Исламская культура

Город садов и мистических озарений

06 Август , 2018
30 просмотров


Дорогие друзья, если вам когда-нибудь доведется побывать в Иране, обязательно посетите Шираз.

Этот утопающий в зелени город как прекрасный оазис на юге страны! Он  находится в предгорьях Загроса на высоте полутора километров, поэтому там нет ни изнуряющей жары летом, ни пронизывающего холода зимой. Шираз является административным центром провинции Фарс – колыбели иранской государственности. Первое упоминание о нем на одном из древнейших языков мира, эламском, относится примерно к 2000 году до нашей эры.  На глиняных табличках он упоминается под именем Тиразис. 
 
Любое такси, везущее вас в окрестности города, превращается в машину времени. В 50 км от Шираза находится знаменитый Персеполь – величественные руины древней столицы государства Ахеменидов. Это место иранцы называют «Тахт-е Джамшид» - «Трон Джамшида», мифического царя, воспетого великим Фирдоуси в эпосе «Шахнаме». В нескольких километрах от Персеполя находится некрополь реальных персидских царей – Дария I, Дария II, Артаксеркса, Ксеркса и, предположительно, Дария III. Их покой охраняют отвесные скалы, в которых высечены гигантские крестообразные надгробия, украшенные барельефами и надписями.  А в 130 км от Шираза – остатки древнего города Пасаргады, первой столицы Ахеменидов, империя которых когда-то простиралась от Нила до Инда.  Посреди  горной долины возвышается белая каменная гробница Куруша Великого (Кира II) и могучий дух основателя империи почти зримо присутствует в этих местах. 
 
Сам город Шираз, в котором в настоящее время живет около 1, 5 миллионов человек, тоже был столицей иранского государства. Причем трижды.  В 933 году н.э. Шираз становится столицей династии Буидов и крупнейшим международным центром мусульманского мира. В 1353 году Шираз сделала столицей Персии арабская династия Музаффаридов. Последний раз статус главного города страны Шираз приобрел в 1766 году при династии Зендов и оставался им до прихода в 1791 году Каджаров, сделавших столицей Тегеран.
 
За свою многовековую историю Шираз пережил несколько страшных эпидемий, когда население города сокращалось до 19 тысяч (!) человек,  в нем происходили разрушительные наводнения и землетрясения, он подвергался нападениям и разграблениям.  Но каждый раз, как Феникс из пепла, город возрождался и становился краше. И вот что удивительно: кто бы ни завоевал Шираз – арабы ли, тюрки-сельджуки, монголы, афганцы, англичане – все они попадали под мистическое влияние персидской культуры и понимали, что ее сохранение  – залог их успешного правления на этой территории.
 
Шираз называют «Городом садов». Слава о его садах разнеслась давно и настолько далеко, что их воспевали даже те, кто никогда там не бывал – поэты Фет, Есенин, Бунин.  
Мне довелось в этом году два дня провести в Ширазе. И я очутилась в саду «Эрам», что в переводе с персидского – «Рай». Наверно, в раю всегда хорошо, но я оказалась там в мае, в пору самого буйного цветения. Как только я вошла в ворота, моя голова закружилась от цветочных ароматов. В саду выращивается 300 видов роз и множество экзотических цветов. Ты слышишь нежный щебет птиц, журчание красиво отделанных оросительных ручейков и жемчужных фонтанов, и люди, которые тихо ходят вокруг, кажутся блаженными тенями. Ухоженные дорожки с уютными скамейками по бокам зовут в глубину фруктового сада. Чего здесь только нет – яблони, груши, цитрусовые, айва, хурма, мушмула, миндаль, абрикос, померанец. Особенно прекрасен темно-розовый гранат, который я прежде никогда не видела цветущим. Деревья в саду постепенно становятся все выше и создают над головой приятную тень. В этом сказочном лесу, принадлежащем Ширазскому университету,  собраны деревья из разных концов планеты. Тут можно встретить и кедры, и клены, и эвкалипты, и сосны, и пихты, и рябины, и пальмы. Но вот зеленый потолок исчезает и взору открывается чудесный дворец, который отражается в бирюзовом водоеме перед его входом. Этот трехэтажный садовый павильон «Наранджестан» («Апельсиновый сад») был построен при династии Каджаров, в середине XIX века. А спустя 100 лет в здании расположился один из факультетов Ширазского университета. На первом этаже есть магазин сувениров и фотоателье, где можно заказать фотографию в костюме эпохи Каджаров.  Я сфотографировалась в красивом кашкайском наряде.
 
Во время поездки в Шираз меня сопровождала моя давняя знакомая – преподаватель Тегеранского университета кандидат филологических наук Элахе Карими Риаби. Она окончила аспирантуру в Казани и хорошо говорит по-русски. После сада Эрам мы отправились с ней в сад Мусалла, который не посетить, находясь в Ширазе,  просто нельзя –  это место упокоения Хафиза, великого персидского поэта, жившего в  XIV веке.  Мраморное надгробие над могилой Хафиза было сооружено в 1773 году по приказу Керим-хана Занда, при котором Шираз в последний раз на некоторое время стал столицей всего Ирана и которого ширазцы до сих пор вспоминают с благодарностью.  А в 1935 году при Реза-шахе Пехлеви надгробие Хафиза было дополнено красивым архитектурным сооружением, напоминающим беседку – восемь десятиметровых колонн поддерживают медный купол, изнутри искусно украшенный бирюзовой мозаикой. Хафиз, настоящее имя которого Шамсутдин Мохаммад Ширази, невероятно популярен в Иране. Его стихи может процитировать любой житель страны – от первоклассника до глубокого старца, от министра до чистильщика сапог.  Но к Хафизу отношение у иранцев не просто как к поэту. На его могилу приходят молодожены – попросить благословения. Привозят больных родственников – в надежде на их исцеление. Приходят поэты – получить вдохновение. Приходят политики – чтобы прояснить ситуацию. Хафиза считают Провидцем. В Иране очень распространено гадание на стихах Хафиза.  Я спросила у своей иранской подруги:
 
 –  Почему иранцы так любят Хафиза?
–  Хафиз один из самых знаменитых поэтов Ирана. Даже можно сказать главный великий иранский поэт, которого любит весь народ. У каждого иранца дома рядом с Кораном стоит сборник стихотворений Хафиза. Хафиз мог наизусть прочитать весь Коран, поэтому его и звали «Хафиз» (т.е. «хранящий в памяти Коран» - А.С.). Есть такая тесная связь между Кораном и стихами Хафиза. Поэтому он так популярен среди людей.
 
– Я еще заметила, что все очень любят гадать на стихах Хафиза. В чем секрет вот этого гадания? Может быть, у Хафиза был какой-то пророческий дар, благодаря которому он мог предсказать судьбу каждого человека?
–  Вот это именно то, что я сказала: просто он не только был поэт, но хафиз Корана, то есть хорошо знал Коран. Поэтому, когда у людей есть какие-то желания, сомнения, проблемы, они спрашивают у Хафиза. Они считают, что стихи Хафиза – это как будто аяты Корана, то есть это как будто язык Корана через стихи Хафиза. Таким образом они находят ответы на свои желания. 
 
– Когда я входила в Хафизийе, мне дали какую-то маленькую зелененькую бумажку, в которой написан какой-то бейт Хафиза. Вы можете расшифровать, что мне предсказывает Хафиз?
– Конечно, с удовольствием (читает бейт на фарси). Толкование такое: у вас есть враг, который всегда плохо говорит о вас, но выдает себя за вашего друга. И еще: у вас есть желание, которое скоро сбудется. И скоро вы отправитесь в какое-то религиозное путешествие, зиярат. И, даст Бог, все будет хорошо.
 
– Дай Бог. Спасибо.
– Пожалуйста. Вообще все иранцы очень любят поэзию. И именно персидских классиков. 
 
– Поэтому, перефразируя Евтушенко, наверно, можно сказать: «Поэт в Иране больше, чем поэт!»
– Да, совершенно верно!
 
В тот же день мы с госпожой Элахе Карими Риаби отправились к месту упокоения еще одного великого персидского поэта – Саади, который жил в Ширазе веком раньше, то есть в XIII веке. 
Если Хафиза называют «Лисян аль-Гайб» - т.е. «язык тайн», который понятен лишь посвященным, то Саади считается представителем «практического суфизма», несущего, как говорится, премудрость в массы. Жизнь Абу Мухаммада Муслих ад-Дина ибн Абд Аллаха Саади Ширази полна скитаний и опасных приключений – подростком он бежал от монгольского нашествия, путешествовал по Индии, 14 раз пешком совершал хадж в Мекку, проповедовал в Дамаске и Баальбеке. Уединившись в пустыне под Иерусалимом, попал в плен к крестоносцам, отправившим его на принудительные работы в Триполи, но был выкуплен богатым ливийцем и насильно женат на его безобразной злой дочери, от которой смог убежать. Вернувшись в родной Шираз, умудренный житейским опытом,   поэт написал две бессмертные книги – «Бустан» и «Гулистан». Стихи Саади и пересказанные им народные притчи, услышанные в разных концах мусульманского мира, навсегда вошли в сокровищницу мировой литературы. Цитатами из его стихов инкрустированы стены внутри его мавзолея, изображение которого есть на стотысячной иранской купюре. Это украшенное колоннами розоватое здание с голубым куполом и арочной галереей было построено сравнительно недавно – в 1952 году, но  к могиле Саади, расположенной на нынешнем месте, народ стекаться начал еще в начале XIV века! Мы увидели здесь  и многочисленных иранских школьников, и несколько групп европейских туристов, и пожилого странника в пыльной чалме – он приехал сюда со своими внуками из Афганистана и тихо молился у белой мраморной гробницы.
 
Я заметила, что каждый, кто касается мраморного надгробия поэта, замирает и изменяется в лице. Похоже, что человек подключается к какому-то энергетическому потоку, проходящему через эту точку пространства. Я тоже прикоснулась к этой плите. И почувствовала странное волнение, как при виде падающей звезды, когда надо срочно загадать желание. Потом наступило умиротворение, как после беседы с добрым и мудрым человеком.
 
В Ширазе 75 мечетей, среди них есть известные на весь мир. Например, Розовая мечеть, построенная в последней трети XIX века по приказу Каджарского вельможи Насира оль-Молька. Когда солнечный свет падает на ее ковры, проникая сквозь разноцветные витражи в широких окнах, то возникает ощущение нереальности бытия и чувство нарастающей радости, переходящей в эйфорию. Из этой мечети-музея просто не хотелось уходить! 
 
Мы побывали и в другой, не менее знаменитой мечети, носящей имя «Шах-е Черах» – «Повелитель света». Такого титула был удостоен праведный Ахмад ибн Муса аль Казим – брат восьмого шиитского имама Резы, погибший в 835 году н.э. в ходе противостояния с  Аббасидами. Его мавзолей находится внутри мечети.  Здесь же нашел упокоение и другой брат имама Резы – Сейид Мохаммад ибн Муса. Мечеть была построена в первой трети XIV века по приказу правительницы Таши Хатун из монгольской династии Инджуидов. За прошедшие века здание многократно достраивалось и непременно реставрировалось, как только этого позволял бюджет города.  И не удивительно – к этой жемчужине, именуемой в народе «Зеркальная мечеть» столетиями стекаются паломники  со всего мира: верующие шииты – вознести молитву у гробниц пресветлых сейидов, а путешественники из разных стран – насладиться невероятной красотой внутренней отделки мечети. Стены, колонны и ее куполообразный потолок сплошь покрыты маленькими кусочками зеркал разных оттенков. Едва перешагнув за порог мечети, вы оказываетесь в царстве сияния: изумрудно-серебристый и золотой свет льется отовсюду,  проникая в самую душу… 
 
В последний день нашего пребывания в этом удивительном городе профессор Ширазского университета «Азад» Реза Закер устроил нам встречу в муниципалитете. 
 
С нами побеседовал заместитель мэра по культуре  господин Ибрагим Гиштасби:
 
– Шираз – город постижения Божественных тайн и город мира.  Здесь веками жили рядом представители разных  национальностей и религий. У нас в Ширазе даже есть одна улица, которая так и называется – «Улица религий».  На ней стоят зороастрийский храм, христианская церковь, синагога и неподалеку от этой улицы есть мечеть.  Мусульмане, христиане, иудеи и зороастрийцы  спокойно сосуществуют вместе.  Это подтверждает идею, что Шираз – город мира, город диалога, город взаимопонимания и сакрального знания. 
 
Климат Шираза не резкий, умеренный. Может быть, поэтому одна из характерных черт всех ширазцев – это умеренность, чувство гармонии.
 
Шираз всегда притягивал суфиев. Тут жили и нашли упокоение мудрецы со всего мусульманского мира. Сохранилось большое количество мавзолеев странствующих дервишей – «Хафт тан», «Чель тан», гробница шейха Бабакухи, пожелавшего закончить свой земной путь именно в Ширазе. И, конечно, не случайно ширазская земля смогла явить миру таких корифеев культуры как Саади и Хафиз. Они аккумулировали огромное количество знаний и духовной энергии, собранной здесь, - сказал господин Гиштасби. Завершая интервью, он добавил
 
– Я знаю, что в России любят, ценят и изучают иранскую культуру и цивилизацию. У нас периодически бывают делегации ваших писателей, поэтов, ученых. И всех российских радиослушателей я тоже приглашаю к нам,  в Шираз – город садов, поэзии, мистических озарений и сакрального знания.
 
Ну вот, дорогие друзья, на этих словах заместителя мэра Шираза наше короткое радио-путешествие подошло к концу.  Я надеюсь, что вы сможете когда-нибудь побывать в этом замечательном городе, тем более что в Иране с прошлого года для туристических групп из России действует  безвизовый режим. 
 
Источник: http://parstoday.com/ru/news/russia-i92718