Исламская культура

МОСКВА - выставка «Загадочный Иран: прогулка в сады воображения».

30 Сентябрь, 2018
21 просмотров


Мы живем с вами в удивительную эпоху, когда мир становится все теснее, открытее, многослойнее, подвижнее – с развитием технологий сжимаются пространство и время, становится доступной практически любая информация, на глазах меняются города, материалы, продукты...

В этих вихревых потоках постоянно обновляемой жизни нужны островки стабильности, связывающие нас с чем-то давно знакомым, надежным, вечным. Так каждому человеку для гармонизации его жизни необходимо возвращаться в родной дом, хотя бы в своих воспоминаниях. Так нужна человечеству и традиционная культура, чтобы возвращаться в свое архетипическое детство и черпать из него силы для движения вперед. 
 
Традиция – не есть нечто застывшее, отражающее только прошлое. Сквозь века до нас доходит лишь то, что огромному количеству людей помогало делать жизнь лучше, интереснее, красивее, прочнее. И когда бы ни жил Художник, он всегда постарается увидеть эти штрихи вечности и выразить их в камне, металле, красках, звуке и слове.
 
Такие мысли посетили меня, когда я попала на выставку «Загадочный Иран: прогулка в сады воображения». Выставка проходила под эгидой Организации культуры и исламских связей ИРИ и была организована силами Культурного представительства при Посольстве Ирана в России. Выставка проходила во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве и открывала Неделю иранской культуры в России (3 -8 сентября 2018 гг.). 
 
Я много раз бывала на выставках иранского искусства – каллиграфии, миниатюры, ковров – но такой удивительной выставки я еще не видела! Это и впрямь были «сады воображения», где каждый экспонат уводил в какое-то новое пространство. 
 
Из Ирана приехало 13 мастеров, представлявших разные сферы традиционного искусства страны. Еще идя по коридору, ведущему в залы с экспозицией, посетитель оказывался в окружении манекенов в национальной одежде. Казалось, это какие-то сказочные персонажи встречают вас, чтобы провести в эти самые «Сады воображения».  Национальную одежду разных народностей Ирана представил в Москве 62-летний дизайнер Элахверди Абдоллахи, который на протяжении 40 лет своей деятельности создал  костюмы для огромного количества исторических фильмов и сериалов. 
 
Когда я вошла в зал с экспозицией,  я почувствовала себя в пещере Али-Бабы, наполненной сокровищами.  Первое, на что падал взгляд ¬¬ при входе – уголок с персидскими коврами, точнее, ковриками – килимами. Первые килимы появились в Древней Персии примерно 2500 лет назад. Их плели еще древние кочевники. Их плетут и сейчас – из овечьей и козьей шерсти, из конского волоса, из пеньки и льна,  из хлопка и шелка. Эти изделия двусторонние – на них не заметишь узелков. Поражало калейдоскопическое разнообразие рисунков и то, что цвет некоторых ковров менялся в зависимости от освещения. При этом никакой химии – иранские ковроделы используют только натуральные материалы и краски, стойкость которых проверена столетиями. 
 
На противоположной стене разместились персидские миниатюры. Это искусство средневековые иранские мастера переняли от китайцев, но внесли неповторимое своеобразие своей культуры, изменив цветовую гамму, орнаментовку и, естественно, сюжеты – в их основу легли образы поэтических произведений Низами Гянджеви, Фирдоуси, Саади, Хафиза, Джами, Навои, Амира Хосрова Дехлеви. Небывалого расцвета искусство персидской миниатюры достигло в эпоху Сефевидов в XVI веке и особенно в г. Тебризе.  Современные иранские миниатюристы нередко сочетают персидские традиции с элементами классической европейской живописи и модерна. 
 
Влияние известного миниатюриста Махмуда Фаршчияна я почувствовала в работах художника Юсефа Хосейни, который родился в 1959 году в городе Урмия на берегу одноименного озера. Стихия воды присутствует во многих его картинах. Персонажи, в основном коранические, они же – библейские –  будто являются продолжением волн, органично появляясь из них и вновь растворяясь, оставляя у зрителей ощущение  путешествия по волнам архетипической памяти. 
 
 Фотографической точностью отличаются живописные работы художника из Йезда Мохаммада Али Хадата, который много лет работал в кино, занимался созданием постеров для художественных фильмов. Шедевры иранской архитектуры на его картинах настолько тщательно прописаны и изображены с такой точки, что кажется – в картину можно войти, как в волшебную дверь и оказаться в Иране!
 
Свои работы привез в Москву и художник из Исфахана Мансур Хадем Хорасани, который уже больше полувека (с 1962 года) занимается в Иране реставрацией исторических памятников.  В его картинах есть элементы миниатюры, каллиграфии, теснения, но более всего их отличает особая колористика, которая даже получила название «знаки луны». На персонажи, изображенные на его картинах, будто падает легкий, лунный свет.  
 
На выставку приехали два известных иранских художника-каллиграфа – Ахмад Ахмади из Наджафабада и профессор Тегеранского университета искусств Хосейн Новрузи. Они привезли свои шамаили – каллиграфические картины. Каллиграфия появилась в Иране еще в доисламские времена, о чем свидетельствуют клинописные письмена на скалах, поражающие своей стройностью и красотой. Но с приходом ислама и принятием арабской графики каллиграфия в Иране начала развиваться с новой силой, породив такие почерки как «талик», «насталик», «шекасте насталик», которыми до сих пор печатают книги иранских классиков, грамоты и логотипы. В последние десятилетия в иранской каллиграфии особое развитие получили два новых почерка -  «моалла» и «хатте нагаши», сочетающих в себе элементы каллиграфии и живописи. Буквы в почерке «моалла» изящно вытянуты. Этим почерком часто пишут афиши для кино и названия книг на обложках. «Хатте нагаши» в буквальном переводе означает – «почерк художника». То есть, в самом названии заложен широкий простор для творчества,  но художнику, впрочем, все равно приходится соблюдать каноны написания букв, пропорции и формы. Только «читаемая» картина имеет настоящую художественную ценность, иногда выраженную в астрономических суммах на международных аукционах. Оба художника на выставке были окружены посетителями, которые просили написать их имена по-персидски, что художники терпеливо и старательно делали, выводя каламом слова: Елена, Татьяна, Сергей, Виталий…
 
На выставке было представлено и искусство «тазхиба» - художественного декорирования текста. С ним знакомил посетителей преподаватель Тегеранского колледжа искусств 39-летний Амир Кабирнежад
 
Мастер Али Акбар Насрабади из Шамирана, архитектор по специальности, привез на выставку свои удивительные картины в технике обжига по дереву – городские и сельские пейзажи, искусно подкрашенные акварелью. Его работы выставлялись в Китае, Бангладеш, Кувейте, Америке и Канаде. 
 
Резьба по дереву была представлена шедеврами Ахмада Араба Рахими, тоже побывавшими на многочисленных зарубежных выставках – во Франции, в Китае, Марокко, Омане и других странах. Мастер использует только дерево, но возникает ощущение живописи. 
 
А вот при взгляде на воздушные вазочки мастера Маджида Вали Дерави из Зенджана не сразу понимаешь, что это металл – они кажутся хрустальными! Их создатель еще студентом, обучаясь у мэтра Садега Гирвани, в далеком 1990 году занял первое место в конкурсе народных промыслов Ирана по гравюре и технике резьбы по металлу.
 
В Москву приехал исфаханский мастер Мохаммад Эбрахим Голриз Хатами, в семье которого уже 280 лет из поколения в поколение передаются секреты искусства «хатамкари», которое многие называют «визитной карточкой» Ирана. Это  инкрустация предметов специфическими шестигранными узорами, состоящими из крохотных треугольников. Для инкрустации используются благородные породы дерева (апельсиновое, розовое, эбеновое), кость и металлические нити (в том числе золотые и серебряные).  Обычно инкрустируют деревянные предметы – шкатулки, футляры, рамы, мебель. Особый интерес у посетителей вызвали нарды и шахматы, сделанные в стиле «хатамкари». 
 
Среди мастеров декоративно-прикладного искусства было 4 женщины. Все они были прекрасны, хотя и разные по возрасту. Свои искусные кожаные изделия привезла Шахин Назари из Тегерана. Предмет ее творчества – рельефные узоры на сумочках, кошельках, футлярах для очков,  сделанные резцом и молоточком, а также вышитые специальным способом. Эти  картины из кожи побывали на выставке в Милане и Флоренции, удивив и восхитив итальянских дизайнеров.
 
Другую мастерицу звали Захра Шахтуси. Агроинженер по специальности, в 30 летнем возрасте она начала заниматься чеканкой и гравюрой по металлу. И достигла таких успехов, что уже вскоре стала участвовать в выставках не только внутри Ирана, но и в ОАЭ, Южной Корее и других странах. Некоторые ее работы отмечены дипломами ЮНЕСКО за оригинальность. Ее металлические узоры отличают ювелирная точность и изящество. В настоящее время Захра Шахтуси преподает в Институте искусств в Исфахане. 
 
Мастер гончарного дела Азаде Дерахшан демонстрировала на выставке чудо рождения керамических изделий: брала из тазика кусок глины и на гончарном круге делала мисочки и кувшины со своим фирменным знаком – маленькой птичкой вместо ручки. Ее работы выставлялись в Торонто и в Стамбуле, а сеть кофеен «Healthy» в Германии использует посуду с разработанным ею дизайном.   
 
Несколько тысяч лет назад в Иране сложилась традиция «минакари» - искусство расписной эмали по металлу. Им в совершенстве овладела Рахеле Шахсавари, которая родилась в 1979 году в иранском городе Арак. Ее золотые сосуды и чаши, покрытые расписной эмалью, слепили глаза и вызывали невольные вздохи у посетителей.
 
Искусство «минакари» весьма разнообразно. И это продемонстрировали представленные на выставке лучшие работы мастера Афшина Мирловхи из Фелаварджана, который тоже удостоен диплома ЮНЕСКО за оригинальность. Его соловьи и розы из цветной эмали жили своей обычной жизнью в «садах воображения».
 
Все дни работы выставки вход на нее был бесплатный. Иранские художники охотно делились с москвичами всеми секретами мастерства и дарили небольшие сувениры. 
 
Я решила поспрашивать тех, кто пришел в день открытия выставки в Музей на Делегатской, что им особенно понравилось, и вообще насколько им близка культура Ирана. Первой на мой вопрос ответила моя коллега из «Press-TV» Марина Кортунова:
 
–  Вы знаете, я никогда не интересовалась культурой Ирана близко. Меня всегда больше интересовал арабский Восток, страны Магриба. Но попав сегодня на эту выставку, я испытываю огромное воодушевление, потому что мне, действительно, очень и очень интересно посмотреть картины, каллиграфию, национальные костюмы,  костюмы народностей Ирана. Наверно, мне было также интересно, когда несколько лет назад я посетила в Стамбуле Музей Топкапы и увидела коллекцию Османов – драгоценности, предметы обихода, интерьеры и так далее. Вот сегодня мне здесь также любопытно, вкусно и разнообразно. Вообще, на мой взгляд, в Москве первый раз такая крупная выставка, посвященная Ирану. У нас и раньше проводились Дни Ирана в Москве, насколько я знаю, и выставки. Но в этом году особенно масштабная она.  Я вижу, что культура Ирана и Иран вызывают огромный интерес в России! 
 
Фотожурналист из Таджикистана Аслишо Назаршоев, живущий в последние годы в России, особенно долго стоял у картины Мохаммада Али Хадата со сценой из эпоса «Шахнаме». На ней был изображен Рустам после поединка с Сохрабом, в тот самый момент, когда герой узнаёт в поверженном враге своего сына. 
 
– Вы пришли на эту выставку. Какие вы испытываете чувства?
 
– Можно я скажу на фоне вот этого всего?
 
– Да, конечно!
 
– Посмотрите на эти картины. Я вот разговаривал с автором этих картин и спросил: «Сколько лет вы работали над этой картиной?» Он сказал: «Мне 70 лет. Поживи с мое». Много художников брали этот сюжет – «Рустам и Сохраб» – и рисовали его по-разному. Мы, советские люди, тоже по-другому его воспринимали, в основном, по фильмам. И я вот такой образ первый раз вижу. Посмотрите, какую картину он нарисовал. Какой Рахш! Какая динамика, какой масштаб! Вообще мне кажется, что если иранец художник, то он – Художник. Если он рисует некий образ, то он входит в этот образ. Нет никакой лжи. Как будто он оттуда вышел. Сохраняет дух, вживается в образ. Видимо, иранцы знают свою древнюю историю, свою классику. Они этим живут. Конечно, такие выставки нужны. Я думаю, что России надо познать Иран!
 
Филолог Хуршеда Хамракулова, член Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, тоже поделилась на наш микрофон впечатлениями о выставке:
 
– Вы знаете, совершенно потрясающая выставка! Год или два назад я была на выставке иранской культуры, но она была более локальная. А здесь я увидела несколько, во всяком случае, для меня удивительных вещей! Во-первых, я увидела картины, сделанные методом обжига по дереву. Причем, это сделано настолько тонко, настолько изящно, и там такая философская глубина! Художник Али Акбар Насрабади выразил такую философскую мысль: жизнь людей и жизнь природы – это круговорот. У него там изображены деревья, стволы и кроны которых тянутся вверх, а между ними видны домики людей. Смысл такой: на каждом стволе, там, где должны быть такие глазки, которые видно, когда режешь дерево, эти глазки у него изображают человеческие лица, черепа, глаза людей, которые жили. Потому что человек живет, потом он уходит в землю, в корни, из этих корней вырастает дерево, но душа человека уже не в земле, а там, наверху,  где кроны. Вот этот круговорот жизни и природы он изобразил в этих своих картинах.  Это очень тонко и красиво. Но не только это! Все, что здесь мы увидели, все те объекты искусства, они говорят об очень тонком ощущении красоты иранцами. Точно такая же красота в живописи, которую я видела, точно такая же красота в выставленных костюмах – сразу подумалось: а хорошо было бы иранцев пригласить на евразийский конкурс «Высокая мода национального костюма», чтобы они показали все свои красивые костюмы. Еще больше мне импонировало, что там прекрасные изображения архитектурных сооружений древних, которые есть в Иране и которые напомнили мне мой родной Самарканд!  Там такая же техника исполнения, такая же техника зодчества. Это близкородственно, поэтому мне все очень понравилось. Я честно скажу: «Восхищена!».
 
Дорогие радиослушатели, на этих словах Хуршеды Хамракуловой я завершаю свой очередной рассказ о Неделе культуры Ирана в России. Мы будем рады, если вы поделитесь своими впечатлениями от этой Недели или вообще расскажете нам, за что вы любите Иран и его культуру. Пишите нам в рубрику «Почтовый ящик» на наш интерактивный сайт www.parstoday.com/ru и в мессенджер telegram. С вами была Аида Соболева. Всего вам доброго! До новых встреч в эфире!
 
Источник: http://parstoday.com/ru/news/russia-i94408