Исламская культура

Использование возможностей своей жизни

00 0, 0000
68 просмотров


Достопочтенный Пророк (с) сказал: «Аллах определил в вашей жизни живительные дуновения. Будьте готовы улучить и использовать эти возможности»[1]. Он также сказал: «Верующий должен использовать свою силу себе на пользу, использовать свою мирскую жизнь ради своей загробной жизни, использовать свою молодость до наступления старости и использовать свою жизнь до наступления смерти»[2].

Повелитель Правоверных (‘а) сказал: «Возможность проходит вдоль горизонта жизни подобно облаку. Когда возникают хорошие возможности, улучшайте их и пользуйтесь ими»[3]. Он также сказал: «Возможность быстро проходит и нескоро возвращается»[4].

Имам аль-Бакир (‘а) сказал: «Исполняй своё желание сразу при появлении возможности, а нет иной возможности кроме того времени, когда ты свободен и здоров»[5]. Он также сказал: «Избегай нерадивости при возникновении возможности, потому что этот промежуток времени содержит в себе колебание, несущее вред его хозяину»[6].

Повелитель Правоверных (‘а) сказал: «Ночь и день работают над тобой, а потому и ты работай над ними. Они берут у тебя, а потому и ты бери у них»[7]. Он также сказал: «Те, чьё время закончилось, просят об отсрочке, а располагающие отсрочкой проявляют нерадивость!»[8]

Примечание: Согласно поговорке, яхонт добывается с помощью времени, но время не добывается с помощью яхонта. Повелитель Правоверных (‘а) сказал: «Если время проведено впустую, оно отвратительно»[9]

 

Возможности молодости

 

Повелитель Правоверных (‘а) сказал: «Может ли ожидать в старости что-либо, кроме одряхления и унижения, молодого человека, проявлявшего праздность, который не подготовил капитала в период своего здоровья, не извлёк при первой возможности полезных уроков из своей жизни и потратил впустую самое блестящее время своей жизни?»[10] Он также сказал: «Кто занимает себя ненужными делами, этим самым сводит на нет все свои нужные дела»[11].

В других преданиях он также сказал: «Улучай возможность своевременно, потому что, когда она исчезнет, она будет недоступна для тебя»[12], «Кто задержится (с использованием) возможности в отведенное ей время, пусть будет уверен, что он потеряет ее»[13], «Утрата возможности ведет к грусти»[14], «(Так) улучай возможность вовремя, дабы не было (потом) печали»[15].

Пока руки твои на месте, работай,          

Когда работать не сможешь, схватишься за голову

 

Освобождение от мыслей о грехе

 

Всякий раз, когда кого-либо одолевают мысли о грехе, его не следует совершать, а необходимо прибегнуть к Аллаху, положиться на Него и тем самым вызволить себя из ловушки шайтана. Имам ас-Садык (‘а) сказал: «Кто подумал о греховном, пусть не совершает его, потому что часто, когда раб совершает в присутствии Аллаха грех, Всевышний говорит: «Клянусь своим величием и всемогуществом, Я больше никогда тебя не прощу»[16].

 

Поминание (зикр) Аллаха как путь избавления от греха

Если кто-либо забудет о себе, то шайтан о нём не забывает. Поэтому человек должен призывать себя к ответу и извлекать пользу из своего капитала.

Имам ас-Садык (‘а) сказал: «Шайтан не способен внушить греховные мысли рабу, если только тот не уклонился от поминания Аллаха и не пренебрёг Его повелением, обратившись к неповиновению и позабыв о том, что Аллах сведущ о его тайнах»[17]. Он также сказал: «Всякий раз, когда шайтан внушает вам дурные мысли, дабы сбить вас с истинного пути и заставить забыть вас об Аллахе, прибегайте от него к Аллаху (и уповайте на Него), ведь Он придёт на помощь истине перед лицом лжи и поможет угнетённому, потому что сказал: “Воистину, он не властен над теми, которые уверовали и уповают только на своего Господа”[18]»[19].

Повелитель Правоверных (‘а) сказал: «Самая надежная возможность для нападения шайтана — это время, когда кто-либо охвачен самолюбованием, самодовольством и любит похвалу в свой адрес (не прибегая к Аллаху от этих своих состояний)»[20]

Примечание: Поминание Аллаха и прибегание к Нему служат лучшим способом спасения из ловушки шайтана, потому что ни один момент времени и ни одна точка пространства не лишены присутствия Аллаха, ни один язык не должен умолкать в своём поминании Аллаха, потому что потребность человека постоянна, и лучшим средством её удовлетворения является поминание Аллаха, который не испытывает ни в чём нужды и всегда готов удовлетворить просьбу нуждающегося. Поэтому, если эта возможность не была использована обладателем языка в какой-либо момент времени или в какой-либо точке пространства, он не придёт ни к чему, кроме горя[21].

 

Характер поминания Аллаха

Имам ас-Садык (‘а) сказал: «Поминание Аллаха состоит не в произнесении: “Слава Аллаху, хвала Аллаху, нет божества, кроме Аллаха, Аллах велик”, а в том, чтобы следовать тому, что Он повелевает, и оставлять то, что Он запрещает»[22].

В Исламе не только предписывается поминание Аллаха, но и сообщается о том, каким оно должно быть, то есть поминающий Аллаха должен использовать те поминания, которые имеют источником самого Аллаха, и ни в коем случае не должен прибегать к поминанию, придуманному кем-то другим, о чём говорят и обладатели духовного знания. Такое поминание, будь оно устным или письменным, является праведным деянием, однако оно никогда не будет высшим из всех праведных деяний, тогда как поминание Аллаха в сердце, которое стоит выше всех остальных частей тела, а поминающий не переживает радости и горя, ничего не берёт и не даёт, не гневается и не радуется без довольства Аллаха, господствует над всеми остальными праведными делами, будь то устное или письменное поминание, то есть по своей манере и характеру оно будет полезным и справедливым и по своей сути — не иначе как религиозным, а потому поминание такого человека будет поминанием Аллаха[23].

Имам ас-Садык (‘а) сказал: «Кто много поминает Аллаха, того Аллах поместит в тени своего рая»[24].

Примечание: Частое поминание Аллаха отгоняет от человека его врага. Всякий раз Иблис вместе со всеми своими полчищами стремится проникнуть в сердце человека и внушить ему греховные мысли. Однако шайтана можно отогнать и предотвратить его проникновение постоянным поминанием Аллаха, ведь зикр устраняет нанесённый Иблисом вред. Так, если из-за проявленной кем-либо слабости в него проникнет шайтан, можно устранить горькие последствия случившегося постоянным поминанием Аллаха. Оно также служит средством притяжения к Богу. Поэтому следует всегда помнить о Творце, дабы сподобиться этой великой благодати[25]. Если это происходит, то страх перед Аллахом охватывает всё существо раба, его сердце смягчается, душа успокаивается, а глаза от счастья проливают слёзы.

Тому, у кого слёз целое море,

Скажи: «Приди», ведь он достоин этого жилища,

А тому, у кого очи не обагрились кровью,

Скажи: «Уходи», ибо нет ему дела до нас

(Фарид ад-Дин Аттар)

 

[1] Ибн Аби Джумхур. ‘Авали аль-лайали. Т. 4. С. 118. Также см: ‘Аллама Маджлиси. Бихар аль-анвар. Т. 68. С. 221.

[2] Кулайни. Аль-Кафи. Т. 2. С. 70.

[3] Шариф Ради. Нахдж аль-Балага. Мудрость 21.

[4] ‘Абд аль-Вахид. Гурар аль-хикам. С. 473.

[5] Ибн Ша‘ба аль-Харрани. Тухаф аль-‘укуль. С. 286.

[6] Там же.

[7] ‘Абд аль-Вахид. Гурар аль-хикам. С. 151.

[8] Шариф Ради. Нахдж аль-балага. С. 285.

[9] Ибн Аби-ль-Хадид аль-Му‘тазили. Шарх Нахдж аль-Балага. Т. 11. С. 233.

[10] Шариф Ради. Нахдж аль-Балага. Хутба 83.

[11] ‘Абд аль-Вахид. Гурар аль-хикам. С. 235.

[12] Там же. С. 473.

[13] Там же. С. 474.

[14] Шариф Ради. Нахдж аль-Балага. Мудрость 118.

[15] Там же. Письмо 31.

[16] Кулайни. Аль-Кафи. Т. 2. С. 272.

[17] Имам Джа‘фар. Мисбах аш-шари‘а. С. 79; ‘Аллама Маджлиси. Бихар аль-анвар. Т. 69. С. 124.

[18] Коран, 16 : 99.

[19] Имам Джа‘фар. Мисбах аш-шари‘а. С. 79-80; ‘Аллама Маджлиси. Бихар аль-анвар. Т. 69. С. 125.

[20] Шариф Ради. Нахдж аль-Балага. Письмо 53.

[21] См. Амоли. Тасним. Т. 7. С. 554.

[22] Кулайни. Аль-Кафи. Т. С. 144.

[23] См.Амоли. Тасним. Т. 7. С. 555.

[24] Кулайни. Аль-Кафи. Т. 2. С. 500.

[25] См. Амоли. Тасним. Т. 7. С. 555.