Исламская культура

Бишри Хафи – суфий-босяк

20 Апрель , 2023
272 просмотров



Бишри Хафи – суфий-босяк

Исламская мысль основана на уважении к знаниям и традициям. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) говорил: «Стремление к знаниям есть долг каждого мусульманина». Одной из областей знаний, изучающей источники о прошлом, является история. История - символ великой национальной силы народа.

Время доказало, что движущей силой истории становятся лучшие представители народа. К таким лучшим людям относится и Бишри Хафи – один из известных иранских суфийских шейхов, мистик, мухаддис и факих.

Его полное имя - Бишр ибн Харис ибн Абдуррахман ибн Ата ибн Халал ибн Махан ибн Баабур (Абдулла). [1]. 

Родился он в Мерве — матери городов Хорасана.

Дата рождения точно неизвестна. Историки полагают, что он появился на свет в 150 — 152 гг. (227 г. по лунному календарю), то есть в 767 — 769 гг. (842 г.) по григорианскому  календарю.

Его родители были знатными людьми и принадлежали к правящему классу Мерва. Дедушка Баабур под влиянием четвёртого праведного халифа Али (р), сподвижника Пророка (с.а.с), принял Ислам, отказавшись от Зороастризма, и получив новое имя Абдулла [2].

У Бишри Хафи было три сестры. Он не был женат.

Когда его спрашивали, почему ты не женишься до сих пор, как то предписывает мусульманам Сунна Пророка (с.а.с), он отвечал: я пока  занят изучением основных принципов Ислама в вопросах веры, деяний и нравственности.

Детство его прошло в родном Мерве. В подростковом возрасте молодой человек ради получения знаний посещал Багдад, где, занимаясь торговлей, зарабатывал средства для существования.

ИСТОРИЯ  ПОКАЯНИЯ И ПРИОБЩЕНИЕ БИШРИ К РЕЛИГИИ

Бишри в молодости был большим грешником. Но случай изменил его жизнь. Однажды он шёл по делам и вдруг увидел на дороге клочок бумаги, испачканный грязью, на котором было написано имя Аллаха. 

Подняв бумагу, он поцеловал её и поднёс к голове. Очистил листок, смазал его благовониями и поместил на самое почётное место в своём доме.

Ночью во сне он услышал глас с небес: «Ты обволок Наше имя благовониями и выказал уважение и почтение. Клянусь Своим могуществом, Я сделаю тебя знаменитым в обоих мирах!» Услышав этот глас, Бишри вскочил с постели и, искренне раскаявшись в совершённых грехах, устремился душой к Аллаху. За это уважение Аллах наградил его множеством даров и включил в круг благочестивых людей.

Легенда также повествует о том, что однажды Бишри встретился с семейством пророка Имама Мусы Казима (р.х). В его душе возникла острая потребность покаяться в грехах. И Имам стал свидетелем его искреннего раскаяния.

Во время покаяния свершилась глубокое преобразование природного естества Бишри. В состоянии экстаза, стоя перед Имамом Мусой Казимом (р.х) босиком, он находился вне пределов чувственно-материального мира.

С тех пор Бишри больше никогда не одевал обувь. Поэтому в народе получил кличку «Хафи», что в переводе с арабского языка означает «босиком».

Сам Бишри свидетельствовал: «В тот день, когда я примирился с Богом, тогда я был босиком. И теперь мне стыдно одевать на ноги туфли».

Другая история описана в подробностях и случилась она в Багдаде. Однажды Имам Казим (р.х) проходил мимо дома, откуда была слышна громкая музыка и песни. Двери дома открылись и оттуда вышла женщина, всем видом напоминающая служанку. В руках она держала мешок с мусором, направляясь к мусорной яме. Имам спросил служанку:

- Хозяин этого дома - свободный человек или раб?

И услышал в ответ:

- Хозяин — человек свободный!

Имам продолжил разговор:

- Если бы владелец дома был хозяином и повелителем, то он бы вместо молитвы не распространял веселье и танцы.

После сказанных слов Имам продолжил свой путь. А служанка зашла в дом.

Бишри задал служанке вопрос:

- Почему так поздно вернулась?

Служанка рассказала, как красивый, мудрый человек, озарённый Светом, задал ей вопросы, на которые ей пришлось отвечать. И она обо всём в подробностях рассказала хозяину. 

После рассказа служанки Бишри задумался и несколько минут размышлял: “Если он был бы  раб, то как он смог быть владельцем?».

Слова Имама запали в душу молодого человека.

Не одевая на ноги туфель, Бишри босиком выбежал из дома в надежде увидеть незнакомца.

Молодой человек догнал Имама, попросил у него прощения и поклялся, что больше никогда не будет грешить.

С этого дня Бишри стал богобоязненным человеком, приобрёл иммунитет от грехов и ошибок и начал постигать религиозные науки.

После встречи с Мусой Казимом (р.х.) Бишри Хафи никогда больше не одевал на ноги туфли и всю жизнь ходил босиком, отдавая дань уважения Имаму и дню, когда вернулся на путь Истины. История также доносит его слова, сказанные благочестивым: «Земля - ковёр Аллаха, никто не ходит по ковру в туфлях».

Бишри Хафи обладал чувством справедливости. Он всегда был на стороне людей, претерпевших много несправедливости и угнетения. Защищал угнетённых и противостоял угнетателям, поэтому сторонился халифов и правителей. Его современники в воспоминаниях рассказывают, что когда однажды халиф призвал Хафи, тот ответил, что «если ещё однажды халиф вспомнит о нём, то он покинет город».

ОБРАЗОВАНИЕ БИШРИ

Бишри Хафи для прослушивания хадисов и изучения науки фикха ездил в Куф и Баср. 

С Маликом ибн Анасом (199/93 гг.) Бишри Хафи совершил хадж в Мекку и получил  от него сакральные знания [3].

В Медине он был слушателем школы Суфияна ибн Уяйна (197/107 гг.).

В Ираке Бишри общался с выдающимся мусульманским богословом и хадисоведом по имени Абдулла ибн Мубарак (181/118 гг.).

Из других его учителей фикха и хадисов известны такие имена, как Ибрахим ибн Саад Зухри, Шарик ибн Абдулла и Фузейл ибн Аяз (187/105 гг.). А также Али ибн Хушрам, который был родным дядей Хафи [4].

Бишри всю свою сознательную жизнь собирал сам и обучался хад исам. Он был известным мухаддисом своего времени и предпочитал только достоверные хадисы.

Историки пишут, что все хадисы, собранные им, благочестивый Бишри Хафи захоронил в земле, предчувствуя смерть [5]. 

УЧЕНИКИ БИШРИ ХАФИ

Но хадисы Бишри Хафи продолжали и продолжают жить в веках. В устной форме, из уст в уста, они передавались его учениками. История помнит такие имена его учеников, как Абучафар Мухаммад ибн Харун Багдади, известный как ибн Нашит, Абухафис Умар Марузи (племянник, сын сестры Бишра), Сарри ибн Мугаллис Сакати, Абдусамад ибн Мухамад Абадани, Нуим ибн Хайзам Харуйи [6].

Написано много исторических книг, рассказывающих о жизни и деяниях Бишри Хафи.

Исламский мир чтит память о благочестивом иранском суфийском шейхе, мистике, мухаддисе и факихе. Он удостоился признания и похвалы со стороны многих мусульман. Жители Багдада почитают его как великого учёного, стоящего выше, чем Имам Ханбала. Сам Имам Ханбал также его очень уважал и любил Бишри Хафи как великого святого (авлия) [7] .

СМЕРТЬ БИШРИ ХАФИ

Бишри  Хафи умер приблизительно в 227 году. На погребальную молитву (джаназа) собралось очень много людей. Пришедшие на похороны провели несколько часов в молитве, прежде чем  Бишри Хафи был захоронен.

Его могила находится в Багдаде, столице Ирака.

Использованная литература:

 [1] Ибн Чавзи «СифатуСафават», Ибн Халкан «Вафиятил Аъён», Ибн Асакир «Торихул Мадина Димашк, том-10».

 [2] Мухаммад ибн Ибрахим Аттар «Тазкират ул Авлия», Абдулкарим ибн Хавазин Кишри «Рисалаи Кишри» и также по мнениям Ибн Хатиб, Ибн Асакир, Ибн Халкан и Ибн Касир.

[3] Ибн Чавзи « Сифату  Сафавот, том 2, с 334», и Ахмад ибн Али ХатибБагдади « Тарихи Багдад, том - 7, с 72».

[4] Ахмад ибн Али Хатиб Багдади, «Торихи Багдад, том 7 с-71», Мухаммад ибн ИбрахимАттар, « ТазкиратулАвлия том 1 с-128», Ахмад ибн Абдулла Абунаим, «Халиятул Авлиява Табакатул Асфияа, том 8, с-339».

[5] Ибн Асакир, «Торихул Мадинатул Димашк, том 10, с-181», Абдулла ибн Асад Ёфъи, «Мараатул Чинанва Ибратул Никзан, том 2, с-69».

[6] Ибн Асакир, «Торихи Мадина Димашк, том 10,с-177», Ахмат ибн Хатиб Багдади, «Торихи Багдад, том 7, с-71».

 [7]  Али ибн Усман Хачубари, «Кашфул Махчуб, том 1, с-146», Ибн Асакир, «Торихи Мадина Димашк, том10, с-191».

Статья написана по материалам 12-го тома Большой исламской энциклопедии (Доиратуль-Маорифи Бузурги Исломи), Тегеран, 1381 (2002 год н.э.). Перевод с фарси исполнил Хайриддини Абдулло - Руководитель отдела по духовному вос-питанию и духовной культуре Общероссийского общественного Движения «Таджикские трудовые мигранты», Москва.