Исламская культура

Ибрахим Адхам - знаменитый иранский суфий и отшельник

20 Апрель , 2021
841 просмотров


Ибрахим Адхам - знаменитый иранский суфий и отшельник

Ибрахим Адхам – знаменитый иранский суфий (ариф) и отшельник (захид) - известен в исламском мире как святой (авлия) и крупный представитель ирфана (суфизма).

К большому огорчению, наши предки донесли до нас, потомков арийской нации, только отдельные эпизоды из жизни этого гения и аскета.

Подробности биографии Ибрахима Адхама скрыты под покровом времени. Пришлось по крупицам собирать информацию, перелистывая страницы старинных иранских книг. Основными источниками стали «Большая исламская энциклопедия», изданная в Иране, Тазкират ул Авлия («Рассказы о святых») Фарид ад дин Аттара, а также ряд изысканий современных историков.

БИОГРАФИЯ

Полное имя Ибрахима Адхама  - Абу Исхак Ибрахим ибн Адхам Ибн Мансур ибн Язид ибн Джабир ( или Амир ибн Исхак ) Тамими Иджли.

Ибрахим ибн Адхам родился в VIII веке по григорианскому календарю. Но точная дата его рождения неизвестна.

Большинство историков сходятся на том, что, согласно традиции, его семья была из Куфы. Но сам он появился на свет в городе Балх, который находится на территории современного Афганистана в нескольких километрах от легендарного и прекрасного Мазари-Шариф.

Балх — центр исторической Бактрии и один из самых величайших городов далёкой древности. Именно в Балхе около трёх тысяч лет назад родился и великий Заратустра.

Родился Ибрахим Адхам в богатой семье. По преданию, он является внуком правителя Балха, сыном дочери или сына султана.

Отца его звали Адхам. Он был религиозным учёным.

Имам Бухари, Ибн Хаджар, Абу Наим, Захаби, Ибн Аби Хатам передавали хадисы от его имени. А сам Ибрахим пересказывал высказывания Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), советы и указания, которые он оставил во благо человечества - в предании от своего отца Адхама.

Про мать Ибрахима известно только то, что она была богобоязненной женщиной из благородной иранской семьи.

Про детство его почти ничего неизвестно.

Историк Фарид ад дин Аттар в «Рассказах о святых» (Тазкират ал Авлия), пишет, что Ибрахим Адхам обладал даром красноречия. Согласно преданию, он, будучи принцем по крови и рождению, отказался от роскоши, став  захидом (отшельником)  и дервишем (убившим в себе страсть - нафс).

Имя Ибрахима Адхама вошло в исламскую историю, как пример «жизни в истинной нищете, воздержании и уповании на Бога».

Рассказывают, что до того, как стать дервишем, он имел семью и детей. Старший современник Ибрахима ибн Адхама по имени Фудайла, который познакомился с ним в Мекке, так выразил его отношение к семье: «когда человек женится, он садится на корабль, а когда у него рождается ребёнок, он терпит кораблекрушение».

ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ИРФАНУ

Учёные рассказывают разные истории о том, как Ибрахим Адхам стал суфием (арифом), дервишем и захидом. Приведём одну из них.

До того как стать дервишем, Ибрахим был царём Балха и купался в роскоши. Но его путь благочестия и праведности был предопределён свыше - самим Всевышним.

«Однажды Ибрахим спал во дворце, когда неожиданно в полночь его разбудил шум шагов каких-то людей на крыше. Он закричал: «Кто это там ходит по крыше?» Ему немедленно ответили: «Те, кого ты знаешь. Мы ищем здесь пропавшего верблюда». Царь возразил: «О незнакомцы, как верблюд мог оказаться на крыше?» Они ответили: «Также, как ты надеешься найти Бога, продолжая жить и одеваться… по-царски». Страх перед Всевышним сразу охватил царя.

Несколько дней спустя к Ибрахиму пришёл другой Божий посланник, когда тот сидел в приёмном зале дворца. Его величественное поведение поразило всех присутствующих, и никто не осмелился спросить, как он оказался здесь и как его зовут. Он проследовал прямо к царскому трону и начал смотреть по сторонам. Ибрахим спросил его, что он ищет. Он ответил: «Я ищу приличное место в этом караван-сарае, где можно было бы остановиться».

Ибрахим воскликнул: «Но это не караван-сарай, это мой дворец!».

«Кому он принадлежал раньше?» — спросил незнакомец.

«Моему отцу», — ответил Ибрахим.

«А до него?» — продолжал допытываться незнакомец.

«Моему деду», — ответил султан.

«Как ещё можно назвать место, в котором хозяева живут непродолжительное время, потом уходят, и их сменяют новые люди?..», — заметил незнакомец и исчез.

Султан молился Богу, чтобы Он сказал ему, кто был этот человек. И когда он узнал, что это был Хидр, то его охватил благоговейный трепет перед Всевышним.

Вскоре после этого случая султан со свитой поехал на охоту.

Когда охотники начали преследовать оленя, превосходный скакун султана обогнал других лошадей, и вскоре его всадник обнаружил, что оказался в чаще один.

Вдруг он услышал Божественный Глас: «Ибрахим! Пробудись, прежде чем умереть!». Эти слова звучали снова и снова. Потрясённый султан лишился чувств. Когда он пришёл в себя, то увидел, что рядом стоит олень. Султан схватил лук, натянул тетиву, но не успел выпустить стрелу, так как олень повернулся к нему и сказал человеческим голосом: «Я пришёл поохотиться на тебя, а не для того, чтобы стать твоей добычей. Ты не можешь убить меня. Ты когда-нибудь задумывался о том, что Всевышний сотворил тебя совсем не для того, чтобы ты погряз в праздности? Неужели ты не можешь найти себе более достойного занятия?».

Эти слова услышали и подъехавшие спутники султана.

Ибрахима охватил страх перед карающим огнём Всевышнего. Потом в его душе проснулись и другие чувства. Таким образом Ибрахим пробудился для истинной веры. Он покаялся, заплакал, и слёзы пролились на его царскую одежду. Он понял, что растрачивал жизнь впустую.

Султан покинул приближённых и уединился в дремучем лесу. Там он сменил богатые одежды на наряд пастуха из оленьей шкуры.

Ибрахим выбросил дорогую, но нечистую одежду земного правителя - и надел царственный, божественной чистоты наряд бедняка.

Ибрахим направился вглубь леса, ступая босыми ногами по камням и колючкам. По дороге он не переставал лить слёзы, каясь в прегрешениях. Наконец, его взору открылась пещера, в которой можно было уединиться для молитв. Он поселился в этой одинокой обители на долгие девять лет.

Только по пятницам Ибрахим выходил из укрытия, чтобы собрать хворост и продать его на базаре. Вырученные деньги он тратил на самое необходимое для себя и живущих поблизости дервишей. Вскоре рассказы о набожности Ибрахима стали передаваться из уст в уста, и, чтобы не почивать на лаврах, он покинул лесную обитель и отправился в Мекку.

Несколько лет спустя шейх Абу Саид, тоже покинувший свой дворец и ставший дервишем, посетил одинокую пещеру Ибрахима. Он обнаружил, что в ней всё ещё витает сладкий запах мускуса (сладкие духи).

Имя Бога было сообщено ему братом Ходжи Хидра, Ильясом, духовным учителем Ибрахима, принявшим его в братство».

УРОК, ПРЕПОДАННЫЙ ИБРАХИМУ СЛУГОЙ

Научному миру известно множество легенд из жизни суфия и отшельника. Приведём ещё одну из них.

«В молодости, когда Ибрахим Адхам  был ещё принцем, он, войдя в спальню, увидел, что слуга расположился на его кровати. Его рассердило такое поведение слуги и он заставил наказать его.

Получив своё, слуга начал смеяться. На вопрос, почему он смеётся, тот ответил:

- Я получил столько наказания за то, что только лишь прилёг на Вашу постель. А Вы же лежите годами в этой постели. Я подумал, что же будет с Вами в Судный День, вот поэтому и смеюсь.

С этого момента Ибрахим ибн Адхам отказался от права наследования трона и стал великим праведником». (Из книга Фарид ад дин Аттара ТАЗКИРАТ АЛЬ АВЛИЯ, «Рассказы о святых»).

ИБРАХИМ АДХАМ ВЫЗЫВАЛ УВАЖЕНИЕ СРЕДИ УЧЁНЫХ

Ибрахим чётко следовал завещанию Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) «Стремление к знаниям есть долг каждого мусульманина». «Где бы вы ни нашли знание, у кого бы ни нашли его, даже у язычника или лицемера - берите это знание». «Ищите знание, даже если за ним вам придётся отправиться в Китай».

Из родного города Балх Ибрахим для получения знаний путешествовал по всему миру, посетив Ирак, Хиджаз, Сирию, Мекку и другие арабские города и страны.

Абдулла ибн Мубарак говорил, что «...я и Ибрахим ибн Адхам вместе с группой студентов для получения знаний покинули город Хорасан».

Ибрахим Адхам считается табиином — последователем сахабов – сподвижников Пророка. В Куфе он находился на службе у Имама Джафара Сиддика. Также он был учеником выдающегося исламского богослова, факиха и мухаддиса Имама Абу Ханифы, который называл его «Сайидан» (наш господин). А также он говорил про Ибрахима, что тот работает на Бога, а мы - на себя».

Суфий Ибрахим Адхам жил в миру, но был не от мира сего, пребывал в бедности, держался в стороне от власть имущих и трудился ради будущего духовного обновления и развития человечества.

В Мекке Ибрахим встретился с такими суфиями, как Саври, Фазил ибн Ияз и Абуюсуф Гусулиям.

А великий суфий Джунайд Багдади называл Ибрахима «Мафатихул улум » - «Открывающий знания».

Про Ибрахима Адхама многие учёные ислама писали научные труды. Например, Абу Аббас Ахмад ибн Мухаммад Бардаи оставил для потомков книгу «Зухд Ибрахим». Ахмад ибн Юсуф Санани написал книгу «Сиратул Султан Ибрахим ибн Адхам».

Выдающийся дервиш Хасани Руми посвятил Ибрахиму Адхаму книги «Тараз-ал муалим», «Султан Ибрахим ибн Адхам», «Абу Хасан Мухаммад», «Гулзари Ибрахим» и др.

Также и многие поэты, писатели, историки, суфийские шейхи, приводили в своих книгах рассказы про Ибрахима Адхама - они переводились на разные языки мира, и в первую очередь - на арабский, турецкий и индийский языки.

МУДРОСТЬ ИБРАХИМА АДХАМА

***

Однажды Ибрахима спросили: «Что заставило тебя отказаться от царства?» Он ответил: «Однажды сидел на кушетке, а передо мной висело зеркало. Всмотрелся в него и чудесным образом увидел своё последнее пристанище — могилу. Я отправляюсь в последний путь один, без друзей. К тому же, не накопил достаточного багажа хороших дел, чтобы взять с собой в мир Иной. И когда предстану перед справедливым Судьей в Судный день, мне нечем будет оправдаться перед Ним за прегрешения. С этого момента груз власти тяжёлым бременем стал лежать на моих плечах».

«Но зачем же ты покинул Хорасан?» — спросили они. Он ответил: «Потому, что люди там знали меня, и они постоянно отвлекали бы меня от молитв, осведомляясь о моём здоровье».

***

Однажды поссорились два дервиша. Ибрахим сказал: «Вы ничего не заплатили за то, чтобы жить в бедности. Так как вы получили это право бесплатно, вы не цените его». Один дервиш язвительно сказал в ответ: «А ты заплатил высокую цену за то, чтобы стать дервишем?» Ибрахим спокойно посмотрел на него и заметил: «Да, в обмен я отдал царство Балха, но всё равно я считаю, что заплатил за право называться дервишем слишком малую цену. По сравнению с царством это гораздо более ценная вещь, брат!»

***

Однажды некий человек предложил Ибрахиму тысячу динаров. Но тот не принял их, сказав: «Я не принимаю подарков от нищих». Человек возразил ему, сказав, что он богатый человек, а вовсе не нищий. Ибрахим спросил его: «Ты хочешь стать ещё богаче или тебя устраивает то, что ты имеешь сейчас?»

Человек ответил:

— Конечно, я хочу большего.

— Тогда ты беднее, чем я, так как я доволен своею бедностью и мне ничего не нужно.

***

Три завесы скрывают от нас Бога. Когда они устранены, мы встречаемся с Богом. Вот эти завесы:

  1. Не испытывать счастья, даже если богатства обоих миров будут положены у твоих ног.
  2. Ни о чем не жалеть, даже если лишишься царства.
  3. Никогда не гордиться, даже если тебя превозносят до небес.

***

— Если ты стремишься в компанию истинных святых (авлия) и хочешь стать одним из них, то не заботься ни об этом мире, ни об Ином - но очисти сердце ото всего, кроме Бога. Сконцентрируй внимание исключительно на Боге и живи на то, что заработал честно. Проводи ночи в бдениях и часто постись. Пища, которую получил неправедным путём, лишает духовного опыта, так как в такой пище сидит дьявол. — Такие советы давал Ибрахим идущим по духовному Пути.

***

Ибрахим часто говорил: «Знание без веры ничего не стоит».

***

Некто спросил Ибрахима: «Почему ты не спишь ночью?»

Он ответил: «Как могут мои глаза закрыться, когда из них постоянно текут слёзы?»

***

Когда Ибрахим заканчивал намаз поклоном, он закрывал лицо ладонями из страха, что Бог, недовольный его молитвами, не примет их и бросит ему в лицо.

***

Некий человек спросил Ибрахима: «Испытывал ли ты счастливые моменты в жизни?» Ибрахим ответил: «Моя жизнь дервиша два раза озарялась счастьем. Однажды я сидел в лодке. Волосы были взъерошены, одежда висела лохмотьями. Неожиданно ко мне подошёл какой-то шутник и из чистого озорства стал насмехаться надо мной, нанося удары по моему телу. Я был счастлив в этот момент, потому что моё эго было унижено. В другой раз я от усталости заснул прямо в мечети. Какие-то люди разгневались на меня за это, схватили за ноги и сбросили вниз с лестницы. Падая, я разбил голову о ступеньки и переломал ноги. Но каждый раз, ударяясь о ступеньки, чувствовал, как становлюсь всё совершеннее духовно. Когда упал на пол, я пожалел, что ступеньки кончились, так как хотел, чтобы мой духовный опыт стал ещё богаче».

***

Некий человек спросил Ибрахима: «Где ты достаёшь себе пищу?» Он ответил: «Спроси у Того, Кто посылает мне пищу, откуда Он достает её. Задай свой вопрос Богу. У меня нет времени, чтобы заниматься такой ерундой».

***

Ибрахим рассказывал: «Однажды я купил раба и спросил, как его зовут. Он ответил: «Так, как тебе захочется называть меня». Я спросил его, что он хотел бы съесть. Он ответил: «То, что ты захочешь мне дать». Я спросил, какую одежду он бы надел. «Ту, которую ты дашь мне». Тогда я поинтересовался, какую работу он предпочитает делать. «Ту, которую ты попросишь меня выполнить». Я спросил его: «Чего ты хочешь?» — «Я всего лишь раб, как я могу чего-то хотеть?» Я подумал про себя: «Если бы я мог стать рабом Господа и подчиняться Его воле, как этот раб!»

***

Ибрахим сказал: «Пока вы не обменяете сон на бдение, богатство на бедность, славу на скромность, праздность на труд - не будете достойны находиться рядом со святыми».

***

На вопрос «Почему наши молитвы не услышаны?», Ибрахим назвал в ответ несколько причин:

  1. Вы признаёте Бога, однако, не следуете Его заповедям и не подчиняетесь Его приказам.
  2. Вы изучаете Писания, но не делаете того, о чём вас просят.
  3. Вы наслаждаетесь дарами Бога, но не благодарите Его за них.
  4. Вы не действуете так, чтобы избежать ада и войти в Рай.
  5. Вы знаете, что дьявол — ваш враг, но вы не относитесь к нему, как к врагу.
  6. Вы знаете, что смерть может забрать вас, но не готовитесь к ней.
  7. Вы предаёте ваших умерших родителей земле, но не извлекаете для себя урока (и воображаете, что бессмертны).
  8. Вы знаете, что у вас много недостатков, однако, пытаетесь найти их у других.

***

Владелец сада, который не знал, кто такой Ибрахим, нанял его садовником. Как-то хозяин попросил Ибрахима принести несколько сладких гранатов. Он принёс плоды, но все они оказались кислыми. Тогда хозяин заметил: «Ты уже несколько месяцев работаешь у меня, а всё ещё не можешь отличить сладкий фрукт от кислого». Ибрахим ответил: «Меня наняли смотреть за плодами, а не пробовать их». Владелец сада произнёс: «Неужели ты — Ибрахим?» Ибрахим исчез.

***

Один человек спросил Ибрахима: что он получил взамен оставленного царства Балха? Ибрахим в это время сидел у берега реки. Он бросил в воду иголку и велел рыбам достать её. Тысячи рыб вынырнули из воды, они держали золотые иголки. Но Ибрахим сказал им, что ему нужна его собственная иголка. Тогда маленькая рыбка принесла эту иголку. Ибрахим сказал человеку: «Вот самая малая милость, дарованная мне за отказ от царства». (Из книги Фарид ад дин Аттара ТАЗКИРАТ АЛЬ АВЛИЯ, «Рассказы о святых»).

ДАТА СМЕРТИ

О последних днях  жизни Ибрахима Адхама историки пишут по-разному.

Ибн Асакир писал, что Ибрахим был похоронен на византийском острове.

Другие источники утверждают, что его могила находится в Тире, в Багдаде (Ирак), в Сирии , в Джабале, в «городе пророка Лота», в «пещере Иеремии» в Иерусалиме, и, наконец, на сирийском побережье.

Со слов Мухаммада ибн Исмаила Бухари, скончался великий суфий Ибрахим Адхам в 778 году. А истину знает только Бог!

Такова была история одного из самых великих и искренних суфиев. Мы должны гордиться, что наш иранский народ дал миру легенду суфийской мысли и практики - Ибрахима Адхама.  

Статья написана по материалам 2-го тома Большой исламской энциклопедии (Доиратуль-Маорифи Бузурги Исломи), Тегеран, 1381 (2002 год н.э.). Перевод с фарси сделал Хайриддини Абдулло - Руководитель отдела по духовному воспитанию и духовной культуре Общероссийского общественного Движения «Таджикские трудовые мигранты», Москва.

НА ФОТО – «Суфий с чётками», иранская миниатюра 17 века.