Исламская культура

Хасан Хосейнзаде Шанечи - История образования в Исламе – Предисловие и Общие понятия

20 Ноябрь , 2014
218 просмотров


От Редакции:

 

Этот уникальный по охвату исторический труд, перевод с фарси, не имеет пока аналогов в историографии на русском языке. Вне сомнения, он на ближайшие годы станет важнейшим для всех, кто пожелает ознакомиться с великими традициями мусульманской образовательной системы. Но – будем надеяться – исследователи мусульманского педагогического наследия на территории России вскоре дополнят его собственными щматериалами по нашей стране.

В будущем хотелось бы видеть труд, в котором российский компонент будет включён в контекст общемирового педагогического мусульманского пространства.

Полный текст монографии доктора Шанечи, который написан в виде учебного пособия для изучения истории образования в исламе, будет доступен на сайте нашего журнала.

А сейчас предлагаем Вам Предисловие автора и Первую главу.

Она называется «Общие понятия». В ней рассматриваются «Особенности исламского образования», «Задачи исламского образования», «Определение понятия «История образования в Исламе», «Цели изучения истории образования», а также даётся «Знакомство с источниками - А) Древние источники, Б) Новейшие исследования». Каждую главу автор завершает «Резюме» и даёт для усвоения (и работы в классе со студентами) «Вопросы».

Следующая глава будет опубликована во втором номере нашего журнала – она посвящена теме «Образование в Коране и Сунне - Значение науки и обучения науке в Коране - Значение науки и обучения науке в Сунне».

Итак, начинаем публикацию текста книги «История образования в Исламе» доктора Хасана Хосейнзаде Шанечи:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

     Историческая идентичность любого общества проявляется в рамках его культуры и цивилизации, и познаётся через про­никновение в них. Мир Ислама, имея за плечами 14 веков истории, явил собой человечеству яркий и блестящий образец цивилизации. Теперь нам нужно, чтобы новые поколения лучше узнали историю и подлинную сущность нашего общества. Это необходимо ещё и для того, чтобы закрыть пути влияния на нас и господства над нами чуждого нам образа мысли.

Среди различных аспектов культуры и цивилизации обра­зование и обучение всегда занимали важное место, и сегодня они — показатель уровня развития общества. Это объясняется фундаментальной ролью образования в формировании и разви­тии культуры и цивилизации любого общества, а также тем, что оно крайне необходимо как инструмент познания других сто­рон культуры и цивилизации. Для исламской цивилизации, ко­торая базируется на обучении и воспитании, это имеет очень большое значение. Внимание, которое уделяется вопросам об­учения исламским принципам, предполагает применение опре­делённых методов в их освоении, что в социально-культурной жизни исламского общества смогло поднять его, с точки зрения науки, на высочайший уровень развития, и на различных этапах его истории оно становилось как производителем, так и экспор­тёром научного знания.

Такой научный прогресс мог быть достигнут за счёт ряда та­ких факторов, как теоретические принципы обучения в Исламе, а также некоторые нововведения и инициативы со стороны са­мих мусульман. Одно из достижений исламской культуры в этой сфере в том, что эти факторы являются продуктом образования. В те времена, когда учёба и научные исследования в таких циви­лизованных странах, как Сасанидское царство или Римская им­перия, находились в монопольной собственности определённых классов общества, Пророк Ислама (да благословит Аллах его и род его!) говорил об образовании, как об обязанности каж­дого мусульманина, вне зависимости от его социального или се­мейного статуса вне каких-либо иных привилегий. Ещё одной особенностью исламского взгляда на образование является все­стороннее внимание к вопросу воспитания человека. При этом можно сказать, что Ислам ставит воспитание человека на более высокое место, чем его образование, и рассматривает воспита­ние как необходимое условие для обучения.

Священный Коран, где говорится об обязанностях велико­го Пророка и других пророков, отмечается высокое значение формирования человека и достижения им нравственной чисто­ты — более высокой обязанности, чем его обучение. Именно поэтому исламские мыслители неизменно делали акцент на со­блюдении принципа воспитания и нравственной чистоты.

Наряду с указанными особенностями, одним из наиболее важных факторов развития науки и знаний в исламском обществе стало широкое распространение учебных и научных учрежде­ний во всех уголках исламского мира. Конечно, мусульмане не были первыми. Их достижения — результат определённого за­имствования у продвинутых цивилизаций-современников, либо у существовавших прежде. Однако при этом важно то, что было привнесено самими мусульманами, их новации и инициативы.

В настоящей книге, которая написана в форме учебного пособия, и, естественно, очень сильно отличается от научного труда, предпринята попытка в приемлемой форме рассмотреть различные аспекты системы образования в исламском мире. В заключение необходимо выразить глубокую признательность всем в Международном университете «Аль-Мостафа», кто по­мог автору в написании и издании этой книги, и, в частности, генеральному директору Бюро планирования и учебных тех­нологий и эксперту группы по разработке господину Ядолле Резанежаду, уважаемому редактору Моджтабе Махдави, коррек­тору, верстальщику и уважаемым типографским работникам.

Хасан Хосейнзаде Шанечи - 2009 г.

 

1 ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

Прежде чем приступить к разговору об истории образования в Исламе, необходимо хотя бы в общих чертах познакомиться с самим понятием образования и воспитания в Исламе. Очень сложно дать этому всеобъемлющее и достаточно полное опреде­ление, Но тем не менее, мы постараемся его найти. Для этого используем определения для различных смежных вопросов, ко­торые касаются особенностей отдельных аспектов исламского образования. Нам представляется, такой подход пригодится для нахождения определения предмета нашего труда, речь о котором пойдёт дальше.

Особенности исламского образования

Система образования в каждом обществе является показателем сущности общества. Такая система характеризуется присущими только ей особенностями. Системы образования в различных ре­лигиозных сообществах также имеют свои, отличные от других философские особенности. Например, «вера в Троицу», кон­центрация на личности Христа и его обожествление, крест — всё это отличает христианскую систему образования. Мистицизм и морализм отличают индуизм. В такой же степени система ис­ламского образования имеет свои особенности. Они заключены в следующем:

  1. Исламское образование базируется на вере в принципы религии и гуманизма. При этом учитываются науки, из­учающие земную жизнь человека, духовную составляю­щую человеческого существа, связь с Божественным на­чалом. Всё это составляет основу системы исламского образования.
  2. Разум, чувства и опыт представляют три основных элемента системы исламского образования. В Исламе опыт и чувства — два главных инструмента обучения. Коран учит наблюдать за процессами развития мира чувств, развития мира бытия и внутреннего мира человека. Также Коран рекомендует извлекать уроки из прежнего опыта, накапливать опыт путём наблю­дения за событиями в природе и жизни человечества. При этом разум рассматривается как точный инстру­мент для понимания явлений и фактов, поэтому ему придаётся первостепенное значение, о чём свидетель­ствуют и аяты Корана.
  3. Ислам — это религия, которая считает необходимым соблюдать основы нравственности. В системе исламско­го образования предусматривается соблюдение законов морали. Ислам считает, что все религии в принципе возникли в связи с необходимостью нравственного очи­щения (Эззати А. Амузеш ва парвареш-е эслами. С. 52-53) («чтобы очистить их и обучить Священному писанию и мудрости» Сура «Аль-Джуму‘а» (Соборная) — 62:2).

Задачи исламского образования

     Есть различные суждения по поводу задач образования. Сократ считал, что задачи обучения и воспитания в том, чтобы привить человеку любовь к прекрасному. По мнению Платона, задача об­учения и воспитания заключается в борьбе с уродливым, некра­сивым, фальшивым и деланным (Эззати А. Амузеш ва парвареш-е эслами. С. 55). Каждый из философов, живших в последующие века, считал долгом высказаться о проблеме об­разования и воспитания и их роли в формировании достойного общества.

     Задачи обучения находятся в теснейшей связи с социально- политическим устройством общества.

Философия образования является частью общей филосо­фии общества, и в связи с этим задачи образования в рамках определённой системы могут меняться в различные периоды. Эта особенность применима и к задачам исламского образования.

В Исламе цель создания человека — в познании Бога и исти­ны, что становится возможным путём познания души. Поэтому задача исламского образования заключается в формировании связи между душой человека и его активным разумом. Когда душа в ходе этого процесса достигает совершенства — воз­никают предпосылки для достижения совершенства и самим человеком. Иными словами, задача исламского образования в том, чтобы вывести человека из животного состояния на уровень совершенного человека. Человек — это сочетание те­ла, души и разума, и поэтому цель образования — воспитание тела для укрепления души и разума. В Коране говорится, что пророки и Божественное Писание были ниспосланы людям для того, чтобы они очистились нравственно, перевоспита­лись и просветились. Иначе говоря, таким образом становится возможным возвышение человека, его восхождение на более высокие ступени развития.

После достижения цели — развития разума — следующая задача — это воспитание в человеке чувства личной и коллек­тивной ответственности. Цель Ислама — создание общества без расовых и географических противоречий, когда между все­ми его членами установится дружба, что позволит сохранить единство под эгидой общих взглядов, интересов и целей (Отсылка к аятам: «Приходите к справедливому слову, равному для вас и для нас, которое мы вместе будем помнить, чтобы никому не поклоняться, кроме Аллаха» (сура «Али ‘Имран» («Семейство Имрана») 3:64); «Мы сотворили вас равными от одного мужчины и одной женщины — Адама и Хаввы — и, размно­жив вас, сделали многими народами и разными племенами, чтобы вы знали друг друга и сотрудничали друг с другом. Поистине, перед Аллахом самый достойный и почтенный из вас на этом и на том свете — наиболее богобоязненный» (сура «Аль-Худжурат» («Комнаты») 49:13).

Исламское образование началось с чтения и переписывания Корана, которые в последующем были дополнены его толковани­ем, комментированием и анализом. По мере становления фикха и возникновения школ по его изучению, в состав задач образо­вания вошли такие дисциплины, как понимание религиозных установлений и указаний путём доказательства и аргументации. Прогресс человеческой мысли, развитие философии в Исламе обусловили включение философских аспектов в задачи обра­зования. Требования материальной жизни, экономики, науки, политические и социальные, а также этические потребности мусульманских общин, по мере развития и распространения Ислама, стали причиной того, что в задачи системы исламского образования вошли все аспекты материальной и духовной жиз­ни — как личной, так и общественной.

Таким образом, обобщая, можно сказать, что задачей ис­ламского образования является абсолютное счастье человека. Многочисленные коранические тексты подтверждают, что цель образования в Исламе — счастье человека во всех отношениях. Следует отметить, что мусульманские мыслители, в силу широ­комасштабности образования, выделяли различные его цели. Например, Ибн Мискавейх считал, что целью учёбы является постижение истины, счастья и красоты. Ихван ас-Сафа («Братья чистоты») уверены, что цель образования — укрепление основ философской мысли и политических воззрений. Аль-Газали видит цель образования в мистическом познании Бога путём борьбы с мирскими устремлениями и обретения истины (Эззати А. Амозеш ва парвареш-е эслами. С. 60).

Определение понятия «история образования в Исламе»

     Как известно, изучение истории — очень полезное занятие и играет важную роль в развитии человеческой мысли. Узнавая о жизни прошлых поколений, человек многому учится, приоб­ретает новые знания и расширяет свой опыт. Именно поэтому многие из великих людей прошлого особо подчёркивали важ­ность изучения истории. Имам Али (мир ему!), в завещании своему сыну указывал на важность этого занятия: «Сын мой! Хотя я и не жил так долго, как некоторые из моих предшествен­ников, однако я размышлял о сказанном ими, изучал их труды и стал как бы одним из них. Я до такой степени проникся их жизнью, что мне стало казаться, что я жил со всеми из них, от первого до последнего» (Нахдж аль-Балага (Путь красноречия), письмо 31).

Несомненно, изучение истории оказало огромное влияние на прогресс человеческой цивилизации и культуры. Однако, здесь необходимо отметить следующее. История весьма раз­нообразна и охватывает различные аспекты жизни. В прошлом людей больше интересовал тот раздел истории, который был связан с политическими событиями, а культурными и социаль­ными аспектами по большей части пренебрегали.

Французский мыслитель Вольтер говорил об этом так: «История не ограничивается только лишь описанием войн и упоминанием различных монархических династий, а также со­бытий, с ними связанных. Напротив, история — это описание жизни народов в прошлом, в полном смысле того, что включает в себя жизнь, со всеми аспектами политической, общественной, экономической и религиозной жизни человека» (Седдиг И. Тарих-е фарханг-е Иран. С. 2).

Одним из очень важных и в то же время увлекательных разделов истории является история культуры человечества, которая, в свою очередь, включает множество различных под­разделов — историю религий, историю искусства, историю науки и образования. История образования, в силу объёмного содержания, состоит из важных и больших разделов — их по­нимание требует определения образования как категории.

В принципе, само понятие «образование» не поддаётся точному определению. Образование, подобно религии, сти­хосложению и культуре, относится к тем видам деятельности, которые в силу широты своего масштаба до сего времени не получили полного и точного определения. Те дефиниции (теоретические описания), которые существуют, относятся только к отдельным элементам сферы образования. Вероятно, отсутствие ёмкого и полного определения объясняется тем, что образование рассматривается как некая общая катего­рия. Возможно, образование, как категория, может получить определение, подобно религии, если придать ей какие-то более конкретные черты, не используя такие абстрактные понятия, как, например, централизованное обучение или исламская система образования (Эззати А. Амузеш ва парвареш дар эслам. С. 8-9).

Как известно, начиная с глубокой древ­ности (Аристотель (384-322 гг. до н.э.) и до наших дней, многие мыслители высказывались по вопросу образования и пытались дать его определение.

Всё, что до сего времени было сказано по этому поводу, больше напоминает высказывания отдельных соображений, не­жели полное определение образования и воспитания. Например, с точки зрения биологии. В этой проекции образование пред­ставляет собой изменение форм врождённых и приобретённых реакций человека на внешние раздражители. А с точки зрения психологии образование означает направленное развитие есте­ственного и постепенного роста путём координации всех сил и способностей человека (Фальсафе-йе та‘лим ва тарбийат. Т.1. Тегеран: Дафтар-е хамкари-йе хоузе ва да­нешгах. С. 15-16).

Однако, с социальной и социологи­ческой точек зрения образование представляет собой процесс социализации личности. В ходе этого процесса общество пере­носит на своих членов собственные культурные особенности, в результате чего члены общества принимают его культуру, что­бы ассимилироваться в нем (Доррани К. Тарих-е амузеш ва парвареш. С. 7). В то же время, говоря об определении образования как исторической категории, можно выразиться и таким образом:

История образования в понимании изучения процесса со­циализации человека в историческом плане даёт представление об одной из сторон истории вхождения индивидуума в обще­ство и о принятии его обществом

(Там же).

Вместе с тем, поскольку не существует всеобъемлющего и полного определения понятия «образование», дабы можно было сопоставить его с исламским, само исламское образование может обладать специфическими особенностями и иметь своео­бразное определение. Таким образом, исламское образование представляет собой комплекс положений, законов и средств об­учения, который был выработан или одобрен непосредственно Исламом, либо возник в результате косвенного воздействия исламского мышления в исповедующих его сообществах (Эззати А. Амузеш ва парвареш дар эслам. С. 9).

Также есть вероятность, что системы образования в ислам­ских сообществах в разные периоды времени и в разных местах возникли в результате прямого воздействия шариата и существен­но отличаются друг от друга. Поэтому надо проводить различие между исламским образованием и образованием в Исламе (что лучше определять как «образование в мире Ислама»). Иными словами, образование в Исламе означает все виды деятельности, касающиеся образования (вопросы образования), которые практиковались в различные периоды истории в исламских об­ществах и которые брали начало из основополагающих прин­ципов Ислама и идей мусульманских мыслителей, либо методы этих видов деятельности были заимствованы у других цивили­заций.

Таким образом, история образования в Исламе — это изучение состояния дел в области образования в исламском сообществе на протяжении всей истории. Разумеется, исходя из такого определения, исторические рамки весьма широки, и наш предмет требует глубокого и тщательного изучения, в том числе путём его деления на более мелкие, специализиро­ванные сектора. Например, история воззрений на образование, история образовательных организаций, история методологии обучения и т.п.

Цели изучения истории образования

При изучении истории образования преследуются те же общие цели, как и при изучении истории: приобщение к историческим урокам, приобретение опыта и т.п. Вместе с тем, в процессе та­кого изучения можно обозначить не столь крупные, но в то же время более основательные задачи. В принципе культура и ци­вилизация, в контексте которых образование является одним из составных элементов, являются категориями, служащими крите­рием уровня общественного развития каждого народа и каждого общества. Чем выше уровень образования, тем выше уровень общественного развития. Поэтому история и уровень цивилиза­ции каждого общества демонстрируют идентичность общества, а изучение этого аспекта позволяет человеку в большей степени познакомиться с социальной сущностью соответствующего общества.

История исламской цивилизации и образования в качестве одной из главных её составных частей позволяет идентифициро­вать социальную и историческую особенность мусульманских сообществ.

Наше внимание к истории Ислама и изучение её различных аспектов позволяет более глубоко понять своеобразие Ислама, а также избежать самоотчуждения и падения в омут «отсутствия идентичности». Это внимание само по себе является достаточно большим достижением, поскольку — в противном случае — нам не избежать попадания в водоворот чуждых и антиисламских культур, которые постоянно пытаются внедриться в мусульман­ские сообщества. Всё это имеет чрезвычайно большое значение, поскольку образование и воспитание относятся к основе социаль­ной инфраструктуры любого общества. Социальная и культурная структуры в очень большой степени базируются на образовании и воспитании, и поэтому должное внимание к этой сфере и к выявлению её истинного места в обществе, несомненно, будет способствовать совершенствованию социальной сферы любой страны.

Ещё одно полезное приобретение, которое может дать изуче­ние истории образования в Исламе, заключается в использовании достижений мусульман в области образования и воспитания за весь исторический период, включая как подход к вопросам об­разования, так и учебные программы. Многие древние методики преподавания, принятые в исламских сообществах, всегда дава­ли хорошие, зримые результаты. Изучив с научной точки зрения образовательную практику в исламском мире и соединив её с новыми научными методиками, можно достичь определённых новых результатов в деле совершенствования системы образования.

Знакомство с источниками

     Рассмотрение вопроса образования и воспитания в Исламе неизбежно вызывает необходимость обращения к широкому кругу литературы. В свою очередь эта литература позволяет читателю и исследователю приобщиться к важной и ценной ин­формации. Источники в этой области можно подразделить на древние и новые.

А) Древние источники

     Древние источники представлены большим числом произве­дений древних авторов и памятников письменности, которые содержат большой объём полезных сведений.

  1. Исторические источники. Книги по общеисторическим вопросам, как правило, содержат отрывочные сведения, относя­щиеся к вопросам образования и воспитания. Подчас их авторы, описывая различные исторические события, упоминают такие факты, как строительство учебных заведений, основание на­учных учреждений, либо рассказывают о выдающихся учёных и их трудах. В целом сведения, содержащиеся в таких источни­ках, отрывочны и скудны. К наиболее полезным историческим источникам можно отнести такие книги, как «Аль-мунтазам фи ахбар ад-дуваль ва-ль-умам» Ибн-аль-Джаузи, а также «Аль- камиль фи-т-тарих» Ибн аль-Асира.
  2. К другой группе источников относятся книги, содержа­щие исторические описания отдельных регионов. Поскольку здесь авторы описывают историю конкретных районов или на­селённых пунктов, в них можно найти полезную информацию, которой нет в трудах по общей истории. В частности, можно найти сведения об учебных заведениях, упоминания об учё­ных и их трудах. В числе таких источников следует упомянуть «Историю Бухары» Мухаммада бин Джафара ан-Наршахи (род. в 348 г. л.х.). В его книге есть сведения о городских кварталах, о мечетях и учёных этого города. К той же группе источников относятся «Тарих-и Табаристан», «Руйан» и «Тарих-и Гилян ва Дейлемистан» Захирад-дина Мар‘аши, «Аль-Ихата фи ахбар Гарната» Мухаммада бин Абдаллы бин Хатиба ат-Тилимсани (умер в 776 г. л.х.). Также к этой группе источников относится Энциклопедический словарь по природе, географии, населению, истории, обычаям и культуре исламской Испании.
  3. Географические источники. Книги по географии также могут служить источником полезных сведений по истории образования, в том числе сведений о социальном положении, о плотности населения, о религиях, обычаях и традициях отдель­ных земель. К числу наиболее интересных книг можно отнести «Ахсана-т-такасим» аль-Мукаддаси — её называют «энци­клопедией общественной жизни». Книга Йакута аль-Хамави «Му‘аджам аль-бульдан» сообщает о большом количестве на­селённых пунктов.
  4. Жизнеописания. Жизнеописания содержат много сведений, касающихся вопросов образования. В сочинениях, посвящённых выдающимся людям, достаточно много упомина­ний об их научной деятельности и учебе. Также там говорится о распространённых в годы их жизни учебных дисциплинах, методике преподавания и организации учёбы. «Тарихи Багдад» и «Тарихи Димашк» — лучшие образцы такого рода книг. К их числу можно отнести также жизнеописания Шейха ат-Туси и ан-Наджаши. К группе важных источников также относятся написанные мусульманскими учёными так называемые «книги- каталоги», в числе которых «Фихрист» Ибн ан-Надима и «Фихрист» Шейха ат-Туси.
  5. Литературные источники. Эти источники делятся на две группы: книги, написанные в определённой форме и на опреде­лённую тему — стихи или проза; и литературные альманахи или сборники произведений разной тематики. Книги второй группы, как правило, содержат материалы, представляющие определённый интерес. В них могут быть затронуты вопросы образования. Таковы, например, «‘Акд аль-фарид» Ибн ‘Абд Раббаха, «Нушур аль-мухадара» ат-Танухи и «Субх аль-А‘ша» аль-Калкашанди.
  6. Специальные источники. Это группа произведений, непосредственно посвящённых тематике образования и воспи­тания — они имеют особое значение для нашего исследования.

В них авторы по собственному выбору рассматривали проблемы образования. Подобные книги не только позволяют узнать, что думали мусульманские учёные о вопросах образования, но и по­знакомиться с методиками преподавания тех времён, когда жили их авторы. В первом ряду таких трудов находится книга «Адаб аль-мута‘аллимин» Ибн Сахнуна. Одной из последних работ по данной теме является «Мунйат аль-мурид фи адаб аль-муфид ва-ль-мустафид» Шахида ас-Сани. Также в этой группе книг есть труды, посвящённые собственно истории образования. Из недавно написанных следует назвать труд Абдаль-Кадира ан- На’ими ад-Димашки «Ад-дарс фи тарих мадарис».

Б) Новейшие исследования

     Сегодня мы имеем достаточное количество трудов, посвящён­ных вопросам общей истории образования в Исламе. Их можно разделить на две группы. Первая — это книги по проблемам исламского воспитания, в которых отражены взгляды исламских мыслителей на вопросы образования. В их числе — книга Абу-ль-Фазля Эззати «Амузеш ва парвареш-е эслами» («Исламское образование и воспитание»), а также книга Сейеда Мохаммада Багера Ходжати «Ислам ва таалим ва тарбийат» («Ислам: обу­чение и воспитание»).

Вторая группа — исследования вопросов образования в ис­ламских сообществах или некоторых его аспектов. В качестве примера можно назвать книгу Абдуррахима Ганиме «Тарих-е данешгахха-йе бозорг-е эслами» («История великих исламских университетов»), а также труд Мунир уд-дина Ахмада «Нехад-е амузеш дар ислам» («Институт образования в Исламе»).

Первая книга посвящена высшим исламским учебным заве­дениям. Вместе с тем, поскольку автор является выходцем из Северной Африки, книга посвящена проблемам образования в странах Северной Африки, население которых не является шиитским.

Вторая книга — исследование проблем образования в истории Багдада, и территориально ограничена одним горо­дом, не касаясь других исламских земель. Также к этой серии относится труд доктора Шибли «Тарих-е амузеш дар ислам» («История исламского образования») — он посвящён пробле­мам образования в исламском мире, однако стиль напоминает дипломную работу. Сложен для восприятия и перевод книги, не­смотря на то, что она содержит полезную информацию. Кроме того, автор практически не уделяет внимания системе шиитско­го образования.

Наша книга, учитывая упомянутые источники и новейшие исследования, написана в виде учебного пособия для изучения истории образования в Исламе.

Резюме

  1. Система исламского образования, подобно любым дру­гим системам образования, имеет особенности, которые заключаются в том, что она базируется на религиозных и гуманистических принципах, в ней делается акцент на разум, чувства, опыт и на соблюдение принципов нрав­ственности.
  2. Образование в Исламе используется для духовного роста человека в целях постижения истины. Эта цель до­стигается путём воспитания и развития разума человека. В целом можно сказать, что целью исламского образова­ния является совершенное счастье человека.
  3. История образования является одним из направлений исторической науки в изучении процесса социализации человека на протяжении истории, а также вхождения индивидуума в общество и его принятия обществом. История исламского образования исследует качествен­ную сторону образования в исламских сообществах на протяжении истории.
  4. История образования может быть разделена на более узкие отрасли — историю развития воззрений на обра­зование, историю учебных учреждений, историю разви­тия методики преподавания и т.п. Изучение этих вопро­сов обеспечивает возможность решения как фундамен­тальных, так и многочисленных оперативных задач.

Вопросы:

  1. Изложите Ваше понимание роли разума, чувств и опыта в деле исламского образования;
  2. Каким образом исламское образование решает вопрос сотворения человека, иначе говоря, как оно раскрывает замысел Создателя о человеке?
  3. Расскажите о месте истории образования в историче­ской науке;
  4. Какие цели преследует изучение истории образования?
  5. Расскажите об источниках, используемых для изучения истории образования.

 

Опубликовано в журнале "Исламская культура" № 1 - 2014, стр. 105-116

НА ФОТО - Анна Леон, Старость и юность, бумага, пастель, 2005 год