Исламская культура

Цель ОИК – нравственное воспитание детей!

20 Ноябрь , 2014
94 просмотров


Диляре Исмаиловне Латышиной, известному автору многих педагогических книг, пособий и учебников, выпала особая честь – стать соавтором первого в истории российской педагогики учебника «Основы исламской культуры» (ОИК), предназначенного для общеобразовательных государственных школ России – как одного из компонентов курса ОРКСЭ.

Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. «Основы исламской культуры, 4-5 класс», 2010.

Быстрое и бесплатное скачивание - http://nashol.com/2013042970827/osnovi-islamskoi-kult.

Предлагаем вам беседу с нею об уже имеющемся опыте, а также о перспективах преподавания ОИК.

 

 

  • Каковы цели и задачи, поставленные перед изучением основ исламской культуры в школах нашей страны?

 

- Эти цели и задачи были определены Концепцией изучения курса основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ).

 

В настоящее время данный курс ОРКСЭ введён в Федеральный государственный стандарт начального обучения - как обязательный.

 

Курс имеет 6 блоков, один из которых родители выбирают для своего ребёнка. Его назначение – ознакомление детей с основами религиозных культур или светской этики. Это не религиозное образование – ведь российская школа является светской и преподавание в ней религии не предусмотрено.

 

Изучение основ религиозных культур имеет своей целью нравственное воспитание детей. В процессе погружения в особенности того или иного религиозного учения, четвероклассники выявляют те законы морали, которыми руководствовались представители определённой религиозной культуры.

 

Ислам – самая молодая религия, но и она существует около 1500 лет. За это время сложились и утвердились правила исламской морали, которых придерживаются все мусульмане в мире и сегодня.

Таким образом, целью изучения основ исламской культуры является прежде всего нравственное воспитание детей. Культура ислама, как и другие культуры Востока, носят коллективистский характер, в отличие от западных индивидуалистических культур. Характер этих двух культур также нашёл отражение в нравственных установках общества.

 

К учебнику имеется электронное приложение – диск, в котором помещены рисунки, тесты для детей. Это приложение позволяет активизировать работу школьников.

 

  • В чём суть дополнений и изменений в электронном учебнике, над которым Вы сейчас работаете?

 

- Вместе с действующим учебником ОИК, который был предназначен для эксперимента, с нового 2014 – 2015 учебного года переиздаётся и входит в практику доработанный учебник, в котором усилена практическая его направленность.

 

Предусмотрены специальные задания к урокам, позволяющие школьникам делать самостоятельные выводы, анализировать предложенные ситуации.

 

Одновременно с «бумажным» учебником, подготовлен и должен выйти в свет электронный.

 

Электронный учебник представляет собой комплекс образовательных ресурсов, адаптированный для работы на компьютере. Текст разбит на небольшие части, он сопровождается заданиями, которые предстоит выполнить ученикам индивидуально. Это задание типа: выбрать нужный ответ, сгруппировать понятия и др.

 

Сам электронный учебник невелик, но он может хранить большой объём информации по нескольким учебным предметам.

 

  

В электронном варианте книги по ОИК добавлены фотографии, новые тексты, что позволяет расширить рамки изучаемого, индивидуализировать процесс обучения.

 

  • Что делает педагогическая общественность и специалисты для пропаганды курса ОИК?

 

- Пропаганда курса в настоящее время осуществляется прежде всего через интернет. Здесь можно найти разработки отдельных уроков, советы учителю и др.

 

Но этого явно недостаточно, так как настороженное отношение родителей и детей к мусульманам ещё сохраняется. Как можно активизировать эту работу по пропаганде ОИК?

     

На Северном Кавказе, в Поволжье и Предуралье, в Западной Сибири, в центральных областях России имеет смысл распространять позитивный взгляд на ислам через местную печать и местное радио, телевещание. Организацию такой работы мог бы взять на себя данный журнал. Силами авторов, сотрудничающих с журналом «Исламская культура», можно было бы подготовить статьи об ОИК, о выдающихся общественных деятелях и благотворителях и предложить эти статьи для местной печати в регионах России.

 

  • Какие Вы видите трудности в процессе ведения ОИК?

 

- Прежде всего, это недостаток знаний у самих учителей о религиозных культурах в целом.

 

Не разработана методика преподавания ОИК.

 

Всё это говорит о необходимости повышения квалификации учителей в этом направлении. Одна из трудностей состоит в том, что в целом ряде школ выбор для детей осуществляется не родителями, а администрацией школы. Четвероклассникам и их родителям навязывают избранный администрацией курс. Часто родители не знают о том, что у них есть выбор.

 

Трудности в процессе ведения уроков по ОИК вызваны также недостатком материалов, созданных как для детей, так и для взрослых. Значит, формирование авторских коллективов из светских специалистов – одна из актуальных проблем.

 

  • Каков образовательный потенциал предлагаемого детям курса ОИК?

 

- Изучая историю ислама, дети знакомятся с различными сторонами культуры: обычаями и обрядами мусульман, бытом, образом жизни, художественной культурой, праздниками, то есть с теми сторонами жизни, которые не изучаются по школьным программам. Таким образом расширяется кругозор детей, закрепляются моральные установки, вырабатывается толерантность по отношению к другим конфессиям.

 

  • Что Вы хотите пожелать нашему журналу «Исламская культура»?

 

- Успехов и большой читательской аудитории!

 

Беседу провёл Сергей Маркус

 

Москва, 21 мая 2014 года

Опубликовано в журнале "Исламская культура" № 1 за 2014 год, стр.121-123