием, какие тяжкие муки они перенесли, защищая меня, и сколь много они отказывали себе, чтобы я жил в изобилии.

  1.  

О сколько бы я ни сделал, всё равно не смогу отдать причитающееся им и исполнить свою обязанность по отношению к ним, не смогу услужить им. Так благослови же Мухаммада и его род и помоги мне, о Лучший из тех, у кого просят о помощи! Даруй мне успех, о Самый лучший из тех, кого просят о руководстве! Не делай меня одним из тех, кто непочтителен со своими родителями в тот день, когда каждому воздастся по делам его и ни с кем не поступят несправедливо.

  1.  

О Аллах! Благослови Мухаммада и его род и вознагради моих родителей лучшей наградой, какой ты награждаешь родителей твоих верующих рабов, о Милостивейший из Милостивейших.

  1.  

О Аллах! Не дай мне забыть упоминать о них после моих молитв, а также в любое время ночи или дня.

  1.  

О Аллах! Благослови Мухаммада и его род и прости меня, ибо я помолился за них. Прости их, ибо они были добры со мной, будь всегда ими доволен благодаря моему заступничеству за них и помести их своей щедростью в спокойное место.

  1.  

О Аллах! Если Ты простил их ещё до этого, то прими их заступничество за меня, а если Ты уже простил меня, то прими моё заступничество за них, дабы мы собрались по Твоей милости в месте Твоей щедрости, Твоего прощения и милости, ведь Ты Обладатель Великого Блага и Вечной Милости, и Ты Милостивейший из Милостивейших.

 

[1] Коран, 46 : 17-18.

[2] Коран, 17 : 23.

[3] Кулайни. Аль-Кафи. Т. 2. С. 349.

[4] Там же. С. 349.

[5] Там же. С. 349.

[6] Там же. С. 348.

[7] Фахр ад-дин б. Мухаммад-‘Али (Тарихи). Маджма‘ аль-бахрайн / под ред. Ас-Саййида Ахмада аль-Хусейни. Т. 5. Тегеран: Кетабфоруши-йе Мортазави, 1416 л.х. (1996). С. 215.

[8] Кулайни. Аль-Кафи. Т. 6. С. 50. Шейх Садук. ‘Иляль аш-шара‘и. С. 749.

[9] Хадис Кудси (пер. с араб. богооткровенное сообщение) — Божественное откровение, пересказанное пророком Мухаммадом, но, по замыслу Создателя, не вошеднее в Коран. — Примеч. ред.

[10] Аль-Мауля Мухаммад-Махди б. Аби Зарр ан-Нараки. Джами‘ ас-са‘адат. Т. 2. Бейрут: Аль-А‘лами, б.д.С. 271.

[11] ‘Аллама Маджлиси. Бихар аль-анвар. Т. 71.С. 84.

[12] Кулайни. Аль-Кафи. Т. 2. С. 448.