Исламская культура

Факторы болезни

00 0, 0000
36 просмотров


Материальные факторы

Посланник Аллаха (с) сказал: «О ‘Али! Девять вещей ведут к забывчивости: употребление в пищу кислых яблок, кориандра, сыра, еды, которой касалась мышь, чтение могильных эпитафий, хождение между двумя женщинами, смахивание живого насекомого с тела, кровопускание в ямочке позади шеи и мочеиспускание в стоячую воду»[1].

Он также сказал: «Пять вещей ведут к парше: использование извести для удаления волос на теле по пятницам и средам, совершение большого (гусль) и малого омовения (вуду‘) водой, нагретой под прямыми лучами солнца, употребление воды в состоянии осквернения (джунуб), вступление в половую связь с женой во время её месячного очищения (хайд) и употребление пищи после наступления насыщения»[2].

Посланник Аллаха (с) сказал: «Посасывайте воду во время питья (то есть пейте маленькими глотками), а не выпивайте её разом, потому что это ведёт к неприятностям с печенью»[3].

Посланник Аллаха (с) сказал: «Остерегайтесь сидеть на солнце, потому что оно изнашивает вашу одежду, делает ваше тело вонючим и проявляет скрытые болезни»[4].

Примечание:

Этот хадис может относиться к особым условиям, какому-то конкретному человеку, времени или месту, при которых солнечный свет наносит указанный ущерб или вызывает солнечный удар, однако если условия времени и места будут таковы, что свет будет способствовать очищению одежды и тела от микробов, он будет полезен, на что и обращает наше внимание медицинская наука.

Повелитель Правоверных (‘а) сказал: «Кто посеет в своём сердце страсть к разнообразной еде, пожнёт плоды самых разных болезней»[5]. Он также сказал: «Не стремись жить ради еды, а стремись есть ради того, чтобы жить дальше»[6].

Он также сказал: «Желудок — это дом болезней, а воздержанность — это начало всякого исцеления. Приучай тело к тому, к чему ты привык. Здоровье не сочетается с обильным употреблением пищи, и нет более изнуряющего недуга, чем скудоумие»[7].

Его Светлость сказал: «Всякий раз, когда вы покупаете мясо, удалите из него железы, потому что они вызывают проказу»[8]. Он также сказал: «Долгое сидение в уборной ведёт к геморрою»[9].

Имам аль-Бакир (‘а) сказал: «Чистить зубы в бане нежелательно, ибо это ведёт к порче зубов»[10].

Имам ас-Садык (‘а) сказал: «Употребление в пищу засоленного и высушенного на солнце мяса губит тело, а иногда и убивает его»[11]. Он также считает такое мясо причиной раннего старения[12].

Имам ас-Садык (‘а) сказал: «Три вещи губят тело и часто приводят к смерти: посещение бани на полный желудок, совокупление на полный желудок и женитьба на старухе»[13].

Приводят предание о том, что у того, кто много ест, тело становится больным, а сердце ожесточается[14].

Имам ас-Садык (‘а) сказал: «Постоянное употребление в пищу трёх вещей ведёт к худобе: яиц, рыбы и соцветий финиковой пальмы»[15].

Имам ас-Садык (‘а) сказал: «Причёсывание в бане делает волосы слабыми и редкими»[16].

Имам ар-Рида (‘а) сказал: «Кто не хочет мучиться из-за желудка, пусть не пьёт воду сразу после еды, пока не справит свою нужду, а у каждого, кто так поступает, тело остаётся влажным (холодный темперамент), желудок лишается сил, а сосуды не получают из еды силы»[17].

Его Светлость также сказал: «Употребление в пищу яиц вместе с рыбой ведёт к подагре, коликам, геморрою и зубной боли»[18]. Он также сказал: «Употребление в пищу сырого мяса ведёт к появлению червей в животе»[19].

 

Нематериальные факторы

Как сказал Имам ар-Рида (‘а), когда люди совершают новый грех, которого они не совершали в прошлом, Аллах насылает на них новую беду (и болезнь), о которой они не знали раньше»[20].

Имам ас-Садык (‘а) однажды сказал: «Аллах направил Пророка и повелел ему: “Скажи своему народу:"Поистине, всякий раз, когда люди или члены семьи, которые были Мне покорны, изменяют своё поведение по причине того вреда, который им наносит угодное Мне деяние, и обращаются к деяниям, которыми Я недоволен, Я заменяю приятное им на то, что им ненавистно (в том числе на болезни)"”»[21].

Он также сказал: «Дурной поступок влияет на того, кто его совершил, быстрее, чем нож разрезает мясо»[22].

 

 

[1]

يا عَلِيُّ، تِسعَةُ أشياءَ تورِثُ النِّسيانَ: أكلُ التُّفّاحِ الحامِضِ، وأكلُ الكُزبُرَةِ، وَالجُبنِ، وسُؤرِ الفَأرَةِ، وقِراءَةُ كِتابَةِ القُبورِ، وَالمَشيُ بَينَ امرَأَتَينِ، وطَرحُ القَملَةِ، وَالحِجامَةُ في النُّقرَةِ ، وَالبَولُ فِي الماءِ الرّاكِدِ

Шейх Садук. Аль-Факих. Т. 4. С. 361.

[2]

خَمسُ خِصالٍ تورِثُ البَرَصَ: النّورَةُ يَومَ الجُمُعَةِ ويَومَ الأَربَعاءِ، وَالتَوَضُّؤُ وَالاِغتِسالُ بِالماءِ الَّذي تُسَخِّنُهُ الشَّمسُ، وَالأَكلُ عَلَى الجَنابَةِ، وغِشيانُ المَرأَةِ في أيّامِ حَيضِها ، وَالأَكلُ عَلَى الشِّبَعِ

Шейх ас-Садук. Аль-Хисаль. С. 270.

[3]

مَصُّوا الْمَاءَ مَصّاً وَلَا تَعُبُّوهُ عَبّاً فَإِنَّهُ يُوجَدُ مِنْهُ الْكُبَاد

Кулайни. Аль-Кафи. Т. 6. С. 381.

[4]

إيّاكُم وَالجُلوسَ فِي الشَّمسِ ؛ فَإِنَّها تُبلِي الثَّوبَ ، وتُنتِنُ الرّيحَ ، وتُظهِرُ الدّاءَ الدَّفينَ

Суюти. Ад-джами‘ ас-сагир. Т. 1. С. 450.

[5]

مَن غَرَسَ فى نَفسِهِ مَحَبَّةَ اَنواعِ الطَّعامِ، اِجتَنى ثِمارَ فُنونِ الاَسقامِ

‘Абд аль-Вахид. Гурар аль-хикам. С. 484.

[6]

لا تطلبِ الحَیاةَلِتأکلَ، بَلا طلُبِالاکللِتحیا

Ибн Аби-ль-Хадид. Шарх Нахдж аль-Балага. Т. 20. С. 333.

[7]

لا مَرَضَ اَضْنی مِنْ قِلَّةِ العَقْلِاَلْمَعِدَةُ بَيْتُ الاَدواءِ وَ الْحِميَةُ رَأسُ الدَّواءِ، وَعَوِّدْ كُلَّ بَدَنٍ مَا اعْتادَ. لا صِحَّةَ مَعَ النَّهَمِ

Кутб ад-дин ар-Раванди. Сальват аль-хазин. С. 77.

[8]

إذَا اشتَرى أحَدُكُم لَحماً فَليُخرِج مِنهُ الغُدَدَ ؛ فَإِنَّهُ يُحَرِّكُ عِرقَ الجُذامِ

Шейх Садук. ‘Иляль аш-шара‘и. Кум: Мактабат ад-Давари, б.д. С. 561.

[9]

طولُ الجُلوسِ عَلَى الخَلاءِ يورِثُ الباسورَ

Шейх ас-Садук. Аль-Хисаль. С. 19.

[10]

يُكْرَهُ‏ السِّوَاكُ‏ فِي الْحَمَّامِ لِأَنَّهُ يُورِثُ وَبَاءَ الْأَسْنَان

Шейх Садук. Аль-Факих. Т. 1.С. 54.

[11]

ثلاثة يهدمن البدن وربما قتلن: أكل القديد

Кулайни. Аль-Кафи. Т. 6. С. 413.

[12]

أربَعَةٌ تُهرِمُ قَبلَ أوانِ الهَرَمِ: أكلُ القَديدِ

Ибн Ша‘ба аль-Харрани. Тухаф аль-‘укуль. С. 317.

[13]

ثلاثة يهدمن البدن وربما قتلن: دخول الحمام على البطنة، والغشيان على الامتلاء، ونكاح العجايز

Шейх Садук. Аль-Факих. Т. 3. С. 555.

[14]

وَمَنْ کَثُرَ طَعامُهُ سَقُمَ بَدَنُهَ وَقَسا قَلْبُهُ

Кутб ад-дин ар-Раванди. Сальват аль-хазин. С. 77.

[15]

وامَا الَتییهزلنَ؛ فإدماناکلالبیض السَمک والطَلع

Шейх ас-Садук. Аль-Хисаль. С. 155; Шейх Хурр ‘Амили. Васаиль аш-ши‘а. Т. 2. С. 32.

[16]

ولا تُسَرِّح فِي الحَمّامِ؛ فَإِنَّهُ يُرِقُّ الشَّعرَ

Шейх Садук. Аль-Факих. Т. 1. С. 116.

[17]

مَنْ أَرَادَ أَنْ لا تُوذِیَهُمَعِدَتُهُفَلایَشْرَبْعَلَیطَعَامِهِمَاءًحَتَّییَفْرُغَوَمَنْفَعَلَذَلِکَرَطِبَبَدَنُهُوَضَعُفَتْمَعِدَتُهُوَلَمْتَأْخُذِالْعُرُوقُقُوَّهَ

الطَّعَامِ

‘Аллама Маджлиси. Бихар аль-анвар. Т. 59. С. 323.

[18]

واحذر أن تجمع بين البيض والسّمك في المعدة في وقت واحد فإنّهما متى اجتمعا في جوف الإنسان ولدا عليه النّقرس والقولنج والبواسير ووجع الأضراس

Мухаддис Нури. Мустадрак аль-васаиль. Т. 16. С.359.

[19]

اَكلُ اللَّحمِ النَّىِّ يُوَلِّدُ الدُّودَ فِى البَطنِ

‘Аллама Маджлиси. Бихар аль-анвар. Т. 59. С. 319.

[20]

كُلَّما أَحْدَثَ العِبادُ مِنَ الذُّنُوبِ ما لَمْ يَكُونُوا يَعْمَلُونَ أَحْدَثَ اللّهُ لَهُمْ مِنَ البَلاءِ ما لَمْ يَكُونُوا يَعْرِفُونَ

Кулайни. Аль-Кафи. Т. 2. С. 275.

[21]

إِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَ جَلَّ بَعَثَ نَبِيّاً مِنْ أَنْبِيَائِهِ إِلَى قَوْمِهِ وَ أَوْحَى إِلَيْهِ أَنْ قُلْ لِقَوْمِكَ إِنَّهُ لَيْسَ مِنْ أَهْلِ قَرْيَةٍ وَ لَا نَاسٍ كَانُوا عَلَى طَاعَتِي فَأَصَابَهُمْ فِيهَا سَرَّاءُ فَتَحَوَّلُوا عَمَّا أُحِبُّ إِلَى مَا أَكْرَهُ إِلَّا تَحَوَّلْتُ لَهُمْ عَمَّا يُحِبُّونَ إِلَى مَا يَكْرَهُونَ

Там же. С. 268.

[22]

إِنَّ الْعَمَلَ السَّيِّئَ أَسْرَعُ فِي صَاحِبِهِ مِنَ السِّكِّينِ فِي اللَّحْمِ

Барки. Аль-Махасин. С. 250.