Исламская культура

Дамир Хайретдинов – Об исламском образовании в России (речь в Болгаре 8 октября 2015 г.)

20 Октябрь , 2009
212 просмотров


Дамир Хайретдинов – Об исламском образовании в России (речь в Болгаре 8 октября 2015 г.)

Ректор МИИ Дамир Хайретдинов на конференции в Болгаре отметил важность развития отечественного исламского образования

Заместитель Председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации по делам образования, науки и культуры, ректор Московского исламского института Дамир Хайретдинов отметил «значимость развития отечественного исламского образования, которое опиралось бы на общепризнанные источники исламского вероучения и многовековую практику российских мусульман». Об этом Д. Хайретдинов сказал сегодня в своем выступлении на Международной научно-практической конференции «Мусульманская богословская мысль: национальные, региональные и цивилизационные измерения» в г. Болгар Республики Татарстан.

Конференция, проводимая в рамках года татарских богословов и реализации плана мероприятий Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир», и с участием Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова, руководителя Федерального агентства по делам национальностей Игоря Баринова, государственного советника РТ Минтимера Шаймиева, собрала видных ученых, религиозных и общественных деятелей из Татарстана, регионов России, стран СНГ, а также Турции, Египта, Сирии и др.

 

Предлагаем Вашему вниманию текст доклада зампреда ДУМ РФ, ректора МИИ Дамира Хайретдинова.

 

Уважаемый президиум! 

Уважаемые участники конференции!  

Аль-хамду лиЛлях ва-с-саляту ва-с-салям аля расулиЛлях ва-аалихи ва-сахбихи ва-салим таслиман кассира.

 

Абдуллах б. Амр б. аль-Ас передает, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему) говорил следующее: «Несомненно, Аллах не отберёт науку у Своих рабов. Однако он отбирает науку со смертью учёных. В конце концов, когда совсем не останется учёных, людьми будут руководить невежды. Им будут задавать вопросы, они же будут давать бессмысленные фетвы. Таким образом, они и сами сбиваются с истинного пути и сбивают других (людей)». (Сахих аль-Бухари)

Пророк (мир ему), провожая в Йемен своих послов Абу Мусу аль-Ашари и Муаза аль-Джабаля, провёл с ними беседу относительно того, как они должны обращаться с народом, и высказал им некоторые пожелания: «Упрощайте, не усложняйте; вызывайте радость, а не ненависть, вынося решение, стремитесь ладить друг с другом!» (Бухари). Во время прощания между Посланником Аллаха (мир ему) и Муазом, сахабом, которого Пророк (мир ему) очень любил и оповестил, что тот в Судный день будет во главе учёных (Ибн Саад, Табакат, II/347), произошёл следующий разговор: 

– (Когда к тебе придут за разбирательством), как ты будешь судить? 

– Я буду судить на основании Книги Аллаха. 

– А если ты не найдёшь в Книге Аллаха суждения (по данной теме)? 

– (Я буду принимать решение) по сунне Посланника Аллаха (мир ему). 

– А если решения нет и в сунне Посланника Аллаха (мир ему)? 

– Я приму решение по иджтихаду, опираясь на собственные воззрения.

На это Пророк (мир ему) сказал: «Слава Аллаху, Который делает успешным посла Пророка (мир ему)"(Тирмизи; Абу Давуд; Ибн Ханбал).

Диалог между Посланником Аллаха (мир ему) и Муазом б. Джабалем показывает, что Пророк (мир ему), с одной стороны, наставлял одного из избранных сахабов, с другой, стремился выработать общий угол зрения на существующие проблемы. Это предание указывает на путь и способ оценки при принятии решения по тому или иному вопросу с религиозной точки зрения. Оно сыграло заметную роль в культуре ислама, особенно в систематизации идей и создании иерархии источников в фикхе. Данный хадис показывает важность развития умственной деятельности, человеческого иджтихада, ориентированного на понимание Корана и изречений Пророка, а также обосновывает метод формирования и развития принципов решения различных религиозных вопросов.

Пророк в следующих словах выразил важность фикха: «Если Аллах желает кому-либо добра, Он делает его факихом религии (дает ему способность понимать тонкости религии)» (Тирмизи; Бухари; Муслим). Предупреждая Абдуллаха б. Амра, который прочитал Коран за срок менее трех дней, Пророк (мир ему) указал, что при таком чтении невозможен фикх (хорошее понимание) Корана (Ибн Ханбал). Посланник Аллаха указал, что обладание фикхом, т.е. способностью в тонкостях понимать и осознавать цель религии, а также добрым нравом, являются двумя основными качествами хорошего мусульманина.

В эпоху Пророка (мир ему) «занятие фикхом» означало понимание религии во всех ее тонкостях и обладание способностью думать в рамках религиозных принципов, приобретение навыков в сфере веры. Известно, что начиная с поколения сахабов начали создаваться научные собрания. В преданиях, вошедших в сборники хадисов, отражено то, что Пророк заходил в эти собрания и поощрял такого рода деятельность. Посланник Аллаха во все периоды свой жизни поощрял овладение детальными знаниями о религии и при каждом удобном случае говорил добрые слова по отношению к ученым. Однажды он встретил в мечети две такие группы и сказал: «Обе они на пути добра. Но одна выше другой. Одна часть молится Аллаху и просит Его о чем-то. Аллах, если пожелает, даст им, а если не пожелает – не даст. Другая же часть изучает фикх (вопросы, касающиеся религии) и науку, и учит тех, кто не знает. Они и выше», а затем прибавил: «Несомненно, я также был послан только как учитель», после чего сел с теми, кто изучал науку" (Дарими, Мукаддима).

Исходя из сказанного, мы понимаем величайшую значимость развития отечественного исламского образования, которое опиралось бы на общепризнанные источники исламского вероучения и многовековую практику российских мусульман. О значимости этого процесса говорили, как духовные лидеры российских мусульман, так и политики. Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил данный тезис на открытии Московской Соборной мечети в присутствии многочисленных высоких иностранных и российских гостей 23 сентября 2015 г. Уже после этого группа религиозных деятелей, включая ректоров РИИ и МИИ, встречалась с первым заместителем   руководителя Администрации президента РФ В.В. Володиным, который в присутствии министра образования и науки РФ Д.В. Ливанова дал поручение соответствующим ведомствам продолжить работу по развитию Теологии в качестве самостоятельной научной дисциплины и созданию диссертационных советов по ней.

Процесс дальнейшего развития исламского образования, согласно российскому законодательству, может быть реализован как на базе духовных образовательных организаций (регулируются законом «О свободе совести и религиозных объединений»), так и на базе государственных, муниципальных и частных образовательных организаций начального, среднего и высшего образования, которые регулируются другим российским законом – «Об образовании». Именно в контексте последнего направления развиваются два аккредитованных государством исламских вуза нашей страны – Российский исламский институт в Казани и Московский исламский институт. Совместными усилиями, с привлечением наших учредителей во главе с уважаемым муфтием шейхом Равилем Гайнутдином, нам удалось направить в более эффективное русло правительственную программу по развитию исламского образования, а именно организовать на регулярной основе курсы повышения квалификации для действующих имамов, создать с нуля методологические основы исламского образования, которые признаются государством. Ведущие вузы России, такие как МГУ, КФУ и СПбГУ, являются вузами-партнерами исламских высших учебных заведений. Отмечу, что особо успешные выпускники исламских вузов могут продолжить свое обучение в государственных вузах. Все это в целом накладывает особую ответственность как на преподавателей, так и на студентов исламских вузов. Наши выпускники получают дипломы государственного образца, слушатели курсов получают сертификаты государственного образца, признаваемые на всей территории страны, и эта практика в мировом масштабе во многом является уникальной, особенно если учесть, что Россия – не мусульманское государство.

Таким образом, создан прекрасный задел для дальнейшего развития исламского образования как на базе аккредитованных государством исламских вузов, так и в духовных образовательных организациях, таких как многочисленные медресе или Исламская академия в Булгаре (РТ). Пожелаем же руководству и студентам исламских образовательных учреждений успехов в их непростом ежедневном подвиге постижения истины, согласно сказанному Пророком Мухаммадом (мир ему): «Поиск знания есть религиозная обязанность для каждого мусульманина и мусульманки».

Ассаляму алейкум ва-рахматуЛлахи ва-баракатух.

Источник - http://www.dumrf.ru/common/