Исламская культура

Лекарство и лечение

00 0, 0000
27 просмотров


Терпеливое снесение боли по мере возможности

Посланник Аллаха (с) сказал: «Четыре вещи относятся к сокровищам обитателей рая: скрывание болезней, скрывание боли…»[1].

Повелитель Правоверных (‘а): «Иди вместе с болью, пока она сопутствует тебе (то есть не лечись, пока боль не станет нестерпимой)»[2].

Его Светлость также сказал: «Мусульманин не лечит своих болезней, пока болезнь не пересилит в нём здоровье»[3].

Посланник Аллаха (с) сказал: «Не относитесь с пренебрежением к прыщам (или фурункулам) на своём теле, ибо они защищают вас от проказы»[4].

Повелитель Правоверных (‘а) сказал: «Посланник Аллаха (с) не лечил насморк и говорил: “У каждого есть зачатки проказы, а насморк их искореняет”»[5].

Имам ас-Садык (‘а) сказал: «Пока твоё тело терпит, воздерживайся от принятия лекарств»[6]. Он также сказал: «В ком здоровье пересиливает болезнь, а он принимает лекарство, из-за которого умирает, за того я не отвечаю перед Аллахом»[7].

Имам аль-Казим (‘а) сказал: «Лекарство не иначе как способствует боли, а потому следует воздерживаться от принятия лекарства, насколько это возможно, ибо это полезнее для тела»[8].

Имам ас-Садык (‘а) сказал: «Воздержание не принесёт больному пользы больше семи дней»[9].

 

Необходимость лечения

Посланник Аллаха (с) сказал: «Лечитесь, потому что Аллах не ниспослал болезни, не ниспослав вместе с ней исцеления»[10].

Повелитель Правоверных (‘а) сказал: «Кто скроет свою болезнь от врачей, тот предал своё тело»[11]. Однако, как уже было сказано, скрывание болезни или боли (от других людей) и отказ от жалоб на состояние своего здоровья представляет собой одно из сокровищ рая[12].

Имам ас-Садык (‘а): «Один из пророков заболел и сказал: “Я не буду лечиться, пока меня не исцелит Тот, кто дал мне эту болезнь”. Аллах внушил ему откровение: “Я не исцелю тебя, пока ты не станешь лечиться, ведь исцеление в Моих руках”»[13].

Йунус б. Йа‘куб сказал: «Я спросил Имама ас-Садыка (‘а): “Люди принимают лекарства и иногда умирают, а иногда выздоравливают, однако в основном они не излечиваются (значит, здоровье зависит от Аллаха, а лекарство не играет никакой роли)?” Его Светлость ответил: “Аллах сотворил лекарство и заложил в нём исцеление. Аллах не сотворил недуг, не иначе как определив для него лекарства. Так принимай же лекарство и поминай имя Аллаха (проси исцеления у Аллаха)”»[14]. Разумеется, лекарство должно принимать в уместном случае, в уместном количестве и в соответствии с предусмотренными правилами.

Когда Имам ас-Саджад (‘а) увидел больного, который обрёл исцеление, он сказал ему: «Наслаждайся очищением от своих грехов»[15].

 

Некоторые способы лечения

Имам ас-Садык (‘а) сказал: «Мы, обитатели Дома Пророка, воздерживаемся во время болезни лишь от фиников… потому что Посланник Аллаха (с) во время болезни воздерживался от употребления в пищу фиников»[16].

Посланник Аллаха (с) сказал: «О ‘Али! Начинай свою трапезу с соли и заканчивай её солью, ибо соль исцеляет семьдесят болезней, самыми малыми из которых являются безумие, проказа и парша»[17].

Посланник Аллаха (с) сказал: «Ищите спасения в холодной воде, ибо она лечит от геморроя»[18].

Имам ас-Садык (‘а) сказал: «Холодная вода растворяет в желудке еду»[19].

Имам аль-Казим (‘а) сказал: «Не следует лечить болезни, иначе как тремя вещами: молитвой, милостыней и холодной водой»[20].

Имам ар-Рида (‘а) сказал: «Кипяченая вода полезна для всего и ничем не вредна»[21].

Однажды Посланник Аллаха (с) пришёл к Повелителю Правоверных (‘а) и, найдя его в сильном жару, велел ему есть плоды рябины»[22].

Повелитель Правоверных (‘а) сказал: «Преодолевайте муки жара фиалкой и холодной водой»[23].

Имам ас-Садык (‘а) сказал: «Мы, обитатели Дома Пророка (с), лечим жар только опрыскиванием себя холодной водой и употреблением в пищу яблок»[24]. Он также сказал: «Ешьте яблоки, ибо они понижают температуру тела, охлаждают внутренности и устраняют жар»[25]. Он также сказал: «Чтобы вылечить жар, наколи сахара и раствори его в воде, пей эту воду утром на завтрак и вечером на закате солнца»[26]. Он также сказал: «Похлопывание ладонями по голове устраняет жар»[27].

Имам аль-Хади (‘а) сказал: «Лучшей вещью при лихорадке во время малярии является употребление в пищу в большом количестве халвы, сделанной из мёда и шафрана, а также отказ от употребление в этот день другой пищи»[28].

Посланник Аллаха (с) сказал: «При повышенном давлении крови делайте кровопускание, потому что повышенное давление зачастую ведёт к смерти»[29].

Повелитель Правоверных (‘а) сказал: «Кровопускание делает тело здоровым и укрепляет разум»[30].

Имам аль-Бакир (‘а) сказал: «Средствами врачевания у арабов являются три вещи: лезвие для кровопускания, клизма, а последнее лекарство — прижигание»[31].

Имам ас-Садык (‘а) сказал: «Лечение осуществляется четырьмя вещами: каплями для носа, кровопусканием, известью и клизмой». Он также сказал: «Лучшим лекарством является кровопускание, капли для носа, посещение бани и использование клизмы»[32].

Он также говорит: «К пророческим средствам лечения относятся кровопускание, использование извести для удаления волос и закапывание капель в нос»[33].

Имам аль-Казим сказал: «Мягкие свежие груши понижают температуру тела»[34]

Имам ар-Рида (‘а) сказал: «Кто хочет не болеть зимой насморком, пусть каждый день ест по три куска сотового меда»[35].

Повелитель Правоверных (‘а) сказал: «Когда мусульманин ощущает слабость, пусть он ест мясо с молоком, ибо Аллах заложил в каждом из них силу»[36].

Имам ас-Садык (‘а) сказал: «Хна удаляет дурной запах пота, придаёт свежесть лицу, делает запах изо рта приятным, а детей — красивыми»[37].

 

Воздержание от лечения запретными вещами

Посланник Аллаха (с) сказал: «Избегайте лечиться нечистыми вещами»[38]. Он также сказал: «Всевышний Аллах ниспослал болезнь и исцеление, установив излечение от всякой болезни, а потому лечитесь, но не лечитесь запретным»[39].

Имам ас-Садык (‘а) сказал: «Нет исцеления в чём-либо запретном»[40]. Он также ответил на вопрос о том, можно ли при лечении пользоваться вином из кишмиша: «Не пристало (не дозволено) кому-либо искать исцеления в запретном»[41].

У Достопочтенного Ас-Садыка (‘а) спросили о лекарстве, смешанном с вином, и Его Светлость ответил: «Клянусь Аллахом! Мне неприятно даже смотреть на него, не говоря уже о том, чтобы лечиться этим, потому что оно подобно свиному салу и мясу, однако, к сожалению, некоторые люди лечатся этим»[42].

 

Факторы свежести и бодрости

Посланник Аллаха (с) сказал: «Использование благовоний придаёт силу сердцу»[43].

Повелитель Правоверных (‘а) сказал: «Использование благовоний, умывание, созерцание зелени и верховая езда ведут к свежести и бодрости»[44].

Имам ас-Садык (‘а) также сказал: «Свежесть и бодрость имеются в десяти вещах: хождении пешком, верховой езде, погружении в воду, созерцании зелени, еде, питье, рассматривании красивой женщины (жены), совокуплении, чистке зубов, мытье головы с использованием цветков штокрозы[45] и общении с друзьями»[46].

Имам аль-Казим (‘а) сказал: «Три вещи придают глазам ясность: рассматривание зелени, созерцание проточной воды и красивого лица»[47].

 

[1]

كِتْمَانُ الْمَرَضِأَرْبَعٌ مِنْ كُنُوزِ الْجَنَّةِ

Кутб ад-дин ар-Раванди. Сальват аль-хазин. С. 164.

أَرْبَعٌ مِنْ كُنُوزِ الْجَنَّةِ كِتْمانُ الوَجَعِ

Мухаддис Нури. Мустадрак аль-васаиль. Т. 2. С. 67.

[2]

اِمْشِ بِدَائِکَ مَا مَشَي بِک

Шариф Ради. Нахдж аль-Балага. Мудрость 27.

[3]

لا يَتَداوَى المُسلمُ حتّى يَغلِبَ مَرَضُهُ صِحَّتَهُ

Шейх ас-Садук. Аль-Хисаль. С. 620; Ибн Ша‘ба аль-Харрани. Тухаф аль-‘укуль. С. 110.

[4]

لا تکرهوا الدمامیلفإنهاأمانمنالبرص

Шейх ас-Садук. Указ. соч. С. 210.

[5]

كَانَ رَسُولُ الله(ص) لايَتَدَاوَى مِنَ الزُّكَامِ وَ يَقُولُ مَا مِنْ أَحَدٍ إِلَّا وَ بِهِ عِرْقٌ مِنَ الْجُذَامِ فَإِذَا أَصَابَهُ الزُّكَامُ قَمَعَهُ

Кулайни. Аль-Кафи. Т. 8. С. 382.

[6]

وَاجتَنِبِ الدَّواءَ ما احتَمَلَ بَدَنُكَ الدّا

Там же. Т. 6. С. 382.

[7]

مَن ظَهَرَت صِحَّتُهُ عَلى سُقمِهِ فَيُعالِجُ بِشَيءٍ فَماتَ ، فَأَنَا إلَى اللّه‏ِ مِنهُ بَريءٌ

Шейх ас-Садук. Аль-Хисаль. С. 26.

[8]

لَیْسَمِنْدَوَاءٍإِلاوَهُوَیُهَیِّجُدَاءًوَلَیْسَشَیْءٌفِیالْبَدَنِأَنْفَعَمِنْإِمْسَاكِالْیَدِإِلاعَمَّایُحْتَاجُإِلَیْهِ

Кулайни. Аль-Кафи. Т. 8. Т. 273.

[9]

لا تنفع الحمية للمريض بعد سبعة أيام

Там же. Т. 8. С. 291.

[10]

تَدَاوَوْا عِبَادَ اللَّهِ فَإِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ لَمْ يُنْزِلْ دَاءً إِلا أَنْزَلَ مَعَهُ شِفَاءً

Табарси. Макарим аль-ахлак. С. 362.

[11]

مَن کَتَمَ الأطِبّاءَ مَرَضَهُ خانَ بَدَنَهُ

‘Абд аль-Вахид. Гурар аль-хикам. С. 484.

[12]

قَالَ النَّبِيُّ (ص) أَرْبَعٌ مِنْ كُنُوزِ الْجَنَّةِ كِتْمَانُ الْفَاقَةِ وَكِتْمَانُ الصَّدَقَةِ وَكِتْمَانُ الْمُصِيبَةِ وَكِتْمَانُ الْوَجَعِ

Кутб ад-дин ар-Раванди. Сальват аль-хазин. С. 164; Мухаддис Нури. Мустадрак аль-васаиль.Т. 2. С. 68.

[13]

إنَّ نَبیّاًمِنَالأنبیاءِمَرِضَ،فقال: لاأَتَداوىحَتّىیکونَالّذىأمْرَضَنِىهُوالذىیَشْفینى،فأوحىاللهُتعالىإلیهِ: لاأشْفِیکَحَتّىتَتَداوى،فإنَّالشِّفاءَمِنّى

Табарси. Макарим аль-ахлак. С. 362; Шейх Хурр ‘Амили. Васаиль аш-ши‘а. Т. 2. С. 409.

[14]

رواه يونس بن يعقوب قال سالت الامام الصادق (عليه السلام) عن الرجل يشرب الدواء وربما قتل وربما سلم منه وما يسلم منه اكثر مما يقتل به قال فقال (عليه السلام) أنزل الله الدواء وانزل الشفاء وما خلق الله داء الاّ جعل له دواء فاشرب وسمّ الله تعالى

Шейх Хурр ‘Амили. Васаиль аш-ши‘а. Т. 25. С. 223.

[15]

إذا راى المريض قد برئ من العلة قال يهنيك الطهور من الذنوب

Шейх Садук. ‘Уйун ахбар ар-Рида. Т. 2. С. 450.

[16]

لكنّا أهل بيت لا نحتمي إلاّ من التمر، ونتداوى بالتفّاح والماء البارد، قلت: ولم تحتمون من التمر؟ قال: لأنّ رسول الله صلى الله عليه وآله حمّى علياً عليه السلام منه في مرضه

Кулайни. Аль-Кафи. Т. 8. С. 291.

[17]

اِبْدَأْ بِالْمِلْحِ وَ اخْتِمْ بِالْمِلْحِ فَإِنَّ فِی الْمِلْحِ دَواءً مِنْ سَبْعینَداءً، أَهْوَ نُهَاالْجُنُونُوَالْجُذامُوَالْبَرَصُ

Ибн Ша‘ба аль-Харрани. Тухаф аль-‘укуль. С. 12.

[18]

اسْتَنْجُوا بِالْمَاءِ الْبَارِدِ ، فَإِنَّهُ مَصَحَّةٌ لِلْبَوَاسِيرِ

Суюти. Ад-джами‘ ас-сагир. Т. 1. С. 153.

[19]

الماء البارد... ويذيب الطعام في المعدة

Табарси. Макарим аль-ахлак. С. 156.

[20]

لَا يَذْهَبُ بِالْأَدْوَاءِ إِلَّا الدُّعَاءُ وَالصَّدَقَةُ وَالْمَاءُ الْبَارِدُ

Мухаддис Нури. Мустадрак аль-васаиль. Т. 2. С. 98.

[21]

الماء المغلييَنفَعُ مِن كُلِّ شَيءٍ ولا يَضُرُّ مِن شَي

Табарси. Макарим аль-ахлак. С. 157.

[22]

دَخَلَ رَسُولُ اللَّهِ صلي الله عليه وآله وسلم عَلي عَلِيِّ بْنِ أبي طالِبٍ‏ عليه السلام وَهُوَ مَحْمُومٌ فَأَمَرَهُ بِأَکْلِ الْغَبيراءِ

Кутб ад-дин ар-Раванди. Сальват аль-хазин. С. 157.

[23]

اکسروا حر الحمى بالبنفسج والماء البارد

Ибн Ша‘ба аль-Харрани. Тухаф аль-‘укуль. С. 110.

[24]

ذُكِرَ للصَّادِقِ (ع) الْحُمَّي قَالَ: إِنَّا أَهْلُ بَيْتٍ لا نَتَدَاوَي إِلا بِإِفَاضَةِ الْمَاءِ الْبَارِدِ يُصَبُّ عَلَيْنَا وَ أَكْلِ التُّفَّاحِ

Кулайни. Аль-Кафи. Т. 6. С. 356.

[25]

کلِ التُّفّاحَ فَإِنَّهُ یطْفِئُالْحَرارَةَوَیبَرِّدُالْجَوْفَوَیذْهَبُبِالْحُمّی

Барки. Аль-Махасин. С. 551.

[26]

اسحق السكر ثم امخضه بالماء واشربه على الريق وعند المساء

Кулайни. Аль-Кафи. Т. 8. С. 265.

[27]

وَالْمَشْطُ لِلرَّأْسِ يَذْهَبُ بِالْوَبَاءِ قَالَ : قُلْتُ : وَمَا الْوَبَاءُ؟ قَالَ : الْحُمّى

Кулайни. Аль-Кафи. Т. 6. С. 288.

[28]

خَیرُالأَشیاءِلِحُمَّىالرِّبعِأنیُؤکَلَفییَومِهَاالفالوذَجُالمَعمولُبِالعَسَلِویُکثَرَزَعفَرانُهُ،ولایُؤکَلَفییَومِهاغَیرُهُ

‘Аллама Маджлиси. Бихар аль-анвар. Т. 59. С. 100.

[29]

اِحتَجِموا إذا هاجَ بِکُمُ الدَّمُ ؛ فَإِنَّ الدَّمَ رُبَّما تَبَیغَبِصاحِبِهِفَیقتُلُهُ

Мухаддис Нури. Мустадрак аль-васаиль. Т. 13. С. 80.

[30]

اِنَّ الحِجامَة تُصِحُّ البَدَن و تَشدُّ العَقل

Ибн Ша‘ба аль-Харрани. Тухаф аль-‘укуль. С. 100.

[31]

طِبُّ العَرَبِ فی ثَلاثٍ، شَرطَةِ الحِجامَةِ وَالحُقنَةِ وَآخِرُ الدّوَاءِ الکَیُّ

Шейх Хурр ‘Амили. Васаиль аш-ши‘а. Т. 25. С. 226.

[32]

الدّواءُ أربَعَةٌ، السُّعوطُ والحِجامَةُ والنّورَةُ والحُقنَةُ

Кулайни. Аль-Кафи. Т. 8. С. 192.

خیرماتداویتمبهالحجامةوالسعوطوالحماموالحقنة

Шейх Хурр ‘Амили. Васаиль аш-ши‘а. Т. 25. С. 225.

[33]

مِنْ دَوَاءِ الْأَنْبِيَاءِ الْحِجَامَةُ وَ النُّورَةُ وَ السَّعُوطُ

Мухаддис Нури. Мустадрак аль-васаиль. Т. 1. С. 387.

[34]

إنّ الإجّاص الطريّ يطفئ الحرارة

Кулайни. Аль-Кафи. Т. 6. С. 359.

[35]

مَن أرادَ دَفَعَ الزُّکامِ فِی الشِّتاءِ أجمَعَ، فَلیَأکُلکُلَّیَومٍثَلاثَلُقَمِشَهدٍ

‘Аллама Маджлиси. Бихар аль-анвар. Т. 59. С. 322.

[36]

اذا ضعف المسلم فلياکل اللّحم و اللّبن فانّ الله عزّ و جلّ جعل الفوّة فيهما

Ибн Ша‘ба аль-Харрани. Тухаф аль-‘укуль. С. 107.

[37]

الحناء یذهببالسهکویزیدفیماءالوجهویطیبالنکهةویحسنالولد

Шейх Садук. Аль-Факих. Т. 1. С. 119.

[38]

نَهَى رَسُولُ اللَّهِ صلی الله علیهوآلهوسلمعَنِالدَّوَاءِالْخَبِیثِأَنْیُتَدَاوَىبِه‏

‘Абдаллах б. Бистам, Хусейн б. Бистам. Тибб аль-аимма. Кум: энтешарат-е Рази, 1411 л.х. (1990 / 1991). С. 62.

[39]

إِنَّ اللهَ أَنْزَلَ الدَّاءَ وَالدَّوَاءَ، وَجَعَلَ لِكُلِّ دَاءٍ دَوَاءً فَتَدَاوَوْا وَلاَ تَدَاوَوْا بِحَرَامٍ

Суюти. Ад-джами‘ ас-сагир. Т. 1. С. 259.

[40]

لَيسَ فِي حَرامٍ شِفاءٌ

Кулайни. Аль-Кафи. Т. 8. С. 193.

[41]

عَنْ قايِدِ بْنِ طَلْحَةَ انَّهُ سَأَلَ ابا عَبْدِاللّهِ عليه السلام عَنِ النَّبيذِ يُجْعَلُ فِى الدَّواءِ، قالَ: لايَنْبَغى لِاحَدٍ انْ يَسْتَشْفِىَ بِالْحَرامِ

Там же. Т. 6. С. 414.

[42]

عن الحلبي قال: سألت أبا عبدالله عليه السلام عن دواء عجن بالخمر فقال: لا والله ما احب أن أنظر إليه فكيف أتداوي به إنه بمنزلة شحم الخنزير أو لحم الخنزير وإن اناسا ليتداوون به

Кулайни. Аль-Кафи. Т. 6. С. 414.

[43]

نَّ الرّیحَالطَّیِّبَةَتَشُدُّالقَلبَ

Там же. С. 510.

[44]ا

لطِّیبُنُشْرَهٌوَالْغُسْلُنُشْرَهٌوَالرُّکُوبُنُشْرَهٌوَالنَّظَرُإِلَىالْخُضْرَهِنُشْرَهٌ

Табарси. Макарим аль-ахлак. С. 42.

[45]Штокроза (лат. Álcea, араб. хатмиййа) — род цветковых растений семейства Мальвовые (Malvaceae), включающий около 77 видов. — Примеч. пер.

[46]

النُّشْرَةُ فِي عَشَرَةِ أَشْيَاءَ فِي الْمَشْيِ وَالرُّكُوبِ وَالِارْتِمَاسِ فِي الْمَاءِ- وَالنَّظَرِ إِلَى الْخُضْرَةِ وَالْأَكْلِ وَ الشُّرْبِ- وَالْجِمَاعِ وَالسِّوَاكِ وَ غَسْلِ الرَّأْسِ بِالْخِطْمِيِّ- وَالنَّظَرِ إِلَى الْمَرْأَةِ الْحَسْنَاءِ وَمُحَادَثَةِ الرِّجَالِ

Барки. Аль-Махасин. С. 15.

[47]

ثَلاثَةٌ يَجْلُونَ البَصَرَ اَلنَّظَرُ اِلَى الْخُضْرَةِ وَالنَّظَرُ اِلَى الْماءِ الجارى وَالنَّظَرُ اِلَى الْوَجْهِ الْحَسَنِ

Шейх ас-Садук. Аль-Хисаль. С. 92; Шейх Хурр ‘Амили. Васаиль аш-ши‘а. Т. 20. С. 60.