Исламская культура

ВАЖНОСТЬ ЗНАНИЙ

00 0, 0000
86 просмотров


Как повелел Посланник Аллаха (с), «будь либо учёным, либо получающим знание, и не трать своё время на пустые занятия и развлечения»[1].

Повелитель Правоверных (‘а) сказал: «Постигай мудрость (знание), даже если она будет у многобожников»[2]. Он также сказал: «Постигай мудрость (знание), даже если со слов безумцев»[3]. Он также сказал: «Вы должны искать знания, потому что учёный пользуется почтением, даже если не принадлежит к знатному роду, даже если он беден и даже если он молод»[4].

 

Достоинство получения знания и обучения ему других

 

Посланник Аллаха (с) сказал: «Обучение знаниям других ради довольства Аллаха — это благое дело, а его получение – это поклонение, научная беседа — это прославление Аллаха, применение знания — это джихад, обучение этому знанию того, кто не ведает о нём— это милостыня, а передача его тому, кто его достоин — это причина приближения к Аллаху, потому что знание обучает дозволенному и запретному, освещает путь в рай и является другом в одиночестве»[5]. Он также сказал: «Каждому, кто получит долю знания, дабы обучать ему людей, Аллах дарует награду семидесяти пророков»[6]. Он также сказал: «Каждый, кто хочет посмотреть на спасшихся от адского пламени, пусть посмотрит на получающих знание. Клянусь Аллахом, за каждый шаг, который взыскующий знания делает в направлении Аллаха, ему записывается награда за один год поклонения. За каждый шаг Аллах строит ему целый город в раю. Когда он [ищущий знания] ступает по земле, она просит о прощении для него утром и вечером, а ангелы свидетельствуют о том, что они спаслись от адского пламени»[7].

Он также сказал: «Нахождение в обществе учёного лучше, чем посещение тысячи похорон и посещение тысячи больных»[8]. Он также сказал: «Каждый, кто ходит в мечеть, чтобы получать там полезные знания или обучать им других, получит награду за полный хадж и умру»[9].

Повелитель Правоверных (‘а) сказал: «О верующий! Знание и воспитанность — это цена твоей жизни, так усердствуй в их приобретении. Чем больше будет у тебя знания и воспитанности, тем больше будет в тебе ценности, потому что с помощью знания ты направляешься к своему Господу, а с помощью воспитанности славно служишь своему Господу, ведь именно благодаря этой воспитанности в служении раб удостаивается положения друга Аллаха и близости к Аллаху. Таким образом, прими моё наставление, дабы спастись от наказания»[10].

Он также сказал: «Если человек услышит мудрые слова и передаст их или станет поступать согласно этим словам, это будет лучше для него, чем поклонение в течение года»[11].

Повелитель Правоверных (‘а): «Каждый, кто сделает два шага на пути приобретения знания или просидит два часа в обществе учёного или же выслушает от учителя два слова, Аллах сделает для него обязательным два сада, потому что Всевышний сказал: “Тем же, которые боялись предстать перед своим Господом, уготовано два сада”[12]»[13].

Имам аль-Бакир (‘а) сказал: «Награда того, кто обучает других знанию, подобна награде того, кто обучается этому знанию, но он имеет преимущество перед обучающимся. Так постигайте же знание у его обладателей (учёных) и обучайте своих братьев так же, как вас обучили учёные»[14].

 

[1]

أُغْدُ عالِماً أو متعلّماً، وإيّاك أن تكون لاهياً مُتلذّذاً

Барки. Аль-Махасин. С. 227; ‘Аллама Маджлиси. Бихар аль-анвар.Т. 1. С. 194.

[2]

خُذُوا الْحِكْمَةَ وَلَوْ مِنَ الْمُشْرِكِين

Табарси. Мишкат аль-анвар фи гурар аль-ахбар. Наджаф: Кетабхане-йе Хайдарийе, 1385 л.х. (1965 / 1966). С. 134.

[3]

‏خذ الحكمة ولو من افواه المجانين

Имам Джа‘фар б. Мухаммад ас-Садык. Мисбах аш-шари‘а ва мифтах аль-хакика. Бейрут: Муассасат аль-А‘лами, 1400 л.х. (1979 / 1980).С. 160.

[4]

عليكم بالعِلمِ والأدب؛ فإنّ العالِمَ يُكرَم وإن لم يُنتسَب، ويُكرَم وإن كان فقيراً، ويُكرَم وإن كان حَدَثاً

Ибн Аби-ль-Хадид аль-Му‘тазили. Шарх Нахдж аль-балага / под ред. Мухаммада Абу-ль-Фадля Ибрахима. Т. 20. Кум: Кетабхане-йе аятолла аль-озма Мар‘аши Наджафи, 1404 л.х. (1983 / 1984). С. 332.

[5]

انّ تعلیمه حسنةٌ وطلبه عبادهٌ والمذاکره به تسبیحٌ والعمل به جهادٌ وتعلیمه من لایعلمه صدقهٌ وبذله لاهله قربهٌ الی الله تعالی لانّه معالم الحلال والحرام ومنارُ سبُل الجنّه والمونسُ فی الوحشه

Мухаммад б. аль-Хасан ат-Туси (Шейх ат-Тайфа). Аль-Амали. Кум: Дар ас-сакафа, 1414 л.х. (1993 / 1994). С. 569; ‘Аллама Маджлиси. Бихар аль-анвар. Т. 1. С. 171.

[6]

مَنْ تَعَلَّمَ بَابًا مِنَ الْعِلْمِ لِيُعَلِّمَهُ النَّاسَ ابْتِغَاءَ وَجْهِ اللَّهِ أَعْطَاهُ اللَّهُ أَجْرَ سَبْعِينَ نَبِيًّا

Ибн аль-Катталь ан-Нишабури. Раудат аль-ва‘изин / под ред. Сееда Мохаммад-Мехди Хорасана. Кум: Шариф ар-Ради, б.д. С. 12.

[7]

مَنْ أَحَبَّ أَنْ يَنْظُرَ إِلَى عُتَقَاءِ اللَّهِ مِنَ النَّارِ، فَلْيَنْظُرْ إِلَى الْمُتَعَلِّمِينَ، فَوَالَّذِي نَفْسُ مُحَمَّدٍ بِيَدِهِ، مَا مِنْ مُتَعَلِّمٍ يَخْتَلِفُ إِلَى بَابِ الْعَالِمِ إِلَّا كَتَبَ اللَّهُ لَهُ بِكُلِّ حَرْفٍ وَبِكُلِّ قَدَمٍ، عِبَادَةَ سَنَةٍ، وَبَنَى لَهُ بِكُلِّ قَدَمٍ مَدِينَةً فِي الْجَنَّةِ، وَيَمْشِي عَلَى الْأَرْضِ وَالْأَرْضُ تَسْتَغْفِرُ لَهُ، وَيُمْسِي وَيُصْبِحُ مَغْفُورًا لَهُ، وَشَهِدَتْ لَهُ الْمَلَائِكَةُ وَيَقُولُونَ هَؤُلَاءِ عُتَقَاءُ اللَّهِ مِنَ النَّارِ

Шахид Сани. Мунйат аль-мурид фи адаб аль-муфид ва-ль-мустафид / под ред. Резы Мохтари. Кум: Дафтар-е таблигат-е эслами, 1409 л.х. (1989). С. 100.

[8]

حُضُورُ مَجْلِس‌ِ عَالِم‌ٍ، أفْضَل‌ُ مِن‌ْ حُضُورِ أَلْف‌ِ جَنَازَة‌ٍ، وَ مِن‌ْ عِيَادَة‌ِ ألْف‌ِمَرِيض‌ٍ

Мухаддис Нури. Мустадрак аль-васаиль. Т. 2.С. 482.

[9]

مَنْ غَدَا إِلَى الْمَسْجِدِ لا يُرِيدُ إِلا أَنْ يَتَعَلَّمَ خَيْرًا أَوْ يَعْلَمَهُ، كَانَ لَهُ كَأَجْرِ حَاجٍّ تَامًّا حِجَّتُهُ

Шахид Сани. Мунйат аль-мурид. С. 106.

[10]

يا مُؤمِنُ اِنَّ هذَا العِلمَ وَالاَدَبَ ثَمَنُ نَفْسِكَ فَاجْتَهِد فى تَعَلُّمِهِما، فَما يَزيدُ مِنْ عِلْمِكَ وَاَدَبِكَ يَزيدُ فى ثَمَنِكَ وَ قَدْرِكَ، فَاِنَّ بِالْعِلْمِ تَهْتَدى اِلى رَبِّكَ وَبِالاَدَبِ تَحْسِنُ خِدْمَةَ رَبِّكَ وَبِأَدَبِ الْخِدْمَةِ يَسْتَوجِبُ الْعَبْدُ وَلايَتَهُ وَقُرْبَهُ، فَاقْبَلِ النَّصيحَةَ كى تَنْجُوَ مِنَ الْعَذابِ

Нишабури. Раудат аль-ва‘изин. С. 11.

[11]

الكَلِمَةُ مِنَ الحِكمَةِ يَسمَعُها الرَّجُلُ فيَقولُ أو يَعمَلُ بِها خَيرٌ مِن عِبادَةِ سَنَةٍ

‘Аллама Маджлиси. Бихар аль-анвар. Т. 1.С. 183.

[12] Коран, 55 : 46.

[13]

مَن مَشى في طَلَبِ العِلمِ خُطوَتَينِ، وجَلَسَ عِندَ العالِمِ ساعَتَينِ، وسَمِعَ مِنَ المُعَلِّمِ كَلِمَتَينِ، أوجَبَ اللهُ لَهُ جَنَّتَينِ؛ كَما قالَ اللهُ وَلِمَنْ خَافَ مَقَامَ رَبّهِ جَنَّتَانِ

Хасан б. ‘Али б. Мухаммад ад-Дайлами. Иршад аль-кулюб иля-с-саваб. Кум: Рази, 1412 л.х. (1991 / 1992). С. 195.

[14]

إِنّ الّذِي يُعَلّمُ الْعِلْمَ مِنْكُمْ لَهُ أَجْرٌ مِثْلُ أَجْرِ الْمُتَعَلّمِ وَلَهُ الْفَضْلُ عَلَيْهِ فَتَعَلّمُوا الْعِلْمَ مِنْ حَمَلَةِ الْعِلْمِ وَعَلّمُوهُ إِخْوَانَكُمْ كَمَا عَلّمَكُمُوهُ الْعُلَمَاءُ

Ибн Идрис аль-Хилли. Ас-Сараир.Т. 3.С. 595.