Исламская культура

Что должны знать об исламе все граждане России?

20 Декабрь , 2009
110 просмотров


Что должны знать об исламе все граждане России?

Передача Аиды Соболевой на Русской службе Радио Ирана:

 

В наше неспокойное время услышанные в толпе крики «Аллах велик!» в любой точке Земли вызывают скорее тревогу и панику, чем религиозное воодушевление.

Экстремисты, называющие себя «мусульманами», дискредитировали в общественном сознании многие священные понятия ислама,  например, такие как «джихад» и «шахид». А словосочетание «Исламское Государство» стало настоящим жупелом для человечества. Не удивительно, что  у многих людей само слово «ислам», однокоренное со зловещим «исламист», вызывает мрачные ассоциации.

Но ислам – это мировая религия, с которой в истории планеты связаны величайшие достижения искусства и научной мысли,  примеры духовного подвижничества и социального созидания. В Российской Федерации ислам является второй религией, после христианства, по числу последователей, которых, согласно некоторым данным, не меньше 20 миллионов.  Наверно, нет ни одного человека в России, среди друзей и знакомых которого не было бы мусульман. И самим мусульманам, и тем, кто живет рядом с ними, важно знать, что же такое «ислам», к чему он призывает, каким образом он помогает сделать нашу жизнь глубже, светлее, осмысленнее, безопаснее? 

Передо мной лежит один из номеров ежеквартального журнала «Исламская культура». Это совсем не толстый, очень компактный журнал, по форме напоминающий 200-хсот страничную брошюру в глянцевой обложке, его приятно взять в руки. Но еще приятнее читать.

Номер открывается вступительным словом главного редактора Сергея Маркуса, где он напоминает, что 2015 год провозглашен в России Годом литературы. В связи  с этим на первых страницах журнала помещено Обращение муфтия Равиля Гайнутдина, подчеркнувшего, что Всевышний «научил нас каламом» и «чтение стоит в самом центре Ислама как религии».

 

Далее идет очерк о Национальном музее и библиотеке Малека в Тегеране, где хранится 20 тысяч рукописей и 42 тысячи томов печатных книг, от раннего исламского периода по настоящее время, а также редкие гравюры, живопись, монеты, марки, ковры, исторические документы. Это богатейшее собрание  подарил своей стране иранский коллекционер и благотворитель из Тебриза Хаджи Хоссейн Ага Малек, которого автор, Сергей Маркус,  сравнивает с российским меценатом Третьяковым, создателем знаменитой галереи, и даже посвящает ему цикл стихов.

Любители поэзии найдут здесь и новые поэтические переводы Михаила Синельникова из наследия арабского классика раннеисламского периода Абу-Нуваса и великого тюркского поэта Средневековья Алишера Навои.

 

В этом же номере подробно, с примерами, рассказывается об издании в Москве сборника хадисов шейха Кулейни «Аль-Кафи» («Достаточное»), который вышел под эгидой Международного университета Аль-Мустафа (г. Кум, Иран) и при поддержке Офиса Великого аятоллы Макарема Ширази.

Переводчик этого солидного сборника хадисов Айрат Баешев, выпускник Университета Аль-Мустафа и видный специалист по фикху, предлагает читателям свое видение того, почему Всевышний допускает страдания и муки, будучи всемогущим и мудрым, отчего в мире происходит столько катаклизмов и катастроф.

В журнале из номера в номер публикуются выдержки из монографии доктора Хасана Хосейнзаде Шанечи «История образования в исламе».

Редакция внимательно изучает различные исламские сайты и, с разрешения авторов,  пропагандирует наиболее близкие позиции журнала публикации, например, проповедь имама-мухтасиба Санкт-Петербурга Мунир-хазрата Беюсова об уважении к старости.

Очень актуальны разъяснения пакистанского теолога доктора М. Назир Хана с англоязычного сайта http://spiritualperception.org/ «Пять аятов Корана, смысл которых чаще всего искажают». В статье говорится: «Радикалы и исламофобы в равной степени склонны манипулировать определенными аятами Корана, чтобы доказать, что Коран якобы одобряет насилие. Однако малейшего знакомства с этими аятами достаточно, чтобы понять, насколько это далеко от истины»  – Исламская культура. 2015.№2 (4), с. 38.

В этом же номере помещено Богословское заключение (Фетва) Совета улемов ДУМ РФ относительно легитимности группировки ИГИЛ. В конце этого многостраничного документа, после приведения многочисленных цитат из Корана и хадисов, говорится «...приверженцы группировки ИГИЛ ошибочно истолковали Ислам как религию грубости, жестокости, пыток, насилия и убийства всех с ними несогласных. И это серьезное преступление в отношении Ислама и мусульман всего мира».

В рубрике «Диалог с читателями» обсуждается тема столкновений мигрантов из среднеазиатских республик и с Кавказа с местными жителями в мегаполисах  типа Москвы и Петербурга, и в российской глубинке.  У интервью говорящий заголовок: «Эй, приезжий, ты мусульманин только по названию?»

Вне всякого сомнения, журнал «Исламская культура», все материалы которого публикуются на русском языке, будет интересен  и полезен любому вдумчивому читателю, независимо от его вероисповедания.

Сегодня у нас в гостях главный редактор журнала Сергей Владимирович Маркус, у которого есть мусульманское имя Джаннат. Я спросила его, на какую аудиторию, прежде всего, рассчитан журнал «Исламская культура».

– Бисмилляхи рахмани рахим.

Я рад приветствовать всех слушателей Русской службы «Голоса Ирана». Целевая аудитория нашего журнала это, прежде всего, педагоги светской системы образования в России. С одной стороны, средних школ, и с другой – педагоги вузов.  Исламская культура во всем ее многообразии всегда была предметом изучения и преподавания у тех, кто рассказывал, допустим, об истории музыки, об истории географии, об истории литературы, и, естественно, об истории различных стран. Начиная от стран, которые привычно называть «исламскими» - это страны арабского мира, иранского мира, Индонезия..., но также и Россия с ее огромным мусульманским населением. И вот в связи с тем, что Министерство образования России ввело новый обязательный предмет в среднюю школу – т.н. ОРКиСЭ, т.е. «Основы религиозных культур и светской этики», [возникла необходимость в таком издании]. Это шестимодульный предмет. То есть, согласно решению нашего Министерства образования российского, родители должны для ученика, который пошел в 4-й класс, определить и написать заявление, передав его или директору, или завучу школы, или непосредственно классному руководителю. Заявление о том, какой из шести модулей выбирает родитель - он может сказать: «Я хочу, чтобы мой ребенок изучал «Основы мировых религий», это один предмет. Затем есть предмет «Основы светской этики», это для тех, кто себя считает атеистом и хочет, чтобы историю религий, историю мировоззрения человечества его ребенок увидел и услышал сквозь призму атеистического гуманизма. Затем четыре предмета, которые посвящены основам религиозных культур, основных, традиционных для Российской Федерации: это «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры» и «Основы буддийской культуры».

 

– Я вижу, что в вашей редколлегии: Дамир Хайретдинов, ректор Московского Исламского Института; Магомед Рамазанов, профессор Дагестанского государственного университета; Ислам Зарипов, руководитель Департамента культуры, науки и образования ДУМ РФ; Абдулло Хайредини, руководитель отдела по духовному воспитанию ООД «Таджикские трудовые мигранты»; Эдуард Хачукаев, заместитель директора Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования. Однако не только мусульмане: известный дипломат Вениамин Попов, директор «Центра партнерства цивилизаций» Института международных исследований МГИМО; Юрий Михайлов, глава Научно-издательского центра «Ладомир»;  профессор Ефим Резван, заместитель директора Кунсткамеры и Михаил Синельников, поэт, действительный член РАЕН.  То есть, как я поняла, ваш журнал не является апологетическим журналом, а как бы на стыке культур, и его главная задача – рассказать о религии не столько будущим мусульманам, как тем, кто живет рядом с мусульманами?

–  Совершенно верно. Наш журнал именно на стыке между государством, обществом и религиозными общинами. Но при этом журнал не религиозный и не конфессиональный. Мы не подчиняемся ни какому Духовному управлению. И хотя в наш попечительский совет и в редколлегию входят реальные мусульмане и деятели исламского образования, сам журнал не является инструментом исламского образования. Он делается на базе издательского дома «Народное образование» как часть целой сети специализированных журналов для педагогов России. Это инструмент светского государственного образования согласно законодательству российской Федерации и согласно той политике, которую разрабатывает Министерство образования. А Министерство образования желает, чтобы педагоги и средней школы, и высшей школы рассказывали и школьникам, и студентам об исламе не апологетически, не проповеднически, так как это задача мечетей, имама, медресе, проповедника. В школы, кстати, не разрешено для преподавания этих предметов приглашать непосредственно священников, монахов, имамов или раввинов. Почему? Потому что это люди, которые по своему миросозерцанию и по своей функции должны быть проповедниками, учителями, отцами, наставниками той или иной религии.

Но, извините, об исламе должны знать православные, буддисты, все граждане России, независимо от вероисповедания! Почему? Потому что мусульмане их соседи. Точно также мусульмане, извините, должны хорошо знать православие в России, потому что они окружены людьми, которые исповедуют эту религию и культура которых коренится именно в православии. То есть, задача вот этого нового курса, который введен министерством образования, именно в том, чтобы на уровне школы воспитывалась, во-первых, толерантность, дружелюбие, дружба народов, в исконном смысле этого слова, через знание. То есть, задача нашего журнала, я повторю,  это не религиозная апологетика и тем более не проповедь, но распространение знания. А воспитательная функция, дополнительно, – это воспитание дружбы народов между детьми, потому что сегодня они школьники, завтра они студенты, послезавтра – они полноценные равноправные граждане России. Они будут вершить судьбы нашего Отечества. Они должны знать, в каком многоцветье религий, наций, культур и традиций они родились, и что они должны не уничтожать его своим невежеством, а приумножать своим знанием.

 

– Сергей Владимирович, а расскажите нам, пожалуйста, о ваших основных рубриках. На каких основных моментах останавливается журнал?

– Одна из наших рубрик – она самая дробная, но самая важная, мы ее назвали «Готовимся к урокам». Это, по сути дела, «сырьё для педагога». Представьте себе: учитель в городе или на селе готовится к уроку, и ему нужно быстро в хорошей, адекватной и достоверной, форме получить информацию об основных понятиях ислама. Например, что такое «Аллах»? Это какой-то особый бог или нет? На самом деле, это арабское слово, которое обозначает общечеловеческое понятие о Творце Вселенной. Затем, что такое «закят»? Это уже более специфично. То есть, мы даем здесь отдельные статьи, которые помогают самому педагогу быстро освоить те или иные специфические особенности исламского лексикона и быстро передать их школьникам.

Поскольку современный мир уже давно пользуется не только печатным словом или печатной иллюстрацией, но сейчас на первом месте в информации и, соответственно, в педагогике, интернет и электронные формы, то мы сочли необходимым, наряду с журналом, открыть сайт: www.islamic-culture.ru

Сайт у нас уже действует, и на нем гораздо больше материала, чем можно было бы разместить в печатной версии. Плюс для педагога мы готовим аудиоматериалы, фотогалерею и видео. Конечно, рыскать в интернете, пользуясь поисковиками, сегодня может кто угодно, но реальная жизнь педагога не такова, чтобы смотреть горы непонятной, неотобранной, неквалифицированной информации. Поэтому наша задача – не сочинять что-то новое, а собрать данные от грамотных исламоведов, востоковедов, религиоведов, публицистов, литераторов, знатоков той или иной сферы в сжатой, краткой, ёмкой форме сделать «сырьё для педагога». А в дальнейшем уже от таланта того или иного учителя зависит, как он это донесет до своих учеников.

Я еще раз повторю: мы работаем не непосредственно для ученика, учащегося в школе или в вузе, мы работаем для педагога, как те, кто готовит «полуфабрикаты» для его педагогических «блюд». «Блюда» он понесёт нашим детям.

 

– А какие еще есть рубрики в вашем журнале? Я вижу, что вы тут пишете об отношении ислама к разным наукам...

– Да, конечно, у нас есть специальная рубрика «Историческое наследие». Здесь более такие сложные, насыщенные материалы, в том числе выдающегося иранского историка и философа, который сегодня живет в США, Сейида Хосейна Насера. Это статья «Исламское образование, философия и наука». Дело в том, что мы все пользуемся алгеброй, но мало кто помнит о том, что по корню это арабское слово. Слово «химия» тоже вышло из арабского мира. Очень многие понятия географические, астрономические, медицинские (благодаря великому врачу Ибн Сине) введены именно людьми, которые принадлежали к исламской культуре. Поэтому исламская культура – это не только, собственно, религия, культ и молитвы. Это гораздо шире. Это география, астрономия, языкознание, математика и т.д. Вот почему наш журнал, я уверен,  будет нужен не только тем, кто преподает «Основы религиозных культур и светской этики», но также предметникам, кто работает над преподаванием географии,  музыки, физкультуры и других предметов.

Следующий раздел нашего журнала еще более узкий: «Наука и педагогика». Вот здесь мы как раз публикуем материалы полемического характера. Потому что предмет – становящийся в нашей школе, в нашей высшей школе, и естественно, что педагоги относятся по-разному к тому, как вводится этот предмет, с какими проблемами сталкиваются педагоги и родители.

Мы решили также в этот раздел ввести публикацию очень интересного труда, который только-только появился в переводе с фарси на русский язык. Это объемная монография «История образования в исламе». Ее автор иранец Хасан Хосейнзаде Шанечи. Представьте себе – на русском языке никогда раньше не было такой монографии! Там подробно рассказано, с нуля, о том, каковы были формы, методики, кто были преподаватели, как строились их взаимоотношения с учениками.

«Исламская образовательная система, на самом деле,  никогда не отделяла умственную подготовку человека от духовно-нравственной. Демонстрация знаний и эрудированности, без необходимого набора нравственных и духовных качеств, всегда считалась опасной. Поэтому известный иранский поэт Санаи называл человека, не имеющего нравственность и духовность, «вором» и утверждал: «Если вор придет с лампой, то он сможет украсть более драгоценные предметы» (2014, №1, с. 13). Нельзя давать только знания, если не даешь воспитания.

Ну и последний раздел нашего журнала – это «Диалог с коллегами». Здесь все, кто участвует в процессе – от востоковедов до педагогов средних школ – могут обмениваться своими впечатлениями, рассказывать о своем локальном опыте. Для нас это чрезвычайно важно! Потому что и в Дербенте, и в Оренбурге педагогу будет явно интересно узнать, как ведется работа и какие сделаны достижения. Таким образом, наш журнал хочет стать некой дискуссионной площадкой для обмена мнениями между теми, кто практикует все наши предметы. Милости просим!

 

– А как можно приобрести ваш журнал тому, кто захочет, даже если он не преподаватель, просто познакомиться с исламской культурой?

– К сожалению, наш журнал не поступает в розничную продажу: подчеркну, что журнал носит некоммерческий характер. Но его можно подписать в любом отделении на почте, пользуясь каталогом Роспечати. Желающие могут запомнить наш номер - 70838.

А еще проще обратиться в интернете к нашему сайту www.islamic-culture.ru  - там есть специальный раздел, где даны все реквизиты и данные о том, как можно подписаться.

 

– Я желаю вашему журналу всяческих успехов. Пусть он развивается и живет много-много лет!

– Спасибо большое.

 

Дорогие  радиослушатели, сегодня гостем нашей программы был главный редактор журнала «Исламская культура»  Джаннат Сергей Маркус, известный российский публицист и культуролог.  Напоминаю, что свои вопросы и пожелания вы всегда можете оставить на нашем сайте. Мы обязательно вам ответим. С вами была Аида Соболева. Всего вам доброго! Слушайте радио «Голос Ирана». До новых встреч!

 Источник - с Аудио записью и Фото -

http://russian.irib.ir/analitika/reportazh/item/266228