Исламская культура

Вышел в свет 13 номер печатной версии журнала «Исламская культура» № 3 (13) 2017 г.

21 Сентябрь, 2017
176 просмотров


ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Уважаемые читатели!

Этот номер мы открываем неожиданным подарком от неизвестных нам авторов билборда на арабском языке из Ливана, где афористично высказано понимание исторической роли России как на Ближнем Востоке, так и во всём мире. Там написано: "Россия спасла мир от фашизма - спасёт и от терроризма!" Удивительное и задиристое, оптимистическое утверждение. О чём оно заставляет задуматься нас, готовящих сайт и печатную версию журнала «Исламская культура»? О чём этот свежий «взгляд со стороны» побуждает задуматься? Очевидно, изучение исламской культуры в нашей стране важно не само по себе, и не только для лучшего взаимопонимания и дружбы народов – но для исполнения уникальных задач, которые издавна решала русская цивилизация и её многонациональный народ.

Неповторимый опыт России с её многообразием в верованиях и народных культурах плюс современные методы в освоении древних религиозных традиций, оказывается, востребованы внутри традиционного мусульманского сообщества, явно не справляющегося в 21 веке с задачами государственного суверенитета, развития науки и культуры. Парадоксально: при этом у нас ведь только начался процесс возрождения разбитых при государственном атеизме религиозных традиций, многое мы делаем «с нуля», много спорного и «сырого»… мы сами ещё в очень сложном новаторском процессе.

К примеру, только в последние дни теология признана государственными органами достойной вузовской дисциплиной, только недавно появились (и появляются) современные вузы, призванные продолжить и развить духовные традиции наших народов. Но вот самый яркий пример: рождение на наших глазах огромного комплекса в Великом Булгаре – буквально посреди чистого поля и бескрайних просторов Камы и Волги… исламская академия! Каким станет её будущее, реальное наполнение? Болгарская исламская академия открывает свои двери в начале сентября 2017 года в дни празднования Курбан-байрам. Первое интервью её первого ректора, а также аналитические, критические материалы о БИА читайте в нашем журнале.

Об этом и о многом другом – выпуск этого номера нашего журнала. Важны также – сравнения многонациональной России с также многонациональным Ираном, осмысление опыта потрясших нашу страну сто лет назад революций. Но, пожалуй, ключевой мыслью этого номера будет приведённая одним из авторов цитата великого педагога и врача Януша Корчака: «Реформировать мир — это значит реформировать воспитание». Переиначивая ливанский тезис с билборда, можно сказать так: мы потому и победили фашизм, что у нас была глубокая и гуманистическая по сути традиция воспитания. Также и перед лицом наступающих угроз спасёт нас – точнее, мы спасём и себя и мир – глубоко традиционной и гуманистической системой воспитания.

Чтобы в этой благородной работе были максимально задействованы все ресурсы огромного и великого мусульманского наследия, мы ведём разнообразную медиа-работу: выпускаем сайт и к нему страницы в соцсетях, издаём печатную версию журнала, которую вы держите сейчас в руках. Важнейшим дополнением стали и два сайта, без которых немыслима работа в ежедневном режиме. Это, во-первых, сайт расписания времени для молитв http://e-azan.ru/. Он переведён на 13 языков и имеет функции: 1) Определение местонахождения посетителя по его IP или по введённым географическим данным, 2) Возможность выбора одного из языков сайта, 3) Возможность получить расписание на целый месяц, 4) Возможность поиска по корню слова, 5) Возможность изменения расчёта времени.

А, во-вторых, это сайт http://e-quran.ru, который имеет такие функции, как: 1) Чтение всего Корана с возможностью выбора чтеца; 2) Возможность выбора стиля шрифта; 3) Поиск по слову или предложению в Коране; 4) Возможность поиска по корню слова; 5) Возможность использования Корана на 180 языках мира; 6) Удобная панель для поиска сур, аятов или частей Корана; 6) Определение направлений Киблы; 7) Возможность расчёта времени молитв и определение Киблы для любого города или даже любой точки Земли.

 

 

Главный редактор журнала «Исламская культура» Сергей Маркус,

Москва, август 2017 года.

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Вступительное слово главного редактора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

Лилия Габдрафикова

Казань 1905—1907 годов: молодёжные протесты,

революционный Рамадан и «патриоты»-черносотенцы . . . . . . . 6

Гузель Ибрагимова

Как читали Коран татары? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

Алмаз Мухамадеев

Уникальность Волжской Булгарии — в наличии

двух систем права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

Нуман Абд аль-Вахид

Зачем Британская империя создавала

Саудовскую Аравию и Израиль? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

Сергей Абашин

150 лет с момента основания Туркестанского

генерал-губернаторства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

Айдар Хабутдинов

Милли Шура: Средняя Азия голосовала за федерализм,

а татары оказались расколоты большевиками . . . . . . . . . . . . . . 34

Юля Кузнецова

Какие народы живут в Иране? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39

Арина Тополёва

Почему Персия стала Ираном? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43

Анастасия Ежова

Дом имама Хомейни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45

ГОТОВИМСЯ К УРОКАМ

Рустам Батыр

Коротко о хадже . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47

Джаннат Сергей Маркус

А в Мекке время — московское! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53

Исмагил Шангареев

Знаем ли мы «Законы детства» Ибн Сины? . . . . . . . . . . . . . . . . . 58

Алламе Мухаммад Бакир Маджлиси

Предписания для интимной близости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66

Алим Алимов

Человек в Коране . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71

НАУКА И ПЕДАГОГИКА

Рафик Мухаметшин

Болгарская исламская академия — не закрытый пансион . . . 74

Рустам Батров

Что стоит за долгожданным появлением ректора

у Болгарской исламской академии? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76

Резеда Сафиуллина

Будущее Болгарской академии в центре внимания . . . . . . . . . . 83

Берик Арын

Казахстан: Вера не должна превращаться в фанатизм . . . . . . . 95

ДИАЛОГ С ЧИТАТЕЛЯМИ

Алан Барт

Кто и зачем накачивает Европу беженцами?

(или реализация плана Калерги) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99

The Saker (Балобан)

В России рождается новая цивилизационная модель . . . . . . . 102

«Взгляд»

Путин поговорил с детьми по-взрослому . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108