Исламская культура

Алмаз Мухамадеев: Уникальность Волжской Булгарии - в наличии двух систем права.

12 Август , 2017
47 просмотров


Заточение в ящик и казнь для конокрада. Как вершили правосудие предки татар

Жители Волжской Булгарии не церемонились с преступниками. Могли навечно заточить в ящик, побить камнями или плетьми. О том, по каким законам жили булгары, рассказывает старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани Академии наук РТ Алмаз Мухамадеев.

С молчаливого согласия

Уникальность Волжской Булгарии - в наличии двух систем права. Сначала действовало языческое, или обычное (от слова «обычай») - с VIII и до середины X века, а затем мусульманское право - до монгольского нашествия в 1236 году.

Свои законы древние булгары переняли от далёких предков. По китайским источникам, свод законов был ещё у народа хунну, исчезнувшего во II веке. От хунну, как считают учёные, произошли гунны, а от них булгары и другие тюркские народы. Впрочем, законы эти были буквально неписаные. Ни в древности, ни в Средневековье у предков татар не было аналогов «Русской правды», что приняли в Киевской Руси, или «Закона судного людям», как у дунайских болгар.

Общим для Киевской Руси, Волжской Булгарии и других государств были категории тяжких преступлений и некоторых форм правосудия. В языческие времена многие народы восстанавливали справедливость по принципу талиона - око за око, зуб за зуб. Также применяли ордалии - суд путём испытания. У булгар был обычай устанавливать вину, прижимая к груди подозреваемого горячую лепёшку или другой раскалённый предмет. Если выдержит, значит, невиновен. В спорах правоту часто определяли поединком - кто победит, на стороне того и правда. Многие народы казнили своих людей за осквернение святынь. К примеру, булгары могли поплатиться жизнью за повреждение ветвей священного дерева, которое, по поверьям, спасало от бед, болезней, буйства стихии.

Самыми тяжкими преступлениями у предков татар считались убийство, прелюбодеяние и воровство. За них непременно казнили, причём публично - для устрашения, а тела подолгу оставляли на месте казни. Помимо повешения и обезглавливания, у булгар были и другие виды казни. Преступника могли рассечь пополам вдоль тела - с головы до ног. Чтобы смерть была долгой и мучительной, человека могли поместить в закрытый деревянный ящик, дав несколько лепёшек и сосуд с водой. Этот «гроб» подвешивали к дереву на верёвке, он висел, пока не сгниёт верёвка.

Арабский путешественник Ибн Фадлан рассказывал, что у булгар мужчины и женщины купались вместе нагими, но при этом за прелюбодеяние неминуемо казнили, как женатых мужчин, так и замужних женщин. Если же мужчина соблазнил девушку, то должен был на ней жениться.

Воровство у древних булгар было редкостью из-за страха перед наказанием. Особо тяжкой считалась кража скота, конокрадство.

 

В языческие времена судей не было, эти функции выполняли представители власти, жрецы, уважаемые люди, которых назначала община. Наказание выбирали на народном сходе, но окончательное решение оставалось за ханом или жрецом. Молчаливое согласие народа придавало всем уверенности, что вердикт справедлив.

Кроме казни наказывали арестом - обычно не больше, чем на 10 дней. Но некоторые источники указывают, что в темнице предков татар могли держать и годами. За мелкие преступления, скорее всего, были штрафы.

 

Всей общиной судили за серьёзное колдовство, то есть не простой приворот, а «организацию» падежа скота или пожара в доме. Считалось, что колдун может нанести вред безопасности и благосостоянию всего общества. В доказательство его вины принимали показания свидетелей.

Казнили организаторов мятежей, бунтов, тех, кто не повиновался воле хана. Учёные полагают, что власти даже придумали специальный обычай, чтобы законно избавляться от смутьянов. Людей с необычайными возможностями - слишком умных, ловких, сильных - волжские булгары вешали на дерево, чтобы их тела распались на части. Причём делалось это не в наказание, а во благо общества. Мол, человек, не похожий на нас, достоин служить богу.

Дело-то судейское!

С принятием ислама наказания смягчились. Даже убийце приговор выносили с учётом обстоятельств. Например, если человек убил, обороняясь, то его не карали. Жестоко наказывали за умышленное убийство, особенно если речь шла о братоубийстве. В остальных же случаях преступнику давали возможность примириться с родственниками убитого. Если его прощали, то он должен был расплатиться с ними своим имуществом - например, скотом. Чтобы сохранить жизнь, подсудимый мог отдать всё, что нажил.

У мусульман появились судьи - кади. Они же были нотариусами, чиновниками, оформляли документы. В отличие от господствующей над ней Хазарией, Волжская Булгария имела одного судью на общину, а не семь. Хазары, к слову, могли выбирать из двух христианских, двух мусульманских, двух иудейских и языческого судьи.

Письменными законами волжские булгары так и не обзавелись, судили по предписаниям шариата. Кади принимал решение единолично, так что необходимость сходов отпала. Оспорить это решение можно было у хана, в чьих руках была верховная судебная власть. Булгары переняли это от гуннов, чей вождь Атилла выслушивал обе стороны и выносил вердикт.

За прелюбодеяние били камнями. Делали это толпой, так что могли и до смерти забить. Холостого мужчину и незамужнюю женщину за внебрачные отношения били плетью. Так же наказывали и за гомосексуализм. Адвокатов не было, так что вину доказывали по числу свидетелей и их полу. Показания женщин часто вообще не брали в расчёт. При этом появилось наказание за клевету и оскорбления. За взятки приговаривали к повешению.

А вот за кражи больше не казнили. Если вора поймали впервые, то ему отрубали кисть правой руки, во второй раз - левую стопу, а на третий сажали его под арест. Арестантов держали в зиндане - подземной тюрьме-темнице, накрытой сверху решёткой. Арестовать до вы­яснения обстоятельств могли по любому поводу.

Были и воинские преступления. За бегство с поля боя предводителя могли казнить, а большой начальник-воевода должен был сам свести счёты с жизнью после того, как на его глазах продавали в рабство его жён и детей, раздавали всё имущество.

В то же время начали судить за преступления против государства и религии. Булгары-язычники воспринимали причинение вреда правителю так же, как и причинение вреда любому другому человеку. С принятием ислама за преступления против хана, независимо от их тяжести, можно было поплатиться жизнью. Жестоко карали за измену родине, вероотступничество. «Русские летописи» говорили, что в 1229 году за отказ принять ислам казнили купца Авраамия. Сам он был булгарин, но принял христианскую веру, пока жил на чужбине. А когда вернулся, не отступился от неё. После казни его тело принял князь Владимир Суздальский. Похоронили купца с почестями как мученика Христова.

Источник:http://www.kazan.aif.ru/culture/zatochenie_v_yashchik_i_kazn_dlya_konokrada_kak_vershili_pravosudie_predki_tatar