Исламская культура

Секреты кожаной мозаики - оригинальной техники шитья татар

12 Апрель , 2018
29 просмотров


Испокон веков искусство было важнейшим средством приобщения человека к духовным ценностям своего народа. Сохранение своих традиций не просто позволяло обогатить культуру своего народа, но и вводило в мир природы, в мир людей, делало сопричастным к истории общества, открывало дверь в мир красоты и нравственности. К тому же это помогало раскрытию и развитию творческого потенциала. У каждого народа есть своя богатая культура, многовековая история. Отдельное место в традиционном национальном наследии занимает декоративно-прикладное искусство. Здесь у каждого этноса были свои особенности, свои небольшие секреты. К примеру, традиция изготовления узорной кожаной обуви на протяжении всего времени была присуща исключительно татарской культуре. Наши предки, волжские булгары, были признанными мастерами художественной выделки кожи и изготовления качественной одежды и обуви из мягких ее сортов, называемых юфть и сафьян. Вышитые национальные ичиги, башмачки высоко ценились на мировом рынке уже в позапрошлом столетии.

Издревле с помощью кожи, натурального материала, мастерицы создавали своими руками уникальные вещи, использующиеся как в быту, так и для украшения дома, одежды. С незапамятных времен кожа стала важной деталью костюма представителя татарского народа. Способов её художественной обработки бесчисленное множество – это тиснение, аппликация, вышивка, роспись и даже инкрустация металлом. Однако отдельного внимания заслуживает кожаная мозаика, оригинальная техника шитья казанской узорной кожаной обуви. По принципу мозаики детали из цветной кожи через сшивание соединяются в сложный узор, оригинальность и яркость которого зависит только от фантазии рукодельницы. Если говорить об истоках этого шва, то этнографы относят его к кожевенному делу восточных народов, у которых известны два вида обуви из кожи – швами наружу и швами внутрь. Если говорить о шве внутрь, то он развивался как более изысканный по форме и назначению. Сам по себе шов, выполненный равномерными стежками, никогда не являлся украшением поверхности ичига, а лишь соединял две детали кроя. С течением времени при сшивании деталей стала использоваться яркая цветная нить, которая пропускалась между стежками. Это позволяло выделять шов на лицевой поверхности. Таким образом, место соединения двух деталей кроя стало декорироваться цветом и фактурой нити. Чуть позже на шов также легла функция выделения контура узора.

Обращая внимание на двойную роль шва (соединение и украшение), мы можем говорить о том, что «казанский шов» мог являться результатом двух последовательных операций: сшивания разноцветных заготовок и украшения швов разноцветными шелками, шерстью или металлическими нитями. Самые ранние образцы обуви, выполненной в технике кожаной мозаики, относятся к концу XVIII – началу XIX веков. Искусство мозаики из кожи дожило до наших дней и стало известно широкому кругу почитателей благодаря ремеслу казанских кожевников и ичижников, занимающихся изготовлением традиционной татарской обуви. Однако ошибочно будет заявлять, что кожаная мозаика используется лишь для изготовления обуви. Эта техника приобрела настолько широкое распространение, что современные мастера (которых, кстати, не так уж и много в Казани) используют мозаику и при изготовлении всевозможных брелоков с национальным колоритом, для оригинальных подарков своим родным (к примеру, заколка, обложка на паспорт) и для изготовления кожаных сумочек. Сегодня по Казани начинают открываться мастерские, проходят всевозможные мастер-классы от профессионалов в технике кожаной мозаики. К примеру, напротив мечети Марджани, в красиво оформленном деревянном здании по улице Каюма Насыйри, 24 с недавнего времени открылась творческая мастерская «Миндияр», где обучают технике изготовления кожаных изделий. А при Апанаевской мечети признанный профессионал своего дела Ильдар Шайхутдинов занимается с учениками индивидуально. Именно он был первым в Казани преподавателем в Казанском колледже технологии и дизайна по изготовлению ичигов.

А если Вы хотите просто прикоснуться к культуре татарского народа, поближе познакомиться с его традиционным искусством, то крайне необходимо посетить недавно открывшуюся в Национальной художественной галерее «Хазинэ» выставку Наили Кумысниковой. Это не просто художник театра и декоративно-прикладного искусство, лауреат премии Министерства культуры РТ имени Б.Урманче, но и безусловно талантливый человек. Именно её лёгкой рукой, рукой профессионала, влюблённого в своё дело, были созданы декорации и костюмы к спектаклям в Татарском академическом государственном театре имени Галиаскара Камала. Сегодня широкой публике она больше известна как ведущий художник в области кожаной мозаики. Именно она предложила форму крупного шва, так быстро полюбившуюся многим мастерам. В цветовых композициях Наиля Кумысникова опирается на традиции кожаной мозаики конца XVIII – середины XIX века, используя монохромные цветовые сочетания, стараясь приблизить их к тем оттенкам, которые были в ходу в старину. Однако мастер не ограничилась изготовлением обуви и женских сумок. Отдельного внимания заслуживает такое самостоятельное направление её творчества, как настенные панно.

 

Источник: https://islam-today.ru/obsestvo/kultura/sekrety-kozanoj-mozaiki-originalnoj-tehniki-sita-tatar/