Исламская культура

Шакик Балхи - основоположник таваккула

20 Август , 2011
393 просмотров


 

Шакик Балхи - основоположник таваккула

 

Абу Али Шакик Балхи синь Ибрагим - один из великих мастеров суфизма.

Он родился в «достойном и великом» городе Балх, одном из древнейших городов мира, который считается традиционным центром зороастризма и местом рождения Заратустры. От названия города Балх происходит и имя великого мастера суфизма – Балхи. 

ГОРОД БАЛХ - РОДИНА АЛИМОВ И АРИЕВ.

На Востоке город Балх известен как «мать всех городов». Ему более 4 тысяч лет.

Земля Балха подарила исламскому миру сотни великих учёных, обогативших мировую философию, историю и культуру. Среди них такие имена, как:

Мавлан Джалал ад-Дин Мухаммад Балхи – выдающийся персо-таджикский поэт-суфий, сын придворного учёного богослова-юриста и проповедника суфия, известного как Баха ад-Дин Валад, вынужденного бежать из родного города Балх и, после долгих скитаний, обосновавшегося в Малой Азии (Рум). 

Машар Джафар ибн Мухаммад аль-Балхи- персидский математик, астроном и астролог. 

Абу Зайд Ахмед ибн Сахл аль-Балхи – известный мусульманский учёный, энциклопедист, математик, астроном, врач, наиболее известен как географ.

Абуль- Хасан Мукатиль ибн Сулейман аль-Балхи - известный мусульманский религиозный деятель и комментатор Корана (муфассир). Его толкование Корана (тафсир) считается одним из самых старых тафсиров, сохранившихся в полном объёме.

Абу Шукур Балхи - персо-таджикский поэт, автор «Афарин-наме», одной из самых ранних поэм - маснави. 

Муаййад Балхи – стяжавший славу одного из лучших поэтов своего времени, прозаик, автор поэмы на библейско-коранический сюжет об Иосифе Прекрасном и жене Пентефрия (Зулайхе ) на языке фарси.

Рабиа Балхи - первая женщина-поэтесса в истории персо-таджикской литературы периода ирано-исламской цивилизации.

Все они - алимы, передающие потомкам в веках те знания, которые оставил после себя Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). 

По этому поводу австрийский учёный Грюнебаум написал: «…персы или иранизированные (персоязычные) жители Центральной Азии в целом, играли поистине выдающуюся роль в развитии суфийских орденов и религиозно-философской деятельности на арабской территории».

А известный арабский историк, социальный мыслитель Ибн Хальдун, араб по происхождению, отдавая должное вкладу персо-таджикских учёных, мыслителей, религиозных деятелей, творцов писал: «Большинство религиозных ученых Ислама были и есть персы. И в науках о законах, и в науках о разуме других крайне мало. Причём, если встретишь среди них араба по родословной, то он оказывается персом и по языку, и по воспитанию, да и учителя его — персы. А ведь вера — арабская и законодатель в ней — араб».

Ливанский исследователь Джурджи Зайдан отмечал, что исламский мир с 750 - до 850 года находился под влиянием иранцев. Он написал: «Этот период мы называли иранским, поскольку, несмотря на то, что халифы, язык и религия этого периода были арабскими, но политики страны и государственное управление халифата находились под контролем иранцев. Иранцы оказали помощь этому государству, укрепили его и управляли этим государством. Визиры, эмиры, писатели и правители государства были иранцами».

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что иранские народы – предки таджиков, по сравнению с самими арабами и другими народами, проживающими в пределах Арабского халифата, внесли существенный вклад в распространение и развитие ислама. Города, медресе, университеты Средней Азии и по сей день хранят память своих основателей времён расцвета персо-таджикской империи Сасанидов и Саманидов. 

ПО СТРАНИЦАМ ЖИЗНЕОПИСАНИЯ ШАКИКА БАЛХИ. 

Родился Шакик Балхи в персо-таджикской семье. Его учителем был кази Абу Юсуф, мусульманский законовед, которого современники называли «судьёй всех судей». Поэтому науку фикх о ритуалах поклонения, взаимоотношениях и системе наказаний Шакик Балхи познал   в совершенстве.

Кази Юсуф, в свою очередь, был учеником великого имама и знаменитого муджтахида Абу Ханифы. Поэтому в богословских и правовых вопросах Шакик Балхи был последователем Абу Ханифы, который определил науку фикх как «знание человеком тех положений, «которые «за» и «против».

Жизнь Шакика Балхи служит ярким примером беззаветного служения Аллаху. Он проповедовал следовать жизненному правилу, которое «требовало полного отрешения от мира и неукоснительного повиновения воле Божьей». 

Великого подвижника и мыслителя Шакика Балхи почитают как основоположника таваккула – учения об абсолютном уповании на Бога. Согласно этому учению, «мир порочен», и каждый стремящийся к совершенству в служении Аллаху должен оставить занятие торговлей и доходными ремёслами. Поощряется покаяние, воздержанность от мирских удовольствий и добровольная бедность.

Шакик Балхи строго следовал таваккулу. После того, как принял строгую аскезу, он полностью посвятил себя служению Богу, наполняя жизнь духовным содержанием.

Однако, в учении Шакика такие аскетические добродетели, как полная отрешённость от мирского и страх перед Богом считаются низшей стадией духовного развития. Эти добродетели Шакик Балхи ставит ниже «мистических переживаний всепоглощающего желания райского блаженства в присутствии и страстной любви к Богу».

Повседневная жизнь Шакика Балхи состояла из ночных бдений, благочестивых размышлений над духовным смыслом Корана и полной мысленной сосредоточенности на Аллахе.

Шакик Балхи, чтобы посетить Каабу, пешком дошёл до Мекки, где во время хаджа встретился с Имамом Мусой Казимом, внуком Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), являющимся седьмым имамом из рода Пророка (мир ему). Это известный суфий стал его сподвижником и учеником. 

ШАКИК БАЛХИ И ЕГО МУДРОСТЬ. 

Про мудрость Шакика Балхи написано много книг. В одной из них под названием «Мухтасарминхадж аль-касидин» автор Ибн Кудама аль-Макдиси приводит разговор Имама Шакика Балхия со своим учеником.

Однажды Имам Шакик аль-Балхи спросил ученика Хатима аль-Асамма: «Чему ты научился за то время, что обучался у меня?» Хатим ответил: «Я научился восьми вещам:

1 – Воистину, я посмотрел на людей, и увидел, что каждый человек кого-то (или что-то) обязательно любит, но, когда человек умирает, ему приходится расставаться с тем, кого полюбил. А я люблю совершать благие дела, чтобы они остались со мной и в могиле.

2 – И воистину, я размышлял над словами Всевышнего: «… и удерживал себя от страстей» (Ан-Назиат: 40), и после этого заставил себя сторониться собственных страстей, пока не привык ограничиваться повиновением Аллаху.

3 – И воистину, я увидел, что тот, кто владеет чем-либо ценным, хранит его, а потом обратил внимание на слова Всевышнего: «То, что есть у вас, иссякнет, а то, что есть у Аллаха, останется навсегда» (Ан-Нахль: 96), и каждый раз, когда у меня было что-либо ценное, я направлял его к Нему, чтобы Он сохранил мне его.

4 – И воистину, я заметил, что люди обращают внимание на богатство, знатность и положение в обществе, хотя и не заслуживают этого. Я же посмотрел на слова Всевышнего, который сказал: «Самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный» (Аль-Худжурат:13), и стал уделять внимание богобоязненности, чтобы стать почитаемым перед Аллахом.

5 – И воистину, я увидел, что люди завидуют друг другу, а потом посмотрел на слова Всевышнего: «Мы распределили между ними их средства к существованию в мирской жизни» (Аз-Зухруф: 32), и я оставил зависть.

6 — Я увидел, что люди враждуют друг с другом, а потом посмотрел на слова Всевышнего: «Воистину, дьявол является вашим врагом, так относитесь же к нему как к врагу» (Фатир: 6), и я оставил вражду с ними и только к дьяволу стал относиться как к врагу.

7 — Я увидел, что люди унижаются при поиске пропитания, а потом обратил внимание на слова Всевышнего: «Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечивал бы пропитанием» (Худ: 6), и я стал заботиться о том, что я должен Ему, а в своём имуществе я доверился Ему.

8 – Я увидел, что люди полагаются на торговлю, производство и здоровье, а я стал уповать на Всевышнего. 

Шакик Балхи — да святится тайна его — говорил: «Остерегайся бесед с богачом, так как сердце твоё может привязаться к нему и будет радоваться его подношениям. Значит, ты уже выбрал себе другого бога вместо истинного». 

ПОСЛЕДОВАТЕЛИ   ШАКИКА   БАЛХИ. 

Хорасанский ученик Шакика Балхи, Хатим ал-Асамм - «аскет», «учёный» и «мудрец»является главным распространителем духовного наследия своего учителя, его аскетической этики и практики. Благодаря Хатиму ал-Ассаму и его ученикам, которые вели скитальческий образ жизни, учение Шакика Балхи достигло Ирака и Сирии, где идеи таваккула постепенно получили широкое распространение среди местных аскетов и мистиков, что способствовала сближению восточного и западного направлений мусульманского аскетизма.

Одной из значительных заслуг Шакика Балхи является его вклад в «науку о мистическом пути». Эта наука - символ суфийского образа жизни и мировоззрения. В своём трактате «Правила богопоклонения» Шакик Балхи описал стадии или «привалы» на «пути к Богу»иуровни духовного опыта, характерного для мистика, достигшего той или иной стадии. Эта книга - «водораздел», разделяющий аскетизм и мистицизм.

ДАТА СМЕРТИ.

Шакик Балхи полностью принадлежит исламскому миру. Историки повествуют о том, что вначале жизненного пути он был купцом и торговал с тюрками, принявшими ислам, участвовал в правовых и религиозных диспутах. Но после того, как Шакик Балхи принял аскезу, совершил обряд покаяния и раздал своё имущество, он стал воином-аскетом в восточных областях Халифата и полностью посвятил повседневную жизнь служению Аллаху.

Последние годы жизни Шакик Балхи провёл в пограничной крепости (рибащ) в Вашгирде (Восточный Иран), куда направлялись добровольцы, которые считали своим долгом сражаться против тюрков-язычников Средней Азии. Историки пишут, что погиб Шакик Балхи во время похода на Кулан. Прах его покоится на территории Хотлонской области. Дату его смерти историки называют 195 или 174 г.г. по Хиджре.

 

Список использованной литературы: 

Ибн Хаджар Аскалани: «Лисан аль-Мизан», 3/153.

Ибн Джавзи : «Сафатуль Сафавот» 2/125.

Оятуллах Сайид Алии Хусайни Милани: «Пешвоёни Маъсум. 3 том»

Ибн Кудама аль-Макдиси: «Мухтасарминхадж аль-касидин».

 

Текст составил Хайриддини Абдулло (Москва, июнь 2015 года).

НА ФОТО – один из древнейших в мире город Балх (ныне Афганистан).