Исламская культура

Получение необходимых знаний

00 0, 0000
74 просмотров


Внимательное отношение исламского общества к необходимым знаниям и их получению всегда было одной из необходимостей, позволявших сохранять величие и мощь мусульман. По этому поводу от Повелителя Правоверных (‘а) приводятся следующие слова: «Знание — это сила. Каждый, кто его обретёт, одерживает верх, а каждый, кто не обретёт его, оказывается под властью других»[1].

Посланник Аллаха (с) вошёл в мечеть, когда там было два собрания: на одном собрании обучали религиозным знаниям, а на другом обращались к Аллаху с мольбой. Пророк сказал: “Оба собрания ведут к благу. На одном взывают к Аллаху, а на другом невежественных обучают знаниям и заповедям религии. Это собрание (обучающихся религии) обладает преимуществом! Я был послан для обучения людей”. Далее он присоединился к этому собранию»[2].

Имам аль-Казим (‘а) сказал: «Посланник Аллаха (с) вошёл в мечеть и увидел, что люди обступили какого-то человека. Он спросил: “Кто это?” Ему ответили: “Это учёный, о Посланник Аллаха!” Пророк (с) спросил: “В чём он является учёным?” Ему сказали: “Он знает генеалогию арабов и их историю, предания об эпохе джахилии, арабскую литературу и поэзию”. Посланник Аллаха (с) сказал: “Это такое знание, отсутствие которого не принесёт человеку вреда, а овладение которым не принесёт ему пользы”»[3]. Это было указанием на то, что мусульмане и исламская община должны расставлять приоритеты в сфере получения знания и получать такие знания, которые будут им полезны в этом мире и следующем или же устранят вред.

Повелитель Правоверных (‘а) сказал: «Лучшее, чему могут научиться молодёжь и подростки — это то, в чём они будут нуждаться, когда станут взрослыми»[4]. Он также сказал: «Получайте знания в детстве, дабы властвовать во взрослой жизни»[5].

Он также сказал: «Знание настолько велико, что его нельзя охватить целиком, а потому получайте лучшее из знания»[6]. В «обращении к Хаммаму» он также говорит: «(Богобоязненные) останавливают слух свой на знании, что полезно для них»[7].

Имам аль-Бакир (‘а) сказал: «Опережайте друг друга в получении знания. Клянусь Аллахом, один хадис о дозволенном и запретном, который вы услышите от правдивого человека, лучше всего этого мира с его золотом и серебром»[8].

 

[1]

العِلمُ سُلطانٌ، مَن وَجَدَهُ صالَ بِهِ، ومَن لَم يَجِدهُ صيلَ عَلَيهِ

Ибн Аби-ль-Хадид. Шарх Нахдж аль-Балага.Т. 20. С. 319.

[2]

خَرَجَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَإِذَا فِي الْمَسْجِدِ مَجْلِسَانِ : مَجْلِسٌ يَتَفَقَّهُونَ وَيَتَعَلَّمُونَ، وَمَجْلِسٌ يَدْعُونَ اللَّهَ وَيَسْأَلُونَهُ، فَقَالَ:" : كِلا الْمَجْلِسَيْنِ إِلَى خَيْرٍ، أَمَّا هَؤُلاءِ فَيُدْعَوْنَ اللَّهُ، وَيَسْأَلُونَهُ، وَأَمَّا هَؤُلاءِ فَيَتَعَلَّمُونَ وَيُفَقِّهُونَ الْجَاهِلَ، هَؤُلاءِ أَفْضَلُ، بِالتَّعْلِيمِ أُرْسِلْتُ"، ثُمَّ قَعَدَ مَعَهُمْ

 

Шахид Сани. Мунйат аль-мурид. С. 106.

[3]

دَخَلَ رَسُولُ اللّهِ ص الْمَسْجِدَ فَإِذَا جَمَاعَةٌ قَدْ أَطَافُوا بِرَجُلٍ فَقَالَ مَا هَذَا فَقِيلَ عَلّامَةٌ فَقَالَ وَمَا الْعَلّامَةُ فَقَالُوا لَهُ أَعْلَمُ النّاسِ بِأَنْسَابِ الْعَرَبِ وَوَقَائِعِهَا وَأَيّامِ الْجَاهِلِيّةِ وَالْأَشْعَارِ الْعَرَبِيّةِ قَالَ فَقَالَ النّبِيّ ص ذَاكَ عِلْمٌ لَا يَضُرّ مَنْ جَهِلَهُ وَلَا يَنْفَعُ مَنْ عَلِمَهُ

Ибн Идрис аль-Хилли. Ас-Сараир.Т. 3.С. 627.

[4]

أولَي الأشياءِ أن يَتَعَلَّمَهَا الأحداثُ الأشياءَ الّتي إذا صارُوا رِجالاً إحتاجُوا إلَيهَا

Ибн Аби-ль-Хадид. Шарх Нахдж аль-Балага. Т. 20.С. 333.

[5]

تَعلّموا العِلمَ صِغاراً، تَسودوا به كِباراً

Там же. С. 267.

[6]

الْعِلْمُ اَکْثَرُ مِنْ اَنْ یُحاطَ بِهِ فَخُذُوا مِنْ کُلَّ علمٍ اَحْسَنَهُ

‘Абд аль-Вахид. Гурар аль-хикам. С. 46.

[7]

وَقَفُوا أَسْمَاعَهُمْ عَلَى اَلْعِلْمِ اَلنَّافِعِ لَهُمْ

Шариф Ради. Нахдж аль-Балага. Хутба 193.

[8]

سارِعُوا فی طَلَبِ العِلمِ فَوَّ الذی نَفسی بیَدِهِ لَحَدیثٌ واحِدٌ فی حَلالٍ وَ حَرامٍ تَأخُذُهُ مِن صادِقٍ خَیرٌ مِن الدُّنیا وَ ما حَمَلَت مِن ذَهَبٍ وَ فِضَّةٍ

Ибн Идрис аль-Хилли. Ас-Сараир.Т. 3.С. 645.