Исламская культура

Факторы здоровья

00 0, 0000
34 просмотров


Контроль над питанием и соблюдение правил гигиен

Правоверных (‘а) сказал: «Каждый, кто ест чистую еду и хорошо её прожёвывает, прекращая трапезу ещё до появления чувства сытости и не сдерживая себя при наступлении желания опорожнить желудок, не заболеет ничем, кроме недуга смерти»[1].

Повелитель Правоверных (‘а) сказал Имаму Хасану (‘а): «Хочешь, я научу тебя четырём качествам, благодаря которым у тебя не будет надобности обременять себя заботами о лечении?» Он ответил: «Да». Тогда Его Светлость сказал: «Не садись за стол, иначе как если ты голоден, и не вставай из-за стола, испытывая аппетит, хорошо прожёвывай пищу и посещай уборную перед сном. Если ты будешь всё это соблюдать, тебе не надо будет лечиться»[2].

Имам ар-Рида (‘а) сказал: «Если люди будут мало есть, их тела обретут здоровье»[3]. От него также передано: «Кто ест мало, тело того остаётся здоровым, а сердце обретает чистоту»[4].

Посланник Аллаха (с) сказал: «Желудок — это водоём тела, с которым соединены сосуды, а потому, когда желудок здоров, сосуды разносят (по телу) здоровье, а когда он болен, сосуды разносят болезнь»[5]. Он также сказал: «Желудок — это дом всякой боли, а воздержанность — это дом всякого исцеления, а потому ешь то, что тебе подходит»[6].

Имам аль-Казим (‘а) сказал: «Желудок — это дом болезней»[7].

Посланник Аллаха (с) сказал: «Делайте своим новорожденным обрезание по наступлении семи дней, потому что это ведёт к чистоте и более быстрому росту плоти»[8].

 

Путешествие

Посланник Аллаха (с) сказал: «Путешествуйте, чтобы быть здоровыми»[9].

Имам ас-Саджад (‘а) сказал: «Отправляйтесь в хаджи умру, дабы обрести телесное здоровье»[10].

 

Ночные бдения

Повелитель Правоверных (‘а) сказал: «Ночные бдения делают тело здоровым»[11].

 

Молчание

Повелитель Правоверных (‘а) сказал: «Молчание — это здоровье»[12].

Молчание в тех случаях, когда нет необходимости говорить, ведёт к спокойствию и духовному здоровью. К тому же, воздержание от речи в некоторых местах предотвращает такие неприятные последствия, как вражда и опасность для здоровья.

 

Отдых для тела

Помимо необходимости ухода за телесным и душевным здоровьем нужно также уделять внимание отдыху частей тела и быть умеренным в их использовании. Повелитель Правоверных (‘а) сказал: «Не мешай своему пониманию, стесняя своё сердце, потому что каждая часть тела нуждается в отдыхе»[13].

Имам ас-Садык (‘а) сказал: «Кто работает ночью и не даёт тем самым отдыха своим глазам (что ведёт к нанесению им вреда), работа того запретна для него»[14], хотя имущество, заработанное таким трудом, и является дозволенным. Он также сказал: «Проведение ночи в работе (так что пренебрегаются права глаз на отдых) запретно»[15], иначе как в исключительных случаях или в случае крайней необходимости, например, во время войны, для спасения больного и т.д.

Имам аль-Казим (‘а) сказал: «Основа воздержанности в еде — это терпимое отношение к телу»[16].

Имам ар-Рида (‘а) сказал: «Сон (уместный и умеренный) дарит телу крепость и силу»[17].

 

Воздержание от нанесения телу ущерба

Повелитель Правоверных (‘а) сказал о больном, который не сообщает врачу верных сведений о своей болезни: «Кто скроет свою болезнь от врача, предал своё тело»[18].

Имам ас-Садык (‘а) сказал: «Расточительство — это дела, уничтожающие имущество и наносящие вред телу»[19]. В этих преданиях нанесение ущерба телу считается одним из примеров расточительства (исраф), которое относится к большим грехам.

 

Профилактика болезней

Посланник Аллаха (с) сказал: «Аллах, у которого нет сотоварищей, предотвращает болезни и недуги с помощью милостыни»[20]. Он также сказал: «Не ложитесь спать с жирными и грязными руками. Если кто-либо сделал это и стад одержим шайтаном, пусть не винит и не порицает за это никого, кроме самого себя»[21]. Он также сказал: «Воздержанность в пище — начало всякого исцеления»[22].

Повелитель Правоверных (‘а) сказал: «Употребление пищи в малом количестве препятствует многим болезням тела»[23]. Он также сказал: «Берегитесь первых холодов (осени), но встречайте последние холода (начало весны), потому что они делают с телом то же, что и с деревьями. Первые холода обжигают, а последние — покрывают листвой»[24].

Имам ас-Садык (‘а) сказал: «Подстригание ногтей и усов каждую пятницу позволяет обезопасить себя от проказы»[25]. Он также сказал: «Коровье молоко — это лекарство, коровий жир — исцеление, а коровье мясо — (порождает) болезнь»[26]. Он также сказал: «Отказ от ужина несёт с собой старость, а пожилому человеку пристало ложиться спасть на полный желудок»[27]. В другом хадисе он сказал: «Не пейте в бане холодной воды, потому что это портит желудок»[28]. Он также сказал: «Повелитель Правоверных (‘а) всегда говорил: “В бане не ложитесь на спину, потому что она растопит жир в ваших почках”»[29]. Его Светлость также сказал: «Выходя из бани, полей свои ноги холодной водой, ибо это устранит из твоего тела болезнь, а когда надеваешь одежду, скажи:

اللهم البسني التقوي و جنبني الردي

“О Аллах! Надень на меня одежды богобоязненности и отведи от меня беду!

Сделав то, что я сказал, ты будешь в безопасности от всякой болезни»[30]. Также приводится предание о том, как Его Светлость вышел из бани, оделся и намотал на голову чалму, после чего сказал: «Выходя из бани зимой и летом, я никогда не переставал надевать чалму»[31]. В этих словах имеется указание на то, что, выходя из бани, нужно всегда покрывать голову.

Как сказал Имам аль-Казим (‘а), «Посещение бани через день способствует полноте, а её посещение каждый день растапливает жир в почках»[32].

Имам ар-Рида (‘а) сказал: «Кто желает не иметь беспокойства по поводу мочевого пузыря, пусть не сдерживает позывов к мочеиспусканию, даже если находится верхом»[33].

Примечание:

Мысли, высказанные в некоторых из приведённых преданий и прочих подобных преданиях, являются всеобщими и абсолютными с точки зрения содержащихся в них заповедей, однако в свете других хадисов и некоторых аятов Корана могут относиться к определённым категориям людей в зависимости от состояния их здоровья, характера их болезни, возраста, географического положения, экологической обстановки и климатических условий, то есть общие заповеди могут относиться к частным случаям и видам деятельности, обладающим специфическими условиями, но не распространяться на многие другие сферы жизни.

Иначе говоря, абсолютные заповеди, содержащиеся в подобных преданиях, ограничиваются в силу условий и ограничений, приведённых в других хадисах, конкретными обстоятельствами и не распространяются на многие другие случаи. Например, если в каком-либо предании говорится, что «пожилые должны ложиться спать на полный желудок», то речь идёт о престарелом человеке, который обычно насыщается небольшим количеством пищи и не находится в каких-то особенных условиях. При этом вовсе не имеется в виду, что пожилые должны обильно питаться в любых условиях.

Также если в каком-либо предании говорится, что «лежание на спине после насыщения во время еды устраняет боль», под этим, несомненно, вовсе не имеется в виду отход ко сну в таком состоянии, потому что в других преданиях это очевидным образом запрещается, а также не имеется в виду, что оно устраняет все болезни тела в любых условиях.

И также, если в каком-либо предании говорится, что «коровье мясо —(порождает) болезнь», имеется в виду не его болезнетворность для всех людей при любых условиях, а в свете других преданий и доводов в пользу его дозволенности имеется в виду болезнетворность для тех людей, кто в физическом отношении или в силу возраста обладает предрасположенностью или экологическими условиями, благоприятствующими развитию болезни.

Если в каком-либо предании сказано, что «подстригание ногтей… каждую пятницу позволяет обезопасить себя от проказы», это не означает, что данное утверждение адресовано всем при любых условиях, даже если соблюдаются все правила гигиены и ухода за своим здоровьем. Это утверждение касается специфических условий, в которых формировалась среда, благоприятная для заболевания проказой.

 

[1]

مَن أكَلَ الطَّعامَ عَلَى النَّقاءِ، وأجادَ الطَّعامَ تَمَضُّغاً، وتَرَكَ الطَّعامَ وهُوَ يَشتَهيهِ، ولَم يَحبِسِ الغائِطَ إذا أتى؛ لَم يَمرَض إلاّ مَرَضَ المَوتِ

Табарси. Макарим аль-ахлак. С.146.

[2]

ألا أُعَلِّمُکَ أَرْبَعَ خِصَالٍ، تَسْتَغْني عَنِ الطِّبِّ؟ قَالَ: بَلي،قَالَ: لاَتَجْلِسْ عَلَي الطَّعَامِ إلاَّ وَأنْتَ جَائِعٌ، وَلاَتَقُمْ عَنِ الطَّعَامِ إلاَّ وَأنْتَ تَشْتَهيهِ، وُجُودَ الْمَضْغَ، وَإذا نُمْتَ فَاَعْرِضْ نَفْسَکَ عَلَي الْخَلاءِ، فَإذا اسْتَعْمَلْتَ هَذا اِسْتَغْنَيْتَ عَنِ الطِّبِّ

Там же. [Страницы не указаны]

[3]

لَو أنَّ النّاسَ قَصَروا فِی الطَّعامِ، لاَستَقامَت أبدانُهُم

Там же. С. 362.

[4]

مَنْ قَلَّ طُعْمُهُ صَحَّ بَدَنُهُ ، وَصَفَا قَلْبُهُ

Кутб ад-дин ар-Раванди. Сальват аль-хазин. С. 77.

[5]

الْمَعِدَةُ حَوْضُ الْبَدَنِ، وَالْعُرُوقُ إِلَيْهَا وَارِدَةٌ، فَإِذَا صَحَّتِ الْمَعِدَةُ صَدَّرَتِ الْعُرُوقَ بِالصِّحَّةِ، وَإِذَا سَقِمَتِ الْمَعِدَةُ صَدَّرَتِ الْعُرُوقَ بِالسَّقَمِ

Муттаки Хинди. Канз аль-‘уммаль. Т. 10. С. 38.

[6]

الْمَعِدَةُ بَيْتُ كُلِّ دَاءٍ وَالْحِمْيَةُ رَأْسُ كُلِّ دَوَاءٍ فَأَعْطِ نَفْسَكَ مَا عَوَّدْتَهَا

Абу-ль-Аббас аль-Мустагфири. Тибб ан-Наби. Кум: энтешарат-е Рази, 1362 (1983). С. 19.

[7]

المِعْدَةُ بيت الداء

Табарси. Макарим аль-ахлак. С. 362.

[8]

اخْتِنُوا أَوْلَادَكُمْ لِسَبْعَةِ أَيَّامٍ فَإِنَّهُ أَطْهَرُ وَأَسْرَعُ لِنَبَاتِ اللَّحْمِ

Там же. С. 230.

[9]

سَافِرُوا تَصِحُّوا

Шейх Садук. Аль-Факих. Т. 2. С. 265.

[10]

حُجُّوا وَ اعْتَمِرُوا تَصِحَّ أَبْدَانُكُمْ

Кутб ад-дин ар-Раванди. Сальват аль-хазин. С. 76.

[11]

قیامُ اللیلِ مَصَحَّةٌ لِلبَدَنِ

Шейх ат-Тайфа. Тахзиб аль-ахкам. Т. 2. С. 121.

[12]

السُکُوتُ السَلَامَةُ...

Ибн Ша‘ба аль-Харрани. Тухаф аль-‘укуль. С. 223.

[13]

فَلا تَجُبَّ فَهْمَكَ بِالإِلْحاحِ عَلى قَلْبِكَ فَإِنَّ بِكُلِّ عُضْو مِنَ البَدَنِ اسْتِراحَة

‘Абд аль-Вахид. Гурар аль-хикам. С. 60.

[14]

مَنْ بات ساهراً في كَسْب، ولم يُعط العين حظَّها (حقَّها) من النوم؛ فكَسْبُه ذلك حرام

Кулайни. Аль-Кафи. Т. 5. С 127.

[15]

الصُناع اذا سهروا اللیل کله فهو سُحت

Там же.

[16]

رأس الحمية الرّفق بالبدن

‘Аллама Маджлиси. Бихар аль-анвар. Т. 59. С. 141.

[17]

إنَّ النَّومَ ... قِوامُ الجَسَدِ وقُوَّتُهُ

Там же. С. 316.

[18]

مَن كَتَمَ الأَطِبّاءَ مَرَضَهُ ، خانَ بَدَنَهُ

‘Абд аль-Вахид. Гурар аль-хикам. С. 484.

[19]

إِنَّمَا الْإِسْرَافُ فِيمَا أَفْسَدَ الْمَالَ وَأَضَرَّ بِالْبَدَن

Кулайни. Аль-Кафи. Т. 4. С. 53.

[20]

إنَّ اللّه َ لا إلهَ إلاّ هُو لَيَدفَعُ بِالصَّدَقَةِ الدّاءَ

Там же. Т. 4. С. 5.

[21]

لَا يَبِيتَنَّ أَحَدُكُمْ وَ يَدُهُ غَمِرَةٌ فَإِنْ فَعَلَ فَأَصَابَهُ لَمَمُ الشَّيْطَانِ‏ فَلَا يَلُومَنَّ إِلَّا نَفْسَهُ.

Шейх Садук. Аль-Факих. Т. 4. С. 6.

[22]

وَالْحِمْيَةُ رَأْسُ الدَّوَاءِ

Мустагфири. Тибб ан-Наби. С. 19.

[23]

قِلَّةُ الأَكلِ يَمنَعُ كَثيراً مِن أعلالِ الجِسمِ

‘Абд аль-Вахид. Гурар аль-хикам. С. 320.

[24]

تَوَقَّوُا الْبَرْدَ فِي أَوَّلِهِ وتَلَقَّوْه‏ فی آخِرِهِ فَإِنَّهُ يَفْعَلُ فِي الْأَبْدَانِ كَفِعْلِهِ فِي‏الْأَشْجَارِ أَوَّلُهُ يُحْرِقُ وَآخِرُهُ يُوِرُق

Шариф Ради. Нахдж аль-Балага. Мудрость 128.

[25]

تَقليمُ الأَظفارِ وأخذُ الشّارِبِ مِنَ الجُمُعَةِ إلَى الجُمُعَةِ أمانٌ مِنَ الجُذامِ

Шейх ас-Садук. Аль-Хисаль. С. 39.

[26]

فَإِنَّ أَلْبَانَهَا دَوَاءٌ وَسمْنَهَا شِفَاءٌ وَلُحُومَهَا دَاءٌ

Кулайни. Аль-Кафи. Т. 6. С. 311.

[27]

تَرْكُ الْعَشَاءِ مَهْرَمَةٌ ، وَيَنْبَغِي لِلرَّجُلِ إِذَا أَسَنَّ أَلاَّ يَبِيتَ إِلاَّ وَجَوْفُهُ مِنَ الطَّعَامِ مُمْتَلِئٌ

Там же. С. 288.

[28]

إيّاكَ وشُربَ الماءِ البارِدِ...فِي الحَمّامِ ؛ فَإِنَّهُ يُفسِدُ المَعِدَةَ

Шейх Садук. Аль-Факих. Т. 1. С. 113.

[29]

كَانَ أَمِيرُ الْمُؤْمِنِينَ يَقُولُ ألا لا يَسْتَلْقِيَنَّ أَحَدُكُمْ فِي الْحَمَّامِ فَإِنَّهُ يُذِيبُ شَحْمَ الْكُلْيَتَيْنِ

Кулайни. Аль-Кафи. Т. 6. С. 500.

[30]

 فَإِذَا لَبِستَ ثِیَابَکَ فَقُل: ... فَإذَا فَعَلتَ ذَلِکَ أَمَنتَ مِن کُلّوصُبَّ الماءَ البارِدَ عَلى قَدَميكَ إذا خَرَجتَ فَإنَّهُ يَسِلُّ الدّاءَ مِن جَسَدِكَ

Шейх Садук. Аль-Факих. Т. 1. С. 113-114.

[31]

وقال بعضهم خرج الصّادق (صلوات الله عليه) من الحمّام فلبس وتعمّم قال فما تركت العمامة عند خروجى من الحمّام فى الشّتاء والصّيف

Там же. С. 117.

[32]

الحَمّامُ يَومٌ ويَومٌ لا يُكْثِرُ اللّحْمَ، وإدْمانُهُ كلَّ يَومٍ يُذيبُ شَحْمَ الكُلْيتَينِ

Кулайни. Аль-Кафи. Т. 6. С. 496.

[33]

مَن أرادَ ألاّ یَشتَکِیَ مَثانَتَهُ ، فَلا یَحبِسِ البَولَ ولَو عَلى ظَهرِ دابَّتِهِ

‘Аллама Маджлиси. Бихар аль-анвар. Т. 59. С. 322.