Исламская культура

“Человек” в контексте арабского языка

20 Апрель , 2023
301 просмотров


“Человек” в контексте арабского языка

Человек по-арабски звучит как "инсан".

У всего в этом бытие, будь то живое или не живое, есть своё предназначение, своя цель и свои атрибуты, т.е. отличительные качества. У всего есть своё название, которое указывает ищущему на себя, на свою ценность, свой смысл и свою миссию в этом мире.

Человеческий язык даёт возможность людям общаться, описывать этот мир, указывать друг другу на какие-то события, чувства или предметы.

Тот, кто хорошо владеет языком, имеет богатый словарный запас, знает смыслы слов и использует подходящие слова в нужный момент – очень интересен и привлекателен. Чем больше языков знает человек, тем богаче и ярче его внутренний мир, потому что язык - это смыслы и ассоциации, это особое, для того или иного языка, восприятие окружающего. Это разные миры…

Тот, кто держит своё слово, выполняет обещания и не даёт их, если не уверен в способности выполнить их – становится человеком, на которого можно положиться, становится тем, кому доверяют и тем, с кем не боятся иметь дело. Человек слова ценился во все времена, был почитаем во всех культурах, воспевался в песнях и поэзии. Сдержать слово для достойного человека порой было важнее жизни. Всё это потому, что каждое слово обладает определённой силой, у каждого слова своя мощь. Словом можно ранить или даже убить, словом можно вылечить и придать жизни новый смысл.

Человек – это сильное, громкое слово. Какой же смысл несёт оно в себе? Я предлагаю обратиться к арабскому языку и посмотреть на какие смыслы указывает слово «Человек» в этом языке. Вы спросите: «Почему арабский?» Ну, если не считать того, что я просто люблю этот язык, можно сказать следующее…

Арабский язык один из наиболее богатых и сохранивших свою оригинальность и подлинность языков. Мы не будем говорить о том, что этот язык был избран для передачи Божественного Откровения, хотя этого было бы вполне достаточно для признания его превосходства. Можно просто вспомнить, что этот язык был языком знания, на протяжении многих веков на огромных территориях. В своё время арабский язык был языком медицины, поэзии, математики, астрономии и других наук. В то время, когда Запад смотрел на Восток с восхищением и завистью и учился у его обитателей, этот язык был, поистине, мировым языком. И это продолжалось на протяжении веков. Арабскому языку уделялось огромное внимание, его защищали и продолжают защищать, т.к. это язык Корана.

Данный язык один из наиболее чистых языков, он меньше всего подвергся влиянию других иностранных языков и культур. Сам же, в свою очередь, повлиял и оставил свой след на целых цивилизациях.

Так что же расскажет нам арабский язык о слове «Человек»? «Человек» – انسان (Инсэн) образовано от слова «Видение» – اناس (инэс). Люди называются людьми (انس – инс), т.к. они, в отличие от джиннов, видимы. Слово джинн образовано от глагола джанна (جنّ), что значит «скрывать», «покрывать». Всевышний Аллах сказал в Коране: «Если обнаружите в них разум» (Женщины, 6). Здесь использовано слово آنستم (энэстум) – обнаружите. Это однокоренное слово со словом «Человек» (Инсэн).

Также Всевышний сказал: «Он увидел со стороны горы огонь» (Рассказ, 29). Здесь тоже используется слово آنس (энэса) – увидел. Слово «зрачок» в арабском языке звучит также, как слово «Человек» – Инсэн. Из этого следует, что слово «Человек» несёт в себе смыслы «Видение», «Ясность».

Также данное слово может быть образовано от слова «Забывчивость» (نسيان – нисьян). Ибн Аббас сказал: ««Человек» (Инсэн) называется так, потому что он забыл договор с Богом». Всевышний сказал: «Мы заключили завет с Адамом, но он забыл» (Таха, 115). Здесь используется однокоренное слово «забыл» (نسي – насия).

Исходя из этого, филологи – куфийцы (представители одной из школ арабской грамматики) говорили, что «Человек» (Инсэн) образовано от слова «Забывчивость» (نسيان – нисьян).

Знание этих смыслов даёт огромную пользу. В этом указание на то, каким должен быть человек.

«Видение», «Ясность» – указывает на то, что человек должен стараться быть ясным, открытым в своей жизни, в своих нравах и убеждениях. Он не должен скрываться и лицемерить. Он человек, а не джинн, основа в котором - коварство и притворство. Человек - открытый и ясный. Лицемер же убил в себе нравственность, убил в себе человека, поэтому он не может так называться. Он – мёртвый человек.

«Забывчивость» – указывает на разум человека. Человек – тот, кто забывает и вспоминает, и это указывает на ум. Он нуждается в напоминании и учёбе. Он должен развивать свой разум и беречь его, т.к. это великая милость. Человеку необходимо учиться, развиваться, расти, становится мудрее и обучать. Рост и развитие - это признак человека.

Человек должен стараться быть человеком. Быть человеком – значит быть честным, открытым, отвечающим за свои слова, забывающим неприятности, прощающим и движущимся вперёд, вспоминающим милости, которые ему оказаны и благодарящим за них. Быть человеком – значит постоянно расти, развиваться во всех направлениях и обучать этому других. Порой быть человеком непросто, но надо… надо быть человеком!

 

Автор: Андрей Рожнов

 

Источник - 24 марта 2015 года - http://www.islamnews.ru/news-454884.html