Исламская культура

Важность защиты жизни и здоровья

00 0, 0000
18 просмотров


Человек, являющийся творением Аллаха, является Его наместником на Земле и хранителем вверенному ему Аллахом залога. Он сотворён для жизни и, согласно благородному аяту «Отвечайте Аллаху и Посланнику, когда он призывает вас к тому, что дарует вам жизнь»[1], в своих разнообразных связях направлен к Аллаху. В этой своей жизни и поклонении он нуждается в здоровом теле, а его здоровье во всех отношениях служит основой для его деятельности в материальной и духовной жизни и названо в хадисе Пророка (с) «скрытым и неизвестным благом»[2], потому что один из факторов комфортной жизни и поклонения Аллаху — это обладание здоровым телом и духом. Поэтому разум и священная традиция (накл) рассматривают защиту здоровья и своей жизни как необходимую (ваджиб) и обязательную вещь и не считают дозволенным (мустахаб) намеренное нанесение человеком вреда своему телу и душе даже в самой тяжёлой беде[3].

Имеется целая группа преданий о защите своей жизни и заботе о своём теле, воздержании от нанесения ему ущерба, так что в некоторых преданиях тело и его части считаются вверенными Аллахом на хранение залогами (аманат), а Всевышний упоминает хранение залога в числе черт характера, отличающих подлинных верующих и богомольцев:

وَالَّذِينَ هُمْ لِأَمَانَاتِهِمْ وَعَهْدِهِمْ رَ‌اعُونَ

«которые сохраняют доверенное им и соблюдают договоры»[4].

Посланник Аллаха (с) сказал: «…уши, глаза, язык и сердце — это вверенное на хранение, а каждый, кто не хранит его должным образом, не имеет веры»[5].

 

Посланник Аллаха (с) сказал: «О ‘Али! Каждый, кто оставит вино не ради Аллаха[6], того Аллах напоит райским питьём». ‘Али (‘а) спросил: «Не ради Аллаха?» Пророк (с) сказал: «Да, клянусь Аллахом! Каждый, кто оставит его ради сохранения своей жизни, того Аллах возблагодарит по этой причине»[7].

В другом предании Посланник Аллаха (с) запрещает спать на крыше, не имеющей защитных перил (по причине опасности для жизни)»[8].Однажды он сказал Абу Зарру: «О Абу Зарр! Обрети здоровье прежде болезни и пользуйся им во время болезни»[9]. Он также сказал: «Кто проводит день и ночь и обладает тремя благами, тот обладает всеми благами этого мира: здоровым телом, безопасностью и средствами на жизнь, если к этим трём благам прибавить четвёртое, он будет обладать благами этого мира и следующего, а это благо есть Ислам»[10]. И ещё: «Безопасность и здоровье — это два блага, которым обделены очень многие люди»[11].

Повелитель Правоверных (‘а) также сказал: «Не знает ценности двух вещей никто иной, кроме того, кто их лишился: молодость и здоровье»[12]. Его Светлость также сказал в толковании к аяту «не забывай о своей доле в этом мире!»[13], что в нём имеется в виду: «Не забывай о своём здоровье»[14], а в толковании к аяту «В тот день вы будете спрошены о благах»[15] сказал: «благо, о котором все будут спрошены — это здоровье»[16].

Конечно же, такое благо, как покровительство друзей Аллаха,— это самое выдающееся из всех благ. Имам ас-Садык (‘а) сказал в толковании к этому аяту: «Мы являемся одним из этих благ»[17].

Имам ас-Садык (‘а) сказал: «Здоровье — это скрытое благо. Когда оно есть, о нём забывают, а когда оно уходит, о нём вспоминают»[18]. Он также сказал: «Есть пять вещей, при отсутствии которых жизнь не является приятной: здоровье…»[19]

 

[1]

اسْتَجِيبُوا لِلَّـهِ وَلِلرَّ‌سُولِ إِذَا دَعَاكُمْ لِمَا يُحْيِيكُمْ

Коран, 8 : 24.

[2]

قال رسول الله صلى الله عليه واله : نعمتان مجهولتان الأمن والعافية

Нишабури. Раудат аль-ва‘изин. С. 472.

[3]

‌لا‌ ‌يجوز‌ اللطم‌ والخدش‌ وجزّ الشعر

Ас-Саййид Мухаммад-Казим ат-Табатабаи аль-Йазди. ‘Урват аль-вуска фима та‘уму бихи-ль-бальва. Бейрут: Моассасат аль-А‘лами, 1409 л.х. (1988 / 1989).

Т. 2. С. 131.

لِحُرمَةِ الإ ضرَارِ بِالنَفسِ

Там же. Т. 4. С. 424.

[4]Коран, 70 : 32.

[5]

والسمع أمانة، والبصر أمانة، واللسان أمانة، ولا إيمان لمن لا أمانة له

Аш-Шейх аль-Хади ан-Наджафи. Маусу‘ат ахадис Ахль аль-Бейт. Т. 8. Бейрут: Дар ихйа ат-турас аль-‘араби, 1423 л.х. (2002 / 2003). С. 370.

[6] В некоторых шариатских обязанностях условием их исполнения является намерение приблизиться к Аллаху, как в случае с молитвой и постом, однако в очень многих таких обязанностях подобное условие отсутствует Это касается повеления благого и запрещения порицаемого, оставления запретных вещей и вина. (Аль-Ахунд аль-Хурасани. Кифайат аль-усуль / под ред. Института Аль аль-Бейт. Т. 1. Кум: Моассесе-йе Аль оль-Бейт, 1409 л.х. (1988–1989). С. 72.

[7]

یَا عَلِیُّ مَنْ تَرَكَ الْخَمْرَ لِغَیْرِ اللَّهِ سَقَاهُ اللَّهُ مِنَ الرَّحِیقِ الْمَخْتُومِ فَقَالَ عَلِیٌّ ع لِغَیْرِ اللَّهِ قَالَ نَعَمْ وَ اللَّهِ صِیَانَةً لِنَفْسِهِ یَشْكُرُهُ اللَّهُ عَلَى ذَلِكَ‏

Шейх Садук. Аль-Факих. Т. 4. С. 353; Табарси. Макарим аль-ахлак. С. 433.

[8]

نهى رسول الله صلى الله عليه وآله أن يبات على سطح غير محجر

Кулайни. Аль-Кафи. Т. 6. С. 530.

[9]

خُذْ مِنْ صِحَّتِكَ لِسَقَمِكَ

Шейх ат-Тайфа. Аль-Амали. С. 526.

[10]

مَن أمسى وأصبحَ وعِندَهُ ثَلاثٌ فقد تَمَّت علَیهِ ‏النِّعمَةُ فی الدُّنیا: مَن‏ أصبَحَ وأمسى مُعافىً فی بَدَنِهِ، آمِنا فی سَرْبهِ، عِندَهُ قُوتُ یَومِهِ، فإن کانَت عِندَهُ الرّابِعَةُ فَقد تَمَّت علَیهِ النِّعمَةُ فی الدُّنیا والآخِرَةِ؛ وهُو الإسلَام

Кулайни. Аль-Кафи. Т. 8. С. 148.

[11]

أَلأَمنُ‌ وَ‌العافِيَةِ‌ نِعمَتانِ، مَغبُونٌ‌ فيهما كَثيرٌ‌ مِنَ‌ الناسِ

Суюти. Ад-джами‘ ас-сагир. Т. 1. С. 477.

[12]

شَيْئانِ لا يَعْرِفُ فَضْلَهُما اِلاّ مَنْ فَقَدَهُما: الشَّبابُ وَالْعافِيَه

‘Абд аль-Вахид. Гурар аль-хикам. С. 324.

[13]

وَلَا تَنسَ نَصِيبَكَ مِنَ الدُّنْيَا

Коран, 28 : 77.

[14]

لا تَنسَ صِحَّتَکَ...

Шейх Садук. Аль-Амали. С. 228.

 

[15]

ثُمَّ لَتُسْأَلُنَّ يَوْمَئِذٍ عَنِ النَّعِيمِ

Коран, 102 : 8.

[16]

... الصَحَّةُ...

Дайлами. Иршад аль-кулюб. С. 38.

[17]

فيِ قَولِهِ: ... قَاَلَ نَحنُ مِن النَّعِيم

Шейх ат-Тайфа. Аль-Амали. С. 272.

[18]

الْعَافِيَةُ نِعْمَةٌ خَفِيَّةٌ إِذَا وُجِدَتْ نُسِيَتْ وَإِذَا فُقِدَتْ ذُكِرَتْ

Шейх Садук. Аль-Факих. Т. 4. С. 406.

[19]

 لَم یَتَهَنَأ باِلعَیشُ: الصَحَّة...خَمسٌ‏ مَن‏ لَم يَكُنَّ فِيهِ لَم يَكُن فِيهِ

Барки. Аль-Махасин. С. 9.