Исламская культура

Социальная доктрина российских мусульман. Официальный текст.

20 Сентябрь, 2013
367 просмотров


Социальная доктрина российских мусульман.

Официальный текст.

 

В Болгаре в рамках мероприятий «Изге Болгар жыены - 2015» была подписана «Социальная доктрина российских мусульман». Она была подготовлена рабочей группой во главе с заместителем директора Фонда поддержки исламской науки, культуры и образования Вячеславом Полосиным на основе общественного обсуждения с учёными, теологами и в целом мусульманской уммой России. 

Документ в комплексе «Ак мечет» подписали верховный муфтий России, председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат хазрат Таджуддин, председатель Совета муфтиев России, председатель ДУМ РФ Равиль хазрат Гайнутдин, председатель ДУМ РТ, муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин, председатель Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесской Республики, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил хаджи Бердиев. 

В мероприятии также принял участие врио Президента РТ Рустам Минниханов и Государственный Советник РТ Минтимер Шаймиев. 

Социальная доктрина охватывает все возможные аспекты жизни в обществе, с которыми может столкнуться мусульманин. При этом наиболее подробно в ней раскрыты вопросы взаимоотношений мусульманина с государством и отношения к «джихаду». После подписания соглашения состоялась встреча с лидерами мусульманского духовенства России и зарубежных стран, в том числе Польши, ОАЭ, Бахрейна.

Вне сомнения, всем, кто работает с исламской тематикой – от педагогов детских садов, средних школ и вузов до государственных работников местного уровня и высшего эшелона власти – необходимо иметь под рукой текст этого документа и хорошо его изучить. Он важен для понимания современных мусульман России и качественного диалога с ними разных слоёв общества. Это своего рода официальная «визитная карточка» наших сограждан, исповедующих Ислам.

Официальная публикация в Сети - http://www.muslim.ru/actual/13636/

 

Содержание Доктрины

 

  1. Введение. Мусульмане в современной России
  2. Ислам и общественная мораль

2.1. Борьба за нравственное здоровье общества. Социальное служение. Метод отклонения зла наилучшим способом

2.2. Борьба за физическое здоровье общества и экологическую чистоту

2.3. Российские мусульмане и СМИ

  1. Наука, культура, образование
  2. Отношение мусульман к представителям других религий и мировоззрений

4.1. Исламский принцип мирного сосуществования верующих и

4.2 Отношение мусульман к представителям других религий и мировоззрений

4.2.1. Уважение к человеку как к созданию Аллаха

4.2.2. Отношение к немусульманам

4.3. Отношение мусульман к иудеям и христианам

4.3.1. Вероучительные основания

4.3.2. Диалог с иудеями и христианами

4.4. Ислам и национальная идентичность

  1. Отношение ислама к крайностям и радикализму

5.1. Понятие «джихад»

5.2. Неправомерность такфира

5.3. Неправомерность деления земли лишь на «территорию войны» и «территорию мира»

  1. Отношение мусульман к государству и политике

6.1. Роль договора в исламе. Государственный закон как общественный договор. Роль Мединского договора для современности

6.2. Отношение мусульман к власти и к закону в немусульманском государстве, «фикх меньшинств»

6.3. О любви к Родине и о гражданских обязанностях

6.4. Отношение к защите Отечества. Патриотизм. Мусульмане России и воинская обязанность

  1. Мусульмане и экономические вопросы

7.1. Имущество и собственность человека

7.2. Основа в экономических отношениях – дозволенность

7.3. Некоторые принципы экономических отношений мусульман

7.4. Экономические институты ислама

7.5. Обязательства в области хозяйственной деятельности

7.6. Мусульмане в экономической системе России

  1. Заключение

 

————————————————————–

 

  1. Введение. Мусульмане в современной России

 

Слово «ислам» в религиозном смысле означает «преданность Богу», «мир с Богом». Ислам как религия преданности Богу берет свое начало от Адама (мир с ним), которому Творец дает первые заповеди, и завершает свое формирование через ниспослание пророку Мухаммаду (мир с ним и благословение Аллаха) Корана в виде завершенного свода Божественных законов и религиозного учения.

 

Специфическими чертами Ислама являются: вера во Всемогущего Единого и Единственного Бога – Аллаха, Творца вселенной, Господа миров, открывающего Свою волю лишь через избранных Им Самим пророков и посланников; признание Божественным Откровением только тех текстов, которые не сотворены по воле кого-либо из людей и даны Самим Творцом через Его посланников и сохранились доныне без изменений и искажений; признание последним и самым достоверным Откровением Бога всему человечеству Священного Корана, разъясняющего предыдущие пророческие послания и подтверждающего преемственность учения пророков Единобожия, начиная от Адама и завершая Мухаммадом (мир им всем); признание Мухаммада (мир с ним и благословение Аллаха) истинным и последним пророком Аллаха; признание Сунны Пророка Мухаммада (мир с ним и благословение Аллаха), т.е. его поступков, деяний и высказываний, зафиксированных в достоверных хадисах (изречениях) Пророка, примером и образцом для решения различных вопросов в жизни человека и общества. В широком смысле Ислам как свод Божественных законов (дин), определяющих жизненный уклад верующего, заключается в Богопочитании (ислам); вере (иман); добродетели (ихсан).

 

На территории современной Российской Федерации Ислам начал распространяться в 7 веке в г. Дербенте и Булгаре. В 922 году Ислам был принят в качестве государственной религии Волжской Булгарией.

 

Многочисленные военные столкновения Московской Руси и ханств золотоордынского происхождения имели своей причиной не религию, а борьбу за власть в феодальном государстве.

 

Во второй половине XVIII века Ислам постепенно становится официальной религией в Российской империи. Завершающим звеном этого процесса стал Именной указ императрицы Екатерины Второй «Об определении Мулл, и прочих духовных чинов Магометанского закона и об учреждении в Уфе духовного собрания для заведования всеми духовными чинами того закона, в России пребывающими» от 22 сентября 1788 года, во исполнение которого 4 декабря 1789 года состоялось официальное открытие Оренбургского Магометанского Духовного Собрания в г. Уфе.

 

Большое значение имел Именной Указ «О бытии в Таврической области (Крыма) Магометанскому Духовному Правлению под председательством Муфтия» в январе 1794 года.

 

Мусульмане показали себя в российской истории как истинные патриоты своей земной Родины.

 

Огромный позитивный потенциал Ислама наглядно проявился в истории становления российского общества и государства, его культуры. Ислам стал составной и неотъемлемой частью духовного и материального развития российского общества и в заметной мере определял характерные особенности того уникального феномена, который по праву называется российской цивилизацией, представляющий собой историко-культурный сплав ее коренных народов, относящихся к различным этносам и религиям.

 

Основными течениями Ислама являются суннизм и шиизм. Российские мусульмане в большинстве своем являются суннитами. Сунниты – приверженцы Сунны (традиции) Пророка как образца для подражания. Суннизм окончательно оформился в Х веке, выражая обычаи, теорию и практику большинства мусульманской общины. Это прежде всего ориентация на доктрину, являющуюся золотой серединой между крайностями. Отсюда и характерный для суннитского ислама прагматизм, установка на узаконение утвердившихся убеждений, обрядов и институтов. Последние считаются результатом согласия мусульманской общины.

 

Из четырех школ («мазхабов») суннитского права среди российских мусульман распространение получили ханафизм (основатель имам Абу-Ханифа, ум.767) и шафиизм (основатель имам Аш-Шафии, 767-820). Ханафизм присущ всем тюркским народам России, шафиизм распространен у чеченских и ингушских мусульман, а также у большинства мусульман Дагестана.

 

Маликизм (основатель Малик ибн-Анас, ум. 794) и ханбализм (основатель Ахмад ибн-Ханбал, 780-855) в России распространения не имеют.

 

Толки различаются между собой по теории и методологии права, а также по некоторым частностям ритуала, но все они считаются одинаково законными. Такая терпимость к идеологическому многообразию в целом свойственна суннитскому Исламу.

 

Суфизм является учением об ихсане (добродетели, искренности) и духовной практикой верующих. В России суфийские тарикаты играли и играют значительную роль в жизни мусульман. Наиболее распространенными являются Накшбандийский, Кадирийский и Шазалийский тарикаты.

 

В преамбуле Федерального Закона №-125 «О свободе совести и религиозных объединениях», принятого в 1997 году, говорится, что ислам, наряду с христианством, иудаизмом и буддизмом, составляет неотъемлемую часть исторического наследия народов России. Ныне существующее законодательство РФ является для мусульман наиболее благоприятным за всю историю нашей страны, поскольку обеспечивает свободу вероисповедания и юридическое равенство со всеми остальными гражданами.

 

Ввиду конституционного принципа невмешательства государства во внутренние дела верующих, мусульмане пользуются в Россией религиозной свободой в такой мере, которую не имеют в большинстве стран мира.

 

Государство законодательно гарантирует соблюдение следующих прав верующих:

  • свобода исповедания религии индивидуально и коллективно;
  • равенство религий перед законом и институтами государства;
  • участие представителей религиозных организаций в обсуждении готовящихся государственных решений, затрагивающих интересы верующих;
  • свобода религиозной деятельности, которая включает в себя:
  • свободное совершение коллективных и частных религиозных ритуалов, и церемоний, включая праздники и в месяц Рамадан,
  • создание религиозных общин, организаций и центров,
  • право собственности на объекты религиозного назначения,
  • свободное обучение религии детей и взрослых,
  • создание научных, образовательных и просветительских учреждений и центров,
  • выпуск, экспорт, импорт и распространение религиозной литературы, периодической печати, видео- и аудиопродукции, и предметов культа, проповедническая и просветительская работа в интернете,
  • свободные международные контакты, свободный выезд российских верующих на религиозное обучение и в паломничество,
  • занятие благотворительной деятельностью,
  • обеспечение условий для здорового досуга семей верующих и детей.

 

В целях поддержания мира и стабильности в Российском обществе в целом, для защиты прав верующих в частности законодательно закреплены:

  • запрет дискриминации граждан по признаку отношения к религии;
  • запрет религиозной розни;
  • запрет оскорбления религиозных убеждений и чувств граждан.

 

Материальную поддержку централизованным мусульманским организациям с 2006 года оказывает некоммерческая благотворительная организация «Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования».

 

Президент страны и председатель Правительства осуществляют регулярные контакты с руководителями мусульманских организаций. 22 октября 2013 года в г. Уфе Президент России В. В. Путин принял участие в торжествах по случаю юбилея Указа императрицы Екатерины Второй о создании «Оренбургского Магометанского Духовного Собрания», где выступил перед муфтиями с программной речью, в которой предложил, в частности, следующее:

 

«Новая социализация ислама должна рассматриваться как развитие традиционного мусульманского образа жизни, мышления, взглядов в соответствии с современной социальной действительностью, в противовес идеологии радикалов, сталкивающих верующих в средневековье. Считаю также, что приоритетом в публичной деятельности самих мусульманских организаций должны быть не внутренние дискуссии и споры о верховенстве, а… выработка положительного образа традиционного ислама как важной духовной составляющей общероссийской идентичности.

 

Это имеет огромное значение для воспитания молодёжи, что крайне важно, как для мусульман, так и для всей страны, крайне важно для российской мусульманской молодёжи, которая давно, к сожалению, стала целевой аудиторией для наших недоброжелателей.

 

У российских мусульманских религиозных организаций есть все возможности для своего широкого позиционирования в современных средствах массовой информации».

 

Российские мусульмане принимают активное участие в различных социально важных мероприятиях и программах: в движении волонтеров, в деятельности научно-просветительских центров, молодежных дискуссионных клубов, женских клубов, в работе с военнослужащими, в работе с заключенными, в движении против наркотиков и алкоголизма.

 

Проблемой стало получение исламского образования за рубежом. С начала 1990-ых отъезд молодых людей в зарубежные страны приобрел неуправляемый характер. Многие молодые люди, оказавшись за рубежом, попадали не к преподавателям классического ислама, а к радикальным проповедникам, и по возвращении домой исповедовали ислам в формах, характерных для мусульманских стран с фундаменталистскими, крайними течениями, но не характерными для России. В связи с этим, остро стоит вопрос о воссоздании российской исламской богословской школы, причем чаяния мусульманских лидеров и государства в этом совпадают.

 

Деятельность международных мусульманских лидеров и организаций в России в начале 90-ых носила хаотический характер и наряду с искренней помощью российским мусульманам имело место и использование статуса исламских организаций в противоправных политических целях. После принятия нового закона в 1997 году ситуация стала постепенно исправляться. Начали налаживаться плодотворные контакты с Международным центром умеренности в исламе, с ИСЕСКО, со Всемирным союзом мусульманских ученых и Лигой исламского мира.

 

Историческим событием в жизни российских мусульман стала прошедшая в мае 2012 года с участием 54 известных алимов исламского мира международная богословская конференция «Исламская доктрина против радикализма», завершившаяся принятием Московской Богословской Декларации по вопросам джихада, такфира и халифата. На основе этой Декларации были приняты фетвы в ряде республик Северного Кавказа, способствовавшие ослаблению радикализма.

 

Проблемы, с которыми мусульмане сталкиваются в отдельных регионах, часто возникают на почве непонимания и настороженности части общества вследствие присутствия символики и лозунгов ислама в ряде резонансных терактов.

 

Для устранения причин недопонимания и социальных конфликтов необходима системная просветительская работа проповедников традиционного ислама как с самими мусульманами, включая трудовых мигрантов, так и с местным населением.

 

Мусульмане со своей стороны принимают настоящий документ, устанавливающий шариатское отношение к своим правам и обязанностям в Российской Федерации.

 

  1. Ислам и общественная мораль.

 

2.1. Борьба за нравственное здоровье общества. Социальное служение. Принцип отклонения зла тем, что лучше.

 

Специфика проявления социальных функций Ислама, их непосредственная связь с потребностями человека позволяет говорить о важности участия мусульманских организаций в решении многих актуальных проблем российского общества. Мусульманские религиозные организации, имеющие исторически сложившийся опыт в работе с населением и имеющие богатый духовный потенциал, берут на себя и функцию поддержки незащищенных, обездоленных, участвуют в духовно-нравственном воспитание молодежи, в укреплении института семьи.

 

Участие мусульманских организаций в решении социальных проблем не ограничивается помощью лишь в пределах мусульманской общины. Являясь социально активной частью российского общества, мусульмане ведут работу с различными категориями граждан, нуждающихся в социальной поддержке не зависимо от их национальности и вероисповедания.

 

На территории России ведут свою работу множество благотворительных фондов, созданных при участии мусульман. Прежде всего, они ведут работу в таких направлениях как помощь детям, оказавшимся без попечения родителей, помощь пожилым людям, инвалидам, лицам, страдающим тяжелыми заболеваниями.

 

Активно развивается волонтерское движение, как отдельное направление, в котором молодые мусульмане принимают активное участие. Волонтеры не только принимают участие в благотворительных проектах, но и оказывают неоценимый вклад в развитие относительно новых для российского ислама направлений общественной деятельности.

 

Работа в пенитенциарных учреждениях и помощь осужденным ведется повсеместно, так как оказание помощи людям, совершившим ошибку, является религиозным долгом. Мусульмане знают, что социальные пороки и личные жизненные трудности не могут быть преодолены, если сам человек не готов изменить свое положение. Обоснованием такого отношения является коранический аят: «Во истину, Аллах не изменит положения людей, пока они не изменятся внутри себя» (Коран 13:11).

 

Мечети и общины мусульман выполняют немаловажную роль по социальной адаптации трудовых мигрантов-мусульман.

 

Принцип отклонения зла тем, что лучше.

 

Общественное благо для мусульманина является, прежде всего, мотиватором для успеха личного. Одним из главных методов борьбы со злом является отклонение зла наилучшим из возможного. Это один из принципов, установленных Всевышним Аллахом в качестве условия движения вперед, сохранения всего лучшего и самого благочестивого, приносящего больше пользы людям и стране, в которой они живут. Так повелел Всевышний Аллах: «Отклоняй зло наилучшим; Мы вернее знаем, что они приписывают» («Верующие»: 96).

1.Отклонять зло следует наилучшим из возможного, ибо ислам есть религия милости, блага и великого нрава. Нужно, насколько возможно, избегать войны. Война подобна прижиганию, которое применяют в лечении как последнее средство, когда ни одно лекарство не помогло. Поэтому Всевышний Аллах облагодетельствовал верующих тем, что удержал их от сражения.

 

Всевышний сказал:

 

а) «Он – тот, который удержал руки их от вас и ваши руки от них в долине Мекки, после того как дал вам победу над ними. Аллах видит то, что вы делаете!» («Победа»: 24).

 

Этот аят ясно говорит о том, что:

  • отсутствие сражения, даже если победа в нем гарантирована – тоже одна из великих милостей Аллаха.
  • Всевышний Аллах облагодетельствовал верующих тем, что удержал их руки от неверных после победы.

 

Мусульманин должен стремиться к достижению цели на войне наиболее гуманным путем. Обеспечение же победы без сражения есть одно из величайших благ.

 

«Не равны доброе и злое. Отклоняй же тем, что лучше, и вот – тот, с которым у тебя вражда, точно он горячий друг» («Разъяснены»: 34).

 

Следовать принципу отклонения зла наилучшим во время конфликта, равно как и делать выбор в пользу лучшего во всем способны лишь те, кто получил правильное воспитание, приучившее их к терпению, дисциплине, выдержке и стремлению к поставленной цели.

 

Всевышний Аллах говорит: «Но не даровано это никому, кроме тех, которые терпели; не даровано это никому, кроме обладателя великой доли» («Разъяснены»: 35). Эти качества даются человеку воспитанием. Оно учит его сдерживать гнев, прощать и делать благое.

 

б) В суре «Трапеза» Всевышний говорит: «О вы, которые уверовали! Поминайте милость Аллаха вам, когда задумали люди протянуть к вам свои руки, а Он удержал их руки от вас. Бойтесь же Аллаха: на Аллаха пусть полагаются верующие!» («Трапеза»: 11).

2.Должно поступать так, как лучше, стремиться к наилучшему во всем: в диалоге, в споре, в обращении друг с другом, в строительстве, в делах обустройства, в служении человеку и обществу, в науках и в искусствах – во всем следует избирать лучший путь.

 

Всевышний Аллах говорит: «…Который создал смерть и жизнь, чтобы испытать вас, кто из вас лучше по деяниям, – Он велик, прощающ!» («Власть»: 2). И еще говорит Всевышний: «Мы сделали то, что на земле, украшением для нее, чтобы испытать их, кто из них лучше поступками» («Пещера»: 7).

 

Всевышний Аллах говорит: «Обрадуй же рабов Моих, которые прислушиваются к слову и следуют за лучшим из них!» («Толпы»: 17–18).

 

«Следуйте за лучшим, что ниспослано вам от вашего Господа» («Толпы»: 55). Всевышний велит им стремиться к лучшему во всем: «… и благодетельствуйте, – поистине, Аллах любит добродеющих!» («Корова»: 195).

 

2.2. Борьба за физическое здоровье общества и за экологическую чистоту.

 

Испокон веков ислам приветствует не только духовное развитие, но и физическое. Из хадисов известно, что пророк Мухаммад (e) был в хорошей физической форме и побуждал других заботиться о своем теле.

 

Здоровье человека, помимо духовного фундамента, зависит от его питания. Ислам отводит важное место пище, которую человек потребляет. В основе постулатов о дозволенности и запретности пищи лежит преобладание пользы или вреда для человека. К запрещенной пище относятся мертвечина, то что забито не с именем Всевышнего, опьяняющие и одурманивающие еда и напитки, свинина. Этика приема пищи в исламе заключается в отказе от излишеств.

 

По свидетельству Абу Kapима аль-Ми’кдад ибн Мади’кариб, который передал слова Пророка (мир с ним и благословение Аллаха): «Для человека нет худшего сосуда, который он наполняет, чем его желудок. Для сына Адама достаточно всего несколько глотков пищи, чтобы держать хорошую осанку, но если он (настаивает) на большем, то пусть наполнит одну треть желудка едой, одну треть – жидкостью и (оставит) одну треть для воздуха».

 

В исламе важное место отводится спорту: приветствуется, когда родители с детства приучают детей к различным видам спорта. В преданиях сказано: Обучайте своих детей плаванию, метанию копий, езде на верблюде. И пусть они взбираются на верблюда с одного маху».

 

В хадисе говорится: «Сильный верующий любимее перед Богом, чем слабый верующий, хотя в обоих есть благо».

 

Жена Пророка (мир с ним и благословение Аллаха) Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «Я соревновалась в беге с Пророком…» (Ахмад). Мусульмане, следуя сунне Пророка, заботятся о своем здоровье и занимаются разнообразными видами спорта.

 

Бережное отношение к природе и животному миру

 

Человек и природа – великие и священные творения Создателя! Пророк Мухаммад (мир с ним и благословение Аллаха) и его сподвижники любили и ценили природу.

 

Чистым должен быть не только собственный дом, но и дом Всевышнего Аллаха, коим является любой участок земли! Нельзя забывать благодарить Всевышнего за природу, которой наш Творец щедро одарил все человечество, и причиняют вред окружающей среде.

 

В исламе человек несет ответственность перед Создателем за сохранность чистоты и красоты природы. Долг каждого мусульманина охранять землю и соразмерно использовать ее во благо.

 

«Он — тот, кто взрастил сады, со стволовыми и стелющимися растениями — [в них] финиковые пальмы, посевы с разнообразными злаками на вид и вкус, оливы, гранатовые деревья, плоды их похожи [на вид] и не похожи [на вкус]» (Сура «аль-Анам» аят 141).

 

Посланник Аллаха (мир с ним и благословение Аллаха) говорил: «Остерегайтесь двух проклятий. Увидев мусор и грязь на улице, человек, проходящий мимо, ничего хорошего не подумает и будет проклинать того, кто это сделал! Таких проклятий остерегайтесь!»

 

Посланник Аллаха (мир с ним и благословение Аллаха) говорит: «Какой бы мусульманин ни посадил дерево и ни посеял что-либо, и это употребит человек, животное или птица – за это тому, кто посеял, будет милостыня».

 

«Даже когда наступит Судный час, а в руках кого-либо из вас окажется саженец – пусть он посадит этот саженец, если сможет!».

 

«Знайте, что без какой-либо необходимости рубить дерево, которое дает хотя бы тень для человека – это грех».

 

Сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха! Разве за животных мы тоже будем вознаграждены?». Пророк ответил: «За каждое живую тварь вы можете получить вознаграждение». (Аль-Бухари, 2466).

 

Муслим 2619-0. Абдулла передал, что Посланник Аллаха, сказал: «Была наказана женщина за кошку, которую она заперла и поэтому та умерла. Именно из-за неё она и вошла в Огонь…».

 

Запреты на употребление наркотиков, алкоголя и азартных игр

 

Священный Коран категорически запрещает употребление, а также изготовление и распространение любых одурманивающих средств: алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ:

 

«О верующие, дурманящие зелья, и азартные игры – более чем нечистота, дьявольские козни; так что избегайте этого, дабы могли вы преуспеть» (Коран, 5:90).

 

В современном обществе подростки и молодежь по недомыслию выбирают навязываемый им стиль жизни, в котором дурманящие вещества и извращенные способы получения физического удовольствия рекламируются как средство достижения высшего наслаждения, как цель жизни, в которой нет места духовному самоосмыслению. Этот стиль жизни основывается на доводимой до абсурда философии либерализма, которая увлекает неокрепшие души мнимой абсолютной «свободой от всего», иллюзорным счастьем, которое будто бы достигается безо всяких усилий – простым употреблением дурманящей дозы. По сути это – культ гедонизма, отрицающий мораль и ведущий к ощущению вседозволенности.

 

Этот культ ведет к полному порабощению души, попадающей в зависимость от извращенных способов получения физических удовольствий, к стремительному разрушению организма человека и к утрате социальных связей. Поэтому первичным звеном в борьбе с алкоголизмом и наркоманией должно стать воспитание человека с детства в духе приверженности подлинным ценностям: религиозным и национальным традициям, культуре человеческого духа, идеалу счастья в крепкой и здоровой семье.

 

Победить такие страшные пороки, как наркомания и алкоголизм, возможно только комплексным применением мер как религиозно-воспитательного, так и государственно-административного воздействия. Для этого требуются согласованные действия и религиозных деятелей, и государственных структур, и общественности, и средств массовой информации. Мусульманские организации готовы к такому сотрудничеству в целях преодоления алкоголизма и наркомании.

 

2.3. Российские мусульмане и СМИ.

 

Россия – многонациональное и многоконфессиональное государство. Коренными жителями России являются более шестидесяти народов, следующих исламской традиции. Сегодня для большинства из них вопросы религиозной толерантности актуальны не менее, чем вопросы этнической терпимости.

 

К чему следовало бы привлечь первостепенное внимание журналистов, пишущих об исламе? Помимо строгого следования профессиональной этике, журналисту следует непременно учитывать тонкости той религии, о которой ему предстоит вести разговор. Любая неточность или ошибка могут задеть чувства десятков тысяч верующих, и кроме того создать ложное, зачастую отрицательное представление обо всей религии.

 

Нарочитые заявления о том, что террористы исповедуют ислам, создают ложное представление у тех, кто не знаком с исламом. Элементарная безграмотность журналистов в вопросах исламской терминологии вызывают зачастую справедливое возмущение всякого образованного россиянина, хоть немного знакомого с созидательной ролью мусульман в истории нашей страны на протяжении столетий.

 

Журналисту в публикациях на религиозные темы следует избегать собственных оценочных суждений в отношении истинности или ошибочности того или иного вероисповедания, особенно когда речь идет о традиционных религиях России. Представителям масс-медиа пойдут на пользу постоянные консультации с представителями духовных управлений мусульман.

 

Предвзятый подход в освещении вопросов вероисповедания, смешение социальной проблематики с религиозной могут вносить разлад в единство нашего общества. Профессиональный труд журналиста должен служить единению многонационального многоконфессионального российского общества.

 

  1. Наука, культура и образование.

 

С распространением Ислама многие народы обрели письменность, а стремление читать и понимать Коран стало причиной распространения грамотности среди мусульман.

 

В Исламе изначально существует особо уважительное отношение к знаниям и научной мысли, ибо в Коране сказано: «Воистину, Аллах поднимает тех из вас, кто уверовал и кому даны знания на высокие ступени» (Коран, 58:11). Вера делает людей праведными и чистыми в жизни этой и будущей, а знания поднимает их на высокое место.

 

Развитие грамотности приводило к активному развитию научной мысли у мусульманских народов. Средневековая арабо-мусульманская литература, сочинения мусульманских авторов по медицине, истории, географии, астрономии и многим другим отраслям знания составили золотую сокровищницу научной мысли человечества и дали толчок развитию европейской науки.

 

Российские мусульмане по праву гордятся такими знаменитыми учеными, как Шихабетдин Марджани, Галимджан Баруди, Ризаэддин Фахреддин, Муса Бигиев, Исмаил Гаспринский и другие.

 

Классическое исламское образование, помимо богословских предметов и языков включало широкий комплекс учебных дисциплин, в том числе математику, географию, историю, естествознание, медицину, овладение которыми считалось важным для правильного уяснения сути исламского вероучения.

 

После применения репрессивных мер по отношению к религиозным деятелям, мусульманская наука и образование в России ХХ века пришли в запустение.

 

В существующих ныне условиях свободы вероисповедания перед мусульманами стоит прежде всего задача возрождения религиозного образования, нацеленного на подготовку широко образованных, грамотных проповедников, способных эффективно вести просветительскую работу в условиях XXI века. Очень важным является воспитание верующих в духе мира, согласия, уважения прав, взглядов и убеждений других людей, что возможно только при сохранении и упрочении течений и школ Ислама, традиционно присущих российским мусульманам.

 

В современном российском обществе в условиях утвержденного законом разделения образования на светское и религиозное для мусульман является насущной проблемой определить свое отношение к светским наукам. Не отрицая право людей на свободу совести, мусульмане имеют право на воспитание и обучение своих детей в духе традиционного Ислама.

 

Российские мусульмане направляют свои усилия на укрепление традиционных семейных ценностей, поскольку семья передает детям социальные, культурные и нравственные ориентиры и опыт, воспитывает в них трудолюбие и духовность.

 

Для мусульман России культурные традиции являются источником их национально-религиозного самосознания и играют огромную роль в их жизни.

 

Исходное базовое исламское образование, формирующее личность выпускника, должно даваться только в России. Усовершенствование арабского языка и углубление богословских знаний может происходить в зарубежных образовательных центрах на основе договора между ними и представителями традиционных мусульманских центров России.

 

  1. Отношение мусульман к представителям других религий и мировоззрений.

 

4.1. Исламский принцип мирного сосуществования верующих и неверующих.

 

Мир стоит перед проблемой нахождения согласия между религиозным и нерелигиозным типами поведения в рамках единого населенного пункта, города, страны, сообщества наций. Согласие заключается в том, чтобы представители всех мировоззрений договорились признать духовный суверенитет друг друга.

 

Согласно исламу, мусульманин не должен переносить требований и норм своей религии на людей иных убеждений. Требовать исполнения религиозных норм он может только от себя самого и от тех, кого имеет законное право воспитывать, например, своих детей.

 

Каждая личность и каждая община могут исповедовать свою веру в полном соответствии со своими религиозными предписаниями и традициями, не нарушая прав других людей.

 

Выработка европейцами в XVIII – XX веках деклараций и законодательных документов по правам человека свидетельствует о стремлении человеческого духа вырваться из тьмы невежества к истине. Однако умаление в этих актах консервативно-религиозных ценностей привели в конечном счете к таким крайностям современного либерализма, как публичная легитимизация пороков, включая подмену исторически сложившегося понятия семьи понятием «однополых браков».

 

Ислам уважает права человека, ибо они даны Создателем, но эти права не безграничны, их реализация должна приносить пользу и личности, и обществу. Как значится в Каирской Декларации прав человека в исламе (1990), принятой всеми государствами – членами ОИ К (ныне ОИС):

 

«Жизнь — это дар, дающийся Богом, и право на жизнь гарантировано каждому человеческому существу…» (ст. 2).

 

Права человека в его земном бытии нуждаются в защите, поскольку человек, совратившийся к греху, может нанести вред себе и другим и лишить себя и других дарованных Всевышним Создателем прав и свобод. Поэтому для их защиты устанавливаются общественные и государственные механизмы, препятствующие легитимизации греховных пороков и изолирующие преступников от пагубного воздействия на общество.

 

Мусульмане, будучи гражданами государства, вправе влиять на то, чтобы принимаемые законодательным органом страны законы более эффективно служили целям правового сдерживания общественного порока и поощрения общественных добродетелей. – В этом мусульмане едины с представителями других религий и мировоззрений и могут договариваться с ними о сотрудничестве.

 

Общими для всех граждан ценностями являются благо Родины и общества, обеспечение безопасности, развитие экономики в интересах всех граждан. Обустроить эти сферы — обязанность людей, за это отвечают все: и мусульмане, и немусульмане. Все граждане должны помогать друг другу в вопросах безопасности и экономики, потому что без них невозможна жизнь человека и всего общества.

 

Страны – члены ОИК выразили нормы Божественного права следующим образом:

 

«Все человеческие существа образуют единую семью, подчиняются единому Богу и произошли от одного человека – Адама. Все люди, независимо от цвета кожи, расы, пола, языка, вероисповедания, политических убеждений, общественного положения, обладают одинаковыми правами и человеческим достоинством…

 

Все люди рождаются свободными, и никто не имеет права брать кого-либо в рабство, унижать, угнетать и эксплуатировать. Есть только одно подчинение – Всевышнему Богу. Колониализм л