Исламская культура

Правила поведения во время приема пищи

00 0, 0000
60 просмотров


Коллективный приём пищи

Посланник Аллаха (с) сказал: «Самой любимой для Аллаха пищей является та, к которой протянуто больше рук. Ешьте все вместе и не разделяйтесь, потому что благодать заключается в совместном совершении (трапезы)»[1]. Он также сказал: «Худшими из вас людьми являются те, кто едят в одиночку»[2]. И ещё: «Благодать заключается в трёх вещах: совместной трапезе, принятии пищи утром на рассвете и употреблении в качестве еды хлеба, вымоченного в воде»[3]. Он также сказал: «Когда еда сопровождается четырьмя особенностями, она является совершенной: когда она является дозволенной, когда к ней протянуто много рук, когда она начинается с “Бисмиллах” и заканчивается словами “Слава Аллаху” (Аль-хамду ли-Ллях[4].

Имам аль-Казим (‘а) сказал: «Посланник Аллаха (с) проклял три группы людей: того, кто в путешествии ест свой припас один…»[5]

Передатчик сказал: «Всякий раз, когда Имам ар-Рида (‘а) накрывал стол, он приглашал разделить с ним трапезу рабов и слуг, а также привратников и скотников»[6].

 

Брать пищу, находящуюся рядом с тобой

Посланник Аллаха (с) сказал: «Всякий раз, когда накрыт стол, ешь ту еду, которая находится рядом с тобой, и не бери ту еду, которая лежит перед твоим сотрапезником, а также не бери еду, лежащую наверху, потому что благодать исходит от верхней части»[7].

Посланник Аллаха (с) сказал: «Когда вы едите хлеб, размоченный в воде (сарид), берите его с краёв, потому что благодать находится в середине»[8].

 

Простая поза во время трапезы

Повелитель Правоверных (‘а) сказал: «Сидите во время трапезы словно рабы или слуги, не кладите одну ногу поверх другой и не сидите скрестив ноги, потому что Аллах ненавидит такую манеру сидения и того, кто так сидит»[9].

 

Медленное принятие пищи

Имам ас-Садык (‘а) сказал: «Сидите за столом подольше, потому что (это время) не считается частью вашей жизни»[10].

 

Принятие приглашения

Посланник Аллаха (с) сказал: «К проявлениям чёрствости относится, когда кого-либо приглашают разделить трапезу, а он отказывается или принимает приглашение, но не ест»[11].

Посланник Аллаха (с) сказал: «Когда вы приходите к брату-мусульманину, а он предлагает вам что-то поесть или попить, ешьте и пейте, не расспрашивая об этом»[12].

 

Не есть еду без приглашения ко столу

Посланник Аллаха (с) сказал Повелителю Правоверных (‘а): «Если унижают представителей восьми групп, они не должны винить никого, кроме самих себя: одними из них являются те, кто садится за стол без приглашения…»[13]

 

Употребление в пищу овощей

В одном хадисе говорится: «Озеленяйте свои застолья овощами, потому что употребление в пищу овощей со словами “Бисмиллах” отдаляет шайтана»[14].

Имам ар-Рида (‘а) сказал: «Я не ем за тем столом, на котором нет овощей»[15].

 

Указания Имама аль-Муджтабы (‘а) по поводу застолья

Имам аль-Муджтаба (‘а) сказал: «По поводу застолья имеется двенадцать моментов, о которых должен знать каждый мусульманин: четверо из них обязательные (фард)[16], четыре желательные (мустахаб), а ещё четыре относятся к правилам вежливого поведения (адаб). Что касается обязательного, (оно включает в себя) познание Аллаха, довольство Аллаха, произнесение “Бисмиллах” (поминания Аллаха) и “Аль-хамду ли-Ллях” (благодарности Ему). Что касается сунны, (она включает в себя) мытьё рук перед едой, сидение на левом боку, приём пищи с помощью трёх пальцев и облизывание пальцев (если едят руками). Что касается правил вежливого поведения, (оно включает в себя) приём той пищи, которая находится рядом с собой, употребление в пищу маленьких кусочков, хорошее прожёвывание и воздержание от рассматривания других сотрапезников»[17].

 

 

[1]

أَحَبُّ الطَّعَامِ إِلَى اللَّهِ مَا كَثُرَتْ عَلَيْهِ الْأَيْدِي‏

Мустагфири. Тибб ан-Наби. С. 19.

كُلوا جَميعا وَلا تَفَرَّقوا فَاِنَّ البَرَكَةَ مَعَ الجَماعَةِ

Там же. С. 21.

[2]

إِنَّ مِنْ شِرَارِ رِجَالِكُمُ ... الْآكِلَ وَحْدَهُ

Кулайни. Аль-Кафи. Т. 2. С. 292.

[3]

الْبَرَكَةُ فِي الثَّلَاثَةِ الْجَمَاعَةِ وَالسَّحُورِ وَالثَّرِيدِ

Мустагфири. Тибб ан-Наби. С. 20.

[4]

الطَّعامُ اِذا جَمَعَ أرْبَعَ خِصالٍ فَقَدْ تَمَّ اِذا كانَ مِنْ حَلالٍ ، وَكَثُرَتِ الْأيْدى ، وَسُمِّىَ فى أوَّلهِ وَحُمِدَاللّهُ فى آخِرِهِ

Кулайни. Аль-Кафи. Т. 6. С. 273.

[5]

لَعَنَ رَسُولُ اللَّهِ ص ثَلَاثَةً الاْكِلَ زَادَهُ وَحْدَهُ

Шейх Садук.Аль-Факих. Т. 2. С. 277.

[6]

كانَ إذا خَلا وَنَصَبَ مائِدَتَهُ أجلَسَ مَعَهُ عَلي مائِدَتِهِ مَماليكهُ وَمَواليهِ حتي البَوّابَ السّائِسَ

Шейх Садук. ‘Уйун ахбар ар-Рида. Т. 2. С. 184.

[7]

إذا وضعت المائدة بين يدي الرجل فليأكل مما يليه، ولا يتناول مما بين يدي جليسه، ولا يأكل من ذروة القصعة، فان من أعلاها

Табарси. Макарим аль-ахлак. С. 129.

[8]

إذا أﮐﻠﺘﻢ اﻟﺜﺮﻳﺪﻓﮑﻠﻮاﻣﻦﺟﻮاﻧﺒﻪ،ﻓﺈناﻟﺬروةﻓﻴﻬﺎاﻟﱪﮐﺔ

Шейх Садук. ‘Уйун ахбар ар-Рида. Т. 2. С. 34.

[9]

اذا جلس احدکم على طعام فلیجلسجلسةالعبد،ولیاکلعلىالارض،ولایضعاحدىرجلیهعلىالاخرىویتربع،فانهاجلسةیبغضهااللهتعالىویمقتصاحبها

Кулайни. Аль-Кафи. Т. 6. С. 272.

[10]

أطیلواالجلوسعلىالموائد،فإنهاساعةلاتحسبمنأعمارکم

Мухаддис Нури. Мустадрак аль-васаиль. Т. 16. С. 233.

[11]

ثلاثه من الجفا ...أن یدعیالرجلإلیطعامفلایجیبوأنیجیبفلایأكل

‘Абдаллах ибн Джа‘фар. Курб аль-аснад. С. 74.

[12]

إذا دخل أحدكم على أخيه المسلم فأطعمه طعاما فليأكل من طعامه ولا يسأله عنه، فإن سقاه شرابا من شرابه فليشرب من شرابه ولا يسأله عنه

Суюти. Ад-джами‘ ас-сагир. Т. 1. С. 91.

[13]

يا عليّ!..ثمانية إن أُهينوا فلا يلوموا إلاّ أنفسهم : الذاهب إلى مائدة لم يُدع إليها

Шейх ас-Садук. Аль-Хисаль. С. 410.

[14]

خضّروا موائدکم بالبقل فإنه مطردة للشيطان مع التسمية

Табарси. Макарим аль-ахлак. С. 176.

[15]

قال للغلام: أما علمت أنّي لا آكل على مائدة ليس فيها خُضَر

Там же. С. 176.

[16] Хотя слово «фард» и означает «обязательное», в данном контексте оно не означает религиозно-правовую обязанность, а соблюдение упомянутых в данном хадисе вещей настоятельно рекомендуется.

[17]

فِي المَائدةِ اثْنَتَا عَشرَةَ خَصْلَةً يَجِبُ عَلَى كُلِّ مُسْلِمٍ أنْ يَعْرِفَهَا: أرْبَعٌ مِنْها فَرْضٌ، وَ أرْبَعٌ سُنَّةٌ، وأرْبَعٌ تأدِيبٌ. فَأمَّا الفَرْضُ: فَالمَعْرِفَةُ، وَالرِّضَا، وَالتَّسْمِيَةُ، وَالشُّكْرُ. وَأمَّا السُّنَّةُ: فَالوُضُوءُ قَبْلَ الطَّعَامِ، والجُلُوسُ عَلَى الجَانِبِ الأيْسَرِ، والأكْلُ بِثَلاثِ أصَابِعَ. وَلَعْقُ الأصَابِعِ. وَأمّا التَّأدِيبُ: فَالأكْلُ مِمَّا يَلِيكَ، وَتَصْغِيرُ اللُّقْمَةِ، وَتَجْوِيدُ المَضْغِ، وَقِلّةُ النّظَرِ فِي وُجُوهِ النّاسِ

Шейх Садук. Аль-Факих. Т. 3. С. 359.