Исламская культура

ВАЖНОСТЬ РАЗМЫШЛЕНИЯ И ОБДУМЫВАНИЯ

00 0, 0000
57 просмотров


 

Священный Коран и хадисы призывают людей к размышлению. В Коране размышление рассматривается как одно из качеств обладателей разума[1].

Посланник Аллаха (с) сказал: «О Ибн Мас‘уд! Всякий раз, когда ты собираешься что-либо сделать, и пусть это будет опираться на знание и разум, избегай делать что-либо, не обдумав это и не имея об этом знания, потому что Всевышний говорит: “Не уподобляйтесь (в своих клятвах) той женщине, которая распустила свою пряжу после того, как скрепила нити”»[2].

Он также говорит: «Два простых ракаата молитвы, совершённой в размышлении, лучше молитвы на протяжении всей ночи»[3].

В другом месте он также говорит: «Признаком обладателя разума является то, что всякий раз, когда он [обладатель разума]хочет что-то сказать, он обдумывает (свои слова). Если в этом есть польза, он говорит и извлекает из этого благо, а если в этом есть вред, то он молчит и остаётся целым и здоровым»[4].

Согласно преданию, переданному от Имама ас-Садыка (‘а), однажды к Посланнику Аллаха (с) пришёл человек и сказал: «О Посланник Аллаха! Дай мне какой-нибудь совет или повеление». Пророк спросил его три раза: «Будешь ли ты поступать сообразно моему совету?» Тот человек все три раза ответил: «Да, о Посланник Аллаха!» Достопочтенный Пророк (с) сказал: «Завещаю тебе обдумывать последствия своих поступков всякий раз, когда ты собираешься что-либо сделать. Если это служит направлением на истинный путь и верным руководством, то делай это, а если оно ведёт к заблуждению, воздержись от него»[5].

Повелитель Правоверных (‘а) сказал: «Да будет вам известно! Поклонение, в котором нет размышления, не несёт никакой пользы»[6]. Он также говорит: «Да будет вам известно! Если в чтении Корана нет размышления, оно не несёт пользы»[7]. В своём завещании Мухаммаду б. аль-Ханафии Его Светлость также говорит: «Кто бы ни приступил к делу, не обращая внимания на его исход, остаётся перед лицом весьма плохих и неприятных событий. Обдумывание дела перед его совершением убережёт тебя от сожаления»[8].

Ибн Кавва спросил Повелителя Правоверных (‘а) об особенностях Ислама. Имам (‘а) ответил ему: «Аллах сделал Ислам законом, покровом для предусмотрительных и средством понимания для проницательных»[9]. Он также сказал, что высшим поклонением является постоянное размышление об Аллахе и Его могуществе[10].

Имам ар-Рида (‘а) сказал: «Поклонение определяется не множеством молитв и постов. Подлинное поклонение представляет собой размышление над промыслом Аллаха»[11].

 

[1]

إِنَّ فِي خَلْقِ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْ‌ضِ وَاخْتِلَافِ اللَّيْلِ وَالنَّهَارِ‌ لَآيَاتٍ لِّأُولِي الْأَلْبَابِ الَّذِينَ يَذْكُرُ‌ونَ اللَّـهَ قِيَامًا وَقُعُودًا وَعَلَىٰ جُنُوبِهِمْ وَيَتَفَكَّرُ‌ونَ فِي خَلْقِ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْ‌ضِ رَ‌بَّنَا مَا خَلَقْتَ هَـٰذَا بَاطِلًا سُبْحَانَكَ فَقِنَا عَذَابَ النَّارِ‌

«Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом,которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли: “Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! Защити же нас от мучений в Огне!”» (Коран, 3 : 190-191).

[2]

یَا بنَ مَسعودٍ، إذا عَمِلتَ عَمَلًا فَاعمَل بِعِلمٍ وعَقلٍ، وإیّاکَ وأن تَعمَلَ عَمَلًا بِغَیرِ تَدَبُّرٍ وعِلمٍ، فَإِنَّهُ جَلَّ جَلالُهُ یَقولُ:

وَلَا تَكُونُوا كَالَّتِي نَقَضَتْ غَزْلَهَا مِن بَعْدِ قُوَّةٍ أَنكَاثًا

 (Коран, 16 : 92). См. Хасан б. Фадль б. аль-Хасан ат-Табарси. Макарим аль-ахлак. Кум: Шариф ар-Ради, 1412 л.х. (1991 / 1992). С. 458.

[3]

رَكْعَتانِ خَفيفَتانِ في تَفَكُّرٍ، خَيْرٌ مِنْ قِيامِ لَيْلَةٍ.

Там же. С. 300.

[4]

صِفَةُ الْعاقِلِ ... وَ اِذا اَرادَ اَنْ يَتَكَلَّمَ تَدَبَّرَ فَاِنْ كانَ خَيْرا تَكَلَّمَ فَغَنِمَ وَ اِنْ كانَ شرّا سَكَتَ فَسَلِمَ

Ибн Ша‘ба аль-Харрани. Тухаф аль-‘укуль ‘ан али-р-Расуль / под ред. Алиакбара Гаффари. Кум: Моассесе-йе энтешарат-е эслами, 1404 л.х. (1984). С. 28-29.

[5]

قَالَ إِنَّ رَجُلًا أَتَی النَّبِيَّ صلی الله عليه وآله فَقَالَ لَهُ يَا رَسُولَ اللَّهِ أَوْصِنِي فَقَالَ لَهُ رَسُولُ اللَّه صلی الله عليه وآله فَهَلْ أَنْتَ مُسْتَوْصٍ إِنْ أَنَا أَوْصَيْتُكَ حَتَّی قَالَ لَهُ ذَلِكَ ثَلَاثاً وَفِي كُلِّهَا يَقُولُ لَهُ الرَّجُلُ نَعَمْ يَا رَسُولَ اللَّه فَقَالَ لَهُ رَسُولُ اللَّه صلی الله عليه و آله) : فَإِنِّي أُوصِيكَ إِذَا أَنْتَ هَمَمْت بِأَمْرٍ فَتَدَبَّرْ عَاقِبَتَهُ فَإِنْ يَكُ رُشْداً فَامْضِهِ وَإِنْ يَكُ غَيّاً، فَانْتَهِ عَنْهُ

Кулайни. Аль-Кафи.Т. 8. С. 150.

[6]

أَلا لا خَيْرَ فِي عِبَادَةٍ لَيْسَ فِيهَا تَفَقُّهٌ

Там же.Т. 1. С. 36.

[7]

أَلاَ لا خير في قراءةٍ ليس فيها تدبّر

Там же. С. 36.

[8]

وَمَنْ تَوَرَّطَ فىِ الْأُمُورِ غَيْرَ ناظِرٍ فىِ الْعَواقِبِ، فَقَدْ تَعَرَّضَ لِمفْظِعاتِ النَّوآئِبِ...وَالتَّدبيرُ قَبْلَ الْعَمَلِ يُؤَمِّنُكَ مِنَ النَّدَمِ

Шейх Хурр ‘Амили. Васаиль аш-ши‘а. Т. 15. С. 281-282.

[9]

وَجَعَلَهُ... لِبَاساً لِمَنْ تَدَبَّرَ وَفَهْماً لِمَنْ تَفَطَّنَفَإِنَّ الله تَبَارَكَ وتَعَالَى شَرَعَ الْإِسْلَامَ...

Кулайни. Аль-Кафи. Т. 2. С. 49.

[10]

أفضَلُ الْعِبادةِ اِدْمانُ التَّفَکُّرِ فی اللهِ وقُدرَتِهِ

Там же. С. 55.

[11]

لَيسَ الْعِبَادَةُ كَثْرَةَ الصَّلَاةِ وَالصَّوْمِ إِنَّمَا الْعِبَادَةُ التَّفَكُّرُ فِي أَمْرِ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ

Там же. С. 55.