Исламская культура

Сон

00 0, 0000
42 просмотров


Сон и бодрствование являются одними из основных потребностей человека, которые следует правильно регулировать, ведь сон служит источником силы и устойчивости тела и души, а потому его нарушение создаёт проблемы для нормального хода жизни человека и выполнения им своих обязанностей. В преданиях Ахль аль-Бейт (‘а) имеются особые указания по поводу соблюдения некоторых моментов при осуществлении своих дел, правил поведения, связанных со сном, времени сна и избегании крайностей в отношении сна, некоторые из которых представлены в данной главе.

 

Предпочтение правой стороны (тайамун)

 

В религиозных заповедях содержатся рекомендации, связанные с приоритетом правой стороны при совершении некоторых дел. Например, к такого рода заповедям относятся принятие пищи правой рукой, переступание порога правой ногой при входе в мечеть или при выходе из уборной. Достопочтенный Пророк (с) сказал: «Аллах любит правую сторону больше, чем что-либо другое»[1].

Согласно преданию, Пророку (с) нравилось, когда что-либо делается с правой стороны, даже при (спешивании с лошади), снимании и надевании обуви[2]. Он запрещал марать правую сторону. Посланник Аллаха (с) сказал: «Не сплёвывайте слюну направо от себя, а если слева от тебя нет пустого места, то сплюнь себе под ноги»[3].

 

Правила поведения, связанные со сном

 

Посланник Аллаха (с) сказал: «О ‘Али! Сон бывает четырёх видов: пророки спят, лёжа на спине, правоверные спят, лёжа на правом боку, неверные и лицемеры спят, лёжа на левом боку, а шайтаны спят лицом вниз»[4].

Повелитель Правоверных (‘а) сказал: «Сон бывает четырёх видов: пророки спят, лежа на спине, так что их глаза не спят, будучи готовыми к принятию божественного откровения. Верующий спит на правом боку, лицом к кибле[5]. Цари и их дети спят, лёжа на левом боку, дабы лучше переварить съеденную ими еду. Иблис и его братья, одержимые и безумцы спят, лёжа на животе»[6].

Имам ас-Садык (‘а) сказал: «Когда Посланник Аллаха (с) собирался лечь спать, он чистил зубы и шёл к своей постели, ложился на правый бок и клал правую руку под правую щёку»[7].

Имам ар-Рида (‘а) сказал: «Сон имеет власть над мозгом, в нём сила и устойчивость тела, а потому всякий раз, когда ложишься спать, спи сначала на правом, а потом на левом боку, а при вставании делай это с правой ноги»[8].

Имам ас-Садык (‘а) сказал: «Пусть старики ложатся спать на полный желудок, ведь тогда их сон будет приятен»[9].

 

Место сна

Посланник Аллаха (с) сказал: «Не спите на крыше, не защищённой (оградой)»[10].

Имам ас-Садык (‘а) сказал: «Не спи, сидя верхом на своём животном, ибо это быстро ранит его спину, а мудрые так не поступают, если только ты не находишься в паланкине и имеешь возможность отдохнуть»[11].

Имам аль-Казим (‘а) сказал: «Посланник Аллаха (с) проклял того, кто спит один дома»[12].

 

Время сна

Имам аль-Бакир (‘а) сказал: «Сон в начале дня ведёт к глупости и бестолковости, короткий полуденный сон (кайлула) ведёт к благоденствию, сон после вечерней молитвы ведёт к глупости, а сон между вечерней и ночной молитвами ведёт к лишению пропитания»[13].

Повелитель Правоверных (‘а) сказал: «Сон между вечерней и ночной молитвой, а также сон до захода солнца ведут к бедности»[14].

 

Умеренность во сне

Посланник Аллаха (с) сказал: «Аллах любит три вещи: немногословность, умеренность во сне и умеренность в еде»[15]. Он также сказал: «Одной из самых худших вещей, из-за которых я беспокоюсь о своей умме, является неумеренность во сне»[16].

Повелитель Правоверных (‘а) сказал: «Мирской человек (ахль ад-дунйа) — это тот, кто много спит»[17]. Он также сказал: «Неумеренность в еде и во сне портит душу и несёт вред»[18].

Имам ас-Садык (‘а) сказал: «Неумеренность во сне уничтожает религию (дин) и мирскую жизнь (дунйа[19].

Имам аль-Бакир (‘а) сказал: «Четырёх вещей много даже в малом количестве: огня, сна, болезни и вражды (Не считайте малое количество каждой из этих четырёх вещей незначительным, потому что даже их малое количество ведёт к значительным последствиям)»[20].

 

Дурной сон

Имам ас-Садык (‘а) сказал: «Когда кто-либо увидел дурной сон (и проснулся), пусть перевернётся на другой бок и прочтёт следующий аят: “Тайная беседа —от дьявола, стремящегося опечалить тех, которые уверовали. Но это нисколько не повредит им, если на то не будет соизволения Аллаха”[21], а затем пусть произнесёт: “Я прибегаю от зла увиденного мною сна и побиваемого камнями шайтана к тому, к чему прибегали приближенные к Аллаху ангелы, посланные Им пророки и Его праведные рабы”»[22].

 

[1] Мухаддис Нури. Мустадрак аль-васаиль. Т. 1. С. 330.

[2] Аби-ш-Шейх. Ахлак ан-Наби (с) ва адабуху / под ред. Мухаммада аль-Искандарани. Бейрут: Дап аль-китаб аль-‘араби, 1428 л.х. (2007). С. 149.

[3] Суюти. Ад-джами‘ ас-сагир. Т. 1. С. 66.

[4] Шейх Садук. Аль-Факих. Т. 4. С. 365.

[5] Кибла (араб. направление) — в Исламе направление на Священную Каабу в Мекке. — Примеч. ред.

[6] Шейх Садук. ‘Уйун аль-ахбар ар-Рида. Т. 1. С. 246-247.

[7] Табарси. Макарим аль-ахлак. С. 291.

[8]‘Аллама Маджлиси. Бихар аль-анвар. Т. 59. С. 316.

[9] Табарси. Макарим аль-ахлак. С. 147.

[10] Суюти. Ад-джами‘ ас-сагир. Т. 2. С. 707.

[11] Кулайни. Аль-Кафи. Т. 8. С. 349.

[12] Шейх Садук. Аль-Факих. Т. 2. С. 277.

[13] Там же. Т. 1. С. 502.

[14] Шейх ас-Садук. Аль-Хисаль. С. 505.

[15] Варрам. Маджму‘ат. Т. 2. С. 121.

[16] Суюти. Ад-джами‘ ас-сагир. Т. 1. С. 49.

[17] Дайлами. Иршад аль-кулюб. С. 201.

[18] ‘Абд аль-Вахид. Гурар аль-хикам. С. 360.

[19] Кулайни. Аль-Кафи. Т. 5. С. 84.

[20] Шейх ас-Садук. Аль-Хисаль. С. 238.

[21] Коран, 58 : 10.

[22] Кулайни. Аль-Кафи. Т. 8. С. 142.