Исламская культура

Правила обучения и учёбы

00 0, 0000
18 просмотров


Получение знаний у достойных людей

Посланник Аллаха (с) сказал: «Получение знаний обязательно для каждого мусульманина. Так ищите знание в его источниках и получайте его у его обладателей»[1].

Посланник Аллаха (с) сказал: «Один из заветов Зу-ль-Карнайна был таков: “Не обучайся знанию у того, кто не использует свои знания, потому что тот, чьё знание не имеет пользы для него самого, не принесёт пользы тебе”»[2].

Повелитель Правоверных (‘а) сказал: «О люди! Знание хранится у его обладателей, а вам велено получать его у них»[3].

 

Терпение

Пророк (с) сказал: «Кто не проявит терпения в смирении перед знанием хотя бы мгновенье, навсегда останется в подчинении у невежества»[4].

 

Отказ от стеснения

Имам ар-Рида (‘а) сказал: «Кто не обладает знанием, не должен стыдиться его получать»[5].

 

Дозволенность заискивания перед учителем при обучении

Посланник Аллаха (с) сказал: «Лесть не является чертой характера верующего, кроме как при получении знания»[6].

Повелитель Правоверных (‘а): «Лесть и зависть не относятся к чертам характера верующего, кроме как при получении знания»[7].

 

Отстранение от мирских намерений

Посланник Аллаха (с) сказал: «Не получайте знание с намерением гордиться им перед учёными, спорить с неразумными, лицемерить на собраниях, привлекать к себе внимание людей ради получения власти над ними, потому что кто поступает так, тот в огне, а в Судный день его знание будет свидетельством против него самого. Постигайте его и обучайте ему других»[8].

Передатчик хадиса говорит: «Я слышал от Имама ас-Садыка (‘а), как он сказал: “Каждый, кто будет жить за счёт своего знания, обеднеет”. Я сказал Его Светлости: “Да буду я жертвой за тебя! Среди Ваших последователей и друзей есть такая группа людей, которые постигают Ваши знания и распространяют их среди ваших приверженцев, а люди делятся с ними благами, одаряют их и оказывают им почести”. Имам сказал: “Они не являются теми, кто питается за счёт своего знания, ведь питается за счёт своего знания тот, кто выносит фетвы, не имея знания и божественного руководства, желая ничего не стоящего и преходящего блага этой жизни, дабы попрать права других людей”»[9].

 

Записывание

Имам Хасан (‘а) подозвал к себе своих сыновей и сыновей своего брата и сказал им: «Теперь вы являетесь молодой порослью этой семьи. Настанет день, когда вы станете стариками в других семьях. Так получайте знание, а тот из вас, кто не может запоминать его наизусть, пусть записывает и хранит у себя дома (чтобы воспользоваться этим в нужный момент)»[10].

 

Обращение с вопросами

Имам аль-Бакир (‘а) сказал: «Знание — это сокровище, ключами к которому является вопрос. Так задавайте же вопросы, и да смилостивится над вами Аллах, ибо награду за знание получают четверо: спрашивающий, отвечающий, слушающий и тот, кто их любит»[11].

 

Обучение других

Посланник Аллаха (с) сказал: «Лучшая милостыня состоит в том, чтобы человек постигал знание и обучал ему своего брата»[12].

Имам аль-Бакир (‘а) сказал: «Закят[13] знания — это когда ты обучаешь ему рабов Аллаха»[14].

 

Равное отношение ко всем в процессе обучения: Имам ас-Садык (‘а) сказал учителю Хассану: «Не бери платы за обучение, и пусть твои ученики будут равны перед тобой. Не давай преимущество и не оказывай предпочтения кому-либо из них перед другими»[15].

 

Лёгкость в обучении

Посланник Аллаха (с) сказал: «Всевышний Аллах направил меня в качестве учителя лёгкого (в обращении с людьми)»[16].

 

Награда за обучение

‘Абд ар-Рахман ас-Сулами научил сына Имама Хусейна (‘а) суре «Аль-Хамд». Когда ребёнок прочитал её своему отцу, Имам дал ему тысячу динаров и тысячу роскошных одеяний, наполнив его рот жемчугами. В этот момент люди стали возмущаться. Он сказал: “Это ничто по сравнению с его даром (обучением)”»[17].

 

[1]

طَـلَبُ الْعِلْمِ فَریضَةٌ عَلى کُلِّ مُسْلِمٍ ، فَاطْلُبُوا الْعِلْمَ مِنْ مَظانِّهِ،وَاقْتَبِسوهُ مِنْ اَهْلِهِ

Шейх ат-Тайфа. Аль-Амали. С. 569.

[2]

لا تَتَعَلَّمِ الْعِلْمَ مِمَّنْ لَمْ يَنْتَفِعْ بِهِ فَإِنَّ مَنْ لَمْ يَنْفَعْهُ عِلْمُهُ لا يَنْفَعُكَ

Кутб ад-дин ар-Раванди. Ад-Да‘ават (Сальват аль-хазин) / под ред. Сееда Мохаммад-Багера Моваххеда Абтахи. Кум: Моассесе-йе Эмам Махди, 1407 л.х. (1986–1987). С. 63.

[3]

أَيّهَا النّاسُ ...الْعِلْمُ مَخْزُونٌ عِنْدَ أَهْلِهِ وَ قَدْ أُمِرْتُمْ بِطَلَبِهِ مِنْ أَهْلِهِ فَاطْلُبُوهُ

Кулайни. Аль-Кафи. Т. 1. С. 30.

[4]

مَنْ لَمْ یَصْبِرْ عَلیَ ذُلِّ التَّعَلُّمِ ساعَهً، بَقِیَ فی ذُلِّ الْجَهْلِ ابَد

Ибн Аби Джумхур. ‘Авали аль-лайали. Т. 1. С. 285.

[5]

لا يَسْتَحِي مَنْ لا يَعْلَمُ أَنْ يَتَعَلَّمَ

Шейх Садук. ‘Уйун ахбар ар-Рида. Т. 2. С. 44.

[6]

ليسَ من أخلاقِ المؤمنِ الملَقُ إلَّا في طلَبِ العلمِ

Ибн Фахд аль-Хилли. ‘Уддат ад-да‘и ва наджах ас-са‘и / под ред. Ахмада Моваххеди-Кумми. Кум: Дар аль-китаб аль-ислми, 1407 л.х. (1986 / 1987). С. 81.

[7]

لَيس مِن أخلاقِ المؤمنِ التَّملُّقُ و لا الحَسَدُ إلاّ في طَلَبِ العِلمِ

Ибн Ша‘ба аль-Харрани. Тухаф аль-‘укуль. С. 207.

[8]

لا تـطلبوا العـلم لتـبـاهـوا بـه العـلمـاء ولا لتماروا به السفهاء ولا لتراؤ ا به فى المجالس ولا لتصرفوا به وجه الناس

اليكم للتراؤ س فمن فعل ذلك كان فى النار وكان علمه حجة عليه يوم القيمة ولكن تعلموه وعلموه

Дайлами. Иршад аль-кулюб. C. 16.

[9]

مَنْ اِسْتَأْکَلَ بِعِلْمٍ اِفْتَقَرَ جُعِلْتُ فِدَاکَ إِنَّ فِی شِیعَتِکَ وَمَوَالِیکَ قَوْماً یَتَحَمَّلُونَ عُلُومَکُمْ وَیَبُثُّونَهَا فِی شِیعَتِکُمْ فَلَا یَعْدَمُونَ عَلَی ذَلِکَ مِنْهُمُ الْبِرَّ وَالصِّلَةَ وَالْإِکْرَامَ فَقَالَ علیه السلام لَیْسَ أُولَئِکَ بِمُسْتَأْکِلِینَ إِنَّمَا الْمُسْتَأْکِلُ بِعِلْمِهِ الَّذِی یُفْتِی بِغَیْرِ عِلْمٍ وَلَا هُدًی مِنَ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ لِیُبْطِلَ بِهِ الْحُقُوقَ طَمَعاً فِی حُطَامِ الدُّنْیَا

Шейх Садук. Ма‘ани аль-ахбар. С. 181.

[10]

اِنّه دعا بنيه و بني أخيه فقال: أنّكم صِغارُ قومٍ و يُوشكَ أن تكُونوا كبارَ قومٍ آخرين فتعلّموا العلمَ فمن يستطيعُ منكم اَن يحفظهُ‏فليكتبه و ليضعه في بيته

Шахид Сани. Мунйат аль-мурид. С. 340.

[11]

الْعِلْمُ خَزَائِنُ وَمِفْتَاحُهُ السُّؤَالُ، فَسَلُوا يَرْحَمْكُمُ اللَّهُ، فَإِنَّهُ يُؤْجَرُ فِيهِ أَرْبَعَةٌ: السَّائِلُ وَالْمُسْتَمِعُ، وَالْمُعَلِّمُ، وَالْمُجَابُ لَهُمْ

Шейх ас-Садук. Аль-Хисаль / под ред. Али Акбара Гаффари. Кум: энтешарат-е джамеэ-йе модарресин, 1403 л.х. (1982-1983). С. 245.

[12]

أفضَلُ الصَّدَقَةِ أن یَعلَمَ المَرءُ عِلما ثُمَّ یُعَلِّمَهُ أخاهُ

Шахид Сани. Мунйат аль-мурид. С. 105.

[13]Закят— это обязательный годовой налог (милостыня), которую каждый мусульманин обязан выплачивать, соблюдая определённые условия. — Примеч. ред.

[14]

زَكاةُ العِلمِ أن تُعَلِّمَهُ عِبادَ اللّه‏ِ

Кулайни. Аль-Кафи. Т. 1С. 41.

[15]

عن حسان المعلم قال: سألت أبا عبدالله ( عليه السلام ) عن التعليم ؟ فقال: لا تأخذ على التعليم أجرا، قلت: فالشعر والرسائل وما أشبه ذلك اُشارط عليه ؟ قال: نعم بعد أن يكون الصبيان عندك سواء في التعليم لا تفضل بعضهم على بعض

Кулайни. Аль-Кафи. Т. 5.С. 121.

[16]

إِنَّ اللَّهَ... بَعَثَنِي مُعَلِّمًا مُيَسِّرًا

Суюти. Ад-джами‘ ас-сагир. Т. 1.С. 273.

[17]

وَقِيلَ إِنَّ عَبْدَ الرَّحْمَنِ السُّلَمِيَّ عَلَّمَ وَلَدَ الْحُسَيْنِ عليه السلام الْحَمْدَ فَلَمَّا قَرَأَهَا عَلَى أَبِيهِ أَعْطَاهُ أَلْفَ دِينَارٍ وَأَلْفَ حُلَّةٍ وَحَشَا فَاهُ دُرّاً.فَقِيلَ لَهُ فِي ذَلِكَ؟؟فَقَالَ :وَأَيْنَ يَقَعُ هَذَا مِنْ عَطَائِهِ يَعْنِي تَعْلِيمَهُ

Ибн Шахрашуб. Манакиб Ал-и Аби Талиб / под ред. Сееда Хашема Расули Махаллати, Мохаммад-Хосейна Данеш-Аштияни. Т. 4. Кум: Алламе, 1379 л.х. (1959–1960). С. 66.