Исламская культура

ИЗБЕГАНИЕ ТРУДНОСТЕЙ

00 0, 0000
49 просмотров


 

Ислам предлагает программу действий для самых различных сторон жизни и не содержит в себе невыносимых для человека обязанностей ни в одной из сфер, будь то поклонение, нравственность, материальная или духовная жизнь. Имамы из Рода Пророка (‘а) во всех отношениях завещали своим последователям вести комфортную, умеренную и свободную от затруднений жизнь[1].

Посланник Аллаха (с) говорит в одном из хадисов: «Я не люблю тех, кто обременяет себя ненужными заботами»[2].

«Не заставляй своего гостя делать то, что доставляет ему хлопоты»[3].

«Не обрекай себя на трудности ради гостя»[4].

«Почтительное обращение со своим братом по вере состоит в том, чтобы принимать от него подарки и давать ему в подарок из того, что у тебя имеется, не обрекая себя ради него на хлопоты»[5].

Повелитель Правоверных[6](‘а) сказал: «Самое приятное в жизни — это отбросить в сторону все хлопоты»[7].

Он также сказал своему сыну: «Сын мой! Пропитание бывает двух видов: то, которое ищешь ты, и то, которое ищет тебя. Если ты не пойдёшь к нему, то оно само придёт к тебе. Таким образом, не обременяй заботу о сегодняшнем дне заботой о целом годе. Каждый день заботься о нуждах этого дня»[8].

Имам ас-Садык (‘а) сказал: «Верующий не станет себя утруждать и доставлять себе хлопоты ради друзей»[9].

Он также говорит: «Самым обременительным из моих братьев является тот, кто обременяет себя заботами из-за меня и которого я сторонюсь, а самым лёгким из них является тот, с кем я чувствую себя так же, как если бы я находился наедине с самим собой»[10].

В другом месте он говорит: «Когда гость нагрянул к тебе неожиданно, принеси ему то, что у тебя есть, а когда ты пригласил его к себе в гости, возьми на себя хлопоты (в разумных пределах)»[11].

Он также говорит: «Не пристало верующему унижаться». Его спросили: «Каким образом унижаться?». Он ответил: «Заниматься делом, которое ему не под силу»[12].

Также со слов Его Светлости передают, что строгость (мнительность) не относится к нравственным качествам праведников и благочестивцев. Аллах повелел Пророку (с): «Скажи: “Я не прошу у вас за это никакого вознаграждения и не обременяю себя измышлениями”»[13].

Пророк сказал: «Мы, пророки и друзья Аллаха[14], ненавидим обременение себя непосильными обязанностями (такаллуф), а потому придерживайся благочестия, имей терпение и прямоту, дабы Аллах избавил тебя от нужды утруждать себя непосильным бременем и сделал твоим нравом веру. Не утруждай себя заботой о еде, ибо итогом её будут испражнения, а также об одежде, ибо итогом её будет ветошь, а также о доме, ибо итогом его будут руины, а также об имуществе, ибо итогом его будет передача по наследству, а также о друзьях, ибо итогом будет расставание с ними, а также о величии, ибо итогом его будет унижение, а также о достоинстве и авторитете, ибо итогом их будет неблагодарность, а также о веселье, ибо итогом его будет печаль»[15].

 

[1] Под затруднениями (такаллуф) в данном случае имеется в виду доставление самому себе хлопот или взятие на себя какого-либо дела без соответствующего повеления с чьей-либо стороны. Поэтому таких людей называют параноиками, потому что они проявляют к себе излишнюю строгость, не получая на то повеления от Аллаха или Пророка (с).

[2]

إني لا أحب المتکلفين

Кулайни. Аль-Кафи. Т. 6. С. 276.

[3]

لا تلزم ضيفك بما يشق عليه

Хасан б. Фадль б. аль-Хасан ат-Табарси. Макарим аль-ахлак. Кум: Шариф ар-Ради, 1412 л.х. (1991 / 1992). С. 135.

[4]

نهي عن التکلف للضيف

Суюти. Ад-джами‘ ас-сагир. Т. 2.С. 688.

[5]

مِنْ تَكْرِمَةِ الرَّجُلِ لِأَخِيهِ الْمُسْلِمِ أَنْ يَقْبَلَ تُحْفَتَهُ وَ يُتْحِفَهُ بِمَا عِنْدَهُ وَ لَا يَتَكَلَّفَ لَهُ شَيْئاً

Кулайни. Аль-Кафи. Т. 6. С. 276.

[6]Титул Имама ‘Али (‘а). — Примеч. ред.

[7]

أهنأُ العيشِ إطِّراحُ (ترك) التكلّف

‘Абд аль-Вахид. Гурар аль-хикам. С. 478.

[8]

يَا بْنَ آدَمُ الرِّزْقُ رِزْقَانِ: رِزْقٌ تَطْلُبُهُ، وَرِزْقٌ يَطْلُبُكَ، فَإِنْ لَمْ تَأْتِهِ أَتَاكَ، فَلاَ تَحْمِلْ هَمَّ سَنَتِكَ عَلَى هَمِّ يَوْمِكَ! كَفَاكَ كُلُّ يَوْمٍ عَلَى مَا فيِهِ

Шейх Садук. Ман ла йахдуруху-ль-факих / под ред. Алиакбара Гаффари. Т. 4. Кум: Моассесе-йе энтешарат-е эслами, 1413 л.х. (1992 / 1993). С. 386.

[9]

ولَا يَتَحَامَلُ لِلأَصْدِقَا

Кулайни. Аль-Кафи. Т. 2. С. 47.

[10]

أَثْقَلُ إِخْوَانِي عَلَيَّ مَنْ يَتَكَلَّفُ لِي وَ أَتَحَفَّظُ مِنْهُ و َأَخَفُّهُمْ عَلَى قَلْبِي مَنْ أَكُونُ مَعَهُمْ كَمَا أَكُونُ وَحْدِي

Мухаддис Нури. Мустадрак аль-васаиль. Т. 9.С. 155.

[11]

إذا أتاكَ أخُوك فَآتِهِ بما عِندَك، وإذا دَعَوتَهُ فَتَكَلَّفْ لَهُ

Ахмад б. Мухаммад б. Халид аль-Барки. Аль-Махасин. Кум: Дар аль-кутуб аль-исламиййа, 1371 л.х. / 1951.С. 410.

[12]

لا يَنْبَغِي لِلْمُؤْمِنِ أَنْ يُذِلَّ نَفْسَهُ قَالُوا وَكَيْفَ يُذِلُّ نَفْسَهُ قَالَ يَتَعَرَّضُ مِنَ الْبَلاءِ لِمَا لا يُطِيقُ

Кулайни. Аль-Кафи. Т. 5. С. 64.

[13]

قُلْ مَا أَسْأَلُكُمْ عَلَيْهِ مِنْ أَجْرٍ‌ وَمَا أَنَا مِنَ الْمُتَكَلِّفِينَ

Коран, 38 : 86.

[14] Друзьями Аллаха (араб. аулия Аллах) (или покровителями, защитниками, преданными слугами, приближенными) в Исламе принято называть тех людей, которые достигли высокой степени веры, совершенства в религиозной практике и знании о Боге, то есть обладающие святостью. — Примеч. ред.

[15]

وَلَيْسَ فِى الْجُمْلَةِ مِنْ أخْلاقِ الصّالِحينَ وَلا مِنْ شِعارِ الْمُتَّقينَ التَّكَلُّفُ مِنْ أيِّ بابٍ كانَ .قالَ اللّه تَعالى لِنَبِيِّهِ: قُلْ مَا أَسْأَلُكُمْ عَلَيْهِ مِنْ أَجْرٍ وَمَا أَنَا مِنَ الْمُتَكَلِّفِينَ، وَقالَ النَّبيُّ صلي الله عليه و آله : نَحْنُ مَعاشِرَ الاْءنْبياءِ وَالاْمَناءِ وَالاْءتْقِياءِ بُراءٌ مِنَ التَّكَلُّفِ .فَاتَّقِ اللّهَ وَاسْتَقِمْ يُغْنِكَ عَنِ التَّكَلُّفِ وَيَطْبَعْكَ بِطِباعِ الاْيمانِ، وَلا تَشْتَغِلْ بِطَعامٍ آخِرُهُ الْخَلاءُ، وَلِباسٍ آخِرُهُ الْبَلاءُ وَدارٍ آخِرُهُ الْخَرابُ ، وَمالٍ آخِرُهُ الْميراثُ، وَ إخْوانٍ آخرُهُمُ الْفِراقُ ، وَعِزٍّ آخِرُهُ الذُّلُّ وَوَقارٍ آخِرُهُ الْجَفاءُ، وَعَيْشٍ آخِرُهُ الْحَسْرَةُ

‘Аллама Маджлиси. Бихар аль-анвар. Т. 70: Ад-джами‘а ли дурар ахбар аль-аиммат аль-атхар. Бейрут: Муассасат аль-Вафа, 1404 л.х. (1983 / 1984). С. 394-395.