Исламская культура

Труд и усердие

00 0, 0000
19 просмотров


Ислам подчёркивает, что Всевышний гарантирует своим рабам пропитание, но завещает усердствовать и стараться. В Коране Аллах говорит:

وَأَن لَّيْسَ لِلْإِنسَانِ إِلَّا مَا سَعَىٰ

«Не принадлежит человеку ничего, кроме результатов его старания»[1].

Во многих преданиях труд и старание ради получения дозволенного пропитания описываются как высшее поклонение[2]. Повелитель Правоверных (‘а) считал его чем-то не меньшим, чем вставание ранним утром для сражения на пути Аллаха[3]. Имам ар-Рида (‘а)тоже считал, что награда за это превосходит награду за джихад на пути Аллаха[4], а в хадисе-кудси усердие и труд называются девятью десятыми поклонения[5].

В преданиях также говорится, что недостаточное усердие мешает развитию человека, лень ведёт к унижению, а нахлебничество признаётся недостойным занятием. Однако в то же самое время другие предания предостерегают от изнурительного труда и постоянной работы днём и ночью, из-за которой человек пренебрегает правами членов своего тела, и считают это запретным (хотя имущество, заработанное таким трудом, не является запретным)[6].

Посланник Аллаха (с) говорит: «Если человек взвалит на плечи вязанку дров и удовлетворит с их помощью свои нужды, а также отдаст в качестве милостыни излишек — это лучше, чем просить у другого, потому что дающая рука лучше берущей»[7].

Посланник Аллаха (с) сказал: «Кто заснёт от усталости после усердного труда, получит прощение Аллаха»[8]. Он также сказал: «Кто отправится в путешествие ради заработка пропитания для себя и своей семьи, будет в Судный день пребывать в тени Трона Аллаха»[9].

Повелитель Правоверных (‘а) сказал: «Если вы стремитесь к спасению, придерживайтесь усердия и старания»[10].

 

Труд в жизни пророков и Имамов (‘а)

 

Аллах говорит в Коране о пророке Давуде (‘а):

وَعَلَّمْنَاهُ صَنْعَةَ لَبُوسٍ لَّكُمْ لِتُحْصِنَكُم مِّن بَأْسِكُمْ ۖ فَهَلْ أَنتُمْ شَاكِرُ‌ونَ

«Мы научили его (Давуда) изготовлять для вас кольчуги, чтобы они предохраняли вас от причиняемого вами вреда. Но разве вы благодарны?»[11]

Пророк (с) сказал: «Никто ещё не ел лучше еды, чем та еда, которую он заработал своим трудом, а пророк Давуд (‘а) питался плодами своего труда»[12].

Повелитель Правоверных (‘а) сказал: «Аллах внушил Давуду (‘а), что он будет хорошим рабом при условии, что будет питаться не из общественной казны, а за счёт собственноручного труда. Давуд (‘а) плакал сорок дней. Тогда Аллах внушил железу, чтобы оно размягчилось для Его раба Давуда (‘а). Железо подчинилось повелению Аллаха и размягчилось для него. Каждый день Давуд (‘а) изготовлял кольчугу и продавал её за тысячу дирхамов, так что больше не нуждался в общественной казне»[13].

Один человек обратился к Имаму ас-Садыку (‘а): «Я не могу работать своими руками, но и не умею хорошо торговать, а потому остался обездоленным и нуждающимся». Его Светлость сказал ему: «Занимайся трудом и носи груз на своей голове, дабы не нуждаться в помощи других людей. Посланник Аллаха (с) также однажды перетаскивал камень на своих плечах и использовал его для постройки одной из стен ограды своего сада. Тот камень до сих пор находится там»[14].

Имам ас-Садык (‘а) сказал: «Повелитель Правоверных (‘а) собирал хворост и поднимал воду из колодца, пахал землю и на заработанные своим трудом средства освободил тысячу рабов, подметал пыль в своём доме, а Фатима (‘а) своими собственными силами перемалывала пшеницу в муку, месила тесто и пекла из него хлеб»[15].

Передатчик хадиса говорит: «Когда Повелитель Правоверных (‘а) был свободен от джихада, он занимался обучением людей и судил между ними, а когда был свободен и от этих занятий, он занимался трудом в своём саду. Несмотря на всё это, он всегда был занят поминанием Аллаха»[16].

Хасан б. ‘Али б. Аби Хамза приводит со слов своего отца: «Я видел Имама Мусу аль-Казима (‘а), когда он работал на своей земле, а его ноги были покрыты потом». Я сказал ему: «Да буду я жертвой за тебя! Где ваши слуги?» Он сказал: «О ‘Али! На земле трудились своими руками и те, кто лучше меня и моего отца». Я сказал: «Кто же это такие?» Он сказал: «Посланник Аллаха (с) и Повелитель Правоверных (‘а), а также все мои предки трудились своими руками. Таков путь пророков, посланников и праведников»[17].

Абу Амр аш-Шайбани сказал: «Я видел Имама ас-Садыка (‘а) с лопатой в руках и в накидке из грубой ткани, когда он работал у себя в саду, так что с его тела стекал пот. Я сказал ему: “Да буду я жертвой за Вас! Дайте мне лопату, чтобы я поработал вместо Вас”. Он ответил: “Я люблю, когда человек трудится ради обеспечения своей жизни под палящими лучами солнца”»[18].

 

[1]Коран, 53 : 39.

[2]Коран, 21 : 80.

لعِبَادَهُ سَبعُونَ جُزءاً أفضَلُهَا طَلَبُ الحَلالِ

«У поклонения семьдесят частей, самая достойная из которых – это поиск дозволенного [пропитания]» (Кулайни. Аль-Кафи. Т. 5. С. 78).

[3]

غُدوَةُ أحَدِکُم فی سَبیلِ اللّه ِ بِأَعظَمَ مِن غُدوَتِهِ یَطلُبُ لِوُلدِهِ وعِیالِهِ ما یُصلِحُهُم

«Когда кто-либо из вас выходит рано утром из дома, чтобы отправиться на войну ради Аллаха — это не лучше, чем выходить рано утром из дома, чтобы прокормить своих детей и жену» (Кади Ну‘ман. Да‘аим аль-ислам. Т. 2. С. 15).

[4]

الَّذِي يَطْلُبُ مِنْ فَضْلِ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ مَا يَكُفُّ بِهِ عِيَالَهُ أَعْظَمُ أَجْراً مِنَ الْمُجَاهِدِ فِي سَبِيلِ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ

Кулайни. Аль-Кафи. Т. 5. С. 88.

[5]

قال الله تعالی فی لیله المعراج: يا أَحمَدُ إِنَّ العِبادَةَ عَشَرَةُ أَجزاءَ: تِسعَةٌ مِنها طَلَبُ الحَلالِ فَإِذا طَيَّبتَ مَطعَمَكَ وَ مَشرَبَكَ فَأَنتَ فى حِفظى وَ كَنَفى

Дайлами. Иршад аль-кулюб. С. 206.

[6]

مَنْ بات ساهراً في كَسْب، ولم يُعط العين حظَّها (حقَّها) من النوم؛ فكَسْبُه ذلك حرام

«Если кто-то работает всю ночь до утра, не отдавая должного своим глазам, лишая их сна, то такая работа является запретной» (Кулайни. Аль-Кафи. Т. 5. С. 127).

[7]

لَئِن یحتَطِبُ الرّجلُ علی ظَهرِهِ فَیبیعُهُ وَ یسْتَغْنی بِه وَ یتَصدَّق بِفَضلِهِ خیرٌ مِن أن یسأَلَ رجُلاً اتَاهُ الله مِن فَضلِهِ فَیعطیهِ أو یمنَعُهُ...الْيَدُ الْعُلْيَا خَيْرٌ مِنَ الْيَدِ السُّفْلَى

Варрам б. Аби Фурас аль-Малики аль-Аштари. Танбих аль-хаватир ва нузхат ан-навазир (маджму‘ат аль-Варрам) / под ред. ‘Алиасгара Хамеда. Т. 2. Кум: Мактабат аль-Факих, б.д. С. 229.

[8]

مَنْ بَاتَ كَالًّا مِنْ طَلَبِ الْحَلَالِ بَاتَ مَغْفُوراً لَهُ

Шейх Садук. Аль-Амали / пер. аятоллы Камареи. Тегеран: Кетабхане-йе эсламийе, 1362 с.х. (1983). С. 289.

[9]

سَبعَةٌ تَحتَ ظِلِّ العَرشِ یَومَ لا ظِلَّ إلاّ ظِلُّهُ . . .رَجُلٌ خَرَجَ ضارِبا فِیالأَرضِیَطلُبُ مِن فَضلِ اللّه ِ عز و جل؛ یَکُفُّ بِهِ نَفسَهُ، ویَعودُ بِهِ عَلى عِیالِهِ

Кади Ну‘ман. Да‘аим аль-ислам. Т. 2. С. 15.

[10]

إِنْ كنتم للنَجاةِ ...الْزَمُوا الِجهادَ والجِدَّ

‘Абд аль-Вахид. Гурар аль-хикам. С. 266.

[12]

مَا أَكَلَ أَحَدٌ طَعَامًا قَطُّ خَيْرًا مِنْ أَنْ يَأْكُلَ مِنْ عَمَلِ يَدِهِ وَإِنَّ نَبِيَّ اللَّهِ دَاوُدَ عَلَيْهِ السَّلَام كَانَ يَأْكُلُ مِنْ عَمَلِ يَدِهِ

Муттаки Хинди. Канз аль-‘уммаль. Т. 4. С. 8.

[13]

اَوْحَی اللّهُ اِلی داوُودَ علیه السلام : اِنَّکَ نِعْمَ الْعَبْدُ لَوْلا اَنَّکَ تَاْکُلُ مِنْ بَیْتِ الْمالِ، وَلا تَعْمَلُ بِیَدِکَ شَیْئا، فَبَکی داوُودُ علیه السلام اَرْبَعِینَ صَباحا فَاَوْحَی اللّهُ اِلَی الْحَدِیدِ: اَنْ لِنْ لِعَبْدِی داوُود، فَاَلاَْنَ اللّه عَزَّ وَجَلَّ لَهُ الْحَدِیدَ، فَکانَ یَعْمَلُ فِی کُلِّ یَوْمٍ دِرْعا فَیَبِیعُها بِاَلْفِ دِرْهَمٍ، فَعَمِلَ ثَلاثْمِأَةَ وَسِتِّینَ دِرْعا، فَباعَها بِثَلاثَمِأَةَ وَسِتِّینَ اَلْفا، وَاسْتَغْنی عَنْ بَیْتِ الْمالِ

Кулайни. Аль-Кафи. Т. 5. С. 74.

[14]

إنَّ رَجُلاً أَتَى أَبَا عَبْدِ الله الصادق عليه السلام فَقَال: إنِّي لا أُحْسنُ أَنْ أَعْمَلَ عَمَلاً بيَدي ولا أُحْسنُ أَنْ أَتَّجرَ وأَنَا مُحَارَفٌ مُحْتَاجٌ. فَقَال: «اعْمَلْ فَاحْمِلْ عَلى رَأسك (أي اعمل حمّالاً) واسْتَغْنِ عَنِ النَّاسِ... فإن رسول الله (صلى الله عليه وآله) قد حمل حجرا على عاتقه فوضعه في حائط له من حيطانه وإن الحجر لفي مكانه

Там же. С. 76-77.

[15]

کان اميرالمؤ منين صلوات الله عليه يضرب بالمر ويستخرج الارضين... وان اميرالمؤ منين اعتق الف مملوک من ماله وکد يده

Кулайни. Аль-Кафи. Т. 5. С. 74.

كَانَ أَمِيرُ الْمُؤْمِنِينَ صَلَوَاتُ اللَّهِ عَلَيْهِ يَحْتَطِبُ وَ يَسْتَقِي وَ يَكْنُسُ وَ كَانَتْ فَاطِمَةُ سَلَامُ اللَّهِ عَلَيْهَا تَطْحَنُ وَ تَعْجِنُ وَ تَخْبِزُ

Шейх Садук. Аль-Факих. Т. 3. С. 169.

[16]

أنه لما کان یفرغ من الجهاد یتفرغ لتعلیم الناس والقضاء بینهم ، فاذا فرغ من ذلک اشتغل فی حایط له یعمل فیه بیده وهو مع ذلک ذاکر الله جل وجلاله

Ибн Фахд аль-Хилли. ‘Уддат ад-да‘и. С. 111.

[17]

رأيتُ أبا الحسن يعمل في أرضٍ له قد استنقعت قدماه في العرق، فقلتُ له: جُعِلْتُ فداك، أين الرِّجال؟ فقال:... رسول الله صلى الله عليه و سلم وأمير المؤمنين وآبائي (ع) كلّهم كانوا قد عملوا بأيديهم، وهو من عمل النبيِّين والمُرسَلين والصّالحين

Шейх Садук. Аль-Факих. Т. 3. С. 162.

[18]

أيت أبا عبد الله عليه السلام و بيده مسحاة و عليه إزار غليظ يعمل في حائط له و العرق يتصاب عن ظهره فقلت : جعلت فداك أعطني أكفك ، فقال لي : إني احب أن يتأذي الرجل بحر الشمس في طلب المعيشة

Кулайни. Аль-Кафи. Т. 5. С. 76.