Исламская культура

ИСЛАМ И БУДДИЗМ - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

27 Сентябрь, 2018
12 просмотров


Мандала на монете амира Мансура ибн Нуха

  В Институте археологии в Самарканде хранится необычная саманидская монета 969-970 гг. с именами амира Мансура ибн Нуха и Ахмада ибн Мансура. Это медный фельс традиционного для мусульманского мира образца, но имеющий квадратный знак с неисламской символикой. Внутри круговой надписи находится квадрат, окаймленный линейным текстом.

 В квадрат вписан круг с восьмилепестковой «ромашкой» (Илл.1.). На первый взгляд, это знак доарабской символики, которую чеканили на своих монетах еще аббасидские наместники. Например, на монете cамаркандского чекана 760-761 гг. размещены солярный знак розетки и символ плодородия в виде трех точек, а на тахиридской монете из Хорезма — знак «округлой свастики». Совмещение на монетах имени Аллаха с неисламскими сакральными знаками хорошо укладывается в политику культурных компромиссов Аббасидов и Саманидов. Оно легитимизировало местные культы, но, включая в круг исламской культуры, ставило в подчиненное положение.

 Однако «бросается в глаза» другое. Знаковая композиция фельса Мансура ибн Нуха имеет тождество с классической мандалой – сакральным символом северных направлений буддизма: махаяны, ваджраяны, тантризма, получивших в раннем средневековье распространение в Китае, Тибете, Центральной Азии, Восточном Туркестане. «Мандала» в переводе с санскрита значит «священный круг». Это также ритуальный, магический круг, до сегодняшних дней используемый в практике ламаизма и тантра-йоги. Классическую мандалу образует триада вписанных друг в друга геометрических знаков: внешний круг – квадрат — внутренний круг (Илл.4.). Внутренний круг мандалы, как правило, содержит восьмилепестковый «цветок». В восточной традиции в знаке мандалы с древних времен видят космограмму.

 «Квадрат в круге» описывает соотношение Земли и Космоса. Круг символизирует вселенную в целостности: вне его — Хаос, внутри — гармонический Космос. Круг также символ Движения, вращения небосвода. Квадрат обозначает Землю, земной мир. Его стороны связаны с четырьмя направлениями Пространства. Квадрат — первичный символ Гармонии мира Человека, выражающий первозданные акты его обустройства. Легендарный герой «Вед» и «Авесты» Йима, преодолев Хаос, утвердил порядок постройкой квадратной Вары. В Древнем Китае квадрат был символом совершенства и миропорядка. Символ “квадрат в круге” расшифровывает устройство Мира как вечное единство, взаимосвязь Земли и Космоса. Он представляет их отношения как равновесие, упорядоченность, гармонию в рамках вечного движения.

 «Круг с цветком внутри квадрата» указывает источник Жизни на Земле. Лобовое прочтение «цветка» как солярного знака определяет таким источником Солнце – божественную энергию Космоса. В традициях ваджраяны и тантризма восьмилепестковый цветок является частью ритуального знака «янтры». Здесь он символизирует природное, женское начало, детородное лоно. Центр «янтры» считается местом расположения сакрального объекта – божества, его атрибута или символа. Как правило, это знак мужского начала — ваджра («палица грома») или фаллический символ. Призываемое божество спускается с небес в центр «янтры» и совершает действо («оплодотворяет цветок»), приносящее изобилие и успех.

 В итоге классическая мандала «читается» как гармоничная формула Мироустройства: Космос ↔ Земля ↔ Энергия Жизни. Ее лаконичная форма выражает раннесредневековые натурфилософские представления и ритуальные традиции буддийских культур Востока. Символ «квадрат в круге» в раннее средневековье был признан знаковым стандартом Китая и воспроизводился в конструкции монет с квадратным отверстием. Чеканка таких монет княжествами Согда в 7-8 века означала признание зависимости от китайской империи Тан.

 Мандала с восьмилепестковым цветком в центре в качестве буддийского символа появляется в период оформления тантризма на рубеже 8-9 веков, когда рождается традиция выражать принципиальные тантрические представления в графической форме мандалы. Для их прочтения был разработан своеобразный язык символов. Современные цветные песочные мандалы Тибета являются дальнейшим развитием своих раннесредневековых праобразов. Но мог ли буддийский символ появиться на саманидской монете? Допустимо ли, что Саманиды могут иметь какую либо связь с буддизмом, Тибетской культурой?

 
Восточные связи культуры Саманидов


 Вспомним, что основатель этой династии Саман происходил по одной версии из Ферганы, по другой – из Балха или Термеза. Из китайских источников и археологических материалов известно, что обе эти области до арабского завоевания были связаны с буддийской культурой. В Тохаристане раскопаны буддийские комплексы Кара-тепа и Фаяз-тепа в старом Термезе, монастырь Аджина-тепа, святилища Калаи Кафирниган и Кафыр-кала, ступа Чор-Дингак в Чаганиане, в Ферганской долине — храм в Куве. В областях Термеза, Чаганиана, Шумана, Хавамарана и Кобадиана еще в 7 веке действовали десятки буддийских монастырей, и даже в начале 8 века в Тохаристане «царь и знать и народ» исповедовали буддизм. Арабская экспансия привела к массовой эмиграции буддистов на Восток, в первую очередь, в Восточный Туркестан, где буддизм становится массовой религией.

 В конца 8 века усилившееся Тибетское государство одерживает ряд побед над империей Тан и вплоть до 60-х годов 9 века оккупирует Восточный Туркестан. Буддизм признается государственной религией Тибета. В течение нескольких десятилетий длится противостояние войск Халифата и Тибета. В отдельные годы в эту войну было втянуто до половины тибетских войск. Тибетцы доходили до Самарканда и в начале 9 века оказали поддержку антиабассидскому восстанию Рафи ибн-Ляйса в Мавераннахре. В подавлении этого мятежа и выдвигаются Саманиды, получившие в награду Самарканд, Герат, Уструшану, Шаш, а также Фергану. При Ахмаде ибн Асаде (841-864), когда Саманиды отделяются от Халифата, их центральным владением все еще была Фергана.

 Ферганская долина, где в конце 10 века века была отчеканена монета Мансура ибн Нуха, представляет собой восточные «врата» Средней Азии в международной торговле с Китаем через Восточный Туркестан. Ее возрождение произошло при Саманидах. Их вероятными партнерами здесь были согдийцы восточных колоний, существовавших в крупнейших городах Центральной Азии и Дальнего Востока: Куче, Лянчжоу, Сучжоу, Дуньхуане, Лояне уже с 4-7 веков. В танской столице Чанъане целые кварталы были заселены выходцами из Средней Азии. В 8-10 веках согдийцы имели большое политическое влияние в уйгурском княжестве Ганьчжоу, а в Дуньхуане и Гуачжоу в 10 веке даже привели к власти среднеазиатскую династию Цао. Построение на саманидской монете буддийской мандалы могло создавать дополнительные гарантии ее признания в торговых операциях с Востоком. Возможно, оно также подчеркивало какую-то связь с буддистами восточных согдийский колоний.

 

Источник: https://yaostrov.ru/exclusive/26798-simvolika-samanidov-ili-buddiyskie-mandaly.html